Вопрос к Булгакову 2

Илья Уверский
Это отрывок из главы "Маргарита" романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (там, где Маргарита сидит перед вечным огнем)

"Вернувшись с этим  богатством  к  себе в спальню, Маргарита  Николаевна установила  на трехстворчатом  зеркале  фотографию и  просидела  около часа, держа  на коленях испорченную огнем  тетрадь,  перелистывая ее и перечитывая то, в чем после сожжения не было ни начала, ни конца: "...Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли  висячие мосты,  соединяющие храм  со страшной антониевой башней,  опустилась с  неба бездна  и залила крылатых  богов  над  гипподромом,  хасмонейский  дворец  с бойницами, базары,  караван-сараи, переулки,  пруды...  Пропал  Ершалаим  — великий город, как будто не существовал на свете..."
Маргарите хотелось  читать  дальше, но  дальше  ничего не  было,  кроме угольной бахромы".

***

"— Вот спасибо за такие  поручения!  — обидевшись, воскликнул  рыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: — Дура!

     — Мерзавец! — отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:

     —  Тьма,  пришедшая   со   средиземного   моря,   накрыла  ненавидимый прокуратором город.  Исчезли  висячие  мосты, соединяющие  храм со  страшной Антониевой  башней...   Пропал  Ершалаим,  великий   город,  как  будто   не существовал на  свете...  Так пропадите  же вы пропадом с  вашей  обгоревшей тетрадкой и сушеной  розой! Сидите  здесь  на скамейке одна и  умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!".

****

А это 25 глава.

"Тьма, пришедшая со  Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли висячие  мосты,  соединяющие  храм  со  страшной  Антониевой башней, опустилась с  неба бездна и  залила  крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами,  базары, караван-сараи, переулки,  пруды...  Пропал  Ершалаим —  великий город, как будто  не существовал на свете.  Все пожрала тьма, напугавшая все живое  в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу  принесло  с  моря к концу  дня,  четырнадцатого  дня весеннего  месяца нисана.

     Она уже навалилась  своим  брюхом на Лысый  Череп, где  палачи поспешно кололи  казнимых,  она  навалилась  на храм  в  Ершалаиме,  сползла  дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей  в  дома. Она не спешила  отдавать свою влагу  и  отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со  сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во  мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он  выскакивал  из нее  и  опять  проваливался, и  каждый  раз  этот  провал сопровождался грохотом катастрофы.

     Другие трепетные мерцания  вызывали  из бездны противостоящий храму  на западном  холме  дворец Ирода Великого,  и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу,  простирая к нему руки. Но опять прятался  небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

     Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла  в ураган.  В том самом месте,  где  около  полудня,  близ   мраморной  скамьи  в  саду,  беседовали  прокуратор  и  первосвященник,  с  ударом, похожим на пушечный,  как  трость переломило кипарис.  Вместе  с водяной пылью  и градом на балкон под колонны несло  сорванные  розы,  листья  магнолий,  маленькие  сучья и песок. Ураган терзал сад.

****

Это из 30-ой главы

"Гроза, о  которой говорил Воланд, уже скоплялась на  горизонте.  Черная туча  поднялась на  западе и до половины отрезала солнце.  Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно.

     Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный  город. Исчезли  мосты, дворцы. Все пропало,  как  будто  этого никогда  не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар.  Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле".