На волне моей памяти - 8

Лидия Гончарова Ястребова
Мой папа
Ястребов Владимир Семёнович  родился 15 августа 1924 года в селе Сара Ульяновской области.

Участник Великой Отечественной войны. Наводчик минометной батареи 120 мм минометного орудия.
В боевых действиях с авг.1942 г.
Участвовал в штурме Берлина.
Войну закончил  в Праге, где бои продолжались и после капитуляции фашистской Германии.
Дважды ранен и контужен .
.
Награжден боевыми наградами : медаль "За отвагу", медаль "За боевые заслуги", Орден Славы 3 степени, медаль " За победу над фашистской Германией", орден Отечественной войны 2 степени.

Папина мама, а моя  бабушка Ульяна Григорьевна  в декабре 1942 года проделала пешком путь длиною 350 км от своей деревни до Йошкар-Олы,  чтобы повидаться  со своим младшим сыном Володей перед отправкой его на фронт.
На мои расспросы она отвечала,  что шла каждый день от рассвета до темноты и шептала про себя молитвы. 
Может этим переходом и этими молитвами она  и  отмолила у Всевышнего жизнь своего сыночка.
Ведь  по статистике папины ровесники 1923  - 1925 года рождения живыми с фронта вернулись только один из десяти...
Вот такие страшные цифры...

Я не раз  уже писала,  что жалею о том,  что мало расспрашивала родителей и бабушек о их прошлой жизни.
 Но это не касается папы и его воспоминаний и разговоров о войне.

 В нашей семье было наложено табу на разговоры о войне. Папа никогда не рассказывал о войне,  не вспоминал,  не смотрел военные фильмы,  не читал книг о войне.
Помню,  мне было лет 8 - 9 - ть.   Я  слушала по радио радиопостановку (помните многочастные радиопостановки и радиоспектакли?)
В радиоспектакле речь шла  о том,  как немцы издевались над русскими детьми в концлагере Освенцим,  как выкачивали у детей кровь для немецких солдат и т.д. Папа вошел с улицы,  прислушался,  понял о чём идёт речь,  и попросил меня выключить радио.
Но я сказала,  что  уже много частей слушала  и хочу дальше послушать,  о чем будет речь.
Папа повторил просьбу. А я упрямилась и не выключала радио.
Вдруг папа побледнел,  обхватил голову руками,  затопал ногами и страшно закричал : " Выключить! Выключить!
Выключить! "
;Я очень испугалась,  думала,  что он рухнет на пол.  Хорошо,  что мама была дома.  Она подхватила папу,  довела его до дивана,  уложила и стала его успокаивать.  Она умела  это делать...

Похоже, что папа был близок к сердечному приступу. 
Я сейчас думаю -  что же должен был пережить 20 - ти летний мальчик за два с половиной года кровопролитных боёв,  чтобы спустя десятилетия,  одно только  воспоминание о войне доводило его до предъинфарктного состояния ...

Фронтовые раны зарубцевалась,  заросли,  а душевные раны похоже,  кровоточили всю жизнь ...
 Вечером мама с нами поговорила и наложила запрет в семье на разговоры о войне.  Этому  запрету мы следовали всю жизнь.
 Единственной книгой о войне,  которую папа прочитал,  была книга " Воспоминания и размышления" маршала Георгия Жукова.  Эту книгу в 1971 году мама привезла из Москвы. Она была делегатом 24 съезда КПСС и всем делегатам вручили эти книги в день закрытия съезда.
Папа читал её очень подробно и основательно.
 Потом в течение нескольких лет она ходила по рукам,  и как говорится, была зачитана  "до дыр".
 Все фронтовики в посёлке её прочитали.

У нас в семье был культ,  вернее главенство отца -  фронтовика.
У мамы было высшее образование, а у папы всего 3 класса сельской школы.
 Мама  - главный агроном совхоза, а  папа - простой шофёр.
Хоть у мамы в подчинении было половина  совхоза, но в нашей семье всегда главным человеком был отец.
Не было ни одного случая в жизни, чтоб мама  словом или делом принизила отца.   Для нас детей,  они всегда были ровней.

