Романтизм в науке рождение из духа культуры

Инквизитор Эйзенхорн 2
РОМАНТИЗМ В НАУКЕ: РОЖДЕНИЕ ИЗ ДУХА КУЛЬТУРЫ
Андрей Штерн

Останься необорною твердыней.
Высоким душам, жаждущим пустыни,
Что в небо рвутся, в бесконечный путь
Питая разум свой - закваской будь,
Которая тупой земли скудель
Легко преобразует в колыбель -
Будь символом величия природы,
Небесной твердью, осенившей воды!

Джон Китс. Эндимион

То, что на науку XIX века оказал серьезное влияние романтизм, по крайней мере как интеллектуальное движение, возникшее в противовес Просвещению (1), часто недооценивают даже те, кто профессионально занимается т.н. Эпохой размышлений (в англоязычной историографии 1800-1840-е годы (2)), от появления систем Фихте и Шеллинга в Германии и до подъема с 1842 г. позитивизма Огюста Конта, который обозначил упадок романтического подхода к науке. Не лишне понять само понятие "ученый-естественник" (scientist) ввел Уильям Уэвелл именно для аудитории, ориентированной на романтизм (3). До 1990-х гг., когда в Европе стали появляться сборники работ на эту тему, это был довольно плохо структурированный пласт истории науки, из-за марксистского засилья еще менее осмысленный в России, несмотря на значительные усилия и разработки по романтизму - что явно не способствует ни самопониманию науки, ни пониманию важнейших культурно-исторических изменений от классического модерна до наших дней.
Романтизм XIX века включал в себя многие области исследований, включая естествознание, политику, искусство и целый спектр гуманитарных знаний. Вопреки механистической натурфилософии Просвещения, реакцией на которую романтизм во многом был с самого начала, европейские ученые романтического периода считали, что наблюдение за природой подразумевает понимание себя и что знание природы с ее трансцендентным очарованием "не должно быть получено силой". Они считали, что Просвещение поощряло злоупотребление науками, и они стремились продвинуть новый способ приращения научных знаний, который, по их мнению, был бы более полезным не только для человечества, но и для природы (4).
 Романтизм выдвинул ряд тем, имеющих прямое отношение к науке: он продвигал антиредукционизм и холизм (полагая целое более ценным, чем единичное), и в то же время был не чужд гносеологического оптимизма (согласно которому человек связан с природой), а также способствовал развитию творческой инициативы, опыта и таланта. Он также подчеркнул веоущую роль личности ученого  в научных открытиях, считая, что приобретать знание природы означает взращивать понимание человека. Ученые-романтики также уделяли значительное внимание бережному отношению к природе и человеку (5), что также способствовало выражению эстетического чувства.
Романтизм в науке пришел в упадок, начиная примерно с 1840 года, когда позитивизм как новое движение захватил множество интеллектуалов и продолжался почти. Как и в случае с интеллектуалами, которые ранее разочаровались в Просвещении и искали новый подход к науке, люди теперь потеряли интерес к романтизму и стремились заниматься наукой, используя, как им казалось, более методологически строгий процесс - хотя ХХ века показал, что это идея по меньшей мере проблемная.

Романтическая наука против науки Просвещения

Если просветительский взгляд на науку прочно связан с Францией второй половины XVIII в., то романтизм в науке - это движение, которое процветало в Англии и особенно Германии в первой половине XIX века (6). Оба движения  стремились к возрастанию индивидуального и культурного самосознания, признав границы в человеческих знаний на основе изучения характера и интеллектуальных способностей человека. Романтическое движение, однако, привело к растущей неприязни многих интеллектуалов к рационализму. Некоторые его сторонники считали, что акцент просвещенческих мыслителей на рациональном мышлении посредством дедуктивных рассуждений и математизации натурфилософии создал слишком холодный подход к науке, который пытался господствовать над миром и контролировать природу, а не мирно сосуществовать с ней природой (7).
Согласно "философии Просвещения", путь к полному знанию требовал расчленения информации по любому данному предмету и разделения знания на подкатегории в рамках редукционизма. Это считалось необходимым для того, чтобы опираться на знания древних, таких, как Птолемей,  мыслителей эпохи Возрождения - Коперника, Кеплера и Галилея и, наконец, науки раннего Просвещения - Ньютона, Лейбница, Линнея. Широко распространено мнение, что одной лишь интеллектуальной силы человека достаточно для понимания всех аспектов природы.

