Ноннин ковчег. Длинный путь

Алексей Николаевич Клыков
В   этот   день   после   работы  Нонна  направилась на край города, в то место, которое располагалось не столь уж дале-ко от  центра,  но путь до которого все-гда казался очень длинным. Виной тому, наверное, была плохая дорога, с ямами, грязью и лужами.
 Но делать было нечего, одна из подо-печных Нонны серьёзно заболела, и де-вушка не могла не проведать малышку. Ребёнок был очень рад увидеть свою преподавательницу, девочка обещала побыстрее поправиться и вновь   при-лежно  посещать Ноннины занятия. Де-вушка заверила, что она нисколько в этом не сомневается.
 Домой Нонне пришлось идти пешком.  Местные  власти решили, что пускать автобус в этот район необязательно, а вызывать такси было для Нонны делом накладным. Дорога домой заняла немало времени, но порядком уставшая девушка, добрела, наконец, до своего жилища.
 Именно в это время в сумке у девушки зазвонил телефон. Нонна быстро нашла мобильник, из трубки полился знакомый голос. Это была Ада, старая подруга Нонны, с которой они провели столько счастливых дней в детстве. Ада была та-лантливой и удачливой, но ей то и дело хотелось что-то переменить в своей жизни.
 - Здравствуй, - сказала Ада.
 - Здравствуй, - ответила Нонна, - как жизнь, Адуля?
 - Ужасно.
 - Господи, что случилось?
 - Меня бросил друг, - призналась Ада, а затем добавила: - вернее, это я его бро-сила. Словом, мы расстались.
 - Вы расстались с Иннокентием? – уди-вилась Нонна, она помнила, как подруга восхищалась своим удивительным воз-любленным.
 - Я тебя умоляю, - произнесла Ада, - мы расстались с Иннокентием ещё полгода назад. А вчера, я простилась с Арсеном.
 - Мне жаль, - сказала Нонна, не найдя других слов.
 - Мне тоже. Этот удар слишком тяжёл для меня. Я решила бросить городскую суету и уехать в деревню.
 - А ты не очень спешишь? – спросила Нонна Спасова. Они отлично знала при-вычку своей подруги принимать скоро-палительные решения.
 - Нет, я всё решила. Прощай, неблаго-дарный мир!
 - Слишком уж мелодраматично, - не вы-держав, заметила Нонна.
 - Тем не менее, мы с сыном становимся деревенскими жителями. Это решено.
 Время шло, весенние деньки станови-лись всё солнечней и теплей. Больная девочка начала поправляться. Один раз, когда Нонна простившись с девочкой, вышла в прихожую, к ней подошла мать ребёнка.
 - Если б вы знали, - сказала она, - как Маша вас ждёт.
 - Я прихожу к ней, едва появляется воз-можность.
 - Благодаря вам она и поправляется бы-стрее.
 - Дай бог, я очень рада.
 - Спасибо, спасибо вам за всё.
 Нонна вышла на улицу в хорошем рас-положении духа, даже перспектива опять идти домой пешком не могла испортить ей настроение. Как же это замечательно, когда ты можешь хоть чем-то помочь конкретному человеку.
 Звонок мобильника её немного отвлёк от радужных мыслей.
 - Это я, - сообщила Ада.
 - Узнала, - заверила Нонна.
 - Я тебя не отвлекаю?
 - Совсем нет, иду домой пешком, рядом никого, так что разговор будет кстати.
 - Отлично.
 - Как деревня?
 - Я тебя умоляю, - разочаровано произ-несла Ада Персова, - скука смертная! Как люди только там живут. Я смогла выдержать только два дня и сбежала.
 - Где же ты теперь?
 - На большой дороге, - заявила подруга.
 - Где?! – удивилась Спасова.
 - Мы с сыном идём вдоль какой-то трас-сы.
 - Новое дело.
 - Знаешь, - продолжила Ада, - я решила, чем сидеть в этой жуткой деревне, лучше побродить пешком по свету, увидеть мир.
 - Господи помилуй!
 - Это, скажу я тебе, очень сближает с природой и реальной жизнью.
 - А ты не боишься сблизиться и с очень реальными проблемами, - сказала Нонна, - которыми эта самая  жизнь так богата. Особенно, если шляться по каким-то трассам.
 - Не боюсь, жизнь есть жизнь, - реши-тельно заявила Ада. Но потом она доба-вила: - Правда, недавно с нами кое-что произошло.
 - Что ещё? – насторожилась Нонна.
 - Мы проголодались, - сообщила Персо-ва, - и зашли перекусить в одну забега-ловку. Там к нам стали приставать пья-ные парни. Когда обстановка совсем обострилась, нам с сыном пришлось спасаться бегством, уходя от погони.
 - И чем всё кончилось?
 - Мы укрылись в лесу и просидели там до утра.
 - Ты ненормальная, - с какой-то нежно-стью сказала Спасова.
 Ада засмеялась:
 - Какая есть. Жизнь продолжается.
 Следующий звонок раздался через не-делю. Был вечер, Нонна готовила ужин. Она уже начала переживать за не даю-щую о себе знать подругу и обрадова-лась, услышав голос Персовой.
 - Ты опять в пути? – спросила Ада.
 - Нет, уже дома, - ответила Нонна, - один молодой таксист сжалился надо мной и довёз, не взяв денег.
 - Ты явно пользуешься успехом.
 - Просто его младшая сестрёнка занима-лась у меня в школе, а он часто её заби-рал. Что у тебя?
 - Представляешь, нас пытались втянуть в секту, - поделилась новостью Ада.
 - Что ещё за секту?
 - Чистоты и послушания. Её наставник подобрал нас на дороге. Милый с виду дядечка, опять же, пожалел красивую женщину с ребёнком. Привёз он нас в общину. Первые два дня нас не трогали, давали вдоволь есть, и позволяли спать, сколько влезет.
 - А потом? – спросила Нонна.
 - Потом дядечка занялся нами всерьёз, - ответила   Ада. – Бесконечные молитвы. Всё по расписанию, на каждый день норма добрых дел.
 - А это что такое?
 - Таскать вёдрами воду, сажать картош-ку. Я из деревни  сбежала от подобных радостей, и снова то же самое.
 - Не весело.
 - Не то слово.   Знаешь, я думала, что этот наставник начнёт ко мне приставать и всё такое.
 - А он что?
 - Ничего.  Похоже,  дядечка святоша и впрямь верит в свою ахинею. Выносить всё это было невозможно.
 -  И вы с сыном сбежали?
 - Конечно, а как ты думала!
- Если честно, то именно это я и пред-полагала. И куда вы направляетесь те-перь?
 - Можешь  думать  обо  мне  всё  что хочешь, - заявила Персова,  но мы на-правляемся к тебе.
 - Я думаю, что это лучшая твоя затея за последнее время, - сказала Нонна, - жду.
 Ада  и  её  сын  в  доме   у Нонны чувст-вовали себя путниками, которые, пройдя долгий путь под дождём и снегом,  на-шли  наконец приют. Им теперь нечего было бояться. Они могли просто пере-вести дух, припоминая былые  трудности и не строя планов на будущее.
 - Твой дом - это просто райское место, - сказала  Ада Нонне, когда они стояли у крыльца и любовались каналом.
 - Жить можно, тут хорошо, - сказала Спасова, - и мне ничего другого не надо.
 - И тебе никогда не хотелось отсюда уе-хать? – спросила Персова.
 - Нет. Во всяком случае, пока.
 - Найду ли я когда-нибудь место, откуда и мне никуда не захочется уезжать?
 - А это ваша дача? – спросил Нонну сын Ады.
 - И дача, и квартира, и особняк на ла-зурном берегу, - засмеялась Нонна. – Это моё всё.
 - Как в рекламе, - сказал мальчуган, - всё в одном флаконе?
 - Вот именно.
 К  вечеру пришло время для занятий, сегодня был день чтецов. На урок явился небольшой русоволосый мальчик. Он был очень собран и сосредоточен.
 - Выучил стихотворение? – спросила Нонна.
 - Выучил, - уверенно и даже с каким-то вызовом ответил ребёнок.
 - Слушаем тебя.
 Мальчик  стал   читать солидно,  наде-ляя каждую фразу  стихотворения  Игоря Смирнова, проникновенностью и глуби-ной:

