А был ли мальчик?

Вадим Захаров
 
Часть 1 Бедуины

            Старенький японский внедорожник с трудом пытался удержаться на еле заметной колее. Достаточно было машине вильнуть на полметра влево или вправо, как она завязала в песке, подступающих с обеих сторон барханов и приходилось всем скопом возвращать ее на "путь истинный" - в потерянную колею. Мы ехали на «сафари» по пустыне Египта. Нет, это была не в полном смысле охота на львов с получением трофея в виде львиной шкуры под камин в колониальном стиле - эти времена канули в Лету вместе с джентльменом в пробковом шлеме с увесистым ружьем наперевес. В нашем случае это была поездка в бутафорскую «бедуинскую» деревню, где, как писалось в буклете, можно было совершить небольшое путешествие верхом на верблюде и отведать воды из целебного источника.
 
          Примерно в середине пути, чернокожий гид, удивительно хорошо и правильно говоривший по-русски, предложил выйти из машины и пройтись по бархану. Я плохо перенес купание в Красном море накануне – сделав пробный прыжок  с яхты «на минуточку» и увидев неимоверный калейдоскоп флоры и фауны одного из самых теплых и красивых морей, просто забыл о предупреждении плавать  под палящим солнцем только одетым.  Поднялся на борт я часа через три со всеми вытекающими из этого последствиями...! В результате кожа на плечах обгорела так, что ни о какой поездке на следующий день не могло быть и речи, тем более, что от ожогов поднялась температура. Все мои планы отлежаться денек в бунгало под кондиционером, рухнули, когда в  номер ввалилась вся женская часть команды, они чуть ли не насильно впихнули в меня три таблетки аспирина, обработали сметаной мою кожу, ставшую к тому времени по плотности не хуже чем костный панцирь  у броненосца из Южной Америки,  и просто потребовали ехать с ними, так как я был единственным мужчиной (кроме пенсионера Юрия Михайловича), а к бедуинам в пустыню «без мужика» ехать они опасались. Меня натерли еще какими то снадобьями и пообещали, что будут лелеять  всю дорогу и посадят в машине возле кондиционера. В итоге, когда у водителя рыдванчика спросил о кондиционере, тот с какой то мерзкой ухмылочкой, ткнул пальцем в приоткрытую форточку, но сдавать назад было уже поздно!
 
         Остановив джип часа через два пути, экскурсовод предложил всем выйти и следовать за ним. Маниакальное стремление гида заставить нас пройтись по горячему песку и подняться на довольно приличных размеров бархан, изначально казалось совершенно лишенным смысла.  Каждый шаг давался с трудом, откликаясь в голове каким - то всхлипыванием.   Это несомненно организм, опаленный накануне солнцем, протестовал против такого насилия над ним. Увязшие  в песке по самые икры   ноги, опять начали болеть в местах ожогов. К тому же, надо было быть бдительным, так как  резиновые сандалии то и дело норовили остаться в сыпучем песке навечно. И только поднявшись на самую кромку бархана, стала понятна первоначальная затея гида. За барханом открывался вид на озеро с удивительно чистой голубой водой. Странным в увиденном было то, что  от озера не веяло прохладой и не ощущалось каких-либо запахов, которые обычно сопровождают источники воды. Насладившись нашим удивленным видом, гид поспешил сообщить, что перед нами классический мираж во всей его красе. Между тем, озеро было как озеро, за исключением только одного – барханы на глади этого озера отражались не зеркально. Иными словами, под большим настоящим барханом располагалось изображение этого же бархана, только меньшего размера. Это, оказывается, один из главных признаков, который позволяет просвещенному путнику в пустыне различить мираж и не пойти за ним в поисках воды.

          «Да Вы и у себя в России неоднократно видели миражи, просто не обращали на это внимание. Помните, на свежем асфальте в солнечный день возникают лужи – это и есть маленькие миражи. Солнечные лучи, отражаясь от асфальта под определенным углом, выглядят как зеркало и способны как в зеркале отражать окружающие предметы. Только в пустыне это «зеркало» большое!»- вещал гид.

          То, что бедуинская деревня бутафорская, стало ясно при подъезде к ней.  Во-первых, само понятие «деревня» для бедуинов, ведущих кочевой образ жизни, это как «попу гармонь», а во- вторых, перед самым въездом в поселочек стояла ржавая двухсотлитровая бочка, с которой свисал и уходил куда то за околицу резиновый шланг. Гид шепнул, что здесь воду лучше не пить! Я не поленился и, несколько отклонившись от маршрута группы, проследил, для чего, собственно, в пустыне нужен шланг - огородов поблизости не наблюдалось, а поилка для животных располагалась в центре деревеньки и наполнялась из отдельной канистры.  Оказалось, что шланг тянулся метров за сорок к подножию гор, где в каменной пещере между большими валунами было небольшое озерцо, которое пополнялось, как нам было сказано, из «целебного» родника. Естественно, сообразить, что «родником» была та ржавая бочка, из которой смекалистыми бедуинами перед приездом туристов самотеком заполнялось озерцо, большого труда не составило. Услышав, что родник спасает буквально от всех болезней, по мановению ока вся привезенная туристами вода, которая в Египте стоила достаточно дорого и которую в пустыне не купишь ни за какие деньги, была  вылита в песок, а опустевшая тара заполнена «целебной» водой. К сожалению, попутчик Юрий Михайлович, пока я прошелся по маршруту шланга, заполнил этим «эликсиром» как свою, так и мою бутылку. Он с блаженно - восторженным выражением на лице сидел на валуне, нежно прижимая обе бутылки как новорожденных близнецов к своему обширному животу, видимо, ожидая оздоровления от тех недугов, которые он накопил за период отсутствия этой "божественной"  жидкости!

        Несмотря на явно для туристов построенную деревню, судя по чалме голубого и синего цвета,  её «жители»  действительно были из кочевого, причем,  берберского племени. Этот народ, который из-за цвета тюрбанов называют "голубыми путниками пустыни", ранее кочевал по обширным территориям севера Африки, пока в  VII веке арабы не оттеснили его вглубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать, но из-за сложной внутриэтнической иерархии, этого им сделать так и не удалось.
 
        Относительная европейская внешность берберов, сильно отличавшая их не только от негроидных племен, но и  от тех же арабов,  вызывала живой интерес у многих исследователей этноса и генетики. Из-за применения в вышивке,  рисунках и специально наносимых шрамах на кожу лица при инициации мужчины большого количества символов в виде креста, высказывались предположения, что берберы – это потомки крестоносцев, заблудившихся в пустыне во время одного из шести крестовых походов.

        Исследования, проведенные в 2010 году в Бельгии, показали, что практически у всех родственников Адольфа Гитлера имеется Y-хромосомная гаплогруппа E1b1b, в Европе практически не встречающаяся. Зато эта группа встречается чуть ли не у ста процентов берберов, и у ашкеназских евреев. Так сказать – усмешка истории!

        Наспех сикось-накось поставленные плетеные из камыша стены двух, или трех помещений, составляющих деревню, усиливали ощущение бутафории и потемкинщины. Видимо, прочтя в наших глазах разочарование, экскурсовод договорился о поездке на верблюдах. Он же и пояснил, что если лошадь была приручена около семи тысяч лет назад (тогда кочевые племена ариев научились запрягать колесницы, а через десять веков освоили и верховую езду), то верблюд был одомашнен спустя три тысячи лет. Вначале был объезжен дромадер- одногорбый африканский верблюд и произошло это здесь,  на территории северной Африки (большая часть Египта – это Африка, и лишь небольшая часть страны располагается в Азии, на Синайском полуострове). Другая разновидность верблюда- двугорбый верблюд, в то время в Африке не обитал. Его родиной называют территорию Средней Азии Бактрию, где бактрийцы, предки современных таджиков, и одомашнили животное, от чего оно и было названо в их честь.
 
        Много веков назад, когда первые  караваны освоили Большой Шелковый Путь, верблюды вызвали ужас в Европе. От них нещадно воняло чем-то диким, а видя морды с кривыми желтыми зубами, напуганные богобоязненные жители до синяков осеняли себя крестным знаменем.  Но самым отвратительным было то, что верблюды нещадно плевались. Достаточно было детворе, либо праздно шатающемуся ротозею постарше подразнить величавое животное, как оно вмиг перемещало жвачку, размоченную секретом и большой запас воды, хранящийся в ячеях рубца (одной из частей трёхкамерного желудка) в неимоверных размеров носоглотку и довольно метко как из брансбойта бравого пожарника выплевывало эту смесь по направлению обидчика. Везло, когда животное давно не кормили-  в этом случае вспененной слюны вперемежку с зеленой жвачкой могло хватить лишь на лицо и голову  обидчика. В противном случае результат был куда плачевнее…!
 
         Надо сказать, что влезть на верблюда - это еще полдела! Главное – на нем усидеть. На Бактриане всадник располагается между горбами (расстояние между ними около тридцати сантиметров), а на дромадере- позади его единственного горба. Через минут пять езды, ноги, которые ни во что не упираются, с непривычки начинают затекать. Можно, конечно, сесть по-турецки, либо согнуть в коленях ноги, чтобы наладить кровоснабжение, но верблюд таких шуток не понимает и не прощает.  Ощерив крайне неприглядную улыбку, он пытается укусить кривыми зубами такого нерадивого наездника за ногу, а укус его наносит ужасную рану!

        Поступь верблюда мягкая, ибо подушечки на лапах расправляются, пружинят как резиновые амортизаторы и, не проваливаясь, спокойно ступают по сыпучим пескам пустыни.  Но удар задних лап разъяренного верблюда  настолько силен, что как спичку может переломить конечности взрослого человека.
 
        Помучавшись в неудобной позе полчаса, «караван» был  по нашей настойчивой просьбе остановлен. Караванщиками мы оказались никакими,  ибо с непривычки ноги затекли до боли, а каждый шаг моего бактриана стал отдаваться в  позвоночнике каким то подозрительным скрипом и болью. К тому же, как полагается в пустыне, на всех напала нестерпимая жажда!

        Помня о «целебном» источнике (к тому времени я уже просветил всех о ржавой бочке), мы вначале отказались от предложенного  бедуинами обеда, но экскурсовод, который после сообщения о воде вызывал к себе доверие, посоветовал  пообедать, так как долгий обратный путь по пустыне на голодный желудок будет выдержать не так-то просто. Пообедали мы тут же при нас приготовленными на огне мясными колбасками в гарнире из жареного кешью, которые оказались на удивление вкусными. Но самое главное, нам  выдали по бутылке питьевой воды, причем, вода была в заводской упаковке и явно не из «источника». Кстати, с обедом и "целебной" водой, кто ее пробовал, пронесло (я в хорошем смысле этого слова!).
 
