Замечательные люди. Юрченко Александр Ефимович

Татьяна Тупик
Юрченко Александр Ефимович родился 15-го апреля 1920 года в городе Кропоткине Краснодарского края.

В 1938 году окончил среднюю школу в Дербенте и поступил в Дагестанский Государственный учительский институт имени Сулеймана Стальского на специальность «география».

2-го января 1940 года по направлению Трусовского РВК города Астрахани его призвали в армию. Тогда же решением Государственной экзаменационной комиссии ему была присвоена квалификация и звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах.

Служил Александр Ефимович на Черном море в Севастополе. Сначала на учебном корабле «Днепр», затем на эсминце «Бдительный», служил электриком артиллерийского 3-го класса на гвардейском крейсере "Красный Кавказ". [1]

Началась Великая Отечественная война.
« … в Севастополе из числа матросов кораблей и вспомогательных судов ЧФ был 15 августа 1941 года сформирован и направлен в Одессу «1-й Добровольческий отряд морской пехоты» под командованием майора А. С. Потапова численностью 600 человек.
4 сентября 1941 года этот отряд был направлен на пополнение 161-го стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии.

В период с 19-го по 26 августа 1941 года в Севастополе были сформированы и направлены затем в Одессу еще пять отрядов морской пехоты:
2-й отряд (700 человек) под командованием майора И. М. Денщикова (4 сентября 1941 года он был направлен на пополнение 25-й Чапаевской дивизии),
3-й (270 человек) – командир майор П. Е. Тимошенко (4 сентября был направлен на пополнение 1-го Черноморского полка морской пехоты),
4-й – командир капитан А. И. Жук (4 сентября направлен на пополнение 1-го Черноморского ПМП),
5-й – командир капитан В. В. Спильняк (4 сентября был направлен на пополнение 54-го стрелкового полка 25 СД) и
6-й (720 человек) – командир майор А. И. Щекин (4 сентября был направлен на пополнение 54 СП 25 СД 1-го формирования)» [2]
Комсомолец Юрченко записался в 6-й Добровольческий отряд морской пехоты.

Александр Ефимович вспоминал:
«Так как нам воевать  приходилось на суше, нас, к великому нашему огорчению, переобмундировали в пехоту. Нам очень не хотелось, но пришлось отдать бушлаты и надеть гимнастерки. Снимать же тельняшки мы категорически отказались.
… И вот однажды во время контратаки все одновременно сбросили гимнастерки, а точнее разорвали их на груди и бросились на врага в тельняшках. Немцы в панике бежали. Наших моряков они называли «черная смерть». Что уже говорить о румынах, которые в основном шли на Одессу».

«19-го августа 1941 года 25-я СД была включена в состав Одесского оборонительного района. С окончанием обороны Одессы одной из последних была эвакуирована в Севастополь.

21-26 октября совершила марш от Севастополя до села Воронцовка, расположенного в северной части Крыма. К этому времени советские войска в оборонительных боях на Перекопском перешейке потерпели поражение и, под напором превосходящих сил противника, не смогли также удержать рубеж обороны на р. Чатырлык. С боями и большими потерями 25-я стрелковая дивизия отошла через Крымские горы к Алуште, затем к Севастополю.

С началом обороны Севастополя дивизия занимала рубеж в 3 секторе обороны…
Дивизия обороняла город до последних трагических дней падения обороны и погибла в июле 1942 года. Знамёна дивизии были утоплены в Чёрном море.
Официально расформирована 30 июля 1942 года.» [3]

Однажды в бою под Севастополем Александр Ефимович чудом спасся от смерти. Обыкновенный металлический нож для открытия консервов лежал в его нагрудном кармане гимнастерки. Во время одного из жарких боев пуля, предназначенная для Юрченко, попала в нож и отскочила, а Александр Ефимович остался жив.

Но, на войне как на войне. Александр Юрченко участвовал в боевых действиях дивизии до 13 мая 1942-го. Был ранен, получил контузию и оглох.
Лечился в Дагестане в госпитале в поселке Двигательстрой.

Здесь в августе 1942 года он женился на Анне Ефимовне Майстренко.
Они были знакомы и раньше. До войны вместе учились в одном и том же институте в Махачкале.

