1. 30 Осознание человеком безконечности

Лариса Болотова
                Из книги Карл Густав Юнг «О жизни после смерти»:

 «Для человека основной вопрос в том, имеет ли он отношение к безконечности или нет? Это его исходный критерий. Только когда мы знаем, что существенно то, что безгранично, и что оно – это безграничное – в свою очередь, существует, мы перестаём интересоваться вещами ничтожными. Когда же мы этого не знаем, мы начинаем настаивать на том, чтобы  те или иные свойства, которые мы считаем своим достоянием, весь мир признавал за таковые: это может быть «мой талант» или «моя красота». Чем более человек настаивает на своих ложных достоинствах, тем менее он чувствует то, что существенно, тем менее он удовлетворён своею жизнью. Он ощущает собственную ограниченность, тогда как ограниченны его помыслы, - так возникает зависть и ревность. Когда же мы понимаем и чувствуем, что уже здесь, в этой жизни, заключена безконечность, и желания, и помыслы наши меняются. В итоге  в счёт идёт лишь то, что существенно, что мы воплотили, и если этого нет, жизнь прошла впустую. И в наших отношениях с другими людьми имеет значение всё то же: содержат ли  они в себе некую безграничность.

Но чувство безграничности может быть достигнуто только тогда, когда мы имеем границы вне себя. Наибольшим ограничением для человека становиться его Самость; она проявляет себя в ощущении: «Я есть то, а не это!» Только осознание себя – границ себя – соединяет нас с безграничностью безсознательного. И тогда мы узнаем в себе одновременно и вечность, и предельность, и нечто единственное, присущее только нам, и нечто иное, присущее не нам, но другим. Зная себя как уникальное сочетание каких-то свойств, т.е. в конечном счёте, осознавая свою ограниченность, мы становимся способны осознать  безконечность. И только так!

В эпоху, направленную исключительно на расширение жизненного пространства и увеличение – a tout prix (любой ценой) – рационального знания, представляется в высшей степени претенциозным требовать от человека    осознания своей единственности и своей ограниченности. Ограниченность и единственность суть синонимы. Без них ощущение безконечности, равно как и осознание её, невозможно, остаётся лишь иллюзорная идентификация с нею, которая оборачивается  помешательством на больших числах и жаждой политического могущества.

Наш век перенёс все акценты на «здесь» и «сейчас», вызвав тем самым демонизацию человека и его мира. Появление диктаторов и все несчастья, которые они принесли, происходят от близорукости и всезнайства, отнявших у человека всё, что находится по ту сторону сознания, и фактически сделавших его жертвой безсознательного. Задача же человека, напротив, состоит в том, чтобы проникнуть в безсознательное и сделать его  достоянием сознания, ни в коем случае не оставаясь в нём, не отождествляя себя с ним. И то и другое не верно. Насколько мы сегодня можем понять единственный смысл человеческого существования в том, чтобы зажечь свет во тьме примитивного бытия. Наверное, можно предположить, что мы во власти безсознательного в той же степени, в какой само оно – во власти нашего сознания».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 136).