Сказание о Деметре и Расторопше

Валентина Майдурова 2
Валентина Майдурова 2

           Бабушка с внучкой на даче убирали  ненужные сорняки с их маленького аптечного огорода.

          – Ай, – вскрикнула внучка, уколов пальчик  колючими листьями высокой травы. – Бабушка, зачем тебе эта колючая трава? К ней нельзя дотронуться, все руки исколешь, … прямо чертополох какой-то.

          – Да, моя милая, есть такой сорняк чертополох, – вздохнув, ответила бабушка. – Колючий, настырный и неуживчивый с другими травами. В народе говорят: – там, где чертополох поселится, – все изведет, сам по себе одинокий растет,  и на русский переводится как «пугающий чертей» или чертогон-трава. Где он появляется, из семян, принесенных ветром, больше никакие травы не растут и животные его не едят – погибают. Много  поверий связано с  чертополохом. Но  колючая трава на нашем аптечном огороде, – это другой чертополох. Хоть и близкий родственник. Они из одного, прекрасного своими красивейшими соцветиями, семейства Астровых, но разных видов. В нашей маленькой зеленой аптечке растет «Святой чертополох» или  «Расторопша». Ее название переводится  как «Колючий лекарь». Трава эта – «Великий Лекарь» и лечит людей от всех болезней, а подарила ее землянам Деметра – богиня     земледелия и урожая. Почиталась она землянами   с древних времен как «… средоточие справедливости и Законодательница», а в  греческой мифологии  еще и  как Мать-Земля».

        О-охо-хо, –  девочка моя, давным-давно это было. Так давно, что и позабыли земные люди, откуда знания к ним пришли, и кто научил их разным ремеслам на Земле. Сказание это я услышала от бабушки своей и как помню его, – перескажу тебе.

       Однажды бессмертных небожителей, бороздивших  бесконечные просторы Космоса, привлекла наша планета. В сонме звезд Земля сверкала драгоценным камнем. Очарованные красотой,  направили бессмертные боги  свои «вивамы» к Земле, выбрав  для отдыха многоглавую гору Олимп.  Величием своим дивная планета покорила небожителей: высокие горы гордо  тянулись к Небу, а у их подножия в вечном движении шумно плескалось неумолкающее Море. По берегам, сбегающих с гор рек, росли зеленые леса, и на обширных лугах навстречу солнцу тянулись цветущие травы. Планета не была пустой. На ней жили и гигантские звери, и мелкие зверушки, и первые земные смертные люди.  Не было у них одежды и не знали они огня.  Их пищей были коренья и плоды трав и мелких кустарников, которые выкапывали они руками. Днем жителей Земли грело Солнце-Гелиос, а  ночами они дрожали от холода, так как не умели строить  себе теплые жилища. Жизнь их была полна болезней и очень непродолжительна.
 
          Увидевшие Землю небожители опустились на гору Олимп для отдыха, но так понравилась  богам Земля-Матушка, что остались они на ней жить. Многоглавый земной Олимп превратился в постоянное место пребывания  космических богов вместе с Зевсом во главе, и  стал называться отныне «Светлый Олимп». Зевс Громовержец и Тучегонитель, получивший от братьев в подарок «гром вместе с палящей молнией»,  стал всесильным богом на Земле-Матушке и в Небесах сине-голубых, куполом укрывающих планету от  холодного и жестокого Космоса, а в глубине  земли царствовал единоутробный брат Зевса и Деметры – Аид, «многомогущий», –   бог подземного царства мертвых. Царство  его глубоко  располагалось в недрах Земли, и никто из живых не мог посещать сей  сумрачный Тартар,  с его извечным огнем и громом и молчаливыми душами умерших.

        У всесильного Громовержца и Тучегонителя было много жен, и в очередной раз он женился на своей сестре Деметре, которая на Олимпе была богиней   земледелия и урожая.  У них подрастала дочь Персефона, – певунья, веселая, резвая, смешливая. Для любимой дочери наполняла божественная мать  луга цветами душистыми, а рощи  мелодичным пением птиц малых, журчанием чистейшей воды прохладных ручьев. В ручейки, как в зеркала гляделась юная  красавица и шутливо дразнила свое отражение в воде. Ее звонкий голосок нежно звенел  на цветущих лугах, где собирала с подругами букеты душистых роз, неповторимых гиацинтов, белоснежных, с дивным запахом, лилий. Вдыхая сладкий аромат цветов, беспечно смеялась она, и вторили ей звонким эхом горы и леса.  Именно за красоту голоса родители дали ей имя Персефона, что значит  «голос Персея». В сонме небожителей  Персефона почиталась    богиней Света и Любви.
 
         Могущественной была богиня Деметра. Без ее благотворной силы не  рождала пашня хлебов и сладких сытных кореньев,  не было чадородия, не размножались животные, лесные и полевые, крупные и мелкие, дикие и домашние, не зеленели святые рощи в обители бессмертных богов на Светлом Олимпе и бесконечные многолетние леса,  под пологом которых жили земные люди. Деметра научила землян выращивать съедобные травы с вкусными кореньями, пшеницу, кукурузу, картофель. Другие боги Олимпа научили  их строить  теплые  жилища, выделывать звериные шкуры для одежды, добывать огонь. Счастливы были земляне в то время.

