Рассказы о Буграх. Анна Петровна. Ч. 3

Вера Третьякова
АННА

Не хотела за старого и делового - пошла за молодого и весёлого гармониста. Первый раз увидела его, когда ездила со своим отцом на мельницу. «Видят, едет весёлая компания, впереди сидит гармонист лет двенадцати.  Отец говорит: «Гляди-ка, парнишка в красной рубахе, ишо играт! Да ить как хорошо-то!» - не раз вспоминала Александра этот рассказ матери. Они оба были тогда детьми, но Анна запомнила.

Александра предполагала, что они были знакомы ещё до сватовства. Невеста была старше жениха на 10 месяцев. Ей было 18, ему 17, когда они поженились.
Конечно, потом намыкалась, хлебнула нужды, поднимая пятерых детей. От богатого наследства скоро ничего не осталось. Фактически, Анна Петровна была главой семьи. Как говорит мой дядя Леонид: «Мама в семье была лидером».

Александра вспоминает случай, когда мальчик-детдомовец в школе украл у неё новые варежки. Пришла  домой зарёванная. «Мама только связала, а он у меня украл. Не ругала меня мама, помню, ничего мне не сказала. Всё в себе держала… Она всё сердце себе испортила. Маленькая, худенькая. Она надсадилась от непосильного труда».
Ещё помню из рассказов Александры: «Где она эту силу черпала?... А как она любила природу: лес, поле, речку!  Летом мы с ней вдвоём ходили по грибы, по ягоды в бугринскую рощу. А когда через Обь на лодке плыли – она на вёслах, и мне не страшно. Мне с ней никогда не было страшно».

На фотографии 1930 года, сделанной в городском фотоателье, Анне Петровне около 28 лет, Леониду Ивановичу  27 лет, их детям: Шуре - 8, Зое - 6 и Володе – 4 года. Средний сын Лёня уже родился, но его с собой не взяли – был слишком мал. Справа на фото племянница Валя, дочь Андрея Ивановича Мешкова, 7 лет. 
Эту фотографию (скан-копию) из архива дяди Леонида выслала мне его дочь. Возможно, я уже видела её в детстве, в  бабушкином доме, но сейчас смотрю другими глазами.
Лето, жара, пыльные дороги. Долго шли с малыми детьми из Бугров в город пешком, грубая обувь в пыли. Дети испуганно смотрят в объектив, лица напряжены. Для них, наверное, это первое посещение городского фотоателье. Взгляд отца семейства  и напряжён и немного как бы  отстранён. Только мать - Анна Петровна - спокойно смотрит в объектив. Натруженные руки отдыхают на коленях. На лбу – обычно закрытая платком или косынкой - белая незагорелая полоска лба.
Анна Петровна ушла в мир иной от болезни 14 июля 1974 года, ей не было и 72-х лет.

Я помню свою бабушку в конце 1960-х – начале 1970-х лет. Она казалась мне олицетворением самой доброты. Мы с мамой и моей сестрой приезжали почти каждый год погостить в Бугры. «Гостюшки мои дорогие!» - такими словами встречала нас бабушка. Дедушка был немногословен.
Помню, в январе 1971 года отмечали их золотую свадьбу. Собрались семьи четверых старших детей. Младший сын с семьёй жил в это время на севере. Богатый по тем временам стол, песни, музыка. Средний сын Леонид играл на баяне. (Отец семейства с детства играл на гармони, этот музыкальный талант передался двум его сыновьям).
Мы, внуки, сидели за отдельным столом, весело общались. Засиделись допоздна. Когда большинство гостей ушли, стали убирать со стола. «А колбасёшку-то никто не ел!» - удивилась бабушка, и эту фразу моя мама часто вспоминала потом.

Бабушка часто в своей речи присоединяла к словам суффикс «шк»: пальтишко, туфлишки, супишко, инвалидишка, даже коммунистишки. Непогоду с дождём, снегом и ветром она называла «падера». Весной, когда в солнечный день поднимался сильный ветер, она говорила, что ветер «почки раскачивает», чтобы быстрее распускались. Говорила «пошто» вместо «зачем, почему».
Мне тогда казалась её речь неправильной,  даже полуграмотной. Теперь понимаю, что она неосознанно сохраняла язык своих старших родственников, матери и отца. Ведь по каким-то особым диалектным словам можно судить о корнях семьи, о том месте, откуда вышли мои далёкие бугринские предки.


Фото: Семья Мешковых. 1930 год. Фото из архива Л.Л.Мешкова.


Продолжение: Рассказы о Буграх. Анна Петровна. Ч.4 http://proza.ru/2022/02/24/1370