Регламент конкурса Обман

Шпинель Мария
ИДЕЯ КОНКУРСА



Участникам предлагается написать рассказ, сюжетная коллизия которого строится на обмане. Кто-то из персонажей обманывает других персонажей рассказа.
В рамках конкурса понятие «обман» равноценно понятиям «ложь», «притворство», «введение в заблуждение», «мошенничество».
Обман может быть как намеренным, так и случайным. Персонаж может обманывать с корыстной целью, а может лгать во спасение.


ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

Написать рассказ в соответствии с идеей конкурса.


Победитель конкурса определяется на основании тайного голосования участников обсуждения и авторов.

Читатели и участники выбирают три рассказа и распределяют их:
1. Рассказ «___» – 7 баллов
2. Рассказ «___» – 5 баллов
3. Рассказ «___» – 3 балла

Авторы принимают участие в обязательном голосовании и рецензировании. Голосование тайное.
Оценки высылаются на почту yukava@yandex.ua или yukava595@gmail.com



ТРЕБОВАНИЕ К РАБОТАМ

1. Форма – рассказ.
2. Объем рассказа не менее 7 тысяч знаков (MS Word\Сервис\Статистика\Знаков с пробелами).
3. Жанры – любые, кроме указанных в п.3 «Заявка на конкурс» http://proza.ru/2020/07/21/1881.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

1. На почтовый ящик yukava@yandex.ua или yukava595@gmail.com автор присылает:
- имя и адрес страницы на сайте proza.ru. Например, Иванов, http://www.proza.ru/avtor/ivanov ;
- автор может не быть зарегистрированным на сайте proza.ru;
- условное имя (или несколько имён), под которым автор будет выступать в конкурсе;
- согласие/не согласие на разглашение своего имени (псевдонима) в итоговых результатах конкурса;
- текст рассказа в приложении к письму (файл типа doc).
Данным письмом участник подтверждает свое согласие с правилами конкурса.
2. Конкурс анонимный. Истинное авторство знает только секретарь, принимающий работы на конкурс. Читатели, нарушившие анонимность автора, лишается возможности проголосовать.
Общение авторов с другими участниками и читателями во время конкурса – со страницы (ссылка будет указана).
3. Рассказы и фрагменты рассказов, главы, размещенные в открытом доступе на прозе.ру, на страницах авторов, к конкурсу не допускаются.
4. Каждый автор должен написать отзывы на все рассказы. Участие конкурсанта в общем обсуждении работ приветствуется.
5. Текст должен соответствовать нормам, принятым в обществе и не нарушать законов РФ.

ПРИЗОВОЙ ФОНД

1-е место – 2000 баллов
2-е место – 1000 баллов
3-е место – 500 баллов



Премия от МБ:

Учреждаю премию в 600 баллов за комедию положений. Переодевания, намеренное введение в заблуждение, невинное притворство и обязательно счастливый конец. Желательно, что бы все переженились. Сюжеты, как в «Двенадцатой ночи», «Учителе танцев», «Хануме», «Летучей мыши» и проч. Живо, игриво, весело.
Если таковых рассказов будет два, то 600 каждому. Если три и больше, то будем общим голосованием выбирать самого живого, игривого и веселого. Тогда приз 800 баллов.







Спонсорская помощь приветствуется!

Спонсорам, желающим учредить номинацию, необходимо сформулировать в рецензии или комментарии к данной публикации: название, указать за что именно присуждается номинация, количество призовых баллов, а также, кто определяет победителя. После получения согласия организаторов принять номинацию, переслать призовую сумму баллов на счёт (адрес страницы).



Окончание приема конкурсных работ – 27.01.22
- дата может измениться

Начало конкурса – 28.01.22
В датах возможны изменения.



После основного конкурса планируется «Караван»



Ведущий конкурса – Александра Стрижёва


© Copyright: Мария Шпинель, 2021
Свидетельство о публикации №221111601800

Рецензия на «Регламент конкурса Обман» (Мария Шпинель)

Размышлял я тут на днях по поводу темы конкурса «Обман», и вот что подумалось.
Подумалось, что обман (ложь, притворство, введение в заблуждение) является неотъемлемой частью нашей жизни. Причем бОльшей частью.
Мы спрашиваем соседа: «Как дела?», но меньше всего нам хочется выслушивать его горестную повесть. Мы ободряем коллегу: «Отлично выглядишь», потому что нельзя же огорчить хорошего человека, верно? Ну, а на вопрос жены: «Как я тебе в новом платье?» объективно ответить сможет только самый упоротый камикадзе. В общем, вспоминаю сакраментальное: «Да кому она нужна, твоя правда?».
Хотя я сейчас не о правде и неправде как этических категориях, а о месте обмана в… (не угадали, не в жизни, а) …в литературном произведении. Потому что и там обман широко раскинул свои тенета. Мда…

Сначала предлагаю зафиксировать, что будем считать обманом.
Обманом будем считать действие персонажа, которое совершается с целью введения другого персонажа в заблуждение.

