язык пьющей собаки

Павел Лангуев
Что такое свобода? Точнее какая свобода бывает? Финансовая свобода? Свобода от привязанностей; к людям, животным, вещям, местам? Свобода от привычек? Свобода от потребления? Свобода выбора? Наверное как таковой общей абсолютной свободы вовсе не существует. Для каждого своя свобода. Возможно истинная свобода она внутри. Иронично то что я размышляю о свободе и её  разветвлениях прибывая в месте, где сама по себе свобода ровным счётом нулевая. Нахожусь я темном помещении 5 на 2 метра, спасибо Господу что у меня есть свеча, тетрадь 48 листов и карандаш. Так как свеча мой единственный источник света, хочу поделиться парочкой трюков для того чтобы горение протекало медленнее, а именно: необходимо её заморозить либо обрезать фитиль, тогда она будет давать свет и тепло гораздо  дольше. В этом помещении довольно прохладно, но я привык. Здесь есть две  кровати, хотя кроватями данные сооружения назвать сложно, по факту это доски расположенные над кирпичами на которых красуются дырявые матрасы. Есть и стол, конструкция которого собрана из тех же материалов. Наверно надо пояснить где я нахожусь и как сюда попал, но об этом позже.
 
Пишу я этот дневник по большей части для себя. Хотя дневником мне не нравится называть эту рукопись, скорее это письмо. Письмо в никуда.
Стоит начать с того, что зовут меня Николай Катанов. Родился я в провинциальном городке Жиров в 1964 году. На тот момент город только строился и жили мы в бараках, постепенно наблюдая как Жиров обретает форму. Детство моё было как у обычного ребёнка рожденного при коммунизме. Мне было лет 10 когда родителям дали квартиру и мы переехали с бараков. Отец работал на фабрике по переработке руды которая располагалась недалеко от города. Трудился он там почти с момента её открытия. Мама тоже работала  на фабрике, но устроилась туда немногим позже отца. Там они и познакомились. Родители были довольно суровыми людьми, насквозь пропитанные коммунизмом, вцелом и я попал под их влияние. Жили мы на среднем достатке, не шиковали и не бедствовали.  Окончив школу я хотел поехать учиться в другой город но отец настоял на том чтобы я пошёл по его стопам , поэтому пришлось поступить в техникум на профессию слесаря. Через год мне посчастливилось попасть на службу в армию. По распределению я попал в Армению. Про армию можно рассказывать много и долго , но лучшее что могло со мной произойти так это то что я научился играть на гитаре. Научил меня играть парень с моего призыва по имени Виталя, сам он родом из Подмосковья. Мы его называли бывалый. Он постоянно говорил что у меня оперный голос. Всё мечтал что после дембеля мы организуем что то типа рок группы и будем гастролировать. Он был убедителен в своих фантазиях. Когда у нас  было свободное время мы полностью посвещали его гитаре. Каждую ночь после отбоя мы пели в каптерке, в основном Высоцкого, бывало получалось исполнять какие то самобытные песнии. Витале легко давалось сочинение песен; у меня  было маловато опыта игры на гитаре, но я довольно быстро  подбирал аккорды к той или иной песне. У нас даже сложился небольшой собственный репертуар. Мы сочиняли песни про все подряд, конечно же про армейскую жизнь, про жизнь наволе, про судьбу и так далее. Хоть в то время я и был отрешен от внешнего мира, но вспоминая те минуты проведённые с музыкой понимаю что на тот момент чувствовал себя максимально свободным. В 1984 году я дембельнулся. По приезду Родители накрыли стол и Отец рассказал что продвинулся по карьерной лестнице и настоятельно хотел чтобы я скорее закончил техникум и пошёл работать, так как подогревал мне место на производстве. Учёба давалась легко, видимо из-за того что все детство я слушал рассказы про завод, ещё потому что отец периодически брал меня с собой на производство и я знал некоторое оборудование вдоль и поперёк. Через два года я закончил техникум и отец сказал что меня ждёт вакансия слесаря, надо только подождать месяца 4. Стоит отметить что с тем самым Виталей из армии мы перекидывались письмами, а в 85 году родители приобрели стационарный телефон и мы начали созваниваться. Он знал что у меня будут эти 4 месяца так называемого отпуска и пригласил к себе погостить. У меня были скопленные деньги со сдачи металла плюс отец добавил немного и я рванул к Витале в город под Москвой. В то время деньги особо были не нужны, я в лёгкую доехал автостопом, а на чай с булкой хватало 6 копеек. По приезду Виталя организовал мне ночлег у себя дома, а на следующий день прямо утром мы пошли в гараж его отца. Не передать словами в каком я был восторге когда увидел в гараже почти полноценную музыкальную студию. Там были  барабаны, акустическая гитара и советский синтезатор "поливокс" который мне особенно понравился. На вопрос откуда это все добро, Виталя сказал что он был фарцовщиком (незаконно скупал и продавал импортные товары) , но недавно его поймали, пришлось откупиться и обрисовали все так что следующего шанса на откуп не будет. Больше бывалый не хочет связываться со спекуляцией. Он добавил что надо достать денег для звукозаписывающего элемента. У меня как раз были деньги на этот самый элемент. Мы горячо обсуждали планы на микрофон и запись музыки. Через пару часов пришли два друга Витали которые тоже были замешаны во всей этой музыкальной истории. Зашли они уже с банкой самогона и буханкой хлеба, так как знали о моем приезде.Так я познакомился с Валерой и Змеем. Имени Змея я не знал. Он был очень загадочной личностью, со своим неповторимым стилем. Змей  как раз таки очень виртуозно играл на том самом синтезаторе "поливокс". По манере разговора, в походке, да  даже когда сморкался Змей делал это слишком стильно. Валера играл на барабанах. В общем и целом парни приняли меня в команду после пары стопок,  далее я послушал пару тройку сырых гаражных треков в их исполнении. Я чувствовал что в этой музыке чего то не хватало, но не сказал им об этом.
На следующий день с похмелья мы втроём поехали в Москву за микрофоном. Змей не поехал, объяснив это тем что у него есть некоторые планы, после реализации  которых он свяжется с нами. Тогда во второй половине 80х был дефицит вцелом абсолютно всего, разьезжая по Москве мы наблюдали огромные очереди во всех магазинах. Мы нашли музыкальный магазинчик с большой очередью, где рядом терлись странные ребята. Это были фарцовщики,а так как Виталя крутился в этой теме, он и пошёл договариваться. В общем мы купили микрофон "октава", уже не помню какого конкретно номера марки и поехали обратно в гараж бухать и играть музыку. Через 3 дня нарисовался Змей с крутейшими на тот момент  очками и сказал что это только начало нашего имиджа. Я был в восторге от всего что происходило с нами в тот момент. Очень долго мы разбирались в том чтобы настроить запись звука, так как периодически употребляли самогон и слегка забивали на это дело. Так и проходили эти беззаботные 4 месяца моего отдыха в гостях у Витали. По парням было видно что они верят в музыку, что живут ей. Они особо то ничем и не занимались кроме музыки, конечно подрабатывали а-ля где, бывало и нелегальные дела были. Я по примеру родителей не видел в такой жизни стабильности что ли. Парни то были уверены что через пару лет  мы найдём свой стиль в музыке и будем гастролировать, но я же обещал отцу что приеду обратно в Жиров и он меня устроит на работу. Я не смог подвести отца. Он же столько для меня сделал.