         –  Да, так было в то время, пока не случилось горе большое в семье, обернувшееся несчастьем для всех землян. – Бабушка вздохнула, помолчала печально и продолжила.

      -  Однажды, работая у горнила своей  подземной кузницы,  услышал звонкий смех Персефоны мрачный бог Тартара. Всколыхнул Землю Аид и глянул на хозяйку  волшебного голоса. Влюбился Аид в свою племянницу и уговорил брата Зевса отдать ему  в жены свою молоденькую дочь. Но гордо отказалась дочь Зевса и Деметры  переселиться во мрак подземного царства, полного ужасов, вечного кузнечного  дыма и тленного запаха умерших землян,  лишенного Света и горячих лучей Солнца, которые так любила молодая богиня. И тогда решил Аид, с согласия Зевса и без ведома Деметры, похитить Персефону и силой увезти ее в свое подземное царство.

        … И разверзлась Земля-Матушка  и затряслась так сильно, что люди падали плашмя, а деревья вырывались с корнем. В бескрайнее небо поднялись черные облака пыли, и грязи  подземной с камнями  смертоносными, с гор, вместо  прохладной воды, побежали огненные реки все выжигающей лавы. В дыму и грохоте на  четырех угольно-черных конях в золотой колеснице перед Персефоной появился Аид и, схватив юную богиню, которая наклонилась сорвать волшебный цветок Асфодель, тотчас скрылся в  глубоком  земном провале. Прижав к груди любимую, влетел Аид в свое царство на золотой колеснице.

          В    мрачном Тартаре напоил Персефону водой из подземной реки Леты.  Уснула от смертного напитка Персефона. Ушла  в вечность, и  забыла все земные радости и мать свою и подруг, что вместе с нею собирали  душистые букеты на земных лугах. Душа Персефоны смирилась с волей отца. Зерно граната, как символ вечного брака, проглотила в смертном сне и стала женой Аида, – теперь богиней царства мертвых, владычицей преисподней мрачного Тартара, грозной повелительницей над тенями умерших,  олицетворением бессмертия души. Не слышно стало смеха Персефоны, от ужаса умолкли птицы, поникли головки цветов на лугах, осыпались  зерна из колосьев.

        Крик отчаяния Персефоны  донесся до  светлых гор Олимпа, и услышала его Деметра, и ужасом потери наполнилась ее грудь. Венок из цветов и колосьев с головы сорвала, черный плат накинула на голову и… осталась Земля без защиты. Днем и ночью искала  любимую дочь Деметра, но никто не видел в огне и дыме, дрожащей от адовых  неистовств  Земли, кто и куда увез Персефону.

     …Лишь на десятый  день бог Солнечного Света, лучезарный Гелиос-Солнце,  сжалился и шепнул Деметре, что Зевс отдал дочь в жены их могущественному брату  Аиду, – богу подземного царства мертвых. Гневом наполнилась душа Деметры и, разъяренная покинула она Светлый Олимп. Ведь  никто, никто  из богов на Олимпе (даже любимый дядя Персефоны Гелиос-Солнце) не  помешал Аиду свершить свое черное дело. Разбитая горем, облеклась богиня в темные траурные  одежды и ушла искать Аидово царство на земле, где жили смертные люди. И скрылось солнце в черных тучах, и вечная темень-ночь наступила на Земле. …

        Черной тенью бродила Деметра  по земле и от горя ее пересыхали ручьи, переставали петь птицы и цвести цветами яркими луга и  леса. Благодатные утренние дожди прекратились, в такыры превратились плодородные нивы и пашни, деревья сбросили листву, сады усыхали без плодов, виноградники не несли на  лозе своей гроздья винограда, дающего волшебный веселящий сок.  На умирающей земле появились сорняки Аидовы, размножились  и заселили они всю землю.  Стали хозяевами на полях и лугах, в лесах и на пашне. С тех пор наряду с полезной травой растут и сорные травы, почти всегда ядовитые для людей и даже животных. Напрасно земледельцы бросали зерна в иссохшую землю, вместо  пшеничных колосьев всходили лишь сорные плевелы, да кусты колючего дикого чертополоха, которые больно кололи  проходящих мимо людей и  открывались у них незаживающие язвы, причинявшие дикую боль и смерть неизбежную. …

          Повсюду на Земле царил голод,  умирали дети, плач и стоны вместе с мольбой о помощи неслись к небесным богам на Олимпе. …   Но лишь сотрясалась Земля от громового голоса Аида, певшего счастливые гимны о своей красавице жене, вновь и вновь открывались врата  его Тартара и изрыгали подземные чудовища огонь и лаву, камни и пепел, что опять и опять покрывали  планету черным покрывалом смерти. Богиня  Голода смотрела в глаза землянам и ждала, когда можно будет забрать их души в царство вечного Мрака.  Богатый урожай в те годы собирала и Смерть.  Души умерших, от уколов чертополоха и ядовитых трав,  наполняли   Тартар  бога Аида.
 