Каким элементом литературного произведения может стать обман (напоминаю, обман как действие персонажа)?
Подобные действия могут располагаться на уровне «тема – проблема» произведения.
Виола выдает себя за мужчину. Обман? Несомненно, ибо действие Виолы вводит в заблуждение остальных героев пьесы.
Тема – это «о чем?» О чем пьеса «Двенадцатая ночь»? О том, как Виола, переодевшись в мужчину, прибилась ко двору герцога Орсино, где… <и далее по тексту>.
Проблема – это «что будет, если…?». Что будет, если ничтожного чиновника по ошибке сочтут за инкогнито из Петербурга? Бобчинский и Добчинский обманывают (в данном случае: невольно вводят в заблуждение) остальных персонажей, и… <далее по тексту>.
Также обман (как действие персонажа) может восходить на уровень «проблема – идея» произведения. Вспомните «На дне» Горького. Лука своим рассказом о праведной земле вводит в заблуждение некоторых обитателей ночлежки, за счет чего приоткрывается одна из идей (или одна из сторон идеи) пьесы.

Теперь зайдем со стороны сюжета.
Обман может являться коллизией произведения. Пример – то же переодевание Виолы.
А может <обман может> быть основой всего сюжета.
Помните рассказ Мопассана «Ожерелье»? В котором героиня одалживает у подруги дорогое ожерелье. После бала ожерелье пропадает. Героиня не желает признаваться подруге и покупает точно такое же, чтобы та не заметила подмену. На покупку уходят все деньги, десять лет героиня и ее муж влачат нищенское существование, выплачивая долги. Через 10 лет постаревшая героиня с гордостью рассказывает подруге о своем поступке, а та (о ужас!) признается, что ожерелье было подделкой и стоило буквально сотню-другую франков.
Видите? Обман (подругой подруги и обратно) является ядром сюжета, а не коллизией, как скажем, в «Двенадцатой ночи».

Зайдем и с третьей стороны. Обман может являться мотивом произведения.
Помните, мы говорили о мотиве путешествия, а сейчас пришло время мотиву обмана (смеюсь).
Грибоедов «Горе от ума». Мотив притворства. Как вы прекрасно помните, ни один из героев пьесы, за исключением Чацкого, не говорил того, что думает, и не поступал так, как говорил. Обман? Несомненно.

И наконец, четвертая сторона – образ героя. Прекрасно знаете, что образ героя создается <в том числе> посредством описания его поступков, т.е. действий. Если герой вводит другого героя в заблуждение (сознательно или нет, неважно), это дает некоторую пищу для размышлений по поводу его характера, согласитесь?

Итак, обман может являться самым разнообразным элементом литературного произведения – от концепции до художественных приемов.
Причем «тема», «мотив», «коллизия» и пр. – это вовсе не взаимоисключающие характеристики. Наоборот. Настоящее художественное произведение всегда цельное. Иногда настолько литое, что весьма трудно вычленять детали, хочется просто читать и наслаждаться.

К чему я это? К тому, что некоторые из вас, дорогие заинтересованные лица, наверняка уже прокручивают в уме рассказ на конкурс «Обман». А кое-кто и пишет вовсю. Попробуйте-ка проанализировать свой будущий рассказ с точки зрения того, что я только что обрисовал. Думать над тем, что вы пишете, всегда полезно. Попробуйте и такой опыт.

С пожеланием успехов,

МБ

Аделаида Немаркова   09.12.2021 00:02   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Немного по-другому разложу карты :).
Виола (Беатриче) обманывают всех сознательно, но бескорыстно.
Тартюф и Остап Ибрагимович обманывают всех сознательно и исключительно корысти ради.
Бобчинский с Добчинским заблуждаются сами и вводят в заблуждение остальных персонажей, но об этом не догадываюся.
В "Ожерелье" имеет место сознательное утаивание истины, недоговоренность (что по определению тоже обман), которым обманывающие сознательно причиняют вред - себе; но это печальная история.
Лука и больничный пациент, рассказывавший о замечательной жизни за окном лёжа у глухой стены, тоже вводят в заблуждение слушателей, сознательно и из благих побуждений, а вот что из этого получается...
В реальной жизни любые межрелигиозные, например, столкновения основаны на том, что каждая из сторон обвиняет в сознательном или нет обмане другую, а сточки зрения стороннего наблюдателя истина неизвестна в принципе никому.
Любой детектив, по сути - обман, причём истины не знают ни персонажи, ни зрители, до самого конца (чем и интересен).
Вполне могу представить произведение, которым автор водит за нос читателей: читатель, с подачи автора, интерпретирует события, мотивы и поступки персонажей одним образом, а финал показывает их наоборот ("Принц и нищий" без экспозиции; или, внутри повествования - с точки зрения Майлса Гендона).
В общем, развернуться есть где, ага.

