Заморочник

Фёдор Иннокентьев
1. 


 Вечером в гости заявился Олег. Вася как раз принёс 5-литровую баклажку пива.
   Когда уже сумерки спустились на село, сидели они втроём у костра. Оксана, посидев с полчаса, пошла в домик переодеваться. И оставила их вдвоём, сказав, что «сходит на час по делам». Олег, посмотрев девушке вслед, сказал Василию:
    - Мне кажется, она лживая какая-то, ненастоящая…
    - Да, как там говорится? – «Женщина покрыта ложью, как птица перьями»?
    - Нет: «Женщина вооружена ложью, как скорпион жалом».
    - Точно. Ты знаешь хоть одну, что дождалась своего парня из армии?
    - Да полно таких честных девушек.
   Василий усмехнулся.
    - Я знаю, что полно. Я тоже про них много слышал, читал и смотрел по телевизору… Но ты хоть одну такую знаешь лично?
    - … … … Возможно, дай покопаюсь в памяти…   - тут Олег задумался.., а Василий продолжил:
    - Мало того, даже и из «полей», 3-4 месяца, чтоб кто-то кого-то ждал и не изменил… не знаком с такими…
    - Ну да, ну да. Все они неправду говорят…

   Хотя постой!   Есть одна. Которая никогда не лжёт. Это «Дева, Спящая под Ореховым Деревом». Ещё её называют «Счастливая». Кстати, Вася, она как раз из того города, о котором ты спрашивал, забыл уже, как он называется…

   Василий, чуть приподняв левую бровь, с интересом смотрел на Олега.
    - Ты её знаешь? Как её «обычно-привычное»  имя?
    - Асунта. Это не единственное её имя, их несколько, но остальных я не вижу, они скрыты…
    - Так «Асунта» - это и есть «спящая» - сказал Вася, немного владеющий романской лексикой.  «Ну если Асунта, то это тогда далековато» - подумал он… А Олег продолжал:
    - Имена эти на разных языках, но они друг в друга не переводятся, означают разное. Потому, что такие слова нельзя точно перевести на другой язык без потери части смысла, оттого они нужны, чтоб дополнять друг друга…    Лично я с ней не общался, лишь знаю со слов Человека Летних Дорог. Он видел её в Звёздном Царстве, и будто похожа она как 2 капли воды на его сестру, которая живёт в Городе Ореховых Птиц…
    - Что это тебя, Олег, «заклинило»? Не ел ли ты сегодня странных орехов с острова Палау?
    - Действительно, это выглядит довольно подозрительно… Но не я это придумал, просто бывают такие двойные совпадения… А не веришь – спроси у Человека Летних Дорог…
    - Так познакомь меня с ним.
    - Ну ты, Вася, и задачи задаешь!..
    - А что?
    - Человека Летних Дорог познакомить с кем-либо – практически невозможно. Он знает всех. Если ему перечислить сотню людей, то про 80 из них он тебе расскажет что-нибудь. Но и остальных 20 – не факт, что не знает он, а скорее всего просто не расслышал как следует позывных. Он глух на левое ухо. И тебя он знает, говорит, вы с ним пили водку на Стрекочущем Болоте, а ещё там был Миша, твой сосед…

   Дааааа… - подумал Вася… Вспомнить, когда и с кем он пил – было не проще, чем познакомить с кем-либо того Человека, который и так знает всех… Это всё равно, как для старой портовой шлюхи вспомнить всех своих клиентов… Иногда, разбирая коробки с бумагами, находил он какие-то многочисленные листочки, салфетки, фантики и клочки, где незнакомыми почерками были записаны номера телефонов, имена, иногда с фамилиями, различных людей, среди которых попадались и те, кого он часто видел по телевизору, но вот чтоб с ними был знаком лично – этого Вася не помнил абсолютно…   Спросить Мишу? - подумал он – Тоже не лучшая идея… Ну конечно, где пьют водку, как обойдётся без Миши, если он её видит через стены и на расстоянии до 200 метров… Алкоголик!...

   Пока Вася сидел, задумавшись, Олег опять «переключился»:
    - А знаешь, как рождаются дети в Зазеркалье?
    - Да с чего бы мне это знать? Со мною, конечно, всякое происходит, но «залететь» в Зазеркалье – от этого я вдвойне застрахован.   Я как-то алкоголь предпочитаю. И я – не Алиса…
    - Да я серьёзно тебя спросил. – обиделся Олег.
    - А я серьёзно отвечаю: Я – не Алиса!
   Олег сосредоточенно так на него посмотрел, левой рукой приспустив очки, как делает учитель, объясняя особо непонятливому первоклашке:
    - Там же всё наоборот. Женщина оплодотворяет, а мужчина, как положено, 9 месяцев, ходит беременным, страдает от токсикозов там всяких, в общем, всё как обычно… И рожает в муках он этого ребёнка... Но воспитывать его совсем не надо, он уже рождается взрослым. Очень взрослым, потому, что живёт в Зазеркалье, по ту сторону Времени…
    - И что он делает?
    - Как что? Любит своих родителей.
    - А вдруг он их ненавидит, там же всё наоборот?
    - Типун тебе на язык! Для него люди – примерно как для нас фотографии. Двухмерные картинки.
    - И что это значит?
    - А то, что он тебе дорисует рога, копыта и хвост – и ты в реального козла превратишься. А может просто стереть тебя ластиком. Вудуисты о чём-то таком догадываются, Гаитянские, а также Ямайские и Тринидадские негры… Но они только «слышали звон, а не знают, где он». Пытаются пользоваться «методом тыка»… А для зазеркального мальчика  это – как для тебя Винтовка Мосина или Автомат Калашникова.
   Любая такая тварь, при её то возможностях, могла бы уничтожить миллион человек, если не больше… Но нет, ты ошибаешься… Хоть в Зазеркалье и всё наоборот, но любовь – она существует вне измерений.
   Наливай.

   Они опрокинули по стопке водки, Вася закусил маринованным огурцом, а Олег занюхал своими свалявшимися волосами.
    - Да какая нам разница, кого он там в Зазеркалье уничтожит?...

    - Самое интересное…, что и земные люди - могут родить зазеркального ребёнка… Не знаю, было ли такое? Вообще, это практически невозможно, лишь теоретически. Для этого нужно уже не 2, а 4 человека. Они должны быть чем-то все очень похожи, и при этом противоположными… Злой – добрый; женатый – одинокий; богатый – бедный; акушер – патологоанатом; кондитер – ассенизатор; геолог – эколог; мент – преступник; один пьёт чай, другой кофе, и т.д. и т.п… И при этом что-то у них у всех должно быть очень сильно – общее… Вместе и по парам… Там куча разных параметров должна определённым образом совпасть и составить некую симметрию…. И должны они четверо как-то пересечься и зациклиться друг на друга… И все четверо должны хотеть ребёнка. Две ведьмы не очень нормальные и два воина – кромешника, часто видевших смерть…

   Олег вдруг пристально посмотрел на Василия.
    - Вот ты бы вполне подошёл…
    - Чур меня, чур! Ну его на фиг, не хочу! У меня и так трое детей, нормальных причём, от законного брака, а не от ведьмы какой-то…
   Василий машинально перебрал в памяти всех своих знакомых ведьм – ни от одной из них он ребёнка не хотел…
    - Да ты не парься, такое сочетание по ТерВеру…
   Тут Василий ещё больше напрягся...
   Он всегда, когда слышал какой-нибудь пьяный бред, делал вид, что воспринимает его всерьёз…


                *         *         *

   Много раз смотрел Василий на Олега, близко очень смотрел… И пытался Вася его образ на себя «примерить», и наоборот. И свой «всеобъемлющий» ум - в голову Олега вложить, или хотя бы, по-дружески поделиться:
    - Вот ты, Олег, чем живёшь?
    - Чем встану утром, тем и живу. Я странник, живу ногами…
    - А ты не пробовал на работу устроиться?
    - А зачем? Чтобы питаться? Так меня питает любовь.
    - Это не тебя должна питать любовь, а наоборот.

   Слова Василия были подкреплены солидным жизненным опытом многодетного отца, любящего и любимого.        А слова Олега – были похожи на бледно-розовую, когда-то красную, но теперь выцветшую и обтрёпанную тряпочку …
    - Я – люблю Катю…
    - Я тоже – Катю люблю.
    - Твоя Катя с тобою? А моя – нет. Она замужем…
    - Уже – да?
    - Когда встретил её, ещё замужем не была…
    - Ну а ты куда смотрел?
    - Мы не настолько ещё были знакомы, чтоб говорить об этом… Но я влюбился. Не зная ещё, что она не свободна…
    - Ну и что? У меня то же было. Но я пришёл, впрягся – и она стала моей…
    - Да потому, что она сама тебя захотела. У меня – не то… Ну пришёл бы я к ней со всем своим… Со всем своим миром, что построил для неё одной… Я готов был сделаться львом, или в жабу себя превратить, лишь бы войти к ней... Но она – и так счастлива. Без меня. А я тогда был дурак… Не знал, а теперь иногда жалею…
    - О чём?
    - О тех словах...
    - Ты как ребёнок рассуждаешь. Ты – хозяин слова, ты дал – ты взял. Если есть «зацепка». А замужество – это, извини меня, зацепка серьёзная.
    - Ты не поймёшь. Бывают такие слова, одноразовые они. Лучше вообще никогда их не использовать, и жить себе как все нормальные люди, живут же они без слов таких…   Но когда ты слова такие произнёс – только один путь перед тобою и если ты шаг в сторону сделаешь – вся твоя прошлая жизнь станет ложью и будущая превратится в обман… И «зацепки» никакие там не работают.
    - Поясни-ка поподробнее пожалуйста!
    - В принципе всё довольно просто… Вот скажи мне, в чём грех Каина?
    - Он первый убийца.
    - А конкретно в чём его грех?  Вернее, где его корень?   То, что он убил Авеля, это уже следствие. А изначально грех Каина был в том, что он первый, кто глагол «любить» - употребил в прошедшем времени. И всё. Этим он себя превратил в говно и весь наш Мир – в задницу. И я это понял тогда…
   Василий ничего на такое ответить не мог и молчал, поражённый. После недолгой паузы Олег продолжил:
    - И я скрылся. Хотел умереть от горя… Шёл поблевать в кусты, и не оттого, что пьян, а просто тошно было…
   И увидел я там, стоя на корточках, в траве, прямо перед носом, в соплях и слюнях – пистолет валялся на земле… Захотел я застрелиться, подумав, что вот сейчас… Вся эта боль потухнет, и не будет её…
   Боли от каждого вздоха, когда дышишь тем воздухом, что выдыхала Она, нацеловавшись с ним…

   Взял я пистолет, ёмкий такой, основательный, за него можно держаться… Приставил  к голове, …
   … А голова моя вдруг задралась. И увидел я звёзды…
   И подумал, что вот мой взгляд – идёт до звёзд многие тысячи и миллионы лет. И она, Катя моя, тоже смотрит на эти звёзды, … И сейчас, и когда была маленькой девочкой… И там, Где-то, в сотнях миллионах километров и тысячах земных лет – наши взгляды встречаются…

   И я вот сейчас, когда умру – не смогу посмотреть на звёзды…
   А палец мой уже жал на курок…
    - На спусковой крючок.
    - Да... И  вот, словно преграда какая-то помешала моему пальцу, и не смог я нажать…
    - А ты хоть предохранитель то проверил? Учи матчасть!
    - Да не в этом дело… И вот я, смотря на эти звёзды, понял… Как всё это вечно. Любовь. Что этим звёздам – совершенно всё равно, что я сейчас застрелюсь и не станет меня; или как маленьким мальчиком смотрел я на них, или глубоким стариком через 70 лет буду смотреть на них же… И Катя, моя возлюбленная… Я люблю её не сейчас, такую как она есть, а всегда. И через десятки лет старушкой, и 20 лет назад маленькой девочкой – для звёзд, пока мой взгляд достигнет их, это будет всё равно… И мы с ней – где-то там встречаемся… Здесь, на Земле, я видел эту девушку всего 8 раз, и с тех пор прошло больше года. Она, может, и не помнит меня, но мне это уже не важно. Я люблю…