Часть 2
Александр Македонский и другие
 
          Расположившись после обеда под камышовым навесом, который неплохо защищал от неласкового солнца Аравийской пустыни, являющейся частью  Сахары, экскурсовод представился. Оказалось, что зовут его Омар, он Суданец и обучался в Санкт Петербурге на историческом факультете, где и защитил диссертацию по истории Египта. В связи с гражданской войной на родине, он перебрался в спокойный Египет, здесь его опыт историка и оказался востребованным, особенно среди русскоговорящих и англоязычных туристов. Поэтому, раз уж мы от дальнейшей прогулки на верблюдах отказались и впереди у нас до приезда транспорта целых три часа, он предложил задавать нам ему любые вопросы, на которые он постарается ответить.

        Тема экскурсоводов в исторически-значимых местах крайне важна. Об этом мы смогли убедиться во время поездки в Гизу на пирамиды. Крайне крикливый и самоуверенный переводчик, мало того, что абсолютно не знал истории своей страны, он и по-русски то общался больше на пальцах. Во время многочасовой ночной поездки он неоднократно включал мегафон и подбадривал публику одной и той же фразой: «Свинкис- эта болшой-болшой кошка с лицом на голова!». После чего, удовлетворившись произведенным на пробудившуюся публику эффектом, Жавад, как звали экскурсовода, на минут двадцать замолкал, чтобы потом вновь огласить автобус и окрестности байкой о "свинкисе". Дальше этой фразы разговор не шел,  видимо, другие сведения в его голове просто не прижились.  После третьей попытки просветить нас его глубокими познаниями, женщины взяли Жавада за грудки и потребовали выключить и больше не включать "матюгальник" и дать нам поспать! Здесь же, на «Сафари», с каким то лукавством поглядывая на нас, Омар, похоже,  от души старался поделиться знаниями, которые переполняли его. Он признался, что не говорит на эти темы с соседями-египтянами, им седая древность просто не интересна, а вот  когда попадает группа россиян, он может с ними отвести свою душу.
 
        Омар огорошил нас с первых слов- «Знаете почему местные не знают своей истории?  В том числе и потому, что они не имеют никакого отношения к истории Древнего Египта!» Оказалось, что арабы захватили Египет в VII  веке н.э. По всей видимости египтяне были уничтожены напрочь. По крайней мере современные генетические исследования не находят родства между арабами и древними египтянами. От языка египтян тоже ничего не осталось. Он превратился в мёртвый, да, к тому же, всеми забытый язык. В 1799 году недалеко от Александрии у города Розетта был найден камень площадью около одного квадратного метра и весом  760 кг. На камне были выбиты три идентичных текста, два- египетским письмом и иероглифами и один- на древнегреческом. Но лишь в 1822 году французскому ученому Жану Франсуа Шампольону удалось удачно сопоставить тексты. На радость историкам, да и всему мыслящему человечеству, он  расшифровал иероглифы и древнюю египетскую письменность.  А когда сопоставили разгаданный язык с коптским, то оказалось, что копты, которые составляют около десяти процентов египетского общества, но в отличие от арабов являются представителями одной из самых древних ветвей христианства, по сути и  являются потомками древних египтян.  Читая по-коптски древнеегипетские слова, совпадающие по написанию с коптскими, удалось разгадать и древнюю фонетику, то есть, стало понятно  как звучало имя того, либо иного  фараона, как звучала речь древних египтян.

        В начале IV века д.н.э. Александр Македонский захватил Египет. Египтяне встретили его с большим воодушевлением, так как к тому времени египетский трон был захвачен вечными врагами египтян чернокожими нубийцами, которых Александр низверг. Воцарившись на троне, он воздвиг новый город, дав ему свое имя- Александрия. После Александра на завоеванных им территориях осталось с десяток городов с подобным названием. Более 2500 лет назад Александр Македонский основал на левом берегу Сыр-Дарьи (Танаис) крепость и дал ей название Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). С большой вероятностью можно говорить, что бывшая Александрия Эсхата долгое время являлась таджикским городом с названием Ленинабад, а после распада СССР город был переименован в Ходжент. Здесь Александр женился на местной бактрийской красавице Раушанак, которая стала Роксаной, родившей ему наследника, и основал греко-бактрийское государство, просуществовавшее около ста лет.

          В  июне  323 года д. н. э. в возрасте тридцати трех лет Александр Великий умер. Это произошло во дворце Навуходоносора II в Вавилоне, причем, тело царя оставалось нетленным в течение нескольких недель, что вызвало слухи о его божественном происхождении. Современная посмертная заочная медицинская экспертиза сделала предположение, что Александр, истощенный тропической болезнью (предположительно лихорадкой), мог впасть в летаргический сон. Соратники Александра разделили его империю, и вскоре возник спор – где его захоронить. Дело в том, что по существующей традиции преемником    Македонского становится тот, на чьей территории он будет захоронен.  Тело царя поместили в бочку с медом и до решения этого вопроса  повезли на родину.