Аня была родом с хутора Упорный Павловского района Краснодарского края. После окончания педагогического техникума в городе Ессентуки ее по распределению направили в Махачкалинскую железнодорожную школу учительницей начальных классов. Жила Аня в поселке Двигательстрой вместе с семьей своего старшего брата Григория Ефимовича Майстренко. Он с 1938 года работал завучем в десятилетней средней школе №2 поселка.
С августа 1940 года Анна Ефимовна была принята на работу в среднюю школу №2 учительницей географии, и проработала там до 1973 года. Т.е. более 30-ти лет.

В 1942 году после госпиталя Александр Ефимович пошел работать на завод. В цехе №2 он был сначала контролером, а чуть позже контрольным мастером.

Недолго учительствовала и Анна Ефимовна. Уже в сентябре 1942-го как военнообязанная она была мобилизована на завод. Но это числилось по документам и записям в трудовой книжке. Практически же вместе с учениками школы копала окопы и ухаживала за ранеными. Иногда прямо в госпитале давала уроки. Непосредственно на работу в школу вернулась только в октябре 1944 года.
А в 1946 году была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

Александру Ефимовичу тоже тогда же приходилось копать окопы. Но в сентябре 1944-го года, когда восстановился слух, его вновь призвали в армию, где он продолжал службу в воинских частях в Моздоке.

За боевые заслуги Александр Ефимович Юрченко был награжден Орденом Красной Звезды [4],
медалями:
"За оборону Одессы" (09383-М) [5]
«За оборону Севастополя» (Ж-28908) [6],
«За оборону Кавказа» (Л-023710) [7],
медалью Ушакова [8],
медалью Нахимова,
"За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»",
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Он также был награжден юбилейными медалями:
«20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.»,
«30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.»,
«50 лет вооруженных сил СССР»,
Орденом Отечественной войны II степени к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.  [9]

Окончилась война.
27-го марта 1947 года Александр Ефимович был демобилизован, супруги Юрченко вернулись к своей мирной профессии. [1]
В 1953 году Александр Ефимович окончил заочно полный курс Северо-Осетинского Государственного педагогического института им.Хетагурова по специальности "география".

В конце 1946-1947 учебного года, учитывая важность внеклассной работы по географии, Александр Ефимович организовал в школе краеведческий кружок. Желающих работать в кружке оказалось около 30 человек 5-10 классов. В своей книге «Мой опыт краеведческой работы» Юрченко пишет:

«В плане работы кружка было предусмотрено проведение ряда докладов о знаменитых русских путешественниках, а также изучение Дагестана и подготовка к будущим экскурсиям. Мы мечтали попутешествовать по Дагестану, ближе узнать его природу, народ, экономику. На занятиях кружка изучали литературу о Дагестане, обращая особенное внимание на те районы, которые предполагали посетить. Постепенно подготавливали и приобретали оборудование и снаряжение, необходимое в походе.

Создалась первая туристическая группа из 18 учащихся 6-9 классов и двух руководителей. Маршрут первого путешествия проходил: Каспийск – Махачкала – Чонтаульский заповедник – Кумторкала – Буйнакск – Леваши – Ходжалмахи – Гергебиль ГЭС – Гуниб – Чох – Гуниб – Леваши – Губден – Каспийск».
Всего предстояло пройти и проехать 750-800 километров. Поход был рассчитан на 25-30 дней. Заранее наметили сколько быть в том или ином населенном пункте, что осмотреть/зарисовать, сфотографировать.

Например, в Махачкале посетить в первую очередь Краеведческий музей, нефтепромысел; В Буйнакске – домик-музей имени Сталина; в ауле Гергебиль – осмотреть постройки горных жилищ, познакомиться с жизнью колхозников; в Гергебиль ГЭС – посмотреть устройство и работу гидроэлектростанции; в Ходжалмахах – колхозные сады, консервный завод; в Левашах – поля, селение; в Гунибе собрать гербарии субальпийской растительности, коллекцию горных пород; в Чохе познакомиться с колхозом-миллионером; по долине реки Губден – проследить работу реки, обнажения, отложения, строение берегов, растительность, скорость течения, глубину, ширину и т.п.; в Чонтаульском заповеднике познакомиться с растительностью и животным миром; в Кумторкала – со своеобразной песчаной горой – диной.» [10]

В Каспийске школьный краеведческий кружок под руководством Юрченко перерос в общество «Юный краевед», которое к началу 50-х годов насчитывало свыше 100 активных членов и соискателей. Только за семь первых лет своего существования общество организовало и провело семь экскурсий длительностью до двадцати пяти дней каждая по маршрутам Дагестана и Северного Кавказа, в Москву и по Военно-Грузинской дороге и много экскурсий длительностью от одного до пяти дней.

