Медный всадник - Мой ответ на вопрос

Зинаида Дуванова
Вопрос:
 Нонна Рейман (Лойтерштейн): Здравствуйте , Зинаида ! Я сейчас читаю Пушкина - "Медный всадник " и у меня - много вопросов. Если у вас есть для меня немного времени - буду благодарна!
Я пытаюсь понять , какая там схема рифмования. Все гладко, складно , плавно, но рифмы мне кажется не подчинены никакой системе. Это потому, что поэма ? Или почему ?

Дуванова Зинаида:

В "Медном всаднике" рифмовка не просто есть, она более сложная и более виртуозная. Она называется "Сплетённая". Вглядитесь и вслушайтесь в неё:

Рассмотрим на примере Вступления.

Сначала рифмуются две рядом стоящие строки /смежная рифмовка/:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,

Затем идёт перекрёстная рифмовка через строку/широко-одиноко/:

И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.

А в 2-ей строке слово "чёлн" рифмуется с первыми двумя строками смежной рифмовки /"волн" и "полн"/. За счёт этого рифмовка закольцовывается, хотя 4-я строка, которая обычно есть в катрене, здесь намеренно отсутствует.

Далее опять поэт делает смежную рифмовку /берегам-там/:

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,

И снова начинает перекрёстно рифмовать /чухонца-солнца/, рифмуя повторно 2-ю стоку этой перекрёстной рифмровки с двумя первыми строками смежной рифмы /берегам-там-лучам/, делая опять закольцовку:

Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца...

Вот так Пушкин создавал новые строфы /не путаем со строками/, самая его известная - "Онегинская строфа".
А Строфа в стихосложении — это группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу.

Тут главное, что поэт эту схему рифмовки повторяет через равные ритмические промежутки. Вот почему так всё гармонично читается. А, если нет этих ритмичных повторов, если внутри строф не соблюдается установленная автором схема рифм, причём с соблюдением ритма, и всё написано хаотично - это уже ошибка.