Принципы романтизма  в науке

Романтизм ввел в науку четыре основных принципа: "первоначальное единство человека и природы в "золотом веке"; последующее отделение человека от природы и фрагментация человеческих способностей (то и другое могло быть более светским истолкованием христианского учения о грехе); интерпретируемость истории вселенной в человеческих, духовных терминах; и возможность избавления через созерцание природы". Для романтиков наука не должна приводить к расколу между природой и человеком.  Романтики, подобно просвещенцам, верили в присущую человечеству способность понимать природу и ее явления,  но они предпочитали не препарировать информацию через ненасытную жажду знаний и не признавали того, что они считали манипуляцией природой. Они рассматривали Просвещение как "бессердечную попытку вырвать знания из природы", которая ставила человека выше природы, а не как ее гармоничную часть; наоборот, они хотели "импровизировать на природе как на великом инструменте"(8). Философия природы у романтиков была посвящена наблюдению фактов и тщательному экспериментированию, что было гораздо более "свободным" подходом к пониманию науки, чем взгляд Просвещения, поскольку он считался слишком манипулятивным, даже насильственным (9) - что в эпоху экологических и психологических катастроф звучит весьма серьезно.
Естествознание, по мнению романтиков, предполагало отказ от механических метафор в пользу органических; другими словами, они предпочитали рассматривать мир как состоящий из живых существ с чувствами, а не объектов, которые просто функционируют. Уже в 1798 г. Фридрих Шлегель настаивал на реальности души мира и на том, что в природе нет ничего механического. Сэр Хэмфри Дэви, выдающийся романтический мыслитель, верующий англиканин, говорил, что понимание природы требует "отношения восхищения, любви и поклонения ... личного отклика" (10). . Он считал, что знание доступно только тем, кто по-настоящему ценит и уважает природу. Самопознание было важным аспектом романтизма. Он имел меньше общего с доказательством того, что человек способен понимать природу через свой развивающийся интеллект) и, следовательно, контролировать ее, и больше связан с эмоциональной привлекательностью соединения себя с природой и понимания ее через гармоничное сосуществование (11)