В общем и целом я вернулся на родину с неблагоприятным настроем на работу, но отцу этого не показал. На самом деле внутри все сьеживалось. Я очень хотел остаться с парнями делать музыку. Но на тот момент долг перед отцом видимо перевешивал фантазии о беззаботной жизни в компании людей которые за 4 месяца стали мне очень близки по духу. Отец как обещал устроил меня на вакантное место. Втянулся я быстро, эта рутиная работа меня даже как то завлекала. Через год я стал мастером так как показывал отличные результаты плюс отец  всячески рекомендовал меня начальству. Весь этот год мы созванивались с Виталей и он рассказывал как они с парнями уже встали на путь уникального стиля. Даже название группы придумали - Dasien. Я был искренне рад за них, но в глубине души были бесконечные терзания и вопросы почему я не остался с ними. Примерно через пол года я встретил девушку по имени Анджела. Естественно это случилось на работе как и у моих родителей. Отношения у нас развивались быстро и вскоре она забеременела. С Виталей мы стали намного реже созваниваться, так как в моей жизни прибавилось головняков и мне не хотелось слушать как у них там все хорошо развивается в плане группы. Вскоре я узнал что они выпустили альбом который начал неплохо продаваться, кассеты даже дошли до моего города. Из-за этого я был в максимально подавленном настроении, так как понимал что моя жизнь могла быть намного насыщенней и интересней, останься я с ними. Ввиду этого фактора, напряжённой работы и жены которая меня начала пилить, я начал пить. Поначалу на выходных для разгрузки, потом после работы, бывало закидывал за воротник и на работе. Выпивка меня расслабляла, но в прогрессии я становился агрессивным, причиняя вред близким для меня людям сам этого не замечяя. Я срывался на всех подряд, на коллег по работе, на родителей, на жену, и что самое страшное на дочку. Спустя много лет я понимаю что поступал по свински, но на то время мне казалось что все идёт как надо. Так и проходили долгие годы жизни, работа, алкоголь, ссоры с женой и т.д.
 
А теперь собственно как я попал туда, откуда пишу сие письмо.
Прошло уже довольно много лет, мне уже перевалило за 50, дочка со мной не общается так как считает алкоголиком, с женой мы развелись после того как дочка от нас съехала, с работы меня сократили и все что я делал это пил осознавая лишь бренность своего существования. Конечно были попытки наладить отношения с семьёй, но ввиду того что я творил все эти годы, прощения мне не было.

Испытывая  очередное похмелье я сидел в парке, состоящем из мраморного бюста Ленина, нескольких десятков деревьев и тройки скамеек, две из которых были расположенны друг напротив друга. Я выбрал скамейку слева от господина Ленина. Напротив расположились две бабули, в силу своей громкости обсуждающие поднявщуюся цену на растительное масло. При слабой лёгкости бодрого морозного весеннего утра мне было весьма уютно похмеляться "малышкой". Так я называл водку объёмом 250 грамм. Я знал что в этом парке частенько водятся голуби поэтому взял из дома корку недельного хлеба, хотя последний раз кормил голубей лет так 20 назад. Мало помалу подкидывая хлеб десятку голубей я невольно занастольгировал по армии. Обернувшись я увидел женщину лет 40, подтипа "вальяжная дама" которая целенаправленно направлялась к двум бабулям.
- Здравствуйте женщины, подскажите какую говядину лучше взять?
- Только "Совок". Мы уважаем "Совок"
- Да. Хоть она и подороже других но "Совок" качественнее.
- Спасибо милые дамы. - ответила она и покосилась на меня.
Бабки задумались о чем то на пару секуед и продолжили свой довольно важный диалог.
Вдруг женщина подтипа "вальяжная дама" обратилась ко мне:
- Мужчина угостите сигареткой.
Я потянулся за красной пачкой "Даллас", подкурил сигарегу и протянул её  женщине которой по всей видимости хотелось отведать говядины. Женщина довольно крепко затянулась, выдохнула дым с протянутой лёгкостью и вымолвила:
- Спасибо, А Вы родом из этого города?
- Да. - холодно ответил я.
- Подскажите, а куда бы мне сходить вечером отдохнуть, может есть какое нибудь цивильное местечко в Вашем небольшом городе? - игриво спросила она.
- Есть пару мест, ну например бар "Цепной козел" это через несколько домов отсюда. Ещё есть "Финиш" он поближе, только в другую сторону.
- Туда не опасно ходить? Я просто не местная.
- Ну если с сопровождением то конечно не опасно.
- А вы хотели бы составить мне компанию?
- Сегодня мой вечер свободен можем увидеться в "Финише". Как Вас зовут?
- Инга а Вас?
- Николай.
- Тогда в 8 часов вечера я буду ждать Вас у "Финиша".
- Договорились.
