Рассказы о Буграх. Анна Петровна. Ч. 4

Вера Третьякова
О ЦЕРКВИ, ТРАДИЦИЯХ И ВЕРЕ

20 апреля 2011 года, в день светлого пасхального воскресенья, мы с сестрой пришли к маме в гости. Зашёл разговор на любимую бугринскую тему. Я спросила: «А как справляли пасху в Буграх, и какую пасху (или куличи) стряпала бабушка Анна Петровна?» Вот что рассказала наша мама:   
«Мама приготовила тесто, положила в синенькую кружку. Когда тесто подошло, поставила кружку в русскую печку. Потом достала из кружки и посыпала сверху каким-то цветным пшеном – зелёные, красные, синие зёрнышки. Посредине воткнула крестик. Он возвышался над пасхой (куличом), а какой он был – не помню. Я даже не помню, как мы эту пасху ели. Мне кажется, эту мы не ели, а была еще какая-то другая. Но эта – как сейчас вижу – стоит в горнице на угловом столике, под иконой. Потом на этом месте стоял телевизор.
И больше уже не приходилось  стряпать на Пасху. Сколько мне было тогда? Лет шесть. Нас было трое: Зоя, Володя и я. Лёни ещё не было.  Потом начались страшные времена, начался голод».

Как сейчас, слышу мамины слова, сказанные ею о своей матери: «Где она эту силу черпала?» В природе, в красоте окружающего земного мира – конечно! Ещё эту силу давало осознание Божественного Начала, которое просто называлось верой в бога. Анна Петровна, как другие её родственники, были крещены в бугринской Никольской православной церкви. Церковь была перевезена в Бугры из села Кривощёково, в связи со строительством ж/д моста через Обь, что и положило начало городу Ново-Николаевску. Церковь поставили на новом месте и освятили в декабре 1895 года. Именно в ней Анну крестили, а впоследствии и обвенчали с Леонидом Мешковым, жителем деревни Ерестной, которая также относилась к приходу Никольской церкви в Буграх. Церковь закрыли в 1930 году.
 
В этой церкви крестили четырёх старших детей Мешковых. Крёстными у старшей дочери Александры был брат отца Василий Иванович и сестра матери Вера Петровна. Кто был крёстным у младшей дочери Зои, мне узнать не удалось.
В 1929 году крестили среднего сына Леонида. Александре было семь лет, её взяли в церковь, и она запомнила, что крёстным Лёни был Ваня, сын Пелагеи Егоровны, а  крёстной (из поздних воспоминаний) ошибочно называла тётю Клаву Быкову. Сам Леонид крёстной считает Анну, дочь Матвея Егоровича. А Клавдия Степановна, вероятно, была крёстной у Володи, старшего сына. Не случайно в семейном архиве Быковых-Нелидовых хранится фотография счастливых супругов Мешковых с сыном-первенцем.
 
Когда родился младший сын Виктор в ноябре 1937 года, церкви в Буграх уже не было – сгорела весной 1932 года. Крестили в городе, но сам он точно не знает, в какой именно церкви. Дядя предположил, что в той, что сейчас находится в районе цирка – в Вознесенском соборе. Там отпевали его крёстную Анастасию Максимовну, вдову старшего брата отца, и у него остались  самые благостные воспоминания от посещения этой церкви. А крёстным Виктора был дядя Андрей, средний брат отца.

Конечно, быть крещёным ещё не означает верить в Бога. Дети Мешковых росли убеждёнными атеистами. А иначе нельзя было, ведь вера в бога – пережиток прошлого, религия – опиум народа, а то «свято место, что пусто не бывает» занял кинематограф.

Посещала ли бабушка Анна Петровна церковь в городе? Александра говорит, что если и ходила, то семья этого не знала.  Когда в Буграх (до 1930 г.) ещё действовала Никольская церковь, можно было наблюдать такую картинку: «Женщины стоят на службе в храме, а мужчины, пришедшие с ними, стоят на улице и «травят» разные байки». Об этом Леониду, родившемуся в 1929 г., было известно из рассказов его родителей Мешковых - Леонида Ивановича и Анны Петровны.
 
