Еще раз о реформе в медицине

Замир Осоров
  Читатели и эксперты в области медицины давно уже обратили внимание на активную гражданскую позицию главного кардиохирурга Кыргызстана профессора Калдарбека Абдраманова. Предлагаем вашему вниманию очередное интервью с этим уникальным человеком, и надеемся, что оно вновь не оставит вас равнодушными как и все, что делает этот человек.

 - Калдарбек Алишерович, в социальных сетях распространилось обращение группы граждан, которые просят руководство страны, чтобы оно продвинуло вас на руководящую должность в медицинской отрасли. И вы сами часто говорите в статьях о том, как проводить реформы, если я не ошибаюсь в течении уже более 10 лет. Почему вы это делаете, ведь шансы остаются минимальными, что верхи отреагируют на ваши выступления?
 - Да отдельные граждане считают, что я бы смог изменить ситуацию в медицине. Почему? Потому что я - один из немногих руководителей среднего звена, который целенаправленно и открыто в течении последних 10 лет высказывает свое мнение о том, как нужно проводит реформы в системе.  Но, я никогда не ставил себе цель стать у руля системы, хотя были возможности это сделать при Бакиеве, Атамбаеве и даже при Жеенбекове.
 Почему, вы спросите? Для меня важно чтобы были реальные реформы, чтобы остановить развал медицины, а не то, кто это сделает. Быть настоящим кардиохирургом, оперировать и чувствовать себя счастливым каждый божий день, после каждой изнурительной операции, после каждой спасенной человеческой жизни, испытать, что испытывал Иса Ахунбаев -  это великое счастье. Все это было и есть моя главная цель.
Я благодарен судьбе, что я стал кардиохирургом и вместе со своими коллегами продолжаю дело великого ученого Исы Ахунбаева.
В тоже время мне очень хотелось бы, чтобы наша медицина в целом стала передовой, доступной, современной - чтобы люди могли получать современную и высокотехнологичную медицинскую помощь, не унижались и преждевременно не умирали. Поэтому, если бы мне доверили и дали возможность довести реформы в кардиологической службе страны, то я сделал бы все, чтобы вывести ее на международный уровень. 
А проводить реформы в самой системе — это обязанность министра Алымкадыра Сабирдиновича. Сегодня он начал это с медицинского образования, самой важной отрасли системы. Он делает очень многое в городе, возвращает назад земельные участки государственных больниц, ушедших в частные руки, что заслуживает всемерной поддержки, а таких нарушений по всему Кыргызстану наберется много. И нам всем надо работать в одной команде. Иначе мы ничего не добьемся. Министру будет трудно в одиночку реализовать свои планы. Медицина так погрязла в своих проблемах, что нужны энергия, здоровье, политическая воля, умение и справедливый подход и  волевое решении проблем в рамках закона.
Поэтому все что я делаю, говорю, пишу направлены на улучшение здравоохранения, кардиологии  и кардиохирургии страны как это делали великие мои учителя, академики Иса Ахунбаев и Мирсаид Миррахимов.
Как доктор я это делаю исходя из того же посыла, когда я готовлюсь к очередной сложной операции по спасению жизни тяжелобольного. Каждый раз приходится самым внимательным образом изучать историю его болезни, прослушивать биение его сердца, наблюдать за ним через томограф или ангиограф, анализируя сформировавшийся порок, недуг со всех сторон, чтобы выработать стратегию и подготовить свою команду к четким и безошибочным действиям в ходе операции. Чтобы предельно уменьшить риск для жизни от вмешательства скальпеля, но чтобы помощь больному была максимальной.            
Кардиохирург возвращает к жизни пациентов, давая им второй, третий  шанс – включая искусственное сердце и искусственное дыхание, используя электрошок, массаж сердца, электростимуляцию, в случае необходимости инъекции адреналина прямо в обнаженное сердце и.т.д.  Все это звенья и технологии спасения, которые приходят вместе с знаниями, владением современными медицинскими оборудованиями и навыками работы с ними. Думаю, примерно то же самое должен делать и любой руководитель, когда президент призывает всех принять активное участие в возрождении или даже реанимации смертельно больного пациента, имя которому Кыргызстан. Поэтому не важно кто будет министром или президентом, важны мотивы и желания вытащить систему или страну на путь динамичного развития!