Она докурила сигарету, скинула бычок в урну рядом с бабками которые яростно покосились на неё, сама же пылко посмотрела на меня и неспеша удалилась.
Я в свою очередь допил "малышку" и поковылял домой чтобы проспаться.
К 8 часам вечера я стоял рядом с "Финишем", 10 минут спустя из-за угла дома все таким же вальяжным шагом показалась Инга.
- Прости Николя, я опоздала. Немного потерялась в Вашем огромном мегаполисе.
- Да у нас довольно легко потеряться в целом.
Я открыл дверь и мы зашли в бар, выбрав столик с полу-креслами полу-диванами. Инга предложила выпить джина, я был не против. Поначалу мы вели лёгкую беседу ниочем, а после пары стаканов она начала расспрашивать про мою жизнь. Я нехотя рассказывал, но она каким то магическим образом выуживала всю информацию из меня. Потом в свою очередь начала рассказывать про себя, как оказалось наши судьбы были весьма схожи. Инга по её рассказу жила на юге страны, всю жизнь работала на заводе (я так и не понял на каком) родила дочку в 18 лет, и также из-за пристрастия к алкоголю дочка решила с ней не общаться. После этого она уехала из своего города и каким то образом оказалась здесь. Вобщем стакан за стаканом мы все раскрепощенней общались, далее как оказалось я её проводил до съёмной квартиры, а сам уже и не помню как добрел до дома.
Проснувшись увидел от неё смс "повторим?", хотя не помнил чтобы она брала у меня номер телефона. Я ответил давай попробуем завтра, она написала что позвонит.
На следующий день мы встретились в центре города, у Игни было 2 бутылки водки и она мягко говоря напросилась ко мне в гости. Всё такой же лёгкой непринуждённой беседой разворачивались наши посиделки. Мы выпили обе бутылки, и Инга предложила переместиться к ней так как алкоголь уже не продавали, а у неё дома было ещё пойло.
После выхода из подъезда мы прошли пару домов и тут подошли двое мужчин с просьбой угостить сигаретой, дальше я ничего не помню...

Очнулся я связанный в багажнике  какого то автомобиля. Адреналиновый удар вытеснил напрочь похмелье. Мысли перемешались в кашу, как я здесь оказался? Все ли в порядке с Ингой? Эти двое меня затолкали в багажник? Кто они? Куда меня везут? Судя по всему мы ехали по проселочной дороге так как машина не ехала а прыгала. Я пытался себя успокоить но попытки были тщетны. Спустя около часа безумной езды машина замедлилась, были слышны громкие разговоры каких то не русских людей. Вдруг багажник открылся, меня вытащил один здоровый кавказец, развязал и сказал на ломаном русском :
- Ты не двигался мне тут, а то выстегну! - и он отошёл к своим, в 10 метрах стоящих у машины.
Я судорожно молчал осматривая просторы, в глаза сразу бросилась  большая территория с пристройками. Рядом был лес, но бежать мне показалось плохой идеей, их было четверо довольно атлетичных кавказца, рыпаться не было смысла. Какое то время спустя двое подошли ко мне.
-Слюшай сюда. Сегодня ложис спат, завтра проснулся в 7 утра будешь.
-Будешь работат здес, все делат как мы говорим, будешь кушат хорошо, водки нальем, может позвонит родным дадим, понял? Звать как?
- Коля.
- Попробуещь убежат мы тэбя найдём.
- В вагон тащи Колю. - сказал он тому, который вытаскивал меня из багажника.
Он взял меня под руку и потащил на территорию. У входа рядом с будкой лаяла собака.  Кавказец че то буркнул на неё по своему. Дальше дорожка вела к вагону в который меня определили. Внутри сидел довольно старый мужик и как только дверь захлопнулась он сказал:
- Добро пожаловать, я думал они кого нибудь моложе найдут. Меня Игорь зовут.
- Коля. Что тут происходит?
- У этих ребят здесь бизнес, а мы с тобой рабы, все просто Коля.
- Ты давно здесь?