         Спустя  полторы сотни  лет после смерти полководца,  римский драматург Публий Теренций Афр вложил в уста своего героя фразу, которая стала крылатой – «Quod licet Jovi, non licet bovi» ( Что позволено Юпитеру, не позволено быку!). Говорят, правда, что было и другое изречение - когда после изгнания быка с Олимпа на зеркальных полах дворца осталась куча помета, сам Юпитер мол в гневе произнес: "Что позволено быку, не позволено Юпитеру!". За последнюю фразу ответственности не несу, ибо сам не присутствовал! Естественно, друг и соратник Александра Македонского, которому досталась большая часть его империи – Египет, по понятным причинам не мог знать этой поговорки, но действовал в соответствии с ней. По приказу Птолемея, а это был именно он,  труп Александра выкрали и тайными тропами доставили в Египет.   Александр был  захоронен в Мемфисе, но по истечении сорока лет перезахоронен в Египетской Александрии в хрустальном саркофаге, где покоился как живой в мёде диких пчел более одной тысячи лет. Периодически саркофаг вскрывали, телу, которое сохраняло гибкость столетиями, отдавали почести, чело украшали золотыми венками и укладывали обратно. И только  правивший в тридцатых годах до новой эры римский император Калигула, прозванный своим народом "Безумцем", польстился на нагрудник полководца, и, бахвалясь, носил его на своей груди. Бесноватый правитель считал, что вместе с медальоном ему передадутся ум, отвага и удача полководца, но, не случилось - он вскоре был убит в результате заговора. По одной из версий  после очередной смены власти в Египте какие-то вандалы  выбросили тело полководца на съедение собакам. Почему-то так уж устроен мир – чем низменнее человеческая душонка, тем большее удовольствие доставляет ей поглумиться  над  прахом Великого человека, либо подобно Герострату  разрушить всеми любимую святыню ради сомнительной славы! По другой версии останки Александра все же спрятали почитатели, и, не исключено, мы когда-нибудь можем услышать, что саркофаг, а возможно и сам Македонский будут найдены в каком-нибудь укромном подземелье Александрии!

        -Так вот – продолжал Омар –  Птолемей стал правителем Египта под именем Птолемей I Сотер  (Освободитель). Он дал начало новой ветви египетских фараонов – Птолемеям.  Последней представительницей его династии  была знаменитая Клеопатра-.

        После прихода в Египет арабов, началась бесконечная борьба за власть. Властители сменяли друг друга. Продолжалось это до тех пор, пока кто- то из халифов  не додумался в качестве защитников трона использовать купленных рабов (мамлюков)- эти не предадут, ибо умрут вместе с хозяином. Происхождение их не играло значения.  Здесь были и  славяне, и европейцы,  и чернокожие эфиопы. Но больше всего рабов набирали с Кавказа. Они на невольничьем  рынке были самыми дорогими, на втором месте шли славяне, а на третьем – выходцы с Балкан. Главное правило  при покупке раба– чем моложе, тем лучше. Раб принимал мусульманство, его обучали военному делу, хорошо кормили, если надо, то лечили и до поры до времени они являлись хорошей защитой для египетских правителей. Но достаточно быстро сформировалась каста мамлюков, которая противопоставила себя местному населению. И хотя состав мамлюкских группировок, которые как спрут охватили весь Египет, был многонациональным, попасть туда добровольно можно было только если ты не египтянин.  Достаточно быстро верхушка мамлюков взяла власть в свои руки. Вначале султаны Египта  были марионетками, управляемыми мамлюками, а в последующем самим султаном стал потомок черкесских воинов-мамлюков.

Часть 3
Царский подарок

         -А Вы хотя бы знаете, что за сфинксы у Вас в Питере на Университетской набережной?- Омар внезапно осадил свой поток красноречия на историческую тему –Нет, это не новодел, и не жалкое подобие, а одно из лучших творений древнеегипетского искусства – памятник XIV века д.н.э.. Вы представляете, им три с половиной тысячи лет! Этих сфинксов  считают лучшим изображением фараона Аменхотепа III!-  Омар объяснил, что сфинксы попали в Россию с подачи тогдашнего правителя Мухаммеда Али. Он не был египтянином, он не был потомком мамлюков, поэтому был чужд и тем и другим, причем,  как в социальном, так и в этническом плане. Со слов Омара, первое, что сделал Мухаммед Али, придя к власти – он распорядился снять облицовку с пирамиды Хеопса, оставшуюся после неоднократных землетрясений за тридцать пять столетий ее существования. Изначально грани пирамиды были покрыты  плитами из хорошо отполированного белого известняка. Эти  шлифованные плиты и каменное навершие пирамиды (пирамидон), покрытое золотом, были предназначены для отражения  лучей солнца.  Описаний пирамиды, когда ее облицовка была отшлифована и еще не пострадала от времени, не сохранилось, но, по всей видимости, она была своеобразным маяком в подступающей к городу мертвых пустыне, который был виден за десятки километров от пирамиды. Содранная с пирамиды облицовка идеально подошла под загородный дворец правителя!

        Добившись власти и, между прочим,  закрепив ее наследованием, к тому же, победив в нескольких сражениях самих янычар Османской империи, Мухаммед задался идеей получить признание на мировом уровне. Нет, почета и уважения, пусть не всегда искреннего, у него было достаточно и в своей вотчине, а грезилось будто его принимают при дворах европейских государств.  Но вот закавыка – приглашения из Европы ему никто не торопился присылать.  Говорят, что кто-то из визирей, скорее всего русского происхождения, посоветовал египетскому правителю задобрить самодержицу российскую Екатерину II. Если женщина-правительница европейской страны примет бравого африканца, тогда перед ним непременно откроются все другие европейские дома. Мухаммед на это дело и повелся. Были собраны богатые подарки в восточном стиле, организован стилизованный караван с верблюдами и парой слонов с погонщиками, но, чего-то не хватало…!  И тут его взор коснулся двух сфинксов. Интерес к египетским находкам в Европе крепчал, а вот для правоверного мусульманина изваяние невесть какого животного с ликом человека, вещь недопустимая! Но сфинкс, как подарок для царствующей особы – это очень весомо!  В общем, отрывать сфинксов от сердца не пришлось. На двух языках был написан сопроводительный приветственный адрес, в котором хитрый Мухаммед рассыпавшись в комплиментах,  в конце сделал приписку, мол зовет царицу к себе в гости. Нет, Мухаммед на приезд Екатерины II никак не рассчитывал, он расчет делал на алаверды и ответное приглашение его в Московию. Подарки загрузили на корабли и отправили в длительное путешествие до Санкт-Петербурга.
 