   Василий иногда думал, почему Олег такой? И сейчас, услышав его историю, попытался он понять то, чего никогда понять не мог… И подумал он следующее:

   Когда душа стонет от одиночества, а сердце обливается кровью в нестерпимой боли, то со своей стороны мозг, оставаясь холодным – пытается решить проблему… А проблему вот такую – большинство людей просто бы бросили и забыли; кто-то бы застрелился. Но у Олега голова была устроена каким-то особым образом, так, что мозг его, решая проблему по сути нерешаемую, начал работать в форсированном режиме, задействуя какие-то резервные, глубоко спрятанные отделы…

   И там, где-то в своих самых дальних закоулках – нашёл он выход в 5-е измерение… Откуда и идёт вся эта диковинная фактура, что Олег приносит Василию…

   Обычный человек ведь как бы сидит перед экраном компьютера, пользуется «Вордом», калькулятором и играет в «тетрис»… А у него там установлено множество всяких «навороченных» программ типа «Корал Дроу»… И есть выход в Интернет…

   Иногда Вася боялся слушать Олега. Некоторые вещи он говорил ужасные. Догадываясь, что ничего на Свете не случается просто так, подумал он сейчас, что вдруг – вот эта информация ему, Василию, пригодится. «Зачем!?» – подумал он. – «Ведь я живу не так, у меня другие проблемы, совершенно иной я человек, чем Олег! Как я смогу использовать вот то, что он сейчас мне сказал?!»

   Но с другой стороны – в этом было что-то завораживающее. Буквально сегодня слышал Василий в одной песне – именно об этом. Песня та была у него на кассете, пела её девушка, которую Вася когда-то знал, в прошлом веке поздним вечером пили они как-то клюквенную настойку на ступеньках лестницы в каком-то другом институте…

   Мозг Василия, однако, работал тоже, скажем так, не совсем обычно. Вот сейчас он, услышав о проблеме товарища, автоматически поставив себя на его место, стал пытаться решить её. Это был подход военного теоретика, и совершенно неожиданный. (Наиболее логичный вариант он «отмёл» сразу – раз уж Олег не умел обращаться с пистолетом…)
    - Помнишь сказку «Кот в сапогах»? Он же что сделал? Уничтожил людоеда в его собственном доме. Как!?

   Это ведь не кот был никакой, коты не разговаривают и сапогов не носят. Красные сапоги – это «маркер» - один из приёмов Эзопова Языка древних сказителей, Мастеров. Сапоги – атрибут воинского сословия, а красный – цвет касты кшатриев*. Это был человек, воин, а в кота он превратился специально под конкретную задачу – проникнуть в расположение противника. А там он людоеда уничтожил, превратив в мышь его же собственной магией… Высшее искусство, это какой-то характерник нереального уровня был… Ты же можешь узнать, как это делается, психодинамику таких превращений?
   Олег задумался, снял очки и долго смотрел куда-то вдаль…
---------------
   * - В Индии – воинское сословие.

    - Нет, мне такой вариант не подходит. Знаешь, почему у Кота это получилось? – Потому, что он был на службе, а для себя такое сделать невозможно. Ну а я человек вольный, да и не воин я…
   Тут Олег вдруг пристально посмотрел на Василия.
    - А почему ты вдруг про Кота в Сапогах вспомнил?
    - Да не знаю. Как-то само пришло… А что?

    - Да то. Ведь смотри: он же говорил как о свершившихся фактах – о вещах, которых не было и никому в голову не могло прийти такое развитие событий. Спрогнозировать такое невозможно, а спланировать – тем более, не будучи…

   Знаешь, кто этот Кот!? Он и есть – Человек из Зазеркалья! Но почему ты про него подумал, а не я?
   Василию уже поднадоела эта странная тема и он решил её «свернуть»:
    - Да ладно, чего ты так напрягся? Ведь «кот» на мове – «кит». А кит сапог носить уж точно не может, у него и ног нету!
   Ну ничего себе? – подумал Олег. – Кота – в кита… Что-то мне это напоминает… Это как великана в мышь, только наоборот.