- Вы верите, что могли бы принести максимальную пользу медицине страны, если бы верхи продвинули вас на ответственный пост? Хотя бы директором головного Института кардиологии страны, тем самым реабилитировав вас. Ведь вы практически были высланы на ссылку в Джалал-Абад после революции 2010 года "как земляк К. Бакиева". После смены власти и революции многие в стране помнят об этом и главное, надеются на восстановлении справедливости?
   - Какая бы революция не происходила, в медицине нужны, в первую очередь, четкие знания, практика и огромное желание, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Чтобы каждое твое действие где бы ты ни работал приносило пользу людям, обществу. В этом плане я ничего не потерял, будучи уволенным из мною же практически с нуля основанного НИИ хирургии сердца в Бишкеке и изгнанным на свою малую родину в Джалал-Абад. Я способствовал созданию сети кардиоцентров и основал новый крупный научно медицинский региональный кардиологический центр ЮРНЦССХ, где сегодня ежегодно спасаем жизни десятков тысяч граждан региона и намерены дальше развиваться, поднимая центр до стандартов международного уровня. Поэтому, я ни капельки не жалею, что меня «ушли в айыл». Кто хочет искренно служить своему народу, а не создавать видимость и наоборот разрушать, тот найдет способ это сделать.
-Но  спасать  от смерти больного человека, которому осталось  всего несколько лет жизни или даже месяцев и дней из-за того что в одном из  клапанов или  сосудов  его сердца образовалась брешь, которую надо срочно зашить, удалить - это одно, а спасать страну – это совсем другое?
- Конечно, это два разные вещи. Но как я уже говорил, человек, который берет на себя всю ответственность за страну, напоминает доктора, от которого требуют, чтобы он вернул здоровье всей стране и народу. И он должен быть прежде всего высококлассным специалистом и выдающимся организатором, у которого есть свое четкое видение будущего и который знает все проблемы настоящего и состояния страны пути вывода из тупика, у которого есть опытные советники.
-Что вы имеете в виду?
- Перейду сразу же к делу. Почему в Кыргызстане провалилась попытка построить новую Швейцарию? Как и все попытки в течении 25 лет, реформировать медицину до сегодняшнего времени также провалились? Потому что эта была просто мечта-пустышка, никто не представлял себе, что это значит в практической плоскости - никто не анализировал, что мы имели тогда и что произойдет потом т.е. социально экономические, миграционные, демографические и.т.д. местные факторы, особенности, вплоть до менталитета народа. А автоматически хотели скопировать западную модель системы, создать семейную медицину, которой до сих пор у нас нет! 
И тем не менее мы подхватили эту концепцию Акаев, если вы помните, и приложили максимум усилий, чтобы создать, поднять ту сферу медицины, в которой мы работали, на достойный уровень и мы добились небольших успехов, удержали ее на плаву, несмотря на то, что вся страна катилась назад, все глубже и глубже погрязая в коррупции.
Конечно же, если бы первый президент не на словах, а на деле смог поднять медицину и страну на самый вверх, мы бы добились намного большего, но это уже - другой вопрос. Я же врач. Не мне судить о них.
 -Многие  уверены, что нам хронически не везет с президентами, что ни одного из наших эксов нельзя не то чтобы назвать великим, но даже внести в  категорию хорошего руководителя. И что в этом виновата наша политическая элита, которая выдвигала всех их, но и народ тоже несет ответственность - ведь он поддерживал их и закрывал глаза на их недостатки. Народ тоже страдает клановостью, регионализмом, землячеством, поэтому и происходят такие ошибки с выбором достойного лидера. «И что такая ситуация еще будет сохраняться какое-то время, прежде чем мы научимся уважать друг друга и в особенности специалистов». Это уже ваши слова.
- Да, в нашей стране было много разочарований. Все это так, но как говаривал Дооронбек Садырбаев, несмотря ни на что, те, кто хотят работать, будут работать, какая бы власть ни была в стране. И врачи должны лечить и спасать больных в любое время и при любом режиме, чтобы выполнять свою работу. И здесь тоже надо уметь применить творческий подход, уметь использовать любой шанс для продвижения вперед. Но это будет сделать гораздо легче, если на самом верху или хотя бы на уровне министра мы будем иметь сильного  руководителя, который способен наладить динамичную систему управления.
Нынешний министр, несмотря на обильную критику в его адрес является сильным руководителем и к тому же, что принципиально важно, президент оказывает ему поддержку и доверие. Я его хорошо знаю по совместной работе в первой городской больнице, еще в молодые наши годы. У него есть еще нераскрытые качества реформатора. Главное, что он - патриот медицины. Я в этом убедился, когда он еще в 2000-е годы в клинике Исы Ахунбаева сам, при поддержке тогдашнего депутата ЖК С.Жапарова установил первый памятник нашему учителю Ахунбаеву, когда до него никто на это не осмеливался. Но эта уже отдельная история.
