Козёл отпущения. Охота на слова

Александр Ерошкин
 


Мы часто говорим «козёл отпущения», «нашли козла отпущения», «он что, козёл отпущения?»  А иногда и просто ссылаемся на козла.

Ну как тут не вспомнить ситуацию, которую рассказывал мой хороший знакомый, художник, создатель клуба карикатуристов «Клюква» Николай Чернышёв. Кстати, он мне когда-то вручил деревянную медаль «Длинношеее», но не сохранил, зато есть у меня в архиве и интернете дружеский шарж на меня, сидящего на унитазе. Он рассказывал:

Двое поссорились.  Один другому зло говорит: «Ты козёл!» - «Это я-то козёл?» - «Да ты даже на козла не похож!» - «Это я-то не похож?»

Итак, речь о козле отпущения. А помним ли мы, что скрывается за этим понятием? И почему всё чаще стало звучать,  что Запад, этот коллективный  самозваный хозяин всего человечества, определил для России и русского мира роль козла отпущения? И почему частный случай возведён до масштабов глобальной системы?

Оказывается, в системе координат  и отношений, где всё построено на лжи, очень удобно для сильных мира сего, для носителей власти любого уровня находить конкретного человека, группу людей, народ, объединение, страну, а то и целый континент, на кого можно публично возложить ответственность за слова, за действия и даже за мнения и мысли других, сделать виновником неудач, просчётов, аварий и катастроф,  чтобы скрыть их  настоящие причины и настоящих  виновников. А если этот субъект не сделал, не сказал, не подумал, то можно при желании сказать за него, подумать за него, сделать за него и гневно призвать его к ответу. Вот в такое время мы живём.

Назначение  кого-либо «козлами отпущения» можно  использовать не только  как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием, но и как действенный способ уничтожения конкурента. Это в животном мире честные схватки самцов для доминирования одних над другими, а в человеческом обществе всё не так. Дуэли ушли в прошлое. Ложь, клевета, поклёп, сбивание в стаи, нападения из-за угла, бомбардировки тех, кто ответить не сможет, опора на прихвостней и шакалов, демонстрация пробирок со стиральным порошком и флакончиков с мочой  – вот инструмент  XXI века. И арсенал таких приёмов огромен.

Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам,  фактически закон всегда в состоянии защитить сильного и его право бомбить тех, кто ему не нравится.

В международных отношениях «козлом отпущения» может быть назначена какая-либо страна и даже группа стран.

Вспомним одного литературного персонажа из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»,  часть I , гл. 7. В нехорошей квартире он вышел прямо из зеркала трюмо,  маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим  и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий. Это Азазелло, член свиты Воланда, «демон безводной пустыни, демон-убийца»

Имя Азазелло восходит к герою апокрифа книги  Еноха (Ветхий Завет) падшему ангелу по имени Азазель. Согласно преданию,  Азазель был знаменоносцем армии Ада. Он научил людей делать мечи, ножи, щиты, броню, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения и косметику, так что земля развратилась.

В романе  Булгакова он проявляет способности к обольщению и убийству. Именно  его Маргарита принимает за коварного сводника-обольстителя  во время первой их встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло в романе  - исполнение насилия. Он выбрасывает из Москвы в Ялту Степана Богдановича Лиходеева, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Михаила Александровича Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера барона Майгеля.

В иудаизме АЗАЗЕЛЬ – КОЗЁЛ  ОТПУЩЕНИЯ  - это особое животное, на которое возлагали, конечно, символически,  грехи всего народа и  отпускали в безводную пустыню. Ритуал описан в Ветхом Завете (Левит, гл. 16).

Внешне это выглядело так.
В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов. Первосвященник бросал жребий, по его жребию одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на другого козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его уводили в пустыню. После чего жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду. Отсюда — «козёл отпущения».

Отсылание  козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему.

В христианской теологии КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ иногда интерпретируется как прообраз самопожертвования Иисуса Христа. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим, который берёт [на Себя] грех мира» в Иоан. 1:29). «Агнцем» в Библии назывался ягнёнок или козлёнок, а прообразом жертвы Христа послужили все виды ветхозаветных жертв, культ которых появился с незапамятных времён. «Агнцем, ягнёнком» называют также кроткого верующего человека. На самом деле, Агнец приносился в жертву на праздник Песах (Пасха), он должен был быть распят на крестовине и изжарен в травах, как описано в книге Исход.

Некоторые христиане видят в этом образе сатану. Они считают, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха.

Понимание КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ как прообраза самопожертвования Иисуса Христа коренится в идее, что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как в Мессию, который пришёл и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов. Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и покаяться в грехах, ибо мы прощены в Иисусе Христе. Из Википедии

Когда я собирал материал к данной растолковке, я обнаружил, что в условиях ритуальных убийств  нередко искусственно создают козла отпущения.

Первый раз я услышал об этом после убийства Бориса Немцова на мосту в районе Балчуга в Москве на фоне Московского Кремля. Иными словами – оставляют явного свидетеля убийства. Зачем? А чтобы в будущем был повод вспомнить при необходимости об убиенном для решения каких-то своих  целей в каждый конкретный момент. 

