Благодарение. Хочешь познать - возьми на пробу

Вячеслав Абрамов
В Священном Писании благодарение – это глубинный ответ твари, с благоговейным трепетом созерцающей величие и славу Творца. Это «малое духовное состояние» выражает также слово «благословение»: на благословение Бога, дающего творению жизнь, отвечает благословение человека, восхищённого могуществом и щедростью Божией, и воздающего Ему то, что может – своё благодарение. В основе благодарения всегда «встреча» с Богом, исполняющая человека благодатью.

В ветхозаветном понимании благодарение – это ответ на благодеяния Божии через свидетельства о Его делах и провозглашение Его всемогущества.

В Новом Завете благодарение приобретает неотделимость от исповедания, прославления и благословения. Христос подаёт пример совершенного благодарения, которое воссылает Отцу. В евхаристической молитве (анафоре) Церковь возносит благодарение Богу за все Его дела (творение, искупление, освящение).
Апостол Павел утверждает, что причина многочисленных грехов в том, что «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили» (Рим 1:21). Он же учит: «…ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим 4:4; 1 Кор 10:30). 

В Святоотеческом наследии благодарение это проявление веры и начало подлинной духовности. По мере преуспеяния в духовной жизни человек вступает в тесное общение с Творцом и от изобилия духовной радости «начинает хвалебную песнь Богу, которой никогда уже не прекращает. В этом – предначатие жизни, которая во всей силе будет явлена в Царствии Небесном». Постоянное благодарение свидетельствует о степени совершенства духовной жизни: «…чувство благодарного изумления перед беспредельной благостью Бога» располагает и побуждает сердце к восприятию духовных даров: «Дарования Божии к человеку привлекает сердце, возбуждаемое к непрестанному благодарению… Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога, и, если сердце пребывает в благодарении, нисходит на него благодать» (свт. Феофан Затворник).

По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), благодарение «рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Бога. ...Вера... руководит к благодарению Бога, и от благодарения углубляется вера … производит в душе спокойствие и радость несмотря на то, что отвсюду окружают скорби».

Свт. Тихон Задонский определяет благодарение как «внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости» Божией, а образец такого благодарения явил Сам Христос.

Особый акцент святые отцы делают на благодарение в скорби. Кто лишь в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему – считал свт. Тихон Задонский. Прп. Исаак Сирин учит «воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби... и быть в состоянии переносить их с радостью».
Свт. Иоанн Златоуст связывает благодарение с покаянием: «Исповедовать свои согрешения – и значит благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознаёт виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога».
Благодарить Бога следует «чаще, чем дышать», «Мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его, однако будем приносить Ему посильное благодарение устами и сердцем, и Он по человеколюбию Своему может сравнить оное с двумя лептами евангельской вдовицы» (свт. Тихон Задонский).

Духовное развитие неразрывно с потребностью благодарения и с восприятием своей жизни как Божьего дара, ценность которого тебе предстоит познать.

А если действительно хочешь познать, возьми – и возблагодари за всё хорошее и всё плохое, что было с тобой и вскоре будет. Не бойся, хуже не будет, тем более сейчас, когда хуже некуда… Ну а если не можешь – тогда извини…