Рассказы о Буграх. Анна Петровна. Ч. 1

Вера Третьякова
21 сентября  – день рождения Анны Петровны Мешковой (Шевелёвой), моей бабушки по материнской линии. В свидетельстве о её рождении, выданном Заобским районным загсом в июле 1931 года, стоит дата рождения 8 сентября (по старому стилю) 1902 года. Местом рождения указано село Кривощёково Бугринской волости Новониколаевского уезда. Свидетельство выдано на основании книги записей актов гражданского состояния за 1902 год. Вероятно, имелась в виду метрическая книга, которая велась священнослужителем при местной церкви. Ведь к тому времени села Кривощёково уже  не было (в связи со строительством ж/д моста через Обь), а часть жителей вместе с домами перебрались в деревню Бугринскую. Туда же была перевезена кривощёковская Никольская церковь, вновь освященная 7 декабря 1895 года.

В Интернете есть список метрических книг, которые находятся в ГАНО (Гос. архиве Новосибирской области), из которого следует, что до 1907 года церковь в Буграх (по документам) именовалась как Николаевская церковь села Кривощёково. Есть в этом списке за 1902 год две таких книги (ф. Д-156 оп. 1 д. 2846 и д. 2848). В одной из них должна быть запись о рождении (крещении) Анны Шевелёвой.  С 1907 по 1919 гг. метрические книги считаются документами Николаевской церкви села Бугры. Эти книги уже оцифрованы, но просматривать их электронные оригиналы можно только в читальных залах архива.

Таким образом, местом рождения бабушки является село Бугринское. По воспоминаниям её детей (дочери Александры и сына Леонида),  их дед Пётр Егорович с семьёй сначала жил в старой избе, потом рядом поставил новую, в которую семья переехала в 1907 году. От кого досталась та старая изба? От родителей Петра Егоровича?  Рядом, в том же дворе, стоял дом его младшего брата Степана Егоровича, а через улицу – дом их старшего брата Матвея Егоровича. Семьи братьев тесно общались, их дети играли вместе. Не похоже, что они в конце 19-ого века переселились из Кривощёково.
Родителями записаны Шевелёвы Пётр Егорович и  Екатерина Никитична. И отец, и мать умерли в 1919 году во время эпидемии сыпного тифа, которая бушевала в Сибири с осени  1918 г. по весну 1920 г. Шестнадцати лет Анна осталась сиротой. Старшая сестра Вера была замужем и жила в деревне Верх-Тулинской. 


ВЕРА

На этой фотографии Вера (слева) и Анна - дочери Петра Егоровича Шевелёва. Фотография хранилась у младшего сына Анны Петровны, затем он передал её своей старшей сестре Александре, моей маме, которая предпочитала приклеивать старые фото в своём альбоме канцелярским клеем. Я  «освободила» фото из альбомного плена, но увидела, что оно, в свою очередь, наклеено на какой-то почтовый реестр.  Есть ли надпись на обороте фотографии – не знаю, не рискнула случайно испортить саму фотографию.
Анна Петровна говорила, что на этой фотографии ей 16 лет. Значит, снимок мог быть сделан не ранее сентября-октября 1918 года. Осенью того же года в Новониколаевск пришла эпидемия сыпного тифа, которая в 1919 году (точной даты нет) унесла жизни обоих родителей.  Бабушка тоже заразилась, но выжила. Тифозных больных брили наголо, и дедушка мой вспоминал, что когда Анна Петровна выходила за него замуж в январе 1921 года, она была кудрявая. А на фото у неё прямые волосы.

Сколько лет было старшей сестре Вере? Александра и другие родственники говорили мне, что она была старше Анны на два года или немного больше. Значит, на фото ей не меньше восемнадцати. Была ли она в то время замужем или только сосватана?
Думаю, что фотография была сделана именно накануне расставания старшей сестры с родительским домом. В сентябре 1918 года Анне исполнилось 16 лет, а Вере предстояла замужняя жизнь в чужом доме, вдали от родных. Может, свадьба была на праздник Покрова, после уборки урожая, когда обычно на селе играли свадьбы.
Наверное, в метрических книгах гос. архива Новосибирской области (ГАНО), можно найти записи и о венчании Веры, и о смерти родителей Шевелёвых.

Веру выдали замуж в деревню  Верх-Тулинскую, в зажиточную семью. Интересно, что старое название этой деревни – Сатанино. Вера была крепкая и работящая, и очевидно, нужна была ещё одна работница. Думаю, согласия невесты никто не спрашивал. Может, отцу Веры, Петру Егоровичу, было лестно иметь богатого свата, или дела его совсем расстроились? И это не смотря на то, что в родной семье она была работница наравне с отцом, не уступала ему в полевых работах. Мать Веры и Анны, Екатерина Никитична,  была нездоровая, и в поле не работала.

Сведения о Вере Петровне из рассказов Александры, со слов её матери Анны Петровны, я включила в главу «ШЕВЕЛЁВЫ. Пётр Егорович».
Возможно, это упрощённая, или даже в чём-то преувеличенная, история замужества и ранней смерти Веры, но другой у меня нет.

Вера вышла замуж в конце 1918 или в начале 1919 года, до того, как её родители умерли от тифа в 1919 году. Вера успела стать крёстной Александры, первого ребёнка своей сестры, которая родилась в январе 1922 года.
Александра считала, что Вера Петровна умерла 4 декабря 1924 года. Год она определила сама, со слов матери. По одним воспоминаниям Александры ей тогда было два с половиной года, по другим - не более двух лет,  и в это время стояли морозы. Вполне вероятен год смерти и 1923-й, и 1924-й.
Значит, в браке прожила пять или шесть лет. Умерла вскоре после родов, но о других детях Веры ничего не известно. Возможно, это был первый выживший ребёнок, да прожил недолго.

Дата 4 декабря, церковного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в просторечии «введенье», вполне правдоподобна. Анна Петровна, оставшаяся сиротой, не могла не помнить день кончины единственной сестры, и это передалось и сохранилось в памяти её старшей дочери Александры.
Из воспоминаний Леонида: «Веру Петровну похоронили не на третий, как принято у христиан, а на второй день, и Анна Петровна часто впадала в тяжёлые переживания по этому поводу».


Фото: Сёстры Вера и Анна Шевелёвы. Осень 1918 года. Из архива А.Л.Мешковой.


Продолжение: Рассказы о Буграх. Анна Петровна. Ч.2 http://proza.ru/2022/02/24/1358