Основные направления в романтической науке

При классификации многих научных дисциплин, которые развивались в этот период, романтики считали, что объяснения различных явлений должны основываться на vera causa, что означало, что уже известные причины будут производить аналогичные эффекты в других местах (12).  Именно в этом смысле романтизм был очень антиредукционистским: ученые-романтики считали, что неорганические науки находятся не на вершине иерархии, а в ее основе,  науки о жизни стоят выше, а психология - еще выше (13). Эта иерархия четко отражала романтические идеалы науки, потому что вcякий организм имео для романтиков приоритет над неорганической материей, а достижения человеческого разума имеют еще больший приоритет, поскольку человеческий интеллект был священен и необходим для понимания окружающей природы и воссоединения с ней.
Мыслители-романтики, прежде всего Шеллинг, попытались связать различные естественнонаучные дисциплины друг с другом в рамках натурфилософии. В своей натурфилософии Фридрих Шеллинг обосновал свой тезис о необходимости воссоединения человека с природой; именно его мощные труды впервые определили романтическую концепцию науки и видение натурфилософии. Он называл природу "историей пути к свободе" и призывал к воссоединению человеческого духа с природой. Романтиков интересовали астрономия, космология и космогония, естественная история (к которой тогда относили все дисциплины о развитии планеты и жизни на ней), только что оформившаяся биология (само это понятие, как известно, ввели независимо друг от друга Ламарк в 1801 и Тревиранус в 1802 г.), исследования психических состояний, сознательных и бессознательных, нормальных и ненормальных; экспериментальное изучение электричества, магнетизма и других физических сил, которые после опытов Гальвани считались теснейшим образом связанныии с жизнью,  анатомия, физиогномика, френология, метеорология, минералогия и многое другое (14).
 1. Биология. Биология как таковая стала "независимой научной дисциплиной, родившейся в конце длительного процесса эрозии "механической философии", заключающегося в распространении осознания того, что явления живой природы не могут быть поняты в свете законов физики, но требуют специального объяснения" (15). Механистическая философия XVII века пыталась объяснить жизнь как систему частей, которые работают или взаимодействуют, как машины. Ламарк утверждал, что науки о жизни должны отделиться от физических наук, и стремился создать область исследований, отличную от концепций, законов и принципов физики. Отвергая механицизм, но не отказываясь полностью от исследования материальных явлений, которые происходят в природе, он указывал, что "живые существа имеют специфические характеристики, которые не могут быть сведены к тем, которыми обладают физические тела", и что живая природа есть un ensemble d'objets m;taphisiques ("совокупность метафизических объектов").  Он не "открыл" биологию; он собрал предыдущие работы и организовал их в новую науку (16).
2. Естественная история. Романтизм также сыграл большую роль в естественной истории (как тогда называли ряд разделов геологии и биологии). К 1800 г. большинству мыслителей уже было понятно, что планета обладает длительной историей (что, например, во все более интересовавшем европейцев иудаизме никогда не было религиозной проблемой), и это требовалось осмыслить как научно, так и художественно. В недавней работе Эштон Николс исследовал связи между наукой и поэзией в англоязычном мире в XVIII - XIX вв., сосредоточив внимание на работах американского натуралиста Уильяма Бартрама (17). У Бартрама "Путешествия по Северной и Южной Каролине, Джорджии, Восточной и Западной Флориде" (1791) энергично описывали флору, фауну и ландшафты американского Юга и стали источником вдохновения для Озерной школы и Уильяма Блейка. Дед Чарльза Дарвина Эразм Дарвин (1731-1802), будучи в целом еще просвещенцем, популяризировал интерес к природе, что внесло свой вклад в становление романтизма в Англии, хотя характер этого влияния нуждается в уточнении.  Биологов-романтиков, не удовлетворявшихся системой Линнея, интересовали вопросы статуса и изменений видов. Вместе с тем оценка романтизма как одного из источников эволюционной теории как минимум спорна, ибо как раз труды Дарвина положили конец романтической эпохе, когда использование природы как источника творческого вдохновения было обычным делом.
3. Математика. Есть мнение (18), что под влиянием романтизма природа математики изменилась в 19 веке от интуитивной, иерархической и повествовательной практики, используемой для решения реальных проблем, к теоретической, в которой важны логика, строгость и внутренняя последовательность, а не применение. Появились неожиданные новые области, такие как неевклидова геометрия и статистика, а также теория групп, теория множеств и символическая логика. По мере того как менялась дисциплина, менялся и характер вовлеченных в нее людей, и образ трагического романтического гения, часто встречающегося в искусстве, литературе и музыке, может быть также применен к таким математикам, как Эварист Галуа (1811-1832), Нильс Хенрик Абель (1802-1829) и Янош Больяи (1802-1860). Величайшим из математиков-романтиков был Карл Фридрих Гаусс (1777-1855), внесший большой вклад во многие отрасли математики, а также в физику (например, своими размышлениями о природе пространства).
4. Физика и биофизика. Работы Ганса Христиана Эрстеда (1777-1851) были во многом основаны на романтизме. Открытие Эрстедом электромагнетизма (1820) было направлено против математически обоснованной ньютоновской физики Просвещения; Эрстед считал, что технология и практическое применение науки не связаны с истинными научными исследованиями. Под сильным влиянием критики корпускулярной теории Канта, а затем своей дружбы и сотрудничества с лучшим другом йенских романтиков немецким химиком и философом Иоганном Вильгельмом Риттером (1776-1810) Эрстед примкнул к романтической натурфилософии, отвергавшей идею универсального распространения механических принципов, понятных через математику. Для него, однако, целью натурфилософии было отделить науку от техники и сделать ее автономным предприятием, и он разделял романтическую веру в то, что человек и его взаимодействие с природой должны быть в центре внимания натурфилософии (19). Вместе с тем вклад Эрстеда очень значителен потому, что он во многом обеспечил сдвиг физики к понятию поля и познанию континуальных, а не только дискретных феноменов - хотя Фарадей и Максвелл романтиками не были.
Ранние романтические исследования жизни во многом строились на допущениях XVIII в. о "раздражимости" и на неправомерной экстраполяции опытов Гальвани, согласно которой электричество существует только в живой природе (20), в результате чего возникли предположения о психике растений и другие проявления панпсихизма (что после 1807 г. критиковалось, например, Гегелем). Тем не менее этот этап не следует недооценивать, ибо он может рассматриваться как переходный к становлению биофизики у Гельмгольца и в берлинской физиологической школе в 1840-е гг. (21)
5. Химия. Упомянутый нами сэр Хэмфри  Дэви (1778-1829) был "самым важным ученым в Британии, которого можно охарактеризовать как романтика" (22). Его новый взгляд на то, что он назвал "химической философией", был самым известным примером романтических принципов в области химии. Верный романтическому антиредукционизму, Дэви утверждал, что химические явления не сводимы к наблюдаемым в физическом мире. Он также подчеркивал, что не отдельные компоненты, а "связанные с ними силы придают характер веществам"; другими словами, не то, какими являются элементы по отдельности, а то, как они соединяются с возникновением химических реакций, имеет наиболее принципиальное значение для химии как науки (23).
Появление после 1825 года органической химии потребовало принятия химиками идей, вытекающих из натурфилософии, и модификации просвещенческих концепций, ваыдвинутых Лавуазье, причем наибольшее значение здесь имели работы по строению и синтезу органических веществ (24). Вместе с тем не следует упрощать ситуацию, считая, что с появлением органического синтеза присущий многим романтикам витализм остался в прошлом (25).
6. Астрономия. Астроном и композитор Уильям Гершель (1738-1822) и его сестра Каролина Гершель (1750-1848) занимались не только звездной астрономией и планетами (открытие Урана), но и более широким кругом изысканий и в итоге значительно изменили представления о структуре Вселенной. Романтический дискурс они застали уже в немолодые годы, что усложняео осмысление их отношения к нему, но все же влияние романтизма на Гершеля несомненно, в том числе как на музыканта. В целом вопрос о романтическом компоненте астрономии лишь начал рассматриваться, но уже появились в целом неплохие разработки (26).
Это лишь самая общая картина, наряду с которой собственно натурфилософия и медицина заслуживают большего внимания. Но и сказанного достаточно, чтобы оценить уровень и вклад романтизма в новоевропейской науке и сделать выводы, касающиеся как научной, так и мировой истории.