Веру в бога Анна восприняла от своей матери Екатерины Никитичны и других женщин из рода Шевелёвых. В доме были иконы, среди них икона Николая Чудотворца. Не перед ней ли молилась Анна Петровна, когда осталась одна после смерти родителей, когда поднимала детей в голодное время, и когда мужа забрали на войну в 1942 году?
Я спрашивала своих дядей – Леонида и Виктора – об иконах, которые были в доме. Леонид ничего такого не помнит, только сказал, что мать дарила ему маленькую иконку, и он её хранит. Виктор рассказал, что во время войны отец, который вернулся после тяжёлого ранения в голову, разбил (разломил пополам доску) на глазах матери, обозвав святого Николашкой. Старших детей в это время в доме не было (учились и работали), а младший (дошкольник) был дома. Когда через какое-то время я вновь спросила дядю об этом случае, он «открестился» - сказал, что не помнит.
Дядя Леонид (февраль 2022 г.) справедливо замечает:  «Наш папа Леонид Иванович не мог этого сделать. В нашей семье, хотя дети были неверующими, а мама была верующим человеком, но с разумным отношением к вере в Бога, папа не мог этого сделать намеренно». Я тоже согласна с ним: намеренно не мог. Но шла кровопролитная война, несли похоронки на друзей и соседей, сам он только вернулся из госпиталя после тяжёлого ранения в голову. Если Бог есть, почему же он это допускает? Это мог быть просто кратковременный взрыв тяжёлых эмоций, и в этом нет никакого злого умысла.
 
Когда в 1930 году закрыли церковь в Буграх, часть церковных икон тайно разобрали по домам местные жительницы-прихожанки. Так, по семейной легенде, рассказанной Антоном Нелидовым, его бабушка Клавдия Степановна Быкова (двоюродная сестра Анны Петровны) сохранила в своём доме икону Николая Чудотворца из церковного иконостаса. Какие иконы прятала у Анны Петровны её тётя Пелагея Егоровна после разорения своего дома? Женщины из рода Шевелёвых понимали ценность духовных традиций.
 
До последних дней бабушки в избе, в углу за шкафом у окна был скромный домашний иконостас - божница. Смутно помню распятие Иисуса Христа из белого металла. Была ли ещё маленькая икона? Возможно, мои двоюродные сёстры могут рассказать больше. После смерти Анны Петровны в 1974 году её супруг, мой дедушка Леонид Иванович, прожил ещё около 11 лет. Бабушкину божницу, наверное, убрал «от греха подальше» кто-то из родственников.  После смерти дедушки дом продали, икона вместе с другими ненужными вещами отправилась на свалку.  Там её нашла Ирина, старшая внучка Анны Петровны, и взяла в память о бабушке.
(Дядя Леонид  в феврале 2022 г. утверждает, что  «на свалку ничего не выбрасывали. Анна Петровна, наша мама, умерла в 1974 г. К этому времени в СССР уже какие-то страхи, связанные с верой в Бога, исчезли… »).


ЕЩЁ О ШЕВЕЛЁВЫХ

Тема разницы в возрасте супругов, конечно интересная. Я решила посчитать, в каком возрасте женился отец Анны Петровны. В воспоминаниях Леонида год рождения Петра Егоровича 1866. Первая дочь Вера родилась, когда ему было 34 года, вторая Анна – 36 лет.
Если верить этой дате, разница в возрасте у Петра и Степана 10 лет. Это вполне реально, если учесть, что после Петра в семье родились Пелагея старшая и Ефим. Была ли Пелагея младшая старше или моложе Степана, неизвестно.
Дочь Степана родилась в 1911 году, когда отцу было 35 лет. Ещё через 3 года его мобилизовали, и он участвовал в первой мировой войне, был тяжело ранен. Ему было уже под 40 лет, когда он вернулся домой после госпиталя в 1915 году. То есть, все три брата женились в относительно зрелом возрасте, когда им было за 30 лет.

В Интернете на сайте сибирского краеведения нашла статью Зверева В.А. «Брачный возраст и количество детей у русских крестьян Сибири во второй половине XIX - начале ХХ века». Автор пишет об общей тенденции, когда жених и невеста вступали в брак примерно в близком возрасте, жених немного старше.
Но замечает, что из-за обязательной воинской повинности, которую молодые мужчины несли в течение нескольких лет, они не спешили вступать в брак до службы.
В Интернете прочитала, что призывной возраст в конце XIX века был от 21 года и старше. Шли служить те, кому выпал жребий (примерно один из пяти). Остальные, годные к службе, зачислялись в ополчение.  С 1881 года в сухопутных войсках служили пять, на флоте – шесть лет. В начале  ХХ века – три года в пехоте и артиллерии, 5 лет – на флоте.
 
Интересна версия семьи Быковых-Нелидовых, по которой дед Степан умер не в 86, а в 76 лет. Тогда рождение дочери произошло в 25 лет, в 28 лет он ушёл на войну, около 30 - вернулся домой. Если принять эту версию, Степан родился примерно в 1886 году, тогда разница в возрасте Петра и Степана примерно 20 лет. Здесь можно пофантазировать, что у Егора, как потом у его старшего сына Матвея, было две жены, и Степан мог родиться от другой матери, нежели Пётр и другие старшие дети.
Можно, но фактов нет. Метрические книги Никольской кривощёковской (бугринской) церкви оцифрованы на сегодняшний день с 1894 года.