           Погибала на глазах у Зевса красивейшая  звезда  небесного пространства, наша Матушка-Земля, некогда пленившая его сердце. И главный повелитель всего живого, гордый  Громовержец и Тучегонитель  склонился пред богиней Деметрой и вестников послал, чтобы вернула свою милость ни в чем не повинным смертным землянам. Но   молчала Деметра в своем черном одеянии с черным платом на голове. Тогда Зевс послал за дочерью своей Персефоной в  царство Аида. Не посмел младший брат ослушаться Громовержца и отпустил Персефону к матери. А чтобы та, будучи в гостях, не забывала  возвращаться в свою подземную семью, дал ей проглотить несколько зернышек памяти  священного граната.

       Ах, каким ликованием наполнилось сердце Деметры при виде любимейшей  дочери.  Траурные одежды заменила белым нарядом, вместо черного плата украсила  прекрасные светлые волосы венком из васильков и колосьев.  Слезы радости пролились из глаз и оросили влагой иссохшую землю. Нежной травой покрылись луга, заколосились хлебородные нивы, птицы запели, зацвели сады, заблагоухала земля.  Очистил Зевс голубое небо от черных туч, и солнце-Гелиос осветило благодатным Светом и теплом Землю и согрело людей.  Пробудилась от вечного сна вся природа.
 
          Благодарные земляне, воздвигали на земле великолепные храмы Деметре и жертвенники в нем. Жители  Земли считали Деметру «… смертного люда кормилицей», и  по обряду постоянно воскуривали  на жертвенниках  благовония Деметре и бессмертным богам Светлого  Олимпа.  Приятный аромат воскуренных благовоний из трав, ежедневно поднимался к небу, как вестник  благодарности за возвращенную жизнь.
          Но уже  не было прежнего счастья и благоденствия на Земле.  Пашни быстро покрывались  плотным ковром  сорных растений, что забивали всходы пшеницы, картофеля и других,  культур, нужных людям для питания. Тяжким трудом отвоевывали земляне-земледельцы   свой урожай у сорняков. Особенно злостным был Аидов чертополох. Где он появлялся, не росли даже другие   сорняки. Особенно разрастался  он  по обочинам  дорог. Исколотые его колючками ноги земледельцев и странников покрывались  неизлечимыми ранами.  Поранившиеся заболевали, покрывались язвами, проклинали  это колючее растение и однажды, не выдержав дикой,  непереносимой боли, пали на колени  перед жертвенником в храме и  обратились с мольбой к Деметре. …

         И «воззвали в скорби своей к Деметре». … Молили земляне, спасти  их от злой напасти, даровать исцеление от пагубной болезни, что раньше срока, сводит их в царство смерти и «души их отдает на заклание» Аиду. Сжалилась Деметра над землянами, указала на Аидов чертополох и  предрекла, что отныне его родственница называться будет «расторопша» и, несмотря на колючесть свою, будет нести людям избавление от всех болезней. А колючки не позволят скоту дикому и домашнему поедать траву, ибо только  для людей она лечебна.  Бесценный подарок сделал Деметра людям. Избавила любимая богиня землян от бедствий их, и нарекли они имя расторопше «Великий лекарь». С тех пор у многих народов мира расторопша почитается как самое  сильное лекарственное растение. А чтобы не путали люди эти две травы, – листья у расторопши пестрые, пятнистые, а у чертополоха темно-зеленые без пятен.   По преданию белёсые пятна на листьях символизируют материнское молоко, коим вскармливаются на земле все живые существа.  И сегодня трава эта широко используется в лечении многих заболеваний.  С любовью относятся к ней земляне и прозвищ дали ей множество, – остро-пестро, лягушечник, молочный чертополох, Марьин татарник.

   – Вот и у нас, милая моя внученька, в  зеленом огородике растет эта волшебная трава, заменяет она  землянам целую аптечку, от многих болезней лечит их. Поистине  расторопша  – наш «Великий Лекарь».

       Помолчав, бабушка продолжила. – Улетели боги со Светлого Олимпа, и сегодня  на Земле-Матушке лишь храмы и жертвенники напоминают нам о великой  "Смертного люда кормилице", –  греческой богине Деметре. А  ночами светлыми в теплое время года мерцает  Деметра на небе замечательным созвездием «Дева», где самой яркой в созвездии выделяется  звездочка  Спика  или  на русском языке колос. То, считают некоторые земляне,  дочь ее любимая с нею.

       Вот и закончилось сказание. Ушла бабушка по делам своим огородным, а внучка еще долго с немым изумлением смотрела на траву-волшебницу, в колючести своей некрасивую, но такую нужную людям, что теперь трава эта казалась  ей прекраснейшей  на Земле.