        Возвращения кораблей ждали около четырех месяцев. Все это время, воодушевлённый предвкушением, Мухаммед находился как на иголках. Когда же корабли прибыли с ответными подарками и приветственным адресом Екатерины, Мухаммед потребовал предоставить ему в первую очередь письмо. Быстро пробежав глазами текст, и несколько раз перечитав последние строчки, он  потребовал срочно привести толмача, которому велено было перевести последние строчки письма Екатерины, написанного по-русски. Но, как это было для Мухаммеда ни прискорбно, ни в письме на арабском, ни на русском языке ответного приглашения от Екатерины не последовало!

Часть 4
А был ли мальчик?

        «А был ли мальчик?» — устойчивое выражение русского языка, означающее
        сомнение говорящего в самом факте существования предмета обсуждения
        (википедия)

        Омар, распрощавшись с нами, уехал в Хургаду, а мы сели обсуждать рассказанное им. Была получена масса информации, да в таком объеме, в каком нам ее не дали все другие экскурсоводы вместе взятые. Полученные сведения  были новыми, выглядели на наш  взгляд дилетантов достаточно достоверными, но  тень сомнения все же витала, видимо из-за того, что все было в его рассказе слишком гладко!  Интернета тогда еще не было, поэтому возможность погуглить и проверить информацию тоже отсутствовала. Разрешить сомнение помогла женщина, которая была родом из Питера: «Ребята, насколько я помню, сфинксов в Питер привезли в XIX веке, а Екатерина II когда умерла? Правильно, в конце XVIII века – в 1796 году! А это значит, что нас красиво развели!».

        Да, то, что прослушали мы, взрослые люди, сказку, пусть и хорошую, как то претило нашему самолюбию, но, с другой стороны его рассказ возбудил интерес, и, думаю, не только у меня!

        Вспомнив об этом эпизоде и покопавшись в интернете спустя двадцать лет, удалось выяснить, что не все в повествовании Омара было фантазией. Вернее, все действующие лица и памятники имели место быть, но они были взяты из разных времен и перетасованы в каком-то кошмарном пасьянсе, видимо, в угоду красивой легенде для неискушенного  российского туриста!

        Что же было правдой в рассказе Омара, а что - нет? Правдой было то, что при Екатерине II  в 1768 году возникла шестая по счету война с Турцией (к моему удивлению всего их было двенадцать, и дай Бог, чтобы до чертовой дюжины счет так и не дошел!). Османская империя к этому времени, неимоверно разросшаяся, поглотила огромную территорию от Балкан - до Сирии. В состав Порты входила большая часть североафриканского побережья и полностью все черноморское побережье. Именно в этой войне турецкий флот впервые встретился с российским. В 1769 году Екатерина II направила военную балтийскую флотилию в Средиземное море. Помимо этого, большие деньги были выделены на покупку военных кораблей  в Италии. Борцов за идею в то время еще было недостаточно, поэтому команду набирали за хорошую плату из числа бывших корсаров и свободных граждан с авантюристическими наклонностями. Главным критерием отбора было хоть какое-то знание мореходного дела, желание повоевать и  нелюбовь к туркам, поэтому команда набиралась в основном из тогда еще православных албанцев, греков и славян, то есть из народов, которые находились под османским гнетом. Естественно, доброта и порядочность, как критерии отбора команды в расчет не брались. У этих, по большому счету беспринципных персонажей, была одна важная особенность – их команда была крайне боеспособной, особенно на современных для той эпохи кораблях.

        Перед  российским флотом ставилась основная задача – неожиданно ударить по туркам там, где они меньше всего ожидали удара. Несмотря на то, что ни одно европейское государство Россию в войне с турками не поддержало, неожиданную и довольно весомую помощь российскому флоту оказали египетские мамлюки. Египет - богатейшая мусульманская страна того периода, тоже находилась под гнетом турецкого султана, от которого всеми фибрами души пыталась избавиться.  В Египте фактическая власть  принадлежала мамлюкам, среди которых была большая толика  славян и кавказцев по происхождению, которым в тот период не по душе было пятисотлетнее османское владычество. Помимо этого, египтяне впервые встретились с ситуацией, в которой христианская страна шла на Восток не с крестовым походом, а с попыткой освободить порабощенные страны из-под турецкого ига. У императрицы на этот счет, видимо, были свои планы, но для покоренных Османской империей  народов, любая борьба против Порты была освободительной.  Именно благородные цели и схожие интересы толкнули мамлюков и в целом Египетское Государство на оказание громадной по масштабам финансовой поддержки новой появившейся силе- флоту Московии.  Помимо материальной помощи, неоценимыми были и разведданные, которые позволили в дальнейшем одержать убедительные победы над турками как на земле, так и на море.
 
