Татьяна Ивановна Пельтцер

Борис Пономарев 3
Татьяна Ивановна Пельтцер

Много, много, много лет тому назад, а именно в годы Великой Отечественной войны и некоторое время после нее, на проспекте В.И.Ленина в Ташкенте, между кинотеатром «Хива» (позднее переименованном в кинотеатр «Молодая гвардия») и кинотеатром «Искра», напротив скверика, в котором находился Кукольный театр, располагался кинотеатр «Новости дня», своей «спиной» примыкавший к хорошо известному всем ташкентцам зданию НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ УзССР (позднее здание этого кинотеатра было снесено и на его месте была построена поликлиника КГБ). 

Данный кинотеатр был знаменит тем, что это было единственное в нашем городе «культпросветное» заведение такого рода, работавшее в режиме «нон-стоп», то есть у него не было четкой структуры сеансов, фильмы проецировались на экран без перерывов, зрители могли купить билет и войти в зал в любой момент: в середине или в конце фильма, а затем продолжить просмотр с его начала. Хотя данный кинотеатр назывался «Новости дня», в нем кроме киножурналов с таким названием довольно часто демонстрировались художественные фильмы,, и можно было просидеть в его зале чуть ли не весь день, поскольку никто не проверял, сколько раз зритель посмотрел идущий в нем фильм. 

Я посмотрел в этом кинотеатре немало фильмов и киножурналов, но из них врезались в память только два: «Без вины виноватые» с участием знаменитой актрисы Аллы Константиновны Тарасовой, Народной артистки СССР, получившей звание Героя Социалистического труда, и Владимира Васильевича Дружникова, тогда еще никому не известного киноактера, позднее ставшего прославленным Народным артистом РСФСР, лауреатом двух Сталинских премий. В данном фильме участвовало настоящее созвездие великолепных советских актеров и актрис. 

Но сейчас я в своем повествовании поведу рассказ не об этом замечательном фильме, а совсем о другом, увиденном в этом кинотеатре, имеющем отношение к данному очерку, а именно о художественном фильме-водевиле  «Медведь» (1938 года), снятом по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова на студии «Белгоскино» режиссером Исидором Марковичем Анненковым, Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Этот фильм буквально потряс меня во время его просмотра, да я и теперь считаю его одним из самых лучших, увиденных мной в течение моей жизни. Действующих лиц в нем было совсем немного, но это были настоящие «сливки» нашего актерского сообщества! Михаил Иванович Жаров, актер и режиссер театра и кино, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий, Ольга Николаевна Андровская, актриса театра и кино, педагог, Народная артистка СССР, лауреат Сталинской и Государственной премий, Иван Романович (Иоганн Робертович) Пельтцер, актер и режиссер театра и кино, лауреат Сталинской премии, Заслуженный артист РСФСР (получил это звание одним из первых в нашей стране), а также Константин Иванович Сорокин, киноактер, Народный артист РСФСР.

Ивана Романовича Пельтцера я увидел тогда на киноэкране впервые, но увиденное мной осталось в моей памяти на всю мою жизнь. Это было совершенно потрясающее зрелище, хотя его роль была относительно небольшой. Я тогда не мог даже представить себе, что актерские гены имеют огромное значение. Судьба подарила Ивану Романовичу Пельтцеру (09.11.1871 — 29.03.1969) не только знаменитую впоследствии дочь Татьяну Ивановну Пельтцер (родившуюся 24.05.1904), актрису театра и кино, но и сына Александра Ивановича Пельтцера, весьма известного в своем профессиональном окружении главного инженера московского автомобильного завода АМО, впоследствии переименованного в ЗиС — завод имени И.В.Сталина, а затем в ЗиЛ — завод имени И.А.Лихачёва.

Когда я впервые увидел Татьяну Ивановну Пельтцер в фильме-спектакле Московского театра сатиры «Свадьба с приданым», то сразу понял, что она, несомненно, является родственницей Романа Ивановича Пельтцера, игра которого меня совершенно ошеломила во время просмотра фильма «Медведь». Так оно и оказалось на самом деле: знаменитая русская пословица «Яблоко от яблони недалеко падает», впервые напечатанная еще в 1862 году в книге «Пословицы русского языка» Владимира Ивановича Даля, очень точно подошла к данному случаю. В упомянутом мной сейчас фильме Татьяна Ивановна настолько достоверно сыграла роль любительницы выпить Лукерьи Похлебкиной, что многие  кинозрители стали присылать ей письма с рецептами избавления от алкоголизма.