Главное, перед Алымкадыром Бейшеналиевым открывается замечательная возможность, о которой только могли мечтать многие его предшественники.
-Что вы имеет в виду?
-Прежде всего, конечно же, проведение масштабных реформ в нашей многострадальной медицине, чтобы положение дел наконец-то стало меняться к лучшему. Это возможно, когда есть политическая воля высшего  руководства. И то что министр меняет кадры, неэффективных руководителей, которые уже двадцатилетиями находятся в должности главных врачей госучреждений – это и есть создание плацдарма для реальных реформ. Потому что успех любой реформы зависит от эффективности работы команды, а ротация или смена руководства - один из элементов обновления и возрождения. Если руководитель просто сидит в "болоте десятилетиями" без движения, то он неэффективен. Я это видел, когда отдельные мои коллеги, руководители, спокойно сидели, тогда  как мы строили, организовывали новые центры, частные и государственные структуры ради прогресса кардиологии и кардиохирургии страны.
Ведь в конце концов все мы  в ответе за то, что творилось на нашей земле и конкретно в той сфере, где мы работаем в соответствии с занимаемой нами должностью.
Я очень рад, что Алымкадыр Бейшеналиев как министр в настоящее время делает правильные шаги, инициативы, которые близки и понятны  для меня, реализацию которых я поддерживаю.
 - Президент не раз говорил, что его идеал - Исхак Раззаков и что он будет стремиться к тому, чтобы остаться в памяти народа такой же личностью. С другой стороны, для многих руководителей медицины, как и для вас лично, таким идеалом является Иса Ахунбаев. Но судьба и того и другого оказалась непростой и даже во многом трагической.
-Понимаю, что вы имеет в виду…В любом случае следует бороться за признание народа Кыргызстана, который поднимает лидеров, когда верит им и низвергает, когда теряет веру в них. Надо боятся прежде всего потерять его доверие. Поэтому я и горю желанием реализовать до конца мечту своей жизни, что не хочу потерять доверие народа, которое чувствую на протяжении многих лет. Моя главная студенческая мечта - наладить в стране операции по пересадке сердца и искусственных органов, внедрять новые технологии и научиться спасать жизнь безнадежных, практически умирающих больных!  Удастся это сделать, или нет -  покажет время. За 30 лет своей практической работы я оперировал и спас жизни более 15 тысяч наших граждан, но ценить и уважать меня будут за то, что я хотел спасти в 10 раз больше людей и делал все от меня зависящее, чтобы добиться этого!
  Это очень нелегко – менять жизнь к лучшему. Одного желания мало. Вот почему президенту и министру и всем, кто хотят добиться позитивных перемен, следует помогать, помня о том, что это всегда нелегко – начинать смену руководства, ротацию кадров, проводить реформы, а главное находить финансовые источники.   
Для руководителя  очень важно укреплять свою команду, чтобы достичь всех намеченных целей. Чтобы Камчибек Ташиев только усиливал свою борьбу с коррупцией, его успех предопределит успех Садыра Жапарова. Также, как и успех Таланта Мамытова, Курманкула Зулушева и других его ключевых сторонников, в том числе и Алымкадыра Бейшеналиева. Надо добиваться того, чтобы все министры, акимы районов, губернаторы областей и мэры работали с такой же отдачей.
-Именно поэтому вы хотите быть активно вовлеченными во все эти процессы, которые происходят в стране и в здравоохранении?
- Да. И я всегда занимал такую активную позицию и стремился к этому. И всегда хотел, чтобы министру была предоставлена вся полнота ответственности и самостоятельности, чтобы можно было начать без раскачки и довести до конца реформы и модернизацию системы здравоохранения. Если ты помнишь, я много раз говорил и приводил в своей программе, что в ходе такой реформы можно вывести на чистую воду еще примерно 50 миллиардов сомов теневых денег. Вот это и есть и реформа, и борьба с коррупцией, и такой министр здравоохранения смог бы точно также, как и Камчыбек Ташиев в своей сфере, найти средства для строительства и современного медицинского центра и для ремонта и переоборудования областных и районных больниц и для строительства многоквартирных домов для улучшения жилищного условия медработникови.др.