Во время походов дети не по книгам знакомились с историей и географией края, собирали старинные предметы быта, минералы, растения для гербария.
Однажды в Гунибе на каменных россыпях нашли кремневое ружье времен Шамиля. В походах велся дневник, делались многочисленные фотографии, которые распечатывались в школьной фотолаборатории и вывешивались на школьных стендах. После походов ребята писали доклады и подводили итоги, делились  впечатлениями и новыми приобретенными знаниями. Школьное научное естественно-географическое общество состояло из секций юных геологов, биологов, фенологов и историков…

На базе собранного во время походов и экскурсий материала был создан школьный краеведческий музей. В музее имелись чучела птиц, изготовленные руками учеников, много образцов горных пород, большой гербарий растительности разных районов Дагестана, Кавказа, Поволжья и многое другое. Эти экспонаты использовались учителями географии, биологии и истории на своих уроках.

В газете "Каспийский рабочий" за 1952 году в заметке «6 лет спустя» А.Е.Юрченко пишет: «С каждым годом школьный музей пополнялся новыми материалами, экспонатами. Большую помощь музею оказывала секция фотографов, созданная при обществе. Ею изготовлено пять фотомонтажей, включающих пятьсот двадцать фотографий, сделаны сто фотопортретов учителей, учащихся, знаменитых русских и советских путешественников, виды Каспийска и других городов Дагестана. Руками учащихся собрано более трехсот образцов горных пород, триста листов гербарного материала.

Членами краеведческого общества написано более ста двадцати докладов на различные темы, из которых сорок посвящены Дагестану. Кроме этого изготовлено двадцать чучел птиц. Большую, неоценимую помощь оказывает музей учащимся в закреплении учебного материала.
Музейные материалы широко используются на уроках географии, истории, зоологии и ботаники...».

За такой труд и вклад в развитие школьного образования Александру Ефимовичу Юрченко были присвоены звания Заслуженного учителя ДАССР и РСФСР, он  был награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Бок о бок рядом с Александром Ефимовичем трудилась и его жена Александра Ефимовна. Жили они дружно и счастливо. Их дочь Елена вспоминает:
« Отец и мать всю жизнь проработали вместе. Были патриотами своей школы. Отец был краеведом и вел краеведческий кружок. Ходил в походы. Собрал и создал музей в школе. Бывшие ученики со всех уголков страны привозили ему экспонаты.

Я всегда любила смотреть, как мои родители танцевали танго под пластинку военных лет.
"Счастье моё я нашёл в нашей дружбе с тобой,
Всё для тебя, и любовь, и мечты …"

Отец и, правда, нашел счастье в жизни с мамой. Он всегда говорил, что живет с ней как за каменной стеной, и тыл у него надежный
Он очень любил меня. Они хотели мальчика. Но родилась я. И они воспитали у меня мужской характер, силу воли и склад ума. И я не считаю, что это какая-то беда.

Шло время. Руководство школы менялось. Папу даже не проводили на пенсию как положено. Его разбил инсульт. Мама год его восстанавливала, но в 1991 году его не стало.

Новый директор школы Дадашева решила перенести музей в другое место. Все сложили для переезда в ящики. Сгрузили в какой-то кабинет. И – разворовали.

Все самое ценное забрала Дадашева. Ныне она в Израиле. Остальные тащили, кто что мог. Когда мама узнала, что музей разворовывают, то пошла в школу и, можно сказать, силой забрала у Дадашевой монеты. Коллекция хранится у нас до сих пор как память об отце.»


Очень подробно и интересно о жизни Краеведческого кружка рассказывают бывшие ученики каспийской школы №2 Артеменко Ю.Г. и Мосев Э.Г. в своей книге «10-ый «А». История страны в судьбах одноклассников». Их воспоминания, пожалуй, вдвое увеличили бы объем этой статьи. Кое-что мне хочется привести из их книги.

«Рассказ об Александре Ефимовиче будет неполным, если мы не вспомним о нем и как о руководителе кружка юных фотографов.
В школе имелся допотопный «Фотокор», а на втором этаже, возле кабинета физики небольшая фотолаборатория. В ней всегда было темно, так как единственное окно было плотно занавешено черной шторой.
Имелся и самодельный довольно громоздкий фотоувеличитель. Объективом в нем служил все тот же «Фотокор».
В этой лаборатории кружковцы печатали фотографии и для школы, и для себя. Здесь изготавливались всевозможные пригласительные билеты на спортивные соревнования, на концерты художественной самодеятельности, на ежегодные отчеты о летней экскурсии и т.д.