Фильм-спектакль  «Свадьба с приданым» мне сразу пришелся по душе, причем понравилось в нем буквально все: сценарий, постановка, актерская игра и песни. Как это ни удивительно, я был приятно обрадован даже следующими словами одной из песен: «Для такого объяснения я стучался к вам в окно, пригласить на воскресенье в девять сорок пять в кино!», так как время этого сеанса точно совпадало с началом последего сеанса в находящейся по соседству с моим домом легендарной «Тридцатке» (кинотеатре имени тридцатилетия ВЛКСМ), в результате чего я на следующий день вновь потопал в это замечательное учреждение культпросвета для вторичного просмотра столь понравившегося мне фильма. Помимо замечательной игры Татьяны Ивановны, меня очень сильно порадовала великолепная игра Виталия Дмитриевича Доронина, Народного артиста РСФСР,  любимого мной еще с момента выхода на экраны страны (в 1946 году) фильма «Беспокойное хозяйство», снятого режиссером и актером Михаилом Ивановичем Жаровым, в котором он сыграл лётчика-аса Ивана Крошкина. 

Чрезвычайно добротная игра Татьяны Ивановны Пельтцер заставила меня обратить на нее самое пристальное внимание. Я старался не пропустить ни одного нового фильма с ее участием, всегда с огромным интересом читал в нашей прессе материалы, в которых рассказывалось о ней, а также впоследствии внимательно смотрел все телевизионные передачи, в которых она принимала участие, или в которых шла речь о ее жизни и творчестве. Все это моя память автоматически раскладывала по своим соответствующим ячейкам. И такая информация о ней продолжает поступать ко мне до сих пор. Она, на мой взгляд, весьма интересная, поэтому я и решил поделиться ею с читателями.

К фильму-спектаклю «Свадьба с приданым» я еще вернусь в этом повествовании, а пока постараюсь, хотя бы вкратце, рассказать о жизни Татьяны Ивановны, которая могла бы послужить основой для создания безукоризненного приключенческого фильма. Актрисой она стала, не имея никакого официального актерского образования, так как училась у своего отца, актера и режиссера, причем играть на сцене стала с самого детства. Профессионально стала работать в театрах, начиная с 1920 года. Сменила их немало. 

В 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста Ганса Тейблера, и уехала с ним в 1930 году в Берлин, где работала в торгпредстве СССР. Семейная жизнь не удалась, она развелась с мужем, вернулась в 1931 году в Москву, и стала вновь работать в театрах, играя почти все, показав себя острохарактерной актрисой. 

В 1940 году Татьяна Ивановна поступила на службу в Московский театр эстрады и миниатюр (ныне «Эрмитаж»), и этот выбор стал для нее чрезвычайно удачным, так как она играла в нем до 1947 года вместе с такими звездами, как Рина Зеленая, Мария Миронова и Александр Менакер. Именно эти трое коллег, вместе с рядом других известных театральных деятелей, помогли Татьяне Ивановне и ее отцу избежать высылки из Москвы в начале Великой Отечественной войны, когда все граждане нашей страны, имевшие немецкую национальность, подлежали обязательной отправке в спецпоселения Сибири и Казахстана. Эти уважаемые коллеги ходатайствовали за них перед самыми высокими инстанциями СССР и, в конце концов, сумели добиться решения об отмене их высылки в спецпоселения.   

С 1947 года по 1977 год Татьяна Ивановна Пельтцер играла на сцене Московского театра сатиры. Тридцать лет работы в этом замечательном театре оказались для нее великим счастьем, так как вместе с ней работали превосходные партнеры, и именно она первой в истории данного театра получила почетное звание Народного артиста СССР.  А путь на этот Олимп актерской славы у нее начался, прежде всего, с участия в спектакле «Свадьба с приданым», а затем — в экранизации данного спектакля.

Фильм-спектакль «Свадьба с приданым», по моему мнению, явился вехой — значимым событием в истории нашего театрального искусства и кинематографа, так как это был, по сути дела, мюзикл, явление очень редкое в те времена на театральной сцене и на белом экране нашей страны. А все началось с того, что в 1949 году драматург Николай Иванович Дьяконов предложил свою пьесу «Свадьба» Московскому театру сатиры. Режиссеру Борису Ивановичу Равенских пьеса понравилась, и он решил создать на ее основе музыкальный спектакль, но со слегка измененным названием: «Свадьба с приданым». 

