Булгачить. Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово БУЛГАЧИТЬ я слышал в раннем детстве почти каждое воскресение и в школьные каникулы, а всё потому, что я часто поднимался вместе со старшими, братом и сестрой. Они вставали рано, чтобы позавтракать и идти в школу, а я ещё в школу не ходил, но завтракали мы все вместе. В выходные мама давала им возможность поспать подольше, а я вставал, как всегда, и когда с меня требовали соблюдать тишину, я старался, но у меня не получалось. Вот в такие моменты, когда я что-нибудь ронял, ссорился с кошкой, шумно двигал стулом или табуретками, мне говорили, чтобы я не булгачил. Что ты взбулгачился?

 У меня была рулетка, такая деревянная рамка для длинного рыболовного шнура, с остатками на ней самого этого шнура, и я нередко перематывал этот шнур на ножки табурета, а потом – обратно на рулетку. В этот момент что-нибудь падало и гремело, будило спящих, потому я был уверен, что слова булгачить и будить, булгачить и будоражить между собою связаны.

А потом я пошёл в школу, и слово БУЛГАЧИТЬ исчезло из нашего общения, а вспомнилось  оно в связи с радиообзорами по Челябинскому радио, где стали называть публикации журналистки Оксаны Булгаковой. Мы познакомимся в середине 80-х годов, когда я стал работать в «Вечернем Челябинске», наши пути стали пересекаться в библиотеках, архивах, на учебных семинарах и производственных совещаниях.

Оксана Сергеевна Булгакова родом из Саратова, родилась 12 января 1935 года, в 1952 году окончила школу в Омске, а после окончания историко-филологического факультета Уральского университета  в Свердловске в 1957 году работала в книжном издательстве журнала «Уральский следопыт», а с 1967 года — редактором молодёжного радиовещания в Челябинске.

В 1973—1993 годах  она главный редактор Южно-Уральского книжного издательства (ЮУКИ).  Мне она запомнилась серией фильмов по её сценариям о полярниках, лётчиках и исследователях дальних краёв. Из Википедии узнал, что последние десять лет она жила в Белоруссии, умерла 2 декабря 2007 года в Могилёве, в возрасте семидесяти трёх лет.

В истории России много раз встречается фамилия БУЛГАКОВ, самый известный из них писатель, сценарист, драматург, режиссёр, актёр Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940), автор таких бессмертных произведений, как «Собачье сердце», «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». С его творчеством я познакомился уже после того, как ушёл из школы в редакции газет, но мне всегда казалось, что он пришёл в наш мир, чтобы будить, будоражить, пробуждать и заставлять вдумчиво относиться к жизни.

Многие исследователи считают слово БУЛГА тюркского происхождения, якобы глагол БУЛГА – махать (рукой), качать (головой), перемешивать, взбалтывать, мутить, вертеть, пачкать, пакостить. Но нет источников, чтобы проверить и уточнить. В словаре Владимира Даля есть гнездо БУЛГА. Смотрим.

БУЛГА ж. симб. склока, тревога, суета, беспокойство.
Булгатить, булгачить твер. пенз. влад. тревожить, беспокоить, будоражить, полошить, баламутить. Что ты, по-пустому, народ булгачишь?
Пожар всех взбулгачил.
Набулгачил, да и был таков.
|| Булгачить или булдачить ниж. заниматься промыслом живодеров, кошкодавов, собачников, выменивая шкурки на мелочи, на щепетильный товар; маклачить, маячить. булгатиться, булдачиться, суетиться, метаться, тревожиться, суматошиться.
Полно булгачиться, сиди смирно.
Чего до свету взбулгачился?
Булгаченье ср. действ. по глаг.
Булгатня ж. суматоха, склока, тревога. Булгачный лучше булгачливый человек или булгатник м. булгатница ж. булгатень м. кто булгачит, суматошит. Бугач м. то же, булгатень; || род рыбачьей сети, подтинник, возмиха: ее тянут на двух лодках, по омутам, волоча кошелем по дну. Толковый словарь живого великорусского языка