Для кабинета географии кружковцы сделали 50-60 портретов выдающихся географов и путешественников. И многое другое.
О нас даже в свое время писала газета «Каспийский рабочий» в статье под названием «Выставка работ юных фотолюбителей» :

« Интересная фотовыставка организована в Каспийской средней школе №2. На ней представлены работы юных фотографов, объединенных фотокружком под руководством преподавателя А. Е. Юрченко.
…Отрадно видеть, что внимание школьников – кружковцев привлекает их родной город – Каспийск. Его улицы, отдельные здания, живописные уголки запечатлены на снимках Михаила Шпунта (8 кл.), Евгения Тарновского (9 кл.), Эдуарда Селюева (9 кл.), Всеволода Грунина (9 кл.), Сергея Зурабяна (10 кл.).

…Интересны и фотографии иного характера. Отлично сделал портрет заслуженного учителя Сергея Михайловича Иванова Евгений Аин (10 кл.). Хороши портеры «Три подружки» Владимира Черныша (10 кл.) и «Две куколки» Юрия Артеменко (9 кл.). [11] Удачен зимний пейзаж Эдуарда Демьянова (9 кл.) - «Зимой в школьном парке».

Это все было.
Почти ничего не сохранилось. Так бывает.
В природе идет развитие по синусоиде: то взлет, то упадок. То времена Возрождения, Серебряного века, Оттепели. То Инквизиция, упадок культуры, политическая пассивность. Потом опять взлет.

Жизнь течет по своим законам. Уходят одни люди, рождаются другие. Но, по моему глубочайшему убеждению, каждый человек должен обязательно оставить после себя добрый след, что-то полезное для потомков.

Александр Ефимович Юрченко это сделал. Сотни его учеников в школьные годы с увлечением изучали и знали географию не только по книгам, но и на практике. Очень жаль, что ничего не осталось от Краеведческого общества и Краеведческого музея! Ведь им цены нет! Но знания, которые получили ученики Юрченко, сохранились. Задайте вопрос по географии любому уже почтенному пенсионеру – бывшему ученику Александра Ефимовича, и он, не задумываясь, даст вам верный ответ.
Эти знания, безусловно помогали им в работе и жизни. Своими знаниями они делились с детьми, родными и друзьями.

Его бывшая ученица Галина Гаврилова вспоминает:
«Когда я вышла замуж, мой муж – серебряный медалист московской школы – никак не мог взять в толк, как это я, из глубокой провинции, так хорошо знаю географию, а он – нет, объясняя это тем, что он с ней не сталкивается. Я тоже не сталкиваюсь, я по профессии учитель музыки и пения, а вот выучила предмет Александра Ефимовича на века» [12]

Нет, нельзя сказать, что труд Учителя был напрасен. Хотя, могло все сложиться иначе, более удачно, но не сложилось.

Он ушел от нас в 1991 году. Ушел с досадой и обидой: труд его не оценили, богатство коллекций разорили.

Однако память о таком человеке не должна уйти в небытие! Его заслуги и труд надо почитать. И если ничего уже не осталось кроме его книги «Мой опыт краеведческой работы в школе»,[13] публикаций в городской газете и воспоминаний бывших учеников, то хотя бы за могилой Александра Ефимовича Юрченко НАДО следить и ухаживать.


[1]  https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90003606075
       https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90006716905

[2] Колонтаев Константин Владимирович. Крым: битва спецназов.
Глава 2. Формирование частей морской пехоты на Черноморском флоте после начала Великой Отечественной войны и до начала второй обороны Севастополя (период с июля по октябрь 1941 года) https://military.wikireading.ru/20208

[3]  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/600891

[4] http://podvignaroda.ru/?#id=49473354&tab=navDetailManCard

[5]
[6]
[7]
[8] http://podvignaroda.ru/?#id=8073395&tab=navDetailManAward,
    http://podvignaroda.ru/?#id=50940422&tab=navDetailManAward.

[9]  http://podvignaroda.ru/?#id=1524522136&tab=navDetailManUbil
В юбилейной картотеке местом рождения ошибочно указан город Астрахань. Это связано с местом призыва в армию в 1940 году.

[10]  Республиканский архив РД.

[11]  Одной из куколок на этом фото была я.

[12]  Г.В.Кириленко «Ты юность наша вечная», РАН Институт социально-политических исследований, Москва, 2005 г., стр. 156/

[13]  Дагучпедгиз, 1952 год.