28.02. - 30.10.2019.



2.
   Говорит во сне Вася – уже знакомому нам хозяину железнодорожной станции:
    - Ладно, дядя Йозас, спасибо Вам за тёплый приём! Давненько не видел таких дивных мест и таких радушных людей. Но пора мне домой. В котором часу пойдёт электричка?
    - Да здесь, Василий, последний поезд ушёл 18 лет назад а рельсы на лом разобрали, и шпалы уже сгнили давно… Так, что придётся идти пешком через лес.
   Выйдешь в Калтаненай, костёл будет виден издалека…
    - Ладно, прощайте, дядя Йозас!
    - Прощай, Василий!
   Гость только повернулся, но хозяин слегка придержал его за плечо:
    - На автобус ты ещё должен успеть. Но только как пойдёшь через лес – ни в коем случае не заходи в библиотеку! Иначе до дома будешь добираться – 12 лет…

   Шёл Вася по лесу, по тропинкам еле заметным, по которым кабаны и зайцы ходят гораздо чаще, чем человек.   «Дядя Йозас, видимо, перебрал самогонки… Какая тут библиотека?! Тут даже сторожки лесника нет, глушь полнейшая…

   И вот вышел он на грунтовку, тоже заросшую уже кустами, но ещё хорошо видно было, что эта дорога когда-то была проезжей. Пройдя с полкилометра, увидел Вася справа ржавый указатель. «Хутор Антоново».    Интересно вдруг стало прохожему, отчего на Литовской земле – русское название? Свернул, прошёл среди трав и кустов. (Дорожка явно была не хожена несколько лет).   На хуторе виднелись несколько сараев, завалившихся в той или иной степени, остатки бани, ещё чего-то, что сгорело явно за десятки лет до ухода хозяев этого места. Основной дом был размера богатого и в довольно хорошем ещё состоянии. Шиферная крыша была целой, стены вполне нормальными. Только оконных рам не имелось и часть пола кто-то выпилил и снял. Комнаты были пусты, мебели не осталось практически никакой. С печи было снято всё железо…    Осмотрев пустой неживой дом, вылез Василий через оконный проём (дверь была наглухо заколочена). Минут 15 полазил по другим постройкам… В общем, мало-мальски ценного здесь не было ничего. Нашёл Вася лишь множество бутылок, но бутылки такие принимали только в Германии и Нидерландах, а в Литве они уже давно не котировались.   И тут он, проходя опять мимо Дома, увидел – довольно ещё крепкую приставную лестницу, ведущую к чердачной дверке над односкатной крышей терраски.

  Зашёл Василий на чердак, где никогда, даже в самый ясный полдень, не хозяйничает свет. А солнечные лучи, что попадают сюда – становясь самостоятельными светилами, плавно переливаются по клубам пыли, поднятой из-под ног…
   Чердачный пол был покрыт толстым слоем бурых шуршащих листьев. В остальном просторное помещение казалось пустым. Нашёл только Вася немецкую портупею, пару пряжек, какую-то тряпку с интересными пуговицами да сапоги, тоже немецкие.   Хотел он уже спускаться обратно вниз, но увидел вдруг в самом дальнем тёмном углу, под скатом крыши – смутные очертания каких-то предметов, выступающих из полумрака.

   Это были пачки связанных бечёвками книг, газет и журналов. Журналы были всё те же советские, что до сих пор ещё можно встретить на многих чердаках, так что Вася их даже не стал смотреть. Газеты тоже интереса не представляли, а вот книги – дело другое…
   Здесь были разных форматов и цветов тома, в основном на польском, русском и литовском языках, но попадались и немецкие, французские, английские и не только. Был даже словарь языка народа караев, составленный Захарием Синани.   Рюкзак у Василия уже был набит какими-то вещами, и мог он отсюда взять всего одну книгу. Все как будто пересмотрев, выбрал Вася «Сказку Сказок», причём была она на русском языке. «Вот странно» - подумал он – «эта вещь ведь по сию пору не переведена»…