        Одним из таких купленных кораблей, получившем название “Святой Павел” под предводительством бывшего греческого пирата Панагиоти,  была  атакована  в дельте Нила крепость Дамиетту с викторией и пленением Селим-бея - командующего турецкими янычарами.  Естественно такое стало возможным в чужой стране только благодаря внутренней помощи и точным разведданным. Выбивая турок с прибрежных территорий Сирии и Ливана, наши войска плечом к плечу сражались с воинами Египта.  Примечательно, что в этой войне столкнулись потомки  воинов-рабов мамлюков Египта и янычары – также потомки воинов-рабов Османской империи.   Эти две силы отличало лишь то, что в формировании мамлюков принимали участие юноши- рабы как христианских, так и мусульманских стран, а в янычары отбирали только рабов из христианских народов – тогда еще христиан албанцев, армян, болгар, греков, грузин, абхазов и сербов!
 
         К началу пятой по счету русско – турецкой войны, самым главным мамлюком стал Али-Бей. Происхождение его не ясное, но известно, что отец его был православным священником.  Попав в отроческие годы в рабство, он быстро заработал себе вольную и стремительно поднялся по служебной лестнице. В конечном итоге он занял высший пост шейха с самым большим (более десяти тысяч  подчиненных мамлюков) боеспособным войском.

        При первых победах флота Екатерины в русско-турецкой войне,  Али-Бей отказался подчиняться Порте, а в 1770 году, когда российский парусный флот в пух и прах  разгромил в  бухте Чесма у западного побережья Турции в два раза превосходящий по численности турецкий флот (почти все турецкие корабли были сожжены, за исключением нескольких, которые были взяты в плен), вступил в союз с  Российской эскадрой.
 
        Но, судьба Али-Бея оказалась печальной – произошел переворот, а при попытке вернуть первенство, войско его было разбито, а сам он при невыясненных обстоятельствах скончался. Вменяли ему, в том числе и  то, что продался женщине из Московии, а это в  Египте – страшное нарушение устоев!
 
Часть 5
Хатшепсут, другие действующие лица и статуи

        Лет десять спустя, находясь в Тунисе, мы с другом наняли машину и экскурсовода и попросили показать нам какие-либо исторические памятники. Экскурсоводша сделала большие глаза и заявила: «В Тунисе никаких исторических памятников нет! А-а – Вы, наверное, наслышаны о Карфагене, о пылком древнеримском политике  Катоне Цензоре, который заканчивал любую речь  возгласом - «Carthago delenda est!» - «А Карфаген должен быть разрушен!».    Так вот, Карфаген все же Римлянами был разрушен, в результате третьей Пунической войны в 146 году д.н.э! Город был буквально стерт с лица земли. Остались только развалины бани. Да и неизвестно еще, чья это была баня, может и не древних финикийцев! Так Вы хотите на баню посмотреть…?» -

        Из разговора выяснилось, что Надежда, как звали экскурсовода, около десяти лет проработала в Египте, где открыла свое дело – ресторан на паруснике, на котором катала по Нилу туристов и зарабатывала неплохие деньги. На наш вопрос, почему из Египта перебралась в Тунис, дала очень  интересный ответ. Оказывается,  нет другой страны, кроме Египта, где с большим  презрением относились бы к женщинам. – «Вы видели в Египте хоть одну женщину в обслуге? И не увидите! Удел египтянки – рожать, рожать и еще раз рожать и ублажать мужа! Каким бы жалким «чмырем» он не являлся, смотреть на него по египетским понятиям надо как на Бога!» На наш новый вопрос – мол мусульманская страна…!, заявила, что такое презрительное отношение сложилось еще до прихода арабов и принятия ислама. В древнем Египте фараонами могли быть только мужчины. Но однажды в XV веке д.н.э. вдова фараона XVIII династии Тутмоса II и по совместительству  своего брата (среди фараонов и не такое бывало - правилом хорошего тона считалось взять в жены свою родную дочь, так как наследование происходило по женской линии и их совместный сын гарантированно становился новым фараоном!) отстранила от власти пасынка Тутмоса III. Узурпировав власть, для легализации ее, она в первую очередь попыталась задобрить священнослужителей. Хатшепсут внесла огромный вклад в строительство Карнакского храма (крупнейшее  храмовое сооружение Древнего Египта, посвящённое  верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу, первое строение которого связывают еще с  фараоном  XII династии Сенусером I), установила там четыре самых больших по размеру гранитных обелиска (пятый утонул в пучине Нила),  вернула к жизни опустошенные святилища, наладила международную торговлю, но самым главным её детищем был величественный Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, рядом с которым считали за честь быть захороненными последовавшие за ней в мир иной фараоны. В течение последующих веков возле  комплекса Хатшепсут сформировалась Долина Царей, где в скальной породе были выбиты захоронения, в том числе и знаменитая  гробница Тутанхамона!   