Борис Ивванович был великолепным театральным режиссером. Его характерной особенностью было превосходное знание музыки. Мало того, он считал, что музыка, правильно подобранная к спектаклю, обязательно станет первопричиной его успеха у зрителей. Именно поэтому он посчитал необходимым обратиться к прекрасному композитору Борису Андреевичу Мокроусову (14.02.1909 — 27.03.1968) с просьбой написать музыку и песни к спектаклю «Свадьба с приданым». Тот с удовольствием ответил согласием на данную просьбу и, в свою очередь, попросил своего друга Алексея Ивановича Фатьянова (05.03.1919 — 13.11.1959), ставшего прославленным поэтом-песенником еще в годы Великой Отечественной войны, написать стихи для песен на его музыку к этому спектаклю. Их совместный труд дал замечательные плоды: песни «Зацветает степь лесами»,  «На крылечке твоем» и куплеты Николая Курочкина «Хвастать, милая, не стану...». Все участники спектакля пришли в восторг от этих песен и назвали их создателей «титанами».

Премьера спектакля состоялась 12 марта 1950 года. Она произвела настоящий фурор, зал театра всегда был забит зрителями до отказа! Так продолжалось три года, после чего было принято решение об экранизации этого спектакля. Он был успешно снят на кинопленку и выпущен на экраны нашей страны 11.12.1953 года. А на сцене Московского театра сатиры, до момента поступления фильма в кинопрокат, актеры играли его, в сумме, в течение четырех лет, и состоялось 152 представления данной пьесы. 

А теперь вновь возвращаюсь к истории участия Татьяны Ивановны Пельтцер в столь позитивном для ее судьбы спектакле «Свадьба с приданым» и в его экранизации. Я должен обязательно сказать о том, что спетые Татьяной Ивановной почти в самом начале данного фильма строки: "Хороша я, хороша, да плохо одета! Никто замуж не берет девушку за это!» произвели на советских зрителей эффект разорвавшейся мощной авиабомбы, и заставили их полюбить ее всей душой раз и навсегда, окончательно и бесповоротно! Что особенно интересно, эти песенные строки не имели абсолютно никакого отношения к творчеству Б.А.Мокроусова и А.И.Фатьянова. Данную фразу создатели фильма взяли из русской народной песни «Сиротой я росла» на стихи поэта Ивана Захаровича Сурикова (25.03.1841 — 24.04.1880), очень популярной в России в конце XIX — начале ХХ веков.

В нашей стране хорошо известно такое широко распространенное образное выражение: «Наутро она проснулась знаменитой!». Я думаю, что именно такой случай произошел и с Татьяной Ивановной Пельтцер. Она проснулась знаменитой во всем Советском Союзе после начала показа фильма-спектакля «Свадьба с приданым», а если выразиться еще точнее, то это произошло после того, как наши зрители увидели ее в данном фильме в роли Лукерьи Похлебкиной. 

Для Татьяны Ивановны Пельтцер фильм-спектакль «Свадьба с приданым» стал тем самым единственным шансом в жизни, который дает актеру Судьба для того, чтобы подняться на вершину своего актерского Олимпа, и нужно было не упустить этот шанс, показать все свои достоинства и возможности по полной программе. Она не упустила данный шанс, после чего ей открылся весьма широкий путь для восхождения на вышеуказанный Олимп.

После фильма-спектакля "Свадьба с приданым" кинорежиссеры, словно опомнившись, стали наперебой приглашать ее для участия в своих фильмах. Первым из них стал фильм «Солдат Иван Бровкин». В конечном итоге она приняла участие во многих кинофильмах, количество которых составило около сотни. По моему мнению, ее наиболее значительной в этой длинной череде фильмов была роль Глафиры Ивановны Анискиной, жены «деревенского детектива» — участкового милиционера Федора Ивановича Анискина - главного героя кинотрилогии, состоявшей из художественных комедийных кинолент  «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас» и «Снова Анискин», снятых на киностудии имени М.Горького в период с 1968 года по 1978 год по сценариям Виля Владимировича Липатова, писателя, сценариста и журналиста. Роль самого «деревенского детектива» великолепно исполнил Михаил Иванович Жаров. Считаю своим долгом отметить, что в этой кинотрилогии роль заведующего клубом Геннадия Николаевича Позднякова очень успешно сыграл наш земляк, Народный артист УзССР Роман Денисович Ткачук. 

В связи с тем, что никто и никогда не видел Татьяну Ивановну Пельтцер в кино молодой, за ней прочно закрепилось прозвище «бабушка советского кино». Но в числе таких невероятно знаменитых и любимых всем народом "бабушек советского кино" в стране оказались, кроме Т.И.Пельтцер, еще две великих актрисы: Фаина Григорьевна Раневская (15.08.1896 — 19.071984) и уроженка Ташкента Рина (Екатерина Васильевна) Зелёная (25.10.1901 — 01.04.1991). Об отношениях Т.И.Пельтцер и Е.В.Зелёной я написал выше.

