Рассказы о Буграх. Послесловие

Вера Третьякова
Вот и подошло время осмысления итогов.  Для чего задумывалась эта скромная брошюра, нужна ли она кому-либо ещё, кроме самого автора? С одной стороны, было желание собрать в одном месте воспоминания старших родственников, создать некий эскиз на тему Рода. С другой стороны, осмыслить свои цели и задачи, которые я сама себе поставила.
Сама ли? Может,  меня кто-то вывел на этот путь? Подвёл к нему и сказал: «Вера! Одна из твоих задач на это воплощение – рассказать о своём Роде, благодарно поклониться словом и памятованием бесчисленным своим предкам, их трудным судьбам, стойкости и трудолюбию в освоении просторов Сибири.  Ведь, по сути, души твоих далёких предков - частицы твоей сегодняшней и вечной души. Пусть твоя душа не помнит прежних жизней, а ум предлагает логические решения. А ты попробуй включить память сердца». 

Мне представляется любой Род как космический котёл, конгломерат душ как ныне живущих, так и ранее ушедших. В этом своём энергетическом пространстве души при определённых условиях могут общаться. Когда душа ребёнка готовится к рождению, она заранее выбирает себе подходящих родителей для решения своей уникальной жизненной задачи. Приходит время, и душа «падает», как правило,  в свой Род. Есть исключительные случаи, когда воплощение души происходит в чужой Род, но для этого у неё должны быть очень веские основания - воплощение не в своём Роде всегда болезненно.

Что такое Род? Не просто набор фамилий, которые связывают известных людей родственными отношениями. Две фамилии «Мешковы» и «Шевелёвы» связывают моих родственников по материнской линии. Но у меня по факту рождения есть ещё родственники по отцовской линии. И эти многочисленные ветви тоже входят в единую систему Рода. Так каждый ребёнок, родившийся в семье, приносит с собой родовое наследие в виде множества фамилий и судеб предыдущих поколений. И кто знает, не является ли каждая новая фамилия, новая ветвь генеалогического древа, по сути, повторением одной из предыдущих, но уже на другом уровне?

Родовое древо по моей отцовской линии ещё ждёт моего отдельного исследования, здесь речь не о нём.

Возвращаюсь к родовым фамилиям моей мамы: Мешковы – по отцу и Шевелёвы – по матери. Начну с происхождения фамилий – благо, интернет щедр на разные версии. Вот что я узнала.
Обе фамилии относят к числу древнейших семейных именований.  Фамилия Мешков образовалась от прозвища Мешок, которое  мог получить человек зажиточный, состоятельный, бережливый, расчетливый. Мешком могли называть купца, если считать мешок мерой сыпучих тел, например, зерна. 
Фамилия Шевелёв образовалась от личного имени Шевель, которое может восходить к забытому ныне слову «шевелёк», что означает «удар», «толчок». Обладатель данного имени, возможно, в детстве нередко ввязывался в драку, где показывал свою недюжинную силу и ловкость. Корень «шев» в словах «шевелить», «шевелиться» означал движение. Прозвище Шевель могло означать человека подвижного, беспокойного, активного.

Очевидно, насколько разные энергии принесла каждая фамилия в копилку единого Рода.
Шевелёвы пришли в Сибирь несколько веков назад. Были они переселенцами из Зауралья или других северных мест, или роду дал начало некий казак или даже польский шляхтич из числа военных, служивших в гарнизонах, а затем ушедший «на покой» и осевший на земле как сельский труженик? В книге [1] всё описано очень интересно и доходчиво. Но это - официальная версия истории освоения Сибири, в которой множество белых пятен, а документальные и материальные свидетельства уничтожены или «надёжно сокрыты».

Тем не менее, на карте Чаусской земской конторы 1771 года уже есть поселение с названием Бугор [2, c. 8]. 
О бугровании в Сибири информации достаточно много. Причем Буграми назывались не просто возвышенные места, а именно группы курганов-захоронений, оставленных ушедшими в небытие древними племенами или культурами. Во второй половине 18 века практически все сокровища были разграблены, но название места осталось. И доныне это место, как захороненный энергетический магнит.

