Ю. М. Заяц. Мудрость слова

Валентина Майдурова 2
Мудрость слова (Рецензия на произведения В.Е. Майдуровой)
            
Слово, сказанное от души, живое, первозданное слово – это та точка соприкосновения человека с мирозданием, акт приобщения его к тайне, неповторимости жизни, ее непостижимости, когда  в вечном видится мир, а в мгновенном – вечное, когда красота являет свой лик в улыбке майского рассвета, в желтизне увядающих листьев, в зимней рапсодии заснеженного утреннего сада, в бесконечности звездного неба – во всем том, что окружает нас;  надо только узреть его и постигнуть.
             В этом постижении лика красоты и кроется тайна Человека, его жизни, как единого  Слово, суть которого осознается не сразу, а в вечности.  Оно по-разному звучит, по-разному обретает свою плоть. Слово писательницы Валентины Майдуровой, через призму рассказов-притчей в сборнике «Преданья старины глубокой» емко, многогранно, многолико; оно искренне, сказанное душой Слово.
            Для одного из героев рассказов-притчей  писательницы  Слово,  это и мир, и жизнь, и все-все-все… – Он читал:  «Слово». Слово было его миром, его жизнью. Слово было Богом («Преклоните колени»). Ни истуканом, ни идолом, а Богом, который хранит и открывает тайны, наполненные мудростью жизни.
           Мудрость жизни,  она в Книге Бытия человека и человечества. Переосмысливая библейские притчи, древние легенды, мифы, предания, Майдурова В.Е. создает свой особый художественный мир, который зиждется на тех ценностях, данных человеку изначально. Милосердие, добро, жертвенность, сострадание, любовь к ближнему, величие духа для писательницы не просто слова, а те нравственные ориентиры, без которых она не мыслит Человека. Ряд из ее рассказов в сборнике «Преданья старины глубокой»  – это развернутая притча; в ней и предостережение, и поучение, и постижение духовного бытия личности во всей ее полноте.  Так жанр рассказа-притчи наполняется новым содержанием, ибо таит в себе авторское видение правды любви, правды жизни, правды Человека.  И у каждого она своя.
         «Каждому свой крест» – так называется одна  из  притчей писательницы. В самом ее названии скрыта народная мудрость, понятная, пожалуй, всем: у каждого свой духовный путь, своя судьба, своя жизнь – свой «крест», который нужно нести с достоинством, не теряя чести. Но под пером автора выражение «У каждого свой крест» приобретает свой особый смысл.
          Героиня рассказа, вкусив соблазн «легкого креста», лишь взвалив его на плечи, поняла, что у каждого свой «крест-судьба», и у каждого он по-своему бывает нестерпимо тяжелым, но ведь судьбу не выбирают. Только крест свой несут «дальше и дальше» как «переборчивая старуха».  И за авторским «у каждого свой крест» невольно в сердце закрадывается знакомое всем – «От судьбы не убежишь». – Тяжко вздохнула старуха. Петр помог ей вскинуть на растертую,  натруженную спину свой «крест-судьбу» и выпроводил из пещеры.
      Со стоном открыла старуха глаза. Затекшие во сне, натруженные плечи заныли привычной болью под своим крестом.  – У каждого своя судьба, – прошептала старуха. И понесла свой крест дальше.
       Какой бы  ни была судьба человека – у него всегда остается право выбора между добром и злом, между любовью и ненавистью. Он, оставаясь один на один с самим собою, стремиться осознать, кто же он на самом деле: «Право имеющий … Право дающий…. Кто он – Человек или жалкая никчемная пылинка в мироздании – тварь дрожащая? Хозяин он своей судьбы или нет?»  В общей своей значимости, своей полноте личность у Майдуровой пребывает в системе традиционных ценностей, основанных на Нагорной проповеди Христа. Человек, милосердный, алчущий высшей правды, жертвующий собой ради блага других, умеющий почувствовать чужую боль как свою – вот ее идеал.
        Верой в человека, сопереживающего, сострадающего, сердце которого в шрамах не от ударов судьбы, а от ран чужого сердца, которое стало своим, проникнут рассказ-притча  «Два сердца бились в унисон».
 – Недавно я потерял друга. Чтобы он жил, я отдал ему часть своего сердца. Но он не выжил, и кровоточит мое сердце, не закрывается рана, уходит жизнь.
       Ничего не ответил молодой человек на речь старика. Правой рукой он вырвал часть сердца своего и приложил к ране старика. Сердце юноши потеряло свой нарядный вид, шрам появился на нем. А сердце старика, получив новую крепкую заплату, застучало сильней и ровней. Теперь два сердца бились в унисон. Два сердца!
     ….В царствование Соломона это было.
      Царствование Соломона, его притчи, переосмысливались в мировой литературе неоднократно, но писательница стремиться выделить в них ту премудрость, которая всегда и во все времена оставалась весомой, значимой и являлась во всей своей полноте основой тех нравственных ценностей, вне которых  трудно представить себе личность, способную творить добро, жертвующую собой ради величия любви и красоты.