   Но тут увидел он, в самом-самом углу, где крыша смыкается со стенкой и потолком – то, что вначале не заметил… Эта одиноко лежащая книга больше походила на толстую тетрадь без обложки. Сдув с неё пыль, не увидел Василий ни заглавия, ни какой другой надписи. Сшита тетрадь была из грубой серой обёрточной бумаги с прожилками волосков и волокон, и с какими то зелёными пятнышками, как будто от голубиного помёта…

   Открыв первую страницу, стал Василий читать. Текст был от руки написан сложной тарабарской грамотой без пробелов и заглавных букв. Полей и абзацев тоже не было.

   «История эта началась… Когда же началась она? Может, год назад, а может 6; может полтора или 2, а может 8 или 18. Возможно, 35, но и это не факт. Может, даже и все 659, а иной раз кажется, что только начинается эта история прямо сейчас… В любом случае – она началась. Всё, садись, поехали!»

   Вначале он не заметил ничего настораживающего. Так, или почти так начинаются многие рассказы, повести и сказки… Но потом вдруг возник на второй уже строке – приказ. За этим могло скрываться что-то очень опасное… Руки Василия уже хотели закрыть эту книгу, но глаза, прочтя предисловие, не могли остановиться.

   «Встретились как-то два слова. Где встретились, не скажу, слова – они встречаются везде. Но эти два – зацепились друг за друга ибо были антонимами. Первое из 5 букв, второе из 6. И стали они спорить: кто из них близкое, кто далёкое; кто мужского рода, кто женского; кто правда, а кто ложь?...»

   Дальше Вася уже совсем перестал понимать, о чём речь, да и глаза подустали от чердачного полумрака.   Закрыл он непонятную книгу и хотел положить на место…

    - Нет, Вася! Бери её!
   Он обернулся. Посередине чердака стоял его дедушка. Первый и самый лучший друг, хотя был он и старше на 81 год. На нём была старинная одежда, низкие красновато-коричневой кожи сапоги и шапка с красным верхом.

    - Эта книга – заморочная, писана «самокатным слогом». Если ты её открыл – теперь придётся читать до последнего слова. Это как мина, на которую наступил – она взвелась, а как сойдёшь – подорвёшься… Такие вот дела.

   А придёшь домой когда, дочитав книгу через 12 лет – увидишь во дворе под яблоней штрифелем чёрную машину типа джипа. Бабушка тогда встретит тебя и отдаст от той машины ключи, она тоже родилась в понедельник.
  Придут за машиной – ты ключей сразу не отдавай, а вложи под обложку Книги и так отдай. Они не смогут завестись и поехать не открыв Книги…

  Так сказал мне тот, кто её написал – Заморочник. Который Правду заворачивает в обёртку лжи. Как мы колбасу заворачивали в «Правду», только наоборот… - дедушка улыбнулся и стал отдаляться…

    - Кажи, диду… - не хотел внук его отпускать. – Скажи, дедушка, а кто он такой, этот заморочник?
   Дед посмотрел с лёгкой укоризной.
    - Я ж тебе читал про него, и не раз… Ты знаешь этого Заморочника, он с нашей родни…


   «Если он нам сродни, то, пожалуй, шутить не станет…» -  думал Вася, спускаясь по лестнице, которая вдруг оказалась гораздо длиннее, чем вначале…

   «…Машина, машина…  Какой там, нафиг, чёрный джип поместится? Под штрифелем батина «восьмёрка» уже 5 лет стоит, на которой он в бетонную тумбу въехал… Там двигатель в салоне, она уже в землю вросла…

   Спустившись наконец, по лестнице, уходил Василий с заброшенного хутора Антоново. За спиной его был небольшой рюкзак оливкового цвета, в руках пересохшие от времени сапоги и пыльный китель непонятно какого цвета с алюминиевыми пуговицами.

   Подмышкой же у него была Книга, которая, пока хозяин её спускался с лестницы – обросла уже тёмно-зелёной морщинистой кожаной обложкой, на которой проступало 9 золотых знаков...


26.09.2019.