Удав Юзик   09.12.2021 13:35   Заявить о нарушении / Удалить
Удав, спасибо за продолжение разговора. Я-то сосредоточился на функциях и месте обмана в художественном произведении, но, безусловно, нельзя обойти вниманием, что бывает обман и обман.
Мотивы героев могут быть совершенно различны. Обман случайный или умышленный; обман злонамеренный или бескорыстный; обман как сущность героя или как ситуативный способ решить какую-то проблему; обман как моральный ущерб или как материальный.
Как будет раскрываться обман, как обосновываться, все это определяет идею произведения. Фактически идея произведения в данном случае – это мораль: что вышло из обмана? как последствия обмана изменили жизнь главного героя?

Еще бы я отметил такую разновидность, как самообман. Герой может пребывать в плену каких-то своих, личных представлений (предрассудков, иллюзий), и это может влиять на его судьбу. Тоже очень интересная тема. Интересная и богатая на интерпретации.

Мужик Бородатый   09.12.2021 17:55   Заявить о нарушении / Удалить
\\Вполне могу представить произведение, которым автор водит за нос читателей: читатель, с подачи автора, интерпретирует события, мотивы и поступки персонажей одним образом, а финал показывает их наоборот \\

Dennis Lehane. Shutter Island, for example.

Мужик Бородатый   09.12.2021 20:42   Заявить о нарушении / Удалить
А-а, да. Он есть в русском переводе, кстати.

Удав Юзик   09.12.2021 22:35   Заявить о нарушении / Удалить
А вот чистой воды юмористический рассказ, в котором герои пытаются обмануть друг друга, но правда все-таки торжествует.
Встречайте: Чехов. Мошенники поневоле.
Подзаголовок – Новогодняя побрехушка.