АЛЕКСАНДРА

Старшая дочь Мешковых Александра, моя мама, отказала двум женихам, потому что они были моложе. Хотя после войны выбирать-то особенно и не приходилось. Николай Шишкин работал с Александрой в начале войны в селе Катково Коченёвского района. Она с 1922 года рождения, он с 1924-ого. Его мобилизовали, и она писала ему на фронт письма. Возможно, дружеские? Он вернулся после Победы, приехал к её родителям свататься, а она отказала.

Бывший одноклассник, Николай Нижегородцев, во время войны служил на Дальнем Востоке механиком на военном аэродроме. После Победы вернулся в Новосибирск и тоже сватался к Александре, но получил отказ. В начале 1950-х годов по призыву партии (добровольно-принудительному) уехал работать на село поднимать сельское хозяйство.

Об этих маминых женихах рассказал мне её брат, мой дядя Леонид. Сама она никогда не упоминала об этом. Александра, как и Анна Петровна, была человеком закрытым. Когда я спросила дядю, известна ли ему причина, по которой мама отказала женихам, он меня «урезонил»: разве о таком личном спрашивают?

Александра вышла замуж в 1954 году за человека на 8 лет старше, участника Великой Отечественной войны. Он жил в Новокузнецке, она в Новосибирске. Познакомились в доме отдыха в Таргае (Кемеровская область) в июне 1954 года. Ей было 32, ему почти 40. В августе он приехал в её родительский дом свататься. Вспоминала потом, что сомневалась, идти замуж за Сергея или нет, но родные уговорили. Уехала из родительского дома в чужую семью, незнакомый город. Непросто складывалась семейная жизнь. Уже на исходе лет она как-то в беседе со мной обмолвилась: «Уехала на время – оказалось навсегда».

А Николай Иванович Шишкин жил в Новосибирске, была семья. Дядя Леонид в послевоенные годы как-то пересекался с ним по работе.
В Новосибирской Книге Памяти я нашла среди Шишкиных Н.И. одного, кто мог быть тем самым Николаем, кому мама писала письма на фронт:   ШИШКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, с-т. Род. в 1924 в г. Бердске Новосибирской обл. Призван Бердским РВК в июне 1943. 9 одорэб (отдельный дорожно-эксплуатационный батальон), 26 А(рмия). Умер в 2000.

За месяц или даже меньше до маминой кончины произошёл такой случай. Я позвала её на кухню пить чай, она шла впереди, обернулась ко мне вполоборота и чётко произнесла: «Шишкин Николай Иванович». Я застыла на месте. Последние два года у мамы совсем стало плохо со слухом, мне приходилось повышать голос, чтобы разговаривать с ней. Я промолчала. Да и что она могла мне сказать, что объяснить? Для неё давно всё было в прошлом, и всё это она забрала с собой.


О ДРУГИХ ШЕВЕЛЁВЫХ

Был ли Егор Шевелёв уроженцем села Бугры – неизвестно. Но дети его родились и прожили там. Фамилия Шевелёвых упоминается среди фамилий бугринских старожилов. Не могу утверждать, что мои предки – из тех самых Шевелёвых, поскольку по-соседству (через огород) жили Шевелёвы, которые не были роднёй. Так утверждала моя мама Александра, вероятно, со слов старших.
 
Мой дядя Леонид Леонидович вспоминает: «Рядом с домом, построенным Петром Егоровичем, через огород жила семья Шевелёвых, которые считались однофамильцами. Хозяин Николай Никифорович, его жена Анна Егоровна и семь детей: Клавдия, Павлина, Валентина, Анатолий, Владимир, Геннадий и Юрий. Я  чуть помню ещё деда Никифора, который жил с ними».
 
Моя мама, старшая дочь Анны Петровны, дружила с Пашей (Павлиной) Шевелёвой, училась с ней в одном классе и называла её своей подружкой.
Шевелёва Павлина Николаевна, 1921 г.р ,– участник Великой Отечественной войны, награждена медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги». Эту информацию я нашла на сайте «Память народа». В 1985 году была награждена орденом Отечественной войны II степени, который тогда вручали всем ветеранам, которые были живы на тот момент.

