Изучаем фауну России. Кулик-сорока

Александр Кулев
    В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.
    
     Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность.  Организуя процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать  задачи обучения детей,  развития их интеллекта,  но   и  осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.
     После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.
     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для  изучения животных с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

     Эту птицу, относящуюся к отряду Ржанкообразные и являющуюся близким родственником не только других видов куликов, но и  чаек,  хорошо знают очень многие.  Кулик-сорока —  кулик с чёрно-белым контрастным оперением. Этим он очень  напоминает сороку, за что и получил своё русское название.

• Внешний облик

      В пределах своего  ареала хорошо узнаваемая птица. Крупный коренастый кулик величиной примерно с серую ворону. Длина тела 40—47 см, вес 420—820 г, размах крыльев 80—86 см. В оперении встречаются контрастные чёрно-белые тона. У взрослой птицы в брачном наряде голова, шея, верхняя часть груди, передняя часть спины, малые и средние кроющие крыла и окончание хвоста чёрные, с небольшим металлическим блеском. Крылья сверху чёрные с широкой белой поперечной полосой. Остальное оперение  белое. Под глазом имеется маленькое белое пятнышко.
      Клюв оранжево-красный, прямой, уплощённый с боков, длиной 8—10 см. Ноги относительно короткие для кулика, розовато-красные. Радужная оболочка глаз оранжево-красная. Осенью характерный для этой птицы металлический блеск оперения исчезает, на горле появляется белое пятно, кончик клюва темнеет. Самки внешне не отличаются от самцов. У молодых птиц чёрные тона имеют буроватый оттенок, белое горловое пятно отсутствует, клюв тёмно-серый с грязно-оранжевым основанием, ноги бледно-серые, радужина тёмная.

• Распространение, места обитания

     Обитает кулик-сорока в основном на морских побережьях. Распространён он в Западной Европе, центральных районах Евразии, на Камчатке, в Китае и на западе Корейского полуострова. На большей части ареала является перелётным  видом. 
     Характер распространения  кулика-сороки тесно связан с зонами приливов и отливов, где он  находит себе пропитание.  Очень любит эта птица   мелководные морские побережья, острова, пологие долины крупных рек и берега озёр с относительно широкими каменисто-песчаными, ракушечниковыми или галечными пляжами и отмелями. Также встречается  этот кулик на небольших реках недалеко от мест их впадения в более крупные водоёмы. Изредка устраивает гнездо в сырых лугах, где выбирает места с невысоко растущей травой, а также на картофельных полях.  Крутых, поросших травой и лесом, а также болотистых берегов избегает.

• Характерные черты поведения

  Несмотря на свой неуклюжий вид, эта птица очень подвижна.
Перемещается она обычно короткими перебежками, часто перебирая ногами. Кулик-сорока  легко передвигается по илистой почве. Птица великолепно плавает и хорошо летает.
       Полёт у  неё прямой, стремительный, с частыми взмахами крыльев, напоминает полёт уток.  Кулики-сороки суетливые и шумные птицы. Основной крик, издаваемый как на земле, так и в воздухе — далеко слышная трель «квирррррр». Во время насиживания издаётся резкое повторяющееся «квиик-квиик-квиик», обычно с опущенным клювом. Последняя песня, часто ускоряющаяся и переходящая в трель, иногда исходит одновременно от обоих членов пары либо от небольшой компактной группы птиц.
      Кулики-сороки внимательно следят за прилетающими и улетающими птицами своего сообщества. Если нежеланный гость-чужак приближается на близкое расстояние, то заметивший его кулик «даёт команду»  к нападению, и все его соплеменники с криком устремляются к чужаку.

• Питание

    По окончании гнездового сезона кулики-сороки  собираются большими стаями и обычно поселяются в прибрежных зонах, на которых бывают приливы и отливы. На таких территориях, как правило, после отлива остается много пищи.
     Целый день кулик-сорока прочесывает прибрежную зону в поисках пищи.  Обычно птица  передвигается вдоль берега по мелководью либо на обнажившейся в результате отлива суше, засовывает клюв в воду либо песок, исследует оставшиеся лужи, пространства под камнями. В период размножения часто кормится в непосредственной близости от гнезда, однако периодически перелетает с места на место.
     Основной пищей куликам служат рачки, мелкие моллюски и очень редко насекомые. Легкое движение моллюска заставляет птицу воткнуть клюв в песчаный берег и поймать свою добычу.
     Обнаружив раковину, птица захватывает ее клювом и бьет о камень. Это действие заканчивается только тогда, когда в раковине образуется отверстие. Воткнув свой клюв в образовавшуюся  пробоину, охотник разрезает мускул-замыкатель, сближающий створки раковины,  и  проглатывает все её содержимое. Другой способ вскрытия раковины заключается в том, что птица просовывает клюв между створками и разрезает  мускул-замыкатель. Мелкие, до 12 мм в диаметре, раковины заглатываются целиком; более крупные предварительно раскалываются клювом.