У Захара Кузьмича Дядечкина вечер. Встречают Новый год и поздравляют с днем ангела хозяйку Меланью Тихоновну..
Гостей много. Народ все почтенный, солидный, трезвый и положительный. Прохвоста ни одного. На лицах умиление, приятность и чувство собственного достоинства. В зале на большом клеенчатом диване сидят: квартирный хозяин Гусев и лавочник Размахалов, у которого Дядечкины забирают по книжке. Толкуют они о женихах и дочерях.
- Нонче трудно найти человека, - говорит Гусев. - Который непьющий и обстоятельный... человек, который работающий... Трудно!
- Главное в доме - порядок, Алексей Васильич! Этого не будет, когда в доме не будет того... который... в доме порядок...
- Порядка коли нет в доме, тогда... все этак... Глупостев много развелось на этом свете... где быть тут порядку? Гм...
Около них на стульях сидят три старушки и с умилением глядят на их рты. В глазах у них написано удивление "уму-разуму". В углу стоит кум Гурий Маркович и рассматривает образа. В хозяйской спальне шум. Там барышни и кавалеры играют в лото. Ставка - копейка. Около стола стоит гимназист первого класса Коля и плачет. Ему хочется поиграть в лото, а его не пускают за стол. Разве он виноват, что он маленький и что у него нет копейки?
- Не реви, дурак! - увещевают его. - Ну, что ревешь? Хочешь, чтоб мамаша высекла?
- Это кто ревет? Колька? - слышится из кухни голос маменьки. - Мало я его порола, пострела... Варвара Гурьевна, дерните его за ухо!
На хозяйской постели, покрытой полинялым ситцевым одеялом, сидят две барышни в розовых платьях. Перед ними стоит малый лет двадцати трех, служащий в страховом обществе, Копайский, en face очень похожий на кота. Он ухаживает.
- Я не намерен жениться, - говорит он, рисуясь и оттягивая пальцами от шеи высокие, режущие воротнички. - Женщина есть лучезарная точка в уме человеческом, но она может погубить человека. Злостное существо!
- А мужчины? Мужчина не может, любить. Грубости всякие делает.
- Как вы наивны! Я не циник и не скептик, а все-таки понимаю, что мужчина завсегда будет стоять на высшей точке относительно чувств.
Из угла в угол, как волки в клетке, снуют сам Дядечкин и его первенец Гриша. У них души горят. За обедом они сильно выпили и теперь страстно желают опохмелиться... Дядечкин идет на кухню. Там хозяйка посыпает пирог толченым сахаром.
- Малаша, - говорит Дядечкин. - Закуску бы подать. Гостям закусить бы...
- Подождут... Сейчас выпьете и съедите все, а что я подам в двенадцать часов? Не помрете. Уходи... Не вертись перед носом.
- По рюмочке бы только, Малаша... Никакого тебе от этого дефицита не будет... Можно?
- Наказание! Уйди, тебе говорят! Ступай с гостями посиди! Чего на кухне толчешься?
Дядечкин глубоко вздыхает и выходит из кухни. Он идет поглядеть на часы. Стрелки показывают восемь минут двенадцатого. До желанного мига остается еще пятьдесят две минуты. Это ужасно! Ожидание выпивки самое тяжелое из ожиданий. Лучше пять часов прождать на морозе поезд, чем пять минут ожидать выпивки... Дядечкин с ненавистью глядит на часы и, походив немного, подвигает большую стрелку дальше на пять минут... А Гриша? Если Грише не дадут сейчас выпить, то он уйдет в трактир и там выпьет. Умирать от тоски он не согласен...
- Маменька, - говорит он, - гости сердятся, что вы закуски не подаете! Свинство одно только... Голодом морить!.. Дали бы по рюмке!
- Подождите... Мало осталось... Скоро уж... Не толчись в кухне.
Гриша хлопает дверью и идет в сотый раз поглядеть на часы. Большая стрелка безжалостна! Она почти на прежнем месте.
- Отстают! - утешает себя Гриша и указательным пальцем подвигает стрелку вперед на семь минут.
Мимо часов бежит Коля. Он останавливается перед ними и начинает считать время... Ему ужасно хочется поскорей дожить до того момента, когда крикнут "ура!" Стрелка своею неподвижностью колет его в самое сердце. Он взбирается на стул, робко оглядывается и похищает у вечности пять минут.
- Подите поглядите, келер-етиль? - посылает одна из барышень Копайского. - Я умираю от нетерпения. Новый год ведь! Новое счастье!
Копайский шаркает обеими ногами и мчится к часам.
- Черт подери! - бормочет он, глядя на стрелки. - Как еще долго! А жрать страсть как хочется... Катьку беспременно поцелую, когда "ура" крикнут.
Копайский отходит от часов, останавливается... Подумав немного, он ворочается и укорачивает старый год на шесть минут. Дядечкин выпивает два стакана воды, но... горит душа! Он ходит, ходит, ходит... Жена то и дело гонит его из кухни. Бутылки, стоящие на окне, рвут его за душу. Что делать! Нет сил терпеть! Он спять хватается за последнее средство. Часы к его услугам. Он идет в детскую, где висят часы, и наталкивается на картину, неприятную его родительскому сердцу: перед часами стоит Гриша и двигает стрелку.
- Ты... ты... ты что это делаешь? А? Зачем ты стрелку подвинул? Дурак ты этакий! А? Зачем это? А?
Дядечкин кашляет, мнется, страшно морщится и машет рукой.
- Зачем? А-а-а... Да двигай же ее, штоб она сдохла, подлая! - говорит он и, оттолкнув сына от часов, подвигает стрелку.
До Нового года остается одиннадцать минут. Папаша и Гриша идут в залу и начинают приготовлять стол.
- Малаша! - кричит Дядечкин. - Сичас Новый год!
Маланья Тихоновна выбегает из кухни и идет проверить супруга... Она долго глядит на часы: муж не врет.
- Ну как тут быть? - шепчет она. - А ведь у меня еще горошек для ветчины не сварился! Гм. Наказание. Как я им подам?
И, подумав немного, Маланья Тихоновна дрожащей рукой двигает большую стрелку назад. Старый год обратно получает двадцать минут.
- Подождут! - говорит хозяйка и бежит в кухню.

Мужик Бородатый   10.12.2021 23:05   Заявить о нарушении / Удалить
Если бы горошек для ветчины сварился раньше времени, то и Новый год наступил бы досрочно. Замечательный рассказ.

Александра Стрижёва   11.12.2021 02:23   Заявить о нарушении / Удалить
Да, Саша, миром управляют ничтожные вещи))

Мужик Бородатый   11.12.2021 18:13   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222022501766