- Лет 6, сидел в баре выпивал, тут подходит женщина, я ещё не поверил неужели со мной ещё кто то желает знакомиться. Она меня напоила чем то ядерным, что не помню как здесь оказался.
- Инга! - крикнул я. - видимо меня на ту же удочку посадили.
- У них схемы отработанные годами, ищут потерявшихся по жизни мужиков, которыми легко будет управлять . Вот куда я денусь? Что бухать на воле, что здесь маяться непонятно чем, моя жизнь давно потеряна.
- Мы сами свою жизнь потеряли, раз оказались здесь.
Так как уже время шло к ночи, мы с Игорем немного пошелестели за жизнь и легли спать на тех самых кроватях из досок и кирпичей.
Следующим утром в наш вагончик ворвался кавказец и громко начал будить.
- Работа нэ ждёт, быстро на улица!
Мы вышли на улицу встали рядом с теплицей где выращивались огурцы, тут кавказец продолжил:
- Эгор, ввэди в курс дэла Колю, все по плану понил?
- Я Игорь, все понял хозяин.
- Ты Эгор, не дэрзи!
Территория "особняка" располагалась примерно на 2 гектарах земли, наш вагончик располагался не далеко от ворот, которые были намертво запреты. Двух метровый зелёный забор стоял по периметру территории и был с колючей проволокой. По краям размещались теплицы с овощами разного рода. Посередине был ухоженный дом в котором располагались граждане кавказцы. Но было ещё то, что скрыто от посторонних глаз. Это был большой "подвал", вход в который был в одной из теплиц, где выращивалась марихуана. Туда меня Игорь и повёл.
- Это основное за чем нужно следить, вовремя поливать, соблюдать температурный режим, удобрять, вобщем есть чёткий график которому нужно следовать.
- А если накосячить?
- А если накосячить возможно у тебя  будет что нибудь сломано. После того как один товарищ с которым мы пару лет вместе работали случайно испортил один куст они сломали ему ногу и впоследствии он скончался, после него кстати привезли тебя.
- Мгм. - промолвил я.
 
На протяжении нескольких месяцев Игорь меня учил "садоводству". Он очень кропотливо подходил к этому занятию так как рассказывал что на воле у него была дача и к растениям он имеет занимательную симпатию. В общем и целом ничего сложного, главное не забывать делать все по инструкции. В процессе я даже находил в этом занятии какое то умиротворение. Я понятия не имел где мы находимся географически, Игорь тоже был не осведомлён в этом вопросе. Мне почему то казалось что рядом присутствуют такие же "фермы".На постоянной основе дежурил один лавровый (так мы называли кавказцев) с огнестрелом, периодически их было двое-трое.  Иногда наливали паленки, но мне от неё было худо, поэтому свою порцию я отдавал Игорю, который охотно её принимал. Мы с ним сдружились, вечерами перед тем как ложиться спать рассказывали друг другу истории из жизни, бывало дискутировали на разные темы. Игорь был неплохой мужик, просто алкоголь сильно сгубил его, как и меня. Кормили нас как и собаку в основном супами из костей которые были обьедками хозяев. Поначалу пёс показался мне агрессивным, но я к нему питал дружелюбные чувства. Мы его называли Жарик. Он будто тоже принимал нас к себе в стаю так как видел что мы едим одно и то же. Игорь рассказал что этот пёс тут недавно, предыдущего пристрелили так как он был уже слишком больной. Спустя пол года Жарик дал себя погладить и это было превосходное чувство найти себе ещё одного друга в этом месте. Как оказалось Игорь в прошлом работал кинологом, и с гордостью показывал как обучил нашего сторожевого пса команде сидеть, он хотел меня научить приёмам дрессировки, но я отказывался потому что мне казалось что этот самый пёс в таком же  положении как и мы, в рабстве, и задалбливать собаку ненужными командами типа сидеть лежать мне показалось занятием удручающим. Было чувство что пёс тоже меня воспринимает как друга судя по его взляду.
 
Примерно раз в три месяца собирали урожай, к нам приезжал кавказский начальник, забирал товар и все начиналось по новой. Не могу сказать что к нам плохо относились, наверно потому что мы работали исправно. Но спустя около года моего существования в этом волшебном месте я совершил роковую ошибку. Уходя вечером с плантации я случайно поставил температуру 10 градусов вместо положенных 20, и к утру все кусты были в трагичном положении.