 Я хочу и верю, что у президента страны и министра здравоохранения все получится, но для этого каждый гражданин страны также должен очень постараться. 
Но в любом случае о результатах сегодняшних реформ будем судит завтра и каждый должен знать об этом и об ответственности тоже. Поэтому все наши шаги должны быть выверенными и верными. Если завтра после наших реформ все основные показатели  охраны здоровья населения страны улучшатся, то будем считать что реформа в медицине наконец состоялась! 
Некоторые выдержки из проекта программы Калдарбека Абдраманова «Модернизации системы финансирования и управления здравоохранения Кыргызстана» опубликованные в газете  еще  2017 года в канун президентских выборов.
       "...Все медицинские учреждения и службы, кроме специализированных, должны сами зарабатывать средства для своего содержания и развития, а  государственные средства направляться только на закупку медицинских услуг лицам, включенным в программу государственных гарантий,на содержание специализированных учреждений, у которых в силу своей специфики нет возможности к самофинансированию.
 Внутренние  источники финансирования системы:
Аптеки и аптечное производство. После развала СССР было принято вынужденное решение - отдать лекарственное обеспечение системы в частные руки. До сих пор практически нет государственных аптек и, следовательно, нет и аптечного производства. Тогда как в стране работают около 3000 частных аптечных пунктов, которые и занимаются поставкой и перепродажей
лекарственных средств и изделий медицинского назначения и расходных  материалов.
Вот так миллиардные средства уходят в частный сектор! 
Пришло время госбольницам самим создать свою аптечную сеть, аптечное производство и ежегодно пополнять бюджет медицины на миллиарды сомов.
Лабораторная служба. По причине отсутствия средств для адекватного 
функционирования лабораторий государственных больниц в рынок
вошли частные (около 100) лаборатории, с которыми не могут
сегодня конкурировать государственные лаборатории (более 200). 
Сегодня почти 50% лабораторных услуг оказываются частными
структурами. Поэтому, как в случае с аптеками миллиардные
 средства уходят в частные лаборатории.
Материально-техническая база поликлиник и стационаров.
Застой или  растаскивание материально-технической базы государственных медицинских
учреждений и успешное развитие сети современных частных
поликлиник и больниц привели к перераспределению потока больных.
Поэтому, только рациональное  использование  своей  базы и создание конкурентоспособной системы   
государственных поликлиники и больниц могут вернуть поток больных
и львиную долю финансовых средств в бюджет государственных
больниц. А это станет возможным только тогда, когда больницы сами начнут
зарабатывать и развиваться, а не ждать у государства дотации - средств для развития.
Медицинская техника и оборудование. Практически отсутствует государственная служба по поставке и
обеспечению оборудованием, медицинской техникой и их сервисному обслуживанию. В результате, огромная часть средств в виде прибыли на закупку оборудования и ремонта уходят в бюджеты частных фирм и поставщиков.
Легализация теневого оборота средств в медицинских учреждениях.
Из-за несовершенства системы финансирования в самих государственных медицинских учреждениях и нарушение  принципов  преемственности существуют неофициальные платежи за услуги, легализация которых обеспечит прозрачность, позволит бороться с коррупцией и существенно пополнить бюджет медицинского учреждения, увеличив поступления в разы.
Внедрение новых видов медицинского страхования  в том числе частного, пополнят   бюджет учреждения и облегчат работу механизмов финансирования и получения медицинских услуг гражданами страны.
Развитие медицинского туризма.  Инвестирование средств и медицинских ресурсов крупных ведущих медицинских клиник мира в страну в рамках закона «О государственно-частном партнерстве» создадут условия для замедления, а в последствии и полного прекращения оттока больных и их финансовых средств за пределы страны. Это позволит построит у  нас многопрофильные или  специализированные больницы  гиганты в последующем увеличить приток медицинских туристов в нашу страну.   
 Оперативность управления и самостоятельность можно достичь путем возвращения ряда основных управленческих функций министерства здравоохранения областным управлениям здравоохранения, администрациям областных (центральных) и районных больниц, возложив на них соответствующие полномочия по полной организационной и управленческой самостоятельности, а также ответственности за состояние, развитие и координацию деятельности всей медицинской службы своего региона. Отдельные, организационные, контрольные функции и ответственность МЗ КР и ФОМС за разработку и соблюдение современных нормативов организации медицинской службы, диагностики и лечения должны быть переданы профессиональным общественным организациям..."
 Материал подготовлен Замирбеком Осоровым.