     «Чужой» название рассказа, также основанного на эпизоде из царствования Соломона.  «Чужой» –  сколько муки, горечи, оставленности, отчужденности, холода, разочарованности, безысходности в этом слове. Но еще больнее и мучительнее оно звучит тогда, когда становится вопросом для человека, который стоит перед выбором: кто более чужой среди своих родных, близких. Кого называть чужим перед лицом того другого, вечно Чужого, но властью наделенного выбором, кого обрекать на смерть … страшный выбор.
          «Чужой» –  горячо любимый муж, ласки и нежность которого не забываются; сын, которого выносила в чреве своем, брат – продолжатель рода твоего – Слова Божьего, которое может остаться недосказанным.  Какой выбор должна сделать героиня рассказа-притчи.
        – Оставьте мне брата, –  чуть слышно сказала она.
        – Брата?! – Вскинул брови Чужой. – Разве не сын – будущее твоей жизни?
Долго, опустив голову, молчала женщина. Кивнув своим мыслям, подняла глаза свои на чужого и спокойно ответила:
       – Я молода. У меня будет мужчина. Я создам семью и рожу сына. Но родители мои умерли и, кроме брата, из рода моего никого нет. С гибелью брата переведется род наш. …
В книге притчей Соломона сына Давида царя Израильского прочла я притчу. Долго, сквозь слезы, туманившие глаза, вглядывалась в строчки, долго искала смысл поступка жены и матери и поняла, что остановило руку  Чужого от убийства. «Лишь глупцы презирают мудрость» – говорил Соломон. Мудрость Женщины остановила руку  Чужого. Мудрость женщины, она просто уравняла и Великого Чужого, и сына, и брата, и мужа, и саму женщину. Не смог Великий Чужой пресечь род человеческий.
          Женская мудрость – милосердие во всем величии и полноте предстанет и в рассказе-притче «Преклоните колени». …
         – И, обращаясь к залу, так закончил речь свою Соломон:
         – Преклоните колени перед женщиной. Ибо не оставит она в холоде и голоде детей малых, последним поделится с ближним и нуждающимся, исцелит больного и пригреет убогого.
           О женской судьбе, о величии любви, о сокровенном чувстве материнства не повествуется, а сказывается в «Сказании старины глубокой о Билкис и Соломоне».
   … – Два самых дорогих подарка увозила с собой Билкис. Кольцо Соломона, наследованное им  от своего отца Давида, что  было подарено ей.  А о втором подарке пока не догадывалась царица, но вскоре станет он ей дороже всех подарков мира. Плод любви ее и Соломона увозила Билкис с собой.
               И сквозь даль веков эти строки звучат как гимн истинному женскому счастью.
       – Вот и закончился миф, а, может вернее будет, – предание о необыкновенной любви царицы Савской и царя Соломона, воспоминание о которой они пронесли через всю свою жизнь. Сменил царицу сын ее; именем Менелик, и с той поры навсегда сменилась наследование тронов в царстве  Сабском. 

         Автор не просто одаривает читателя мудростью притч, но вносит в  свои произведения то назидательно-познавательное начало, которое не только преображает человека, делая его лучше, чище, но и заставляет задуматься о смысле жизни.
              Герои писательницы жаждут любви, живут во имя любви, несут ее в сердце своем. Таков Прометей из легенды «Кольцо первого Героя». Он не богоборец, подобный Люциферу, падшему ангелу, упивающемуся своей гордыней, и не бунтарь, чей бунт без смысла и без цели; а Герой, сознательно жертвующий собой, обрекающий себя на вечные муки ради людей.
        – И  вынес Громовержец Зевс  свой нечеловеческий вердикт: – Никогда  не познают земные люди великой спасительной силы огня. Из праха вышедшие, прахом станут и в землю холодную уйдут.
     Страшным было решение верховного бога. Ведь более всего людям был нужен огонь,  без которого в вечном холоде затухала божественная искра, вложенная в них титаном Прометеем. И столь велика была любовь Прометея к земным людям, что похитил он с небес искру священного огня и принес ее людям. Запылал на земле первый костер, согревший людей.
       Не страх перед богами, а волнение, страх за людей, за их судьбу, определяли поступок Прометея, потому и обрушился гнев Громовержца Зевса на него. Всем известны муки Прометея, всем ведома попытка Геракла, совершившего множество подвигов, освободить Прометея. Но!
        – Долго пытался Прометей освободить руку  от оставшегося звена цепи с куском скалы. Но, насылая проклятие, предрек Зевс титану, что будет тот вечно связан с кавказской скалой. Поэтому и не смог освободить руку Прометей. Вечным напоминанием о первом подвиге во имя счастья человека, стало звено цепи с куском камня от скалы. Не забыли люди подвиг  первого Героя. С тех пор носят земляне на руках кольца с камнями.