        В храмовом комплексе статуи Хатшепсут представлены в виде фараона-мужчины с ритуальной накладной бородой. На одном из барельефов, отражающих достижения правительницы, за ее спиной виден довольно неаккуратно стертый рисунок. Оказалось,   что на двадцать втором году своего правления, Хатшепсут, которая к тому времени была официально провозглашена фараоном, скончалась. Место фараона после нее неожиданно занял Тутмос III. Был ли это лже-Тутмос, либо при узурпации власти Хатшепсут пасынка все же пощадила, история умалчивает. Удивительно, но Тутмос III не разрушил храм Хатшепсут.  Он только заставил стереть позорящее его изображение в виде собаки  (этим рисунком Хатшепсут ставила себе в заслуги победу над Тутмосом III) и снес статуи  с изображением Хатшепсут – видимо боялся, что дух ненавистной мачехи, тётки, а еще и тёщи когда-нибудь вернется и поселится в посвященных ей изваяниях.  Только в  XX веке статуи были откопаны и водружены на свое место. Помимо этого, мумия Хатшепсут отсутствовала в ее гробнице в Долине Царей. Считается, что это еще одна месть Тутмоса III (в 2007 году одна из мумий в чужом захоронении все же была идентифицирована как мумия Хатшепсут).   С большой вероятностью можно говорить, что Тутмос III был женат на дочери Хатшепсут Неферуру – своей единокровной сестре по отцу. Древние не учитывали одного - генетика не признает инцеста даже у фараонов, считавших себя богами. Именно из-за  вырождения династии быстро приходили в упадок и сменялись генетически более здоровыми династиями. Последние, в свою очередь, признав себя богами, вновь переходили к инцесту (Что позволено Юпитеру ...!) и вскоре превращались в генетический хлам!

        Исследования мумий правителей древнего Египта показало огромное количество врожденных уродств, однако статуи, посвященные им, всегда божественно- безукоризненны. И это не мудрено т.к. существовало поверие, что дух фараона, либо его супруги могут благополучно вернуться в посвященное им изваяние. Можно представить себе удивление фараона, когда божественный дух его через ноздри статуи возвращается в каменное тело, а оно – без ноги, с отбитой бородой, да еще и с массивным пивным животиком! Как-то это не по "фараоньи"! Поэтому статуя правителя должна быть идеальной и грациозной! А вот на рисунках и барельефах египетские скульпторы отличались неприкрытым реализмом.
 
        Когда смотришь на изящные формы изваяний Хатшепсут, которой при жизни приписывали божественное происхождение, в сознании возникает образ стройной, таинственной и луноликой  красавицы. На самом же деле, древние художники, которые творили свои картины и барельефы не предназначенные для реинкарнации в духе древнеегипетского реализма и не приукрашали Хатщепсут, как это делали скульпторы, отобразили ее с неимоверных размеров телом, признаками слоновой болезни (от греч.  elefantiagis - слоновость, элефантиаз) и двустороннего врожденного вывиха тазобедренного исустава. На барельефе, посвященном реальному образу Хатшепсут, видны следы неизвестного вандала, который, видимо, попытался в стиле Микеланджело отсечь все лишнее и придать изображению более благообразный вид, но  мастерства и упорства ему явно не хватило...!

        Исследование мумии, которая считается останками Хатшепсут, выявило помимо ожирения, сахарный диабет и артрит, а причиной смерти признали рак печени.

        -"Так вот",- продолжала Надежда,- "женщину-фараона постарались стереть из памяти. Статуи ее были низвергнуты, а «Красное святилище»  в Карнакском храме Аменхотепом III (правнуком Тутмоса III) было разрушено, и все это не спроста – уж больно не любили здесь женщин- правительниц,  что наблюдается и по сей день! Кстати, лицо Аменхотепа III, который использовал разрушенное святилище Хатшепсут (в настоящее время храм восстановлен)  как строительный материал и правивший Египтом спустя  век  после нее, как раз и является лицом обоих сфинксов в Санкт – Петербурге. По всей видимости кара богов за надругательство над святилищем Хатшепсут, все же настигла Аменхотепа III - накладные бороды у наших сфинксов были отбиты после смерти фараона- а это, почти тоже, что лишить статую носа!" И храм его  тоже был разрушен, и только два сидящих колосса, прежде располагавшихся у входа в храм, уцелели.  Греки назвали одну из статуй Мемноном в честь персонажа Гомера, так как она долго наводили ужас на округу - ветер, проходя через узкое отверстие в груди исполина, проделанное то ли временем, то ли землетрясением, а быть может и безвестным вандалом, создавал леденящий душу вой на многие километры вокруг. По повелению Римского императора Септимия, отверстие было закрыто камнем, и свист прекратился.

        Кстати, приемником Аменхотепа III стал его зять, но не исключено, что одновременно и сын - Аменхотеп IV. Он вместе с не менее знаменитой женой и соправительницей Нефертити на короткое время  реформировал религию египтян, отказавшись от многобожия в пользу единого Бога Атона. Большой ошибкой было отстранение от власти многочисленных и прежде всесильных жрецов бога Амона. В честь Атона Аменхотеп IV назвался Эхнатоном("Полезный для Атона") и сына своего (не исключено, что и зятя) назвал в его честь- Тутанхатоном! Да-да, это тот самый Тутанхамон, который после устранения от власти своего отца и реставрации прежней религии, был вынужден сменить имя и буквально прозябать на троне в качестве сына вероотступника, преданного после смерти анафеме! Именно его захоронение оказалось почти нетронутым грабителями! Но, мы отвлеклись от  основной темы…!
 
        -А как же в Тунисе, ведь тоже мусульманская страна?- По мнению Надежды, благодаря тому, что в 1956 году Тунис освободился от колониальной зависимости, а к власти пришел Хабиб Бургиба, произошла социальная революция. По западному образцу была законодательно запрещена полигамия (многоженство) и начата борьба с гендерным неравенством. И теперь спустя пятьдесят лет отношение к женщине здесь как в любой европейской стране, многие из них работают в обслуге, а женщину – начальницу здесь уважают не меньше, чем   мужчину! Более того, раскрепощенные женщины стали выступать за снятие запрета на многоженство, так как в стране неуклонно растет процент незамужних женщин!