Взаимоотношения между Т.И.Пельтцер и Ф.Г.Раневской тоже были исключительно добрыми. Они были знакомы очень давно, еще во время совместной работы в антрепризе украинского театрального деятеля, харьковчанина Николая Николаевича Синельникова. Затем они встретились вновь в 1944 году на съемках комедийного художественного фильма «Свадьба», который создавался режиссером и сценаристом Исидором Марковичем Анненским по произведениям Антона Павловича Чехова, в котором Фаина Григорьевна играла Настасью Тимофеевну Жигалову, мать невесты, а Татьяна Ивановна — жену доктора, после чего они стали подругами. Все три перечисленные мной «бабушки советского кино» обладали великолепным чувством юмора, исключительной киногеничностью и умением превращать свои недостатки в достоинства. 

Успехи Татьяны Ивановны в советском кинематографе не мешали ее работе на сцене Московского театра сатиры. Я недаром сказал выше, что работа в этом театре была для Татьяны Ивановны большим счастьем. Этому в немалой степени способствовали ее очень хорошие отношения с Валентином Николаевичем Плучеком (22.08.1909 — 17.08.2002), легендарным художественным руководителем театра, режиссером, актером, Народным артистом СССР. Он стал работать в нем в начале 1950 года режиссером, а в 1957 году состоялось его назначение главным режиссером данного театра. Татьяна Ивановна сыграла в Театре сатиры множество ролей, в 1951 году за театральные работы она получила Сталинскую премию. 

В 1965 году Валентин Николаевич пригласил на работу в Театр сатиры режиссера Марка Анатольевича Захарова. Татьяне Ивановне он не понравился: «Ну, что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру...». Но вскоре М.А.Захаров и Т.И.Пельтцер наладили отношения, а затем наступила эпоха их взаимного обожания. Он давал ей в своих спектаклях очень интересные роли. 

По моему мнению, наибольший успех у зрителей ей принесло участие в спектакле «Проснись и пой», поставленном в 1970 году Марком Анатольевичем Захаровым и Александром Анатольевичем Ширвиндтом по пьесе «Лазейка» венгерского драматурга Миклоша Дьярфаша. В этом спектакле она играла роль чрезвычайно жизнерадостной старушки тети Тони, причем с удовольствием пела и танцевала, несмотря на то, что ей в это время было уже далеко за 60 лет. Это была одна из двух главных ролей этого спектакля, вторую главную роль — Пишты Орбака — сыграл любимый мной Георгий Павлович Менглет (04.09.19121 — 001.05.2001), Народный артист СССР.

Данный спектакль имел у зрителей неимоверный успех, во многом напоминающий триумф спектакля «Сваьба с приданым». В немалой степени этому способствовала великолепная музыка и песни, написанные талантливым композитором Геннадием Игоревичем Гладковым. В 1972 году Татьяна Ивановна Пельтцер первой за всю историю Театра сатиры получила почетное звание «Народный артист СССР», а в 1974 году была снята телеверсия этого спектакля. После ее показа по телевидению, данный спектакль стал любимым для миллионов телезрителей Советского Союза.  Я время от времени нахожу в Интернете этот фильм-спектакль, и вновь получаю огромное наслаждение от замечательной постановки, блистательной игры актеров и превосходной музыки.
    
Но ничто не бывает вечным в нашем мире. В 1973 году московский горком партии назначил Марка Анатольевича Захарова художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола («Ленком»). В то же самое время начали портиться отношения между беспощадно требовательным Валентином Николаевичем Плучеком и Татьяной Ивановной, и когда между ними произошел серьезный конфликт, Татьяна Ивановна была вынуждена уйти из театра.

Ее принял в свой «Ленком» Марк Анатольевич. Коллектив этого театра очень быстро нашел общий язык с Татьяной Ивановной. Мало того, она вскоре стала всеобщей любимицей, своего рода талисманом театра. Все ласково называли ее «наша баУшка». Конечно, у нее в «Ленкоме» не было главных ролей, поскольку данный театр был молодежным, и это сказывалось на репертуаре. Но недаром ее называли «королевой эпизода». По этой причине у нее всегда были роли, и она работала над ними самозабвенно, энергия била через край. Время шло, а вслед за этим пришли болезни. Татьяна Ивановна стала терять память, попадать в больницы. Попав в очередной раз в такое лечебное учреждение в 1992 году, она в нем упала и сломала шейку бедра. В преклонном возрасте (88 лет) это была травма несовместимая с жизнью. Татьяна Ивановна умерла 16 июля 1992 года. Ее похоронили в Москве на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.  

Борис Пономарев