Рассказы о Буграх. Два полотенца ручной работы

Вера Третьякова
Уже много лет в моём доме, в глубине платяного шкафа, хранятся два полотенца. Их подарила мне мама после моей свадьбы. В тот день она встречала нас хлебом-солью, и на блюде было одно из этих старинных полотенец. Какое из двух? Пожалуй, то, что новее и по размерам больше. Помню, что полотенце было очень большое.
Мамы уже нет с нами. В 2014 году я кратко, с её слов, успела записать их историю.

 «Полотенце – свадебный подарок старшей дочери, переходит из поколения в поколение. Эти полотенца - из приданого мамы Анны Петровны Мешковой (урождённой Шевелёвой).
Холст, возможно, ткала бабушка Екатерина Никитична Шевелёва. Она же и вышила одно из полотенец. Я так думаю, потому что мамина свекровь Агафья Васильевна вышивать не умела.
Другое полотенце вышивала мама. Подзоры вязала крючком тоже она в 1920-30-х гг.
Когда я выходила замуж, мама передала эти полотенца мне, как старшей дочери. Теперь они у тебя должны быть».

Родители Анны Петровны умерли от тифа в 1919 году, когда ей было 16 лет. Анна Петровна вышла замуж в январе 1921 г. Возможно, её приданое к тому времени было готово и лежало в сундуке.
Её старшая сестра Вера Петровна была замужем, и мать, конечно же, дарила полотенце ей на свадьбу. Вера умерла через несколько лет после родителей, её дочь умерла во младенчестве. Маловероятно, но можно предположить, что свадебное полотенце вместе с другими вещами отдал Анне Петровне муж (вдовец) Веры. Вероятно, мать готовила такие полотенца обеим дочерям, но для младшей вышить не успела.
Это я сейчас пытаюсь ответить на вопрос, почему не одно, а два полотенца Анна Петровна передала своей старшей дочери.

Оба полотенца из плотной холстинной ткани.  На обоих узор вышит красными и чёрными шерстяными нитками, по обоим краям каждого – вязаные из белых хлопчатобумажных ниток подзоры – рисунок разный.
На более старом (195х35 см) вышиты розы двойным или болгарским крестом (бабушкиным крестиком) – нижние два фото.
На другом полотенце (220х35 см) – геометрический рисунок тоже в виде цветов, но вышит в технике глади (два фото вверху).  Очень похоже, что вышито на швейной машине (у бабушки была швейная машина фирмы "Зингер", наследство от её матери). Рисунок с изнанки повторяет рисунок на лицевой стороне полотенца.

Мои предки - женщины из рода Шевелёвых, коренные сибирячки - издавна занимались рукоделием: пряли, ткали, шили, вышивали, вязали. Как умели, украшали свой быт.
Готовили приданое дочерям, и дочери сами принимали в этом активное участие, и наполнялись сундуки красивой одеждой, постельным бельём, шалями-полушалками.

Моя бабушка Анна Петровна Шевелёва после смерти родителей считалась богатой невестой: дом, лошадь, корова, другая мелкая живность. После замужества и рождения старших детей (первая половина 1920-х годов), практически всё было съедено, продано, обменено. В том числе и содержимое того самого сундука с приданым. А полотенца, как память о своей матери, бабушка сохранила и передала своей старшей дочери, моей маме, которая, в свою очередь, передала их мне.

Наверное, художественной ценности эти изделия первой четверти ХХ века не представляют. Когда искала в Интернете похожие вышивки, обнаружила лишь одну картинку. Зато увидела множество других искусно выполненных вышивок. Разнообразные узоры вышивок символичны, многие пришли из глубоких времён язычества. Конечно, это часть культуры народов многонациональной нашей Родины.

Как хорошо, что наши современницы продолжают эти народные традиции рукоделия. Пусть не шедевры, пусть для себя и своей семьи, но с какой любовью они выполнены и с какой гордостью выставляются в социальных сетях.
Всё-таки, наше время даёт прекрасные возможности для разнообразного творчества. И пусть Интернет нам будет в помощь. «Но жизнь – больше».


Продолжение: Рассказы о Буграх. Чашка из Бугров http://proza.ru/2022/02/24/1405