У папы была какая-то внутренняя интеллигентность. Много читал, много знал,  был хорошим рассказчиком,  играл на баяне, пел. Разговаривал  грамотным  и образным языком,  писал очень красивым каллиграфическим почерком и практически без ошибок.   Вот вам и три класса сельской школы !  Даже со знаками препинания был полный порядок.
 Это не в пример современной молодёжи,  которые,  имея не одно высшее образование, часто двух слов связать и  написать не могут грамотно.

Папа по жизни был большим романтиком. Возвращаясь с фронта,  он привез из  Германии три  вещи :  для себя немецкий трофейный  аккордеон,  для будущей невесты отрез белого шёлка на свадебное платье и для будущей дочери прелестное шёлковое  детское платьице.
Аккордеон впоследствии переделали на баян, заменив клавиши на пуговицы, а звучание и регистры остались аккордеонные, поэтому он  звучал очень  необычно.
С мамой они познакомились в 1946 г , а поженились в 1947г в Краснодаре, где папа продолжал служить после войны, а мама училась там в сельхозакадемии.
И мама  действительно сшила платье на свадьбу из этого шелка. Я родилась в 1948г там же в Краснодаре и платье досталось мне. У меня даже есть фотография в этом платьице.

Ещё хочу рассказать такую историю  из жизни моих родителей.
  После окончания войны  демобилизацию начали  с тех фронтовиков, у кого возраст был выше 30 лет,  у кого дома ждали семьи,  у кого были профессии и специальности,   востребованные для восстановления народного хозяйства.  А молодёжь 1924 - 1926 года рождения продолжали служить ещё и в  1945 - 1947 году.
Папа продолжал свою службу в Краснодаре.
Там они встретились с мамой, которая к тому времени была студенткой кубанской сельхозакадемии,  и в феврале 1947 года  поженились.
Но самое интересное то,  что два фронтовых папиных  друга  :  дядя Кузьма Поляченко и дядя Ваня  Ленгас, с которыми папа воевал на фронте и продолжал потом служить в Краснодаре после окончания войны,  так вот оба папиных друга
 женились на двух маминых
 двоюродных сестрах.
Ленгас женился на тёте Паше  Пендюрко ( сестра со стороны дедушки), а Поляченко  - на  тёте  Тане Кладовой  (сестра  со стороны бабушки).
 Так трёх  фронтовиков сроднила не только война, но и мирная жизнь.

Первым ребенком в молодых семьях родилась я .  И папины друзья  "подкалывали" его,  что он фронтовик       
" бракодел" ,  не смог родить сына.
 Но когда стали появляться на свет дети в других семьях,  пришёл черёд подкалывать друзей папе, потому, что там тоже родились девочки :. у Ленгасов -  Танечка,  а у Поляченко  - Любаша.
 
 Через 4 года в нашей семье родились двойнята  -  мои братики Толя и Витя.
 Папа был счастлив и горд до седьмого неба,  что у него появились сыновья.
У  Поляченко вторым ребенком стал Миша, а у Ленгасов опять получился  "прокол" -  вместо ожидаемого сына, которому и имя уже приготовили -  Евгений, родилась девочка,  так её и назвали Женечка.

Конечно это фронтовое братство трёх друзей, скрепленное тем более  семейными и родственными узами продолжалось всю жизнь .  Мы, дети,  также дружили .
Вот такая интересная история.

;Пишу  сейчас  то немногое, что знаю о своей семье  - как жили мои родные во время войны, какую лепту они внесли в нашу всеобщую Великую Победу.
 Но ведь аналогичные истории происходили в каждой российской семье .
 Мы, последнее поколение,  которые общались с фронтовиками, знаем их жизненные и   военные  истории.
Мы обязательно должны об этом говорить своим детям и внукам, чтобы они понимали -  какая цена была у Победы.  А то  сейчас  так много  желающих перекроить историю, .умалить наш вклад в нашу Великую Победу .
И молодые люди должны помнить,  кто им завоевал сегодняшнюю счастливую жизнь.

     8 мая 2019г.