         -А в отношении  Али-Бея, ничего удивительного нет, он  пострадал только из-за того, что Россией правил не царь, а царица. Такой уж египетский менталитет!-

Часть 6
Эпилог

        По всей видимости Али-Бей, как большой друг России стал одним из компонентов адского хитросплетения Омара. Вторым компонентом оказался Мухаммед Али, который дал имя герою Омара.  Он жил и правил во времена, когда сфинксы действительно оказались в России, но появился в Египте  уже после кончины Екатерины II.

        Мухаммед Али, действительно, албанец по происхождению, попал в Египет в 1798 году в качестве командира албанского военного отряда в составе Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта. По существующей версии именно солдаты Наполеона, соревнуясь в меткости, отстрелили нос сфинксу из Гизы. Хотя, на этот счет имеется другое мнение.  Египтяне считали, что душа фараона покидает тело через нос и возвращается в тело, либо в его каменное изваяние тоже  через нос.  Поэтому при смене династий, носы у  каменных копий фараонов предыдущей династии просто отбивались.
 
        Мухаммед Али, показал себя довольно неплохим организатором и прагматиком.  После окончания египетской кампании Наполеона, он обосновался в Египте.  В 1805 году турецким султаном Махмудом II, был назначен пашой Египта. На этом посту он быстро завоевал авторитет и укрепил свою власть. В 1807 году во время англо-турецкой войны Мухаммед Али разбил и изгнал из Египта британский корпус. До поры до времени он выступал на стороне Турции, в связи с чем в октябре 1827 года его флот, принимавший участие вместе с турецким флотом в подавлении греческого восстания, был наголо разбит у берегов Греции союзным флотом в составе России, Великобритании и Франции (Наваринское сражение).

          И, если в первое время ему приходилось воевать в том числе и с египетскими наемниками мамлюками, отстаивая интересы турок, то, создав мощную армию и восстановив свой флот, в1831 году Мухаммед Али вступил в открытое противоборство с турецким султанатом, нанеся поражение уже янычарам- наемным воинам в составе османской армии.
 
        Таким образом, Мухаммад Али – это второй компонент выстроенной  Омаром  конструкции. Он дал герою имя и время – именно при Мухаммаде Али сфинксы были доставлены в Россию, но пиетета между ним и российским правителем никогда не было, как и не было уже Екатерины II, к которой по мнению Омара египетский правитель апеллировал.
 
        Третий компонент, который не вошел в конструкцию Омара, но без которого эта легенда не могла бы существовать – а как же в действительности сфинксы попали в Россию?
 
        Оказалось, что здесь нет ничего неясного и загадочного. После того, как артиллеристы Наполеона, вволю постреляли и поглумились над главным сфинксом Египта,  они разнесли сведения о неимоверных по величине пирамидах (которых ни один снаряд не берет!) и выходящем за рамки европейского понимания древнем египетском искусстве, начался ажиотажный спрос на артефакты глубокой египетской  старины. Как стервятники в Египет стянулись любители наживы, ибо, заплатив копейки египетскому правительству, можно было продать их в Европейских странах с неимоверным наваром. И здесь, как всегда на первом месте оказалась Великобритания! Именно по  заданию британского консульства в Египте проводил раскопки авантюрист греческого происхождения Янис Атанази. В 1825 году ему несказанно повезло, под его руководством были в песке откопаны два сфинкса  великолепного качества из  розового асуанского гранита весом по двадцать три тонны каждый. Качество исполнения художником было настолько высоким, что ими заинтересовался Шампильон – тот самый, который разгадал тайну древнеегипетской азбуки.    В 1830 году одного из сфинксов (их по очереди как во времена древнего Египта передвигали волоком наемные рабочие) увидел русский путешественник  Андрей Муравьёв, который загорелся приобрести скульптуры для России. Однако,  сумма, которую просили за сфинксов, требовала высочайшего соизволения. Пока покупку согласовывали с    Николаем I, сфинксы   были проданы во Францию. Но здесь помог случай – во Франции случилась революция и о сфинксах просто забыли. Благодаря этому, а еще тому, что продавцом на треть цена была уменьшена, сделка была решена в пользу России.  В  1832 году скульптуры прибыли в Санкт-Петербург, а в 1834 году они были установлены на перестроенной под них набережной на Васильевском острове напротив здания Академии художеств. Повлиял ли на сделку Мухаммед Али? Думаю, что - нет! Он в это время громил турецкого султана, да и до египетских древностей, судя по плитам облицовки с пирамиды Хеопса, которые пошли на строительство его нового дворца, ему по большому счету было наплевать.

     Так вот, только теперь можно сказать, что пазл сложился!  Все действующие лица, фараоны, статуи, в том числе  и сфинксы обрели свою сущность, расставлены как на шахматной доске с учетом временного континуума, и можно вздохнуть с облегчением!  Провозившись недельку в интернете, хочу сказать спасибо Омару, ибо копание в истории доставило  мне удовольствие от разгадывания того ребуса, который был создан им два десятилетия назад для красивой легенды, пусть не всегда достоверной, но пробуждающей интерес к нашей славной истории.  И, не только к нашей!

Вадим Захаров, февраль 2022 г.