В 2018 году в социальной сети я познакомилась и общалась некоторое время с Ольгой Коротковой, хозяйкой бывшей усадьбы Мешковых с 1986 года.  Она мне сообщила, что потомки этих (других) Шевелёвых и сейчас живут в доме через огород: сын Владимира - Андрей Шевелёв - с семьёй. Ещё она знала дочерей Геннадия Шевелёва: «Они здесь не жили, но садили огород все эти годы. Самих Геннадия и Владимира Шевелёвых уже нет, их жён тоже. Ещё один брат жил - Шевелёв Юрий, но он женат не был, детей не было. Жил затворником».
На мой вопрос: «Что знаете о сёстрах Геннадия и Юрия - Клавдии и Павлине - о Клавдии дядя Леонид говорил, что она уехала на Сахалин?» Ольга ответила: «Слышала, что кто-то приезжал к ним с Сахалина, но не видела, и не знаю, кто это был».

Недавно моя двоюродная сестра Ольга в телефонном разговоре со мной вспомнила, что бабушка Анна Петровна как-то обмолвилась, что эти «другие» Шевелёвы тоже нам родственники, и что она в детстве вместе с бабушкой даже ходила к ним в гости. Ольга предположила, что бабушка или другие родственники не хотели близко общаться с этой семьей ввиду их «антисоциального» образа жизни. К примеру (это я предполагаю – В.Т.), любили в этой семье выпить, а детей было много, жили в нищете.
Дядя Леонид в феврале 2022 года вновь подтвердил: «Никакого родства с Шевелёвыми – соседями не было у наших родителей. А в гости друг к другу ходили, даже семьями.
В соседской семье Шевелёвых при живых родителях (Николай Никифорович и Анна Егоровна) я не видел и никто из других соседей не упоминал о злоупотреблении пьянками. В этой семье не было разумного, рачительного порядка и даже самого обыденного семейного отношения друг к другу. В доме и огороде наблюдались бесхозяйственность и бестолковость. Никто из семи детей даже 7-го класса школы не закончил. В колхозе «8 марта» работала Анна Егоровна, а Николай Никифорович работал типа экспедитором в почтовых перевозках. Эти Шевелёвы – однофамильцы с нашими».

Мне представляется, что причины непризнания родственных отношений  могут быть в области политической (вступление или невступление в колхоз, например, репрессии и т.д.). Косвенно дядя Леонид это подтвердил. Чтобы дети Мешковых чего лишнего не сболтнули, им и было сказано, что соседи Шевелёвы - однофамильцы.

В феврале 2018 года через социальную сеть ВКонтакте ко мне обратилась сотрудница администрации Кировского района города Новосибирска с просьбой найти родных Героя Советского Союза Виктора Семёновича Шевелёва, уроженца села Бугры.
К этому времени у меня были опубликованы «Рассказы о Буграх» на разных сайтах в Интернете. Среди известных мне Шевелёвых имени Семён не было. Мое обращение к бугринским и новосибирским жителям через сообщество ВКонтакте осталось без ответа.

Там же, в социальной сети я познакомилась с Дмитрием Д. («Сибирский партизан»), энтузиастом-краеведом из Новосибирска. Он мне много помог и советами, и сведениями из документальных источников (метрических книг) по Шевелёвым. Правда, период его исследовательских интересов ограничивался 1785-1860 гг., а мне были нужны сведения из метрических книг конца 19-ого – начала 20-ого века.   
Так вот, Дмитрий уверен, что все Шевелёвы – родственники, просто со временем отдалились. Даже высказал такую мысль, что в каждом населённом пункте все старожилы, по сути, - родственники, даже имеющие разные фамилии. Существовал даже негласный запрет на браки между старыми жителями села.

Для сведения Дмитрий прислал мне целый список бугринских жителей – Шевелёвых - из метрической книги Кривощековской Никольской церкви 1806 года (гос. архив Томской обл. (ГАТО): ф. 170, оп. 9, д. 22). Там есть знакомые имена: Никифор, Пелагея, Семён… - люди, проживавшие в Кривощёковском Приобье более 200 лет назад.  «Я не знаю пока, проживали ли в дальнейшем их потомки в Буграх,  но эти личности именно бугринские. Скорее всего, они разъезжались. В Кривощёково небольшое количество было, основное место проживания, именно, деревня Бугринская. У семьи малый географический разброс» - написал мне Дмитрий.
В книге-монографии Мамсик Т.С. «Первопоселенцы Новосибирского Приобья» есть список селений и дворохозяйств Кривощёковской волости (по материалам Окладной книги 1823 года). Носители фамилии Шевелёв встречаются только в деревне Бугринской. Шесть фамилий – шесть дворовых хозяйств.  Ни в Кривощёково, ни в других поселениях Кривощёковской волости на тот период Шевелёвы не проживали.
Возможно, кто-то из них дал корень нашему роду, кто-то - роду Героя Виктора Семёновича Шевелёва.


Продолжение: Рассказы о Буграх. Рабочие войны  http://proza.ru/2022/02/24/1388