• Размножение и развитие

     Большинство птиц данного биологического вида приступает к размножению на четвёртый год жизни и сохраняет эту способность до её конца. Кулики-сороки являются моногамными птицами, члены пары обычно сохраняют верность друг к другу в течение всей жизни. Правда, распад пары, хоть и редко, но всё же случается. Это происходит, например,  в  случае, если существует конкуренция за самца или подходящую для устройства гнезда территорию.
      К местам гнездовий кулики-сороки прилетают  обычно во второй половине апреля, при этом они часто возвращаются на тот же самый гнездовой участок, что и в предыдущие годы. Спариванию всегда предшествует токование - брачная церемония, во время которой самцы ходят по кругу либо летают небольшими группами взад-вперёд, опустив клювы и вытянув шею, при этом в возрастающем темпе напряжённо кричат «кевик… ке-вик… квик, квик, квак, квирррр…».
     Постепенно стаи птиц распадаются на пары и приступают к обустройству гнезда. Каждая пара имеет свой охраняемый гнездовой участок, однако при большой плотности гнёзда могут располагаться на очень близком расстоянии друг от друга.  В итоге иногда возникает ситуация,  при которой  кулики-сороки  гнездятся небольшими колониями. Гнездо  кулика-сороки представляет собой  неглубокую лунку в песке, мелкой гальке либо  в невысокой траве, без подстилки или с редкими травинками либо  ракушками. Как правило, располагается оно на небольшой возвышенности, открыто и недалеко от воды.   Диаметр лотка 120—130 мм. В кладке обычно 3 яйца, но может быть 2 или 4. Яйца серовато-жёлтые с  матово-серыми пятнами и чёрным крапом, достаточно крупные - (51-62) х (36-54) мм.
      Насиживают отложенные яйца оба члена пары в течение 26—27 дней. В этот период  гнездо очень уязвимо для хищников, в том числе для ворон и чаек, и не оставляется без присмотра родителями. В случае утраты выводка самка откладывает яйца повторно.
      Пуховые птенцы в первый же день покидают гнездо, однако поначалу не могут следовать за родителями и самостоятельно добывать себе корм. Они держатся вблизи от гнезда, в то время как родители приносят им пищу в клюве, часто издалека. Подросшие птенцы неплохо плавают и в случае опасности ныряют, проплывая под водой несколько метров. Период их выкармливания родителями - около 1,5 месяцев, всё это время птенцы ночуют в гнезде. Начинают летать они примерно через 35 дней. 
      Отмечено, что выводки, выращенные на внутренних водоёмах и пастбищах, развиваются и становятся самостоятельными значительно быстрее, нежели те, кто появился на свет на морском берегу. Специалисты объясняют этот феномен тем, что для добывания твёрдой морской пищи (раковин моллюсков и ракообразных) требуется больше энергии и мастерства, чем для поедания более мягких червей и насекомых, обитающих вдали от моря. Максимально известный возраст, которого могут достигать эти птицы, составляет 36 лет. По другим данным – 40 лет.

• Роль в природе, взаимоотношения с  человеком

    В условиях дикой природы кулики-сороки являются естественными регуляторами  численности  водных беспозвоночных животных,  кормовым объектом для различных хищников, хозяевами паразитов. 
     Замечая издалека  приближение опасности, своими криками эти кулики предупреждают о ней других птиц.
     Кулики-сороки отличаются сообразительностью и всегда могут узнать рыбака или пастуха. Наблюдательные пернатые знают, что те не представляют для них опасности, поэтому спокойно подпускают их к себе. Ко всем другим людям они относятся с недоверием. Охотника узнают издалека, поднимая громкий крик.
     Некоторые подвиды  кулика-сороки включены в Красную книгу России как подвиды, ставшие редкими в результате деятельности человека.

                ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Какие птицы являются ближайшими родственниками кулика-сороки?
2. Почему эта птица имеет такое необычное название?
3. Опишите внешние признаки кулика-сороки.
4. Как можно отличить совсем молодого кулика-сороку от взрослой птицы того же биологического вида?
5. В каких местах обитания можно встретить кулика-сороку?
6. Каковы особенности перемещения кулика-сороки по суше и в воздухе?
7. Каким образом эти птицы общаются друг с другом?
8. Приведите пример сообразительности кулика-сороки.
9. В каком возрасте начинают размножаться эти кулики?
10. Что представляет собой гнездо куликов?
11. Сколько яиц бывает в гнезде кулика-сороки?
12. Докажите, что яйца, отложенные самкой кулика-сороки, имеют покровительственную окраску.
13. Сколько времени продолжается насиживание яиц и кем именно?
14. Какие птицы могут уничтожить кладку кулика-сороки?
15. Как выглядят и как ведут себя появившиеся на свет птенцы кулика-сороки?
16. В каком возрасте птенцы этого вида птиц   начинают летать?
17. До какого возраста может дожить кулик-сорока?
18. Как ведёт себя кулик-сорока при поиске корма и питании?
19. Что является основной пищей для  кулика-сороки?

20.   Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.

     «Наслаждаясь красотой окружающей природы, почти неслышно и осторожно  иду по мягкому песку морского побережья.  Неожиданно для себя вижу впереди сидящую на камне белую птицу с длинным красным клювом.  Я давно изучаю морских  пернатых,  поэтому сразу же узнаю в сидящей птице  кулика-сороку.  Этот представитель отряда Журавлеобразные –  обитатель побережий  крупных водоёмов. Поэтому совсем не удивительно, что наша  встреча состоялась именно здесь. Через мгновение птица уже спрыгнула с камня и, быстро семеня ногами, отправилась вдоль берега в поисках корма.  Вот она замерла,  а потом вдруг мгновенным движением клюва  выхватила из воды рыбёшку и быстро проглотила её.  Затем – вторую, третью, четвёртую… Наверное,  рыбная ловля продолжалась бы и далее, но  с другой стороны  пляжа неожиданно показались трое мальчишек, которые громко кричали и  жестикулировали.  В руках у подростков  были  сложенные удилища, которыми они весело  и бодро размахивали. Когда жизнерадостные ребята  стали приближаться,  птица   стремительно взлетела и через некоторое время уже скрылась из глаз.  Было очень жаль, что моё наблюдение за  этим крайне редким, вымирающим пернатым представителем нашей фауны завершилось так  быстро …»

     В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности:
окраска кулика-сороки не белая, а чёрно-белая.  Эта птица относится не к отряду  Журавлеобразные, а к отряду  Ржанкообразные. Рыба – нехарактерная, эпизодическая добыча кулика-сороки.  Обычно эта птица питается моллюсками, ракообразными, червями.  Представители почти всех подвидов  кулика-сороки не являются редкими или  вымирающими птицами.

21. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

     ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ КУЛИКА-СОРОКИ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о  куликах-сороках.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Все о птицах. – СПб: ООО СЗКЭО , 2007.
2. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. – Прага: Артия, 1984.
3. Жизнь животных. Том шестой. Птицы / Под ред.  В.Д. Ильичёва, А.В. Михеева.  – М.: Просвещение, 1986.
4. Красная книга России - Птицы.  BioDat.   [Электронный ресурс].  URL: http://www.biodat.ru/db/rb/rb.php?src=0&grp=7, свободный. (Дата обращения: 17. 07. 2021).
5. Кулик-сорока  [Электронный ресурс].  URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулик-сорока, свободный. (Дата обращения: 17. 07. 2021).
6. Кулик-сорока  https: [Электронный ресурс].  URL: //moscowzoo.ru/animals/ptitsy/kulik-soroka/, свободный. (Дата обращения: 17. 07. 2021).
7. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана.  В 2-х томах. Том 1. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,  1983.
8. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнёзд. — М.: Топикал, 1996. - 460 с.
9. Определитель птиц России / Р. Бёме, И. Бёме, А.Кузнецов – М.: Фолио, 2008.
10. Ржанкообразные. Кулик-сорока  [Электронный ресурс].  URL: https://zooclub.org.ua/rzhankoobraznye/2163-kulik-soroka.html, свободный. (Дата обращения: 17. 07. 2021).
11. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
12. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе. – 2012. - № 7.