Моря хватит на всех, нужно только уметь окунуться.
А желание плыть никому не приносит вреда.
Как мне чужды субъекты, которые, дуя на блюдце,
Говорят убеждённо, что главное в море – вода!
Что они понимают, пижонов блиста-тельных корча,
Для кого поднимают такой обыватель-ский стяг!
В море главное – соль. Эта соль охраняет от порчи
Настоящих своих, бескорыстных своих работяг…

 Ада, которая устроилась в углу комнаты, слушала   ребёнка  с восторгом. Как он чеканит слова, как наполняет их смы-словым объёмом.
 На  следующий  день  проводились  за-нятия  для  остатков музыкальной груп-пы, их вела одна из приятельниц Нонны, с которой они работали в школе. Все с удовольствием смотрели, как высокий   худощавый   паренёк исполнял матрос-ский танец «Яблочко». Все движения были    точными и лёгкими,, перед гла-зами зрителей словно вставало море, большой корабль и просторная палуба.
 Сын Ады смотрел на  это представление, открыв рот. Его заворожили и сам танец, и виртуозное исполнение. Вот бы и ему научиться чему-нибудь подобному.
 Больная девочка, наконец, поправилась. Она принесла Нонне свой новый рисунок и, вручая его, заявила:
 - Мама сказала, что это я должна пода-рить вам.
 На рисунке две женщины укрывали со-бой беспомощного   младенца от ветра и дождя. Они не совершали никакого под-вига, поступая так, как только и должны поступать женщины, как только и долж-ны поступать люди. Одна из женщин была похожа на мать девочки, другая напоминала   Нонну. Но это был не про-сто рисунок, это была картина, на кото-рой античная  монументальность сочета-лась с библейской мудростью.
 И Ада с сыном, и Нонна смотрели на картину с восторгом, она потрясла их.
 Поздно вечером подруги сидели за сто-лом и пили чай. В печке трещали дрова, на стене мирно тикали ходики.   Самое время  для  неспешных бесед. Разговор зашёл о детях, которые приходят к Нон-не.
 - Какие славные дети у тебя занимаются, - сказала Ада.
 - Славные, - сказала Нонна, - талантли-вые, знающие, что им нужно.
 - Знать, что тебе нужно, это важно, - за-метила Персова. – Я тут подумала об этих Арсенах и Иннокентиях, нельзя же из-за каких-то дураков перечёркивать свою жизнь.
 - Ты права, нельзя.
 - Вернусь домой, наведу порядок в делах и попробую всё начать сначала.
 Время текло дальше, принося новые со-бытия и новые эмоции.
 Ноннина ученица побывала со своей картиной на нескольких  скромных  вы-ставках и имела там успех. Сын Ады то-же стал рисовать,  выбрав  море своей главной темой. Он стал жить  у  бабуш-ки, так как  его мама после небольшой паузы, вновь отправилась странствовать  по  миру.  Не  так  это  просто, понять, что же тебе всё-таки нужно в этой жизни.