Предок нынешних Мешковых приехал в Сибирь накануне ХХ века. Хозяйственный, основательный глава семьи Иван Алексеевич Мешков поставил крепкий дом для семьи. Но не сложилось, умер через 12 лет, оставил сиротами четырёх малолетних детей. Сибирь его не приняла или сам не смог преодолеть притяжения оставленных родных мест? Но задачу свою он выполнил – принёс в сибирский край новую энергию рода, свежую кровь для будущего потомства своего младшего сына Леонида, рождённого уже в Сибири. А ещё род Мешковых принёс некоторые начатки искусства, художественные и музыкальные способности детям Леонида Ивановича и Анны Петровны. Все дети Мешковых имели хороший музыкальный слух, пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. У Александры была гитара, она несколько лет пела в школьном хоре, даже солировала. Братья Леонид и Виктор освоили игру на баяне и до сих пор играют по праздникам и для души. Оба брата получили в дар художественные способности – авторские картины маслом до сих пор хранятся в их домах.
И тогда кажутся смешными вопросы, почему Анна Петровна отказывала местным женихам и отдала предпочтение молодому пришлому гармонисту. Этот выбор сделали за неё будущие дети, которые через несколько лет стали приходить в семью Мешковых-Шевелёвых.

Как-то незаметно, с рождением и взрослением детей, старый отцовский дом Шевелёвых  стал домом Мешковых. Но стены, поставленные отцом Петром, хранящие память о прежней безбедной жизни в родительском доме, ещё долго помогали Анне Петровне выжить и выстоять, поднимать детей и трудиться, трудиться... Ушла хозяйка, и дом остался сиротой.
И род Мешковых тоже стал угасать, как дом без хозяйки. «Мешковская порода» уходит в прошлое. Приходят новые поколения детей, возможно даже продолжение фамилии. Обычно Род пытается сохранить свою силу за счет младших детей. Но даже если род Мешковых  продолжится за счет самого младшего потомка, это будет не важно, потому что младшие потомки выбрали для себя другую родину, вдали от России, вдали от Сибири.
А в Сибири продолжают жить потомки Шевелёвых по линии Матвея Егоровича Шевелёва . Но продолжения рода нет. Младшие сыновья потомства не оставили. Нет продолжения рода по линии Василия Матвеевича, среднего сына. Об этом мне сообщила его внучка Наталья. Сведений о потомстве Андрея Матвеевича, старшего сына, рождённого в конце XIX века, у меня нет. 

Род - это живой организм, развивающийся во времени. Есть время подъёма и расцвета, и есть время упадка.
Какая ветвь Рода старше – Мешковы или Шевелёвы – не важно. Очевидно, что обе ветви уже миновали своё лучшее время, а наши предки, в предлагаемых исторических условиях, как смогли, осуществили  общую задачу рода [3].   
Когда рассматриваю генеалогические схемы рода, вижу, как пресекаются отдельные родовые ветви. Приходят новые фамилии, а старые уходят в прошлое.  Это закон жизни, но не закон памяти.

Помолимся за Сибирь, за наши Бугры, место ставшее колыбелью причастных семей общего бугринского Рода! Шевелёвы, Мешковы, Быковы, Ларичевы, и ещё множество других фамилий сплели достойный венок памяти нашим далёким предкам.
Примите от своих потомков благодарность и глубокий сердечный поклон!

21 февраля 2022 г.
 

Труд и песня!
Он идет в глубь,
К корню,
Что питает,
Она вверх,
В лазурь,
Что радует.
Оба вместе —
Прекрасное дерево.

Василий Петрович Мазурин. 1924 г.


Использованные источники

1. Мамсик Т.С. Первопоселенцы Новосибирского Приобья: По материалам XVII – середины XIX в. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 254 с.   IBSN 978-5-7692-1254-3

2.  Путешествие в прошлое. Рассказы и воспоминания о старинном селе Бугры, бугринской школе № 63 и об её учителях. Авт.-сост. Ларичев В.Ф. – Новосибирск, 2017.

3. Павел Флоренский. Размышления о значении рода. Электронный ресурс: https://bayda-site.ucoz.ru/publ/1/1/3-1-0-136