Проблемы

Еще одним романтическим мыслителем, который был не ученым, а писателем, была Мэри Шелли. Ее знаменитый роман "Франкенштейн" нес важные черты романтизма в науке, поскольку он включал элементы антиредукционизма и манипулирования природой, как ключевые темы, которые касались и самих романтиков, и научных областей химии, анатомии и натурфилософии. Она подчеркивала роль и ответственность общества по отношению к науке и через мораль своей истории поддерживала романтическую позицию, что в науке многое может легко пойти не так, если человек не будет заботиться о том, чтобы ценить природу, а не контролировать ее (27). Очень сложен вопрос о взаимоотношениях с наукой и особенно медициной у Джона Китса, чье изображение "холодной философии" в поэме "Ламия", видимо, повлияло на сонет Эдгара По "К науке" (1829) и в наше время на такой масштабный фантастический эпос, как "Песни Гипериона" Дэна Симмонса. 
Джордж Руссо, считая развитие от романтизма к позитивизму прогрессом (с чем мы решительно не согласны), утверждает тем не менее, что оно имело "весьма травматичные результаты" (28).  Одним из первых среди них было обозначенное тогда ощущение моральной ответственности ученого и угрозы превысить как границы познания, так и возможности человека. Эта тема, приобретающая такую актуальность сегодня, среди экологических бедствий, разбоя глобализации и техногенных элит, а также неадекватной реакции на него - с нашей точки зрения, несомненное достижение именно романтического этапа науки.Отдельными темами здесь, видимо, должны быть традиция Гумбольдта, сочетавшая научную полевую работу с чувствительностью и эстетическими идеалами романтиков (вместе с ее фундаментальной ролью в становлении биологии XIX в.), хотя отношение ученого к христианству было довольно сложным, многогранное видение Озерной школы, а также сложное влияние английского идеализма, предвосхитившее роль сознания в новейшей физике.

(1) Название статьи навеяно  книгой: Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.,1997. Отметим сразу, что это лишь один из аспектов, причем, с нашей точки зрения, самый грубый; фактически романтизм гораздо сложнее, чем Контрпросвещение. Скажем, такой далекий от религии мыслитель, как Марио Бунге, считал, что Просвещению противостоял лишь интеллектуальный романтизм, но не художественный (Bunge M. The Sociology - Philosophy Connection. New Brunswich - L.,1999. P.132). См. также: Garrard G. Counter - Enlightenments. L. - N.Y.,2006; .Thorne C. Dialectic of Counter-Enlightenment. Cambridge MA - L.,2010 и новую работу: Everdell W.R. The Evangelical Counter-Enlightenment. Dordrecht,2021
(2) Behler E German Romantic Literary Theory. Cambridge,1993. P.137. Другой вариант - концепция "века чудес" Ричарда Холмса, с подзаголовком его книги: "Как поколение романтиков открыло красоту и ужас науки" (Holmes R..  The Age of Wonder. L.,2010).
(3) Kelley T.M. Science // A Handbook of Romanticism Studies. Ed.J.Faflak, J.M.Right. Oxford,2012. P.357. См. также.: Caponigri A.R. Philosophy from the Romantic Age to Age of Positivism. L.,1971.
(4) Introduction // Romanticism in Science: Science in Europe 1790–1840. Ed.M.Possi, S.Poggi. Dordrecht,1994. P.XII
(5) Ibid. P.XIV
(6) Ibid. P.XI,  Introduction // Romanticism and the Sciences. Ed.A.Cunningham, B.Jardine. Cambridge,1990. P.22
(7) Ibid.P.3-4
(8) Ibid. P.2
(9) Romanticism in Science: Science in Europe. P.XI
(10) Knight D. Romanticism and the Sciences // Romanticism and the Sciences Р.15
(11) Romanticism in Science: Science in Europe. P.XIV; Romanticism and the Sciences.Р.2
(12) Knight D. Romanticism and the Sciences. Р.14-15
(13) Ibid. P.19
(14) Ibid. P.2,6. Эта широта имела свои издержки. Так, у Гете критика оптики Ньютона были прямым результатом его применения романтических идеалов наблюдения с заметным пренебрежением к экспериментальной методике XVIII века. Гете считал, что цвет - это не внешнее физическое явление, а внутреннее для человека; Ньютон пришел к выводу, что белый свет - это смесь других цветов, но Гете считал, что он опроверг это утверждение своими наблюдательными экспериментами. Таким образом, он сделал акцент на человеческой способности видеть цвет, на человеческой способности получать знания через "вспышки озарения", а не на математическом уравнении, которое могло бы аналитически описать его. Т.Келли говорит об этом как об "интригующих, но необоснованных метвфорах" (A Handbook of Romanticism Studies. P.358).
(15) Abbri F. Romanticism versus Enlightenment: Sir Humphry Davy's Idea of Chemical Philosophy // Romanticism in Science: Science in Europe. P.47
(16) Ibid. Р.47,57
(17) Nichols A. Roaring Alligators and Burning Tygers: Poetry and Science from William Bartram to Charles Darwin" //  Proceedings of the American Philosophical Society. 149 (3): 304–315 (2005) (нам недоступно).
(18) Alexander A.R. Tragic Mathematics: Romantic Narratives and the Refounding of Mathematics in the Early Nineteenth Century // Isis. 97 (4): 714–726. (2006)См. также: Waldo Dunnington G. Gauss: Titan of Science. N.Y.,1955
(19) См.: Hans Christian Orsted and the Romantic Legacy in Science. Ed.R.M.Brain etc. Dordrecht,2007; Christensen D.C. The ;rsted-Ritter Partnership and the Birth of Romantic Natural Philosophy // Annals of Science. 52 (2): 153–185 (1995).
(20) Kelley T.M. Science. P.360; McComas A.S. Galvani's Spark. A History of Nervous Impulse. Oxford.2011. P.11-40
(21) Richards R.R. The Romantic Conception of Life. Chicago - L.,2002. P.328. Хотя мышление Гельмгольца формировалось в контексте романтизма и работ Фихте, в дальнейшем он отошел от романтиков  (cм.: Meyering T.C. The Historical Roots of Cognitive Science. Dordrecht,1989. P.117; Hatfield G. Helmholtz and Classicism: A Science of Aesthetics and Aesthetics of Science // Hermann Helmholtz and the Foundationc of Nineteenth Century Science. Ed.D.Cahan. Berkeley,1993. P.522-559   
(22) Knight D.  Romanticism and the Sciences. Р.22
(23) Abbri F. Op.cit. P.31-42
(24) См.: L;w R. "The Progress of Organic Chemistry During the Period of the German Romantic 'Naturphilosophie' (1795–1825)". 27 (1): 1-10. (1980).
(25)См.: Mitchell L. Experimental Life. Baltimore,2012
(26)Browers D.W. The Romantic Imagination and Astronomy. L.,2015
(27) Knight D. Romanticism and the Sciences. Р.20
(28) Rousseau G.R. The Enlightenment Borders. Manchester,1991. P.220