        Красивая легенда! Но сколько в ней ни ложного пафоса, а истинной целомудренности, сознания подвига, как жертвы во имя всеобщего блага.
       Притчи, легенды, сказания, осмысленные Майдуровой, возвращают читателя к первозданному Слову, проникнутому духовной чистотой, открывают тайное, казалось бы, в том, что всегда было явным. И нам становится близким, милым загадочный Эрос, дарящий людям счастье («Я подарю тебе счастье»),      
 – Не плач, девушка! Я подарю тебе счастье! – Неслышным голосом крикнул ей Эрос и дотронулся до плеча проходившего мимо молодого человека. Что-то кольнуло в сердце, и парень присел на скамейку. Чем-то привлекла его девушка, тихо сидевшая в грохочущей тишине. Она подняла не него  глаза, и он утонул в них.
    – Будьте счастливы! – Пожелал им Эрос. …
      …     его Звездная мать, подарившая людям знак помощи сыну – обильный звездопад («Легенда о каштане»)
            – Я помогу тебе, – шепнула Звездная мать своему уснувшему сыну. В ту ночь поражались земляне обильному звездопаду, а наутро стали находить на земле  блестящие живые  сердечки-семена. Из них выросли  огромные деревья.  Они  каждую весну распрямляют  свои листья-пальцы. А на ладонях бережно держат канделябры со свечами, освещая ярким белым светом майские ночи. Утром Эхо, очарованная их красотой, дотронулась до свечи и ответной любовью вспыхнуло сердце девушки.
             С тех пор существует поверье. Если в первый день цветения каштанов утром первой дотронуться до цветка, то в этот год обязательно встретишь свою любовь. ...

    …        верный Нарцисс, которого люди нарекли самовлюбленным безумцем, не пережил потери своей любимой Эхо («Нарцисс  и Эхо»),
           – Наклоняется Нарцисс к зеркалу воды, чтобы поцеловать любимую, но ... целует лишь прозрачную воду ручья. Полный отчаяния, восклицает Нарцисс:
   –  Любимая! Не горы и моря нас разлучают, а только полоска прохладной воды. Страдаю по тебе безмерно. Покинь ручей, приди в мои объятия!
  Но ... молчит Эхо.
 Теряет силы Нарцисс. Плачет, и слезы его падают в прозрачные воды ручья, ломая тень любимой.
  – О, горе мне! Вернись, со мной останься, – к воде склоняясь, обессиленно шепчет влюбленный юноша. Никнет голова Нарцисса, сердце сжимается от боли. Он чувствует приближение смерти. Последний вздох, последнее «Прощай». И голос любимой:
 – Прощай, – чуть слышным эхом откликается в лесу.
Умер Нарцисс. На том месте, где склонилась голова прекрасного юноши, вырос цветок – цветок любви и смерти. И назвали люди его, в память о верной любви, – Нарцисс.
             Обретением надежды в жизни,  в любви, благодарением миру, благостью земного счастья проникнута «Легенда о фламинго».  Земное счастье, оно в единстве всего, что есть в мироздании, и,  даже если Бог Гнева стремится разрушить его, то явится та неведомая добрая сила, которая вновь его восстановит. И пусть она будет в образе розового фламинго или доброй феи – важно верить, что она есть, что добро всегда торжествует, что мы приходим в этот мир, чтобы творить его, жертвовать собой во имя тех ценностей, которые нам даны свыше: любви, милосердия, сострадания.
         – Не остались птицы равнодушными, видя гибель людей, что всегда относились к ним с любовью и заботой.  Птицы клювами  стали отщипывать   у себя кусочки мяса и совать в рот ослабевшим детям, а потом и взрослым.  Кровь из расклеванных ран пачкала белоснежное оперение, но снова и снова рвали птицы тело свое, чтобы накормить людей.  И уж стая вся  потеряла свой белоснежный наряд, стала красной от застывшей на перьях собственной крови. И отступила смерть и пали ниц люди, спасенные птицами, и долгожданный дождь вернул жизнь на Землю. Зазеленели травы и леса, появилась пища. А птицы с началом дождей вновь улетели в далекие края.  И на следующий год, вернулись  на родное озеро не белоснежным, а красно-розовым облаком, возвещая о своем возвращении пронзительными  криками. Так и не смылась кровь с их оперения. Новый наряд сделал птиц еще прекраснее и стал  постоянным напоминанием о великом подвиге во имя жизни людей на Земле.
    Жизнь на земле во всей ее красоте и полноте, не меркнущий свет, исходящий из человеческой души, наполненной любовью – это и есть тот ключ, дающий возможность приоткрыть дверь в постижении тайны бытия человека. Притчи В. Майдуровой учат читателя осознавать свое место в мироздании, верить в те ценности, данные нам изначально, чтобы в душе царили мир и гармония, чтобы чувствовать себя Человеком.
                Ю.М. Заяц, филолог.