Рано утром к нам в вагончик забежал лавровый и начал орать:
- Кто из вас палажил кусты? Кто паставил тимпиратуру 10? Кто атвечай?
Мы  переглянулись и в долю секунды Игорь сказал:
- Это я, начальник.
Кавказец тут же достал огнестрел и выстрелил Игорю голову, кровавая жижа разлетелась по всему вагончику. Я сел на пол и просто дитчайше молчал не веря тому что происходит. Игорь будто знал что произойдёт. Зачем он взял на себя это? Зачем он спас мне жизнь? Я не хотел умалчивать то что это мой косяк, Игорь среагировал так резко что я осознать то ничего не успел.
Кавказец повернулся ко мне и сказал:
- Ты видиш что ест когда так происходит, грузи тело в тачку, будеш копат. - и начал куда то звонить.
Я встал и молча смотрел на него без каких либо движений, он пробил мне в череп, я очнулся и пошёл искать тачку. Мы погрузили тело и ушли недалеко за территорию где я выкопал яму. Последний раз посмотрел на Игоря, поблагодарил его за подаренную жизнь и отправил в последний путь.
Через пару часов подъехали несколько кавказцев, осмотрели бункер и один из них подошёл ко мне и сказал:
- Резко все пересаживаещ, смотри без ашибак, а то окажишься в яме тоже.
Я молча кивнул и пошёл работать. Мне было скорбно от того что из-за меня умер человек, после этой ситуации во мне что то сильно поменялось, я был уверен что все могу исправить, но не понимал что Игоря уже не вернуть. Будто это все происходило не со мной. Я надеялся что это все затянувшийся похмельный сон.

После похорон Игоря прошло пару месяцев, работать стало сложнее. Ко  мне почему то никого не подселяли, может с рабами туго стало, я незнаю.
В очередной вечер я сидел  на земле около вагончика и просто смотрел на пса, а он на меня. Я сидел и думал почему я здесь оказался? Может если бы я выбрал другую жизнь, другие принципы, заботился о семье, не бухал, все было бы по другому?  А может жизнь меня привела сюда чтобы я все это осознал? Может жизнь мне и раньше давала намёки а я не понимал, делал не правильный выбор?  Мне очень хотелось чтобы пес поговорил со мной, поделился своими переживаниями, рассказал откуда он. Я увидел ясность в его глазах. И вдруг услышал голос.
- Коля не пугайся это я, Жарик.
- Что?
- Да это я пес, смотрю нормальный ты мужик, хоть и оступился где то раз попал сюда.
- Пёс ты давай не шути, ты реально говоришь со мной?
- Да Коля, хочу поведать тебе собачью тайну.
- Верши.
- Как то раз ко мне явилась чудесным образом собака из будущего и поведала вот такую историю: в далёком будущем люди стали снабжать собак устройствами, позволяющими делать всю работу за них. Это были бионические руки и ноги. Это шлемы, которые при надевании на головы собак могли преобразовывать собачьи мысли в человеческую речь. Было решено собрать команду из людей и собак и послать их в космос для поиска пригодной для жизни планету. Долгие поиски жизнеспособной планеты привели их в другой конец галактики. Там они встерили других собак но на порядок эволюционированней. Те поведали нашим земным собакам что в далёком прошлом они ссылали провинившихся собак на землю специально, это был своего рода собачий ад. Они знали что на земле есть люди которые подчинят к себе этих самых собак. И через поколения забыли об этом. Так вот если это ад для собак то что это за место для людей, Коля? - и пёс замолчал.
Я пытался еще с ним поговорить но попытки были тщетны. Попросил у кавказца тетрадь с карандашом и записал все это в тетрадь. Удалось ли мне ответить на воропрос поставленный в начале дневника что такое свобода? Всё мы спим. свобода это сон. Может не Игоря тогда убили а меня? Жив ли я вообще? Если собаки в аду то какой ад для людей или мы в общем аду?