В день гибели Бориса Немцова 27 февраля 2015 года украинская модель Анна Дурицкая прилетела в Москву. Борис встретил её в аэропорту, отвёз домой и поехал по делам. Договорились поужинать в ресторане в центре Москвы. Это было накануне митинга, интерес к которому не был высоким. Организаторы или их кураторы искали возможность повысить интерес к митингу. Вечером Немцов был очень встревожен, «он выглядывал в окно и говорил, что за ним следят». Когда они  шли по Большому Москворецкому мосту, произошло убийство. Позднее Анна рассказала, что услышала выстрелов шесть, стреляли сзади». Скоро семь лет, и практически ежегодно Анну приглашают и берут у неё интервью, чтобы напомнить об убийстве и решить какие-то свои вопросы. То есть Анна Дурицкая в качестве козла отпущения выполняет важную роль, естественно, вслепую: в нужный момент напоминает нужной публике  об убийстве в центре Москвы.

И другой пример козла отпущения – судьба Лёни Седнева, это того 14-летнего  мальчика, который находился в Ипатьевском доме в Екатеринбурге вместе с царской семьёй.

Мало что известно  о биографии Леонида Седнева, он  из крестьян деревни Сверчково Спасской волости Мышкинского уезда Ярославской губернии. За несколько месяцев до революции 1917 года его  по ходатайству своего дяди, Ивана Седнева, лакея детей Николая II, направили к царскому двору в качестве ученика  повара. Он был  ровесником цесаревича Алексея и  стал его товарищем по играм, возил царевича в коляске.

 В августе 1917 года поваренок добровольно, как и его дядя,  последовал за императорской семьей в ссылку в Тобольск, а потом в Екатеринбург.

16 июля 1918 года Леонид Седнев неожиданно исчез из дома Ипатьева, и императрица Александра Федоровна в своем дневнике даже попрекала подростка за то, что тот так «поспешно убежал». Сам факт такой записи - яркое доказательство, что в ночь  убийства в Ипатьевском доме была расстреляна именно царская семья, а не подставные лица.

Похоже, это было ритуальное убийство царской семьи, а в качестве козла отпущения был определён Лёня Седнев. В литературе часто встречается, что сам Юровский утверждал, что получил такой приказ от Филиппа Голощекина, одно из организаторов расстрела Романовых. Уже 19 июля 1918 года по просьбе Юровского Седневу выдали удостоверение личности и отправили на родину.

Интересна дальнейшая судьба Леонида Седнева. Сведения очень противоречивы. По одним данным, он обосновался в Ярославской области, но был арестован ОГПУ в 1929 году, а после расстрелян.

Есть также предположение, что бывший поваренок погиб во время обороны Москвы в 1941 году.

А вот историк Юрий Жук считает, что Седнев был казнен на втором году Великой Отечественной войны. Он  ссылается на донесение Военного трибунала Брянского фронта, красноармеец стрелкового полка Леонид Седнев, уроженец села Сверчково, 1903 года рождения, выбыл из строя 17 июля 1942 года. В качестве причины выбытия указано: «высшая мера наказания». Тогда расстрел можно было «заработать» за дезертирство, членовредительство (самострел), невыполнение приказа, оставление поля боя и пр.


А Владимир Высоцкий оставил песню о КОЗЛЕ ОТПУЩЕНИЯ.

В заповеднике (вот в каком — забыл)
Жил да был Козел — роги длинные, —
Хоть с волками жил — не по-волчьи выл —
Блеял песенки, да все козлиные.

И пощипывал он травку, и нагуливал бока,
Не услышишь от него худого слова, —
Толку было с него, правда, как с козла молока,
Но вреда, однако, тоже — никакого.

Жил на выпасе, возле озерка,
Не вторгаясь в чужие владения, -
Но заметили скромного Козлика
И избрали в козлы отпущения!

Например, Медведь — баламут и плут —
Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -
Враз Козла найдут, приведут и бьют:
По рогам ему и промеж ему…

Не противился он, серенький, насилию со злом,
А сносил побои весело и гордо.
Сам Медведь сказал: «Робяты, я горжусь Козлом —
Героическая личность, козья морда!»

Берегли Козла как наследника, -
Вышло даже в лесу запрещение
С территории заповедника
Отпускать Козла отпущения.

А Козел себе все скакал козлом,
Но пошаливать он стал втихимолочку:
Как-то бороду завязал узлом —
Из кустов назвал Волка сволочью.

А когда очередное отпущенье получал —
Все за то, что волки лишку откусили, —
Он, как будто бы случайно, по-медвежьи зарычал, -
Но внимания тогда не обратили.

Пока хищники меж собой дрались,
В заповеднике крепло мнение,
Что дороже всех медведей и лис —
Дорогой Козел отпущения!

Услыхал Козел — да и стал таков:
«Эй, вы, бурые, — кричит, — эй вы, пегие!
Отниму у вас рацион волков о том
И медвежие привилегии!

Покажу вам "козью морду" настоящую в лесу,
Распишу туда-сюда по трафарету, —
Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу,
И ославлю по всему по белу свету!

Не один из вас будет землю жрать,
Все подохнете без прощения, —
Отпускать грехи кому — это мне решать:
Это я — Козел отпущения!»

…В заповеднике (вот в каком забыл)
Правит бал Козел не по-прежнему:
Он с волками жил — и по-волчьи взвыл,
И орет теперь по-медвежьему.
1973 г.