Война

Анатолий Федосов
Во-первых, Черчилль именно такой фразы никогда не говорил – ему много чего приписывают, чего он не говорил или не делал.

Похожее изречение, адресованное близкому другу — Дэвиду Ллойду Джорджу, британскому политическому деятелю, последнему премьер-министру Великобритании от Либеральной партии, Черчилль написал в письме, отправленном в августе 1938 года:

«Мюнхен: выбор между войной и позором. Я думаю, что в следующие несколько недель нам придется выбирать между войной и позором, и я почти не сомневаюсь, каким будет решение».

А через месяц и было подписано то самое соглашение («Мюнхенский сговор» в ночь с 29 на 30 сентября 1938 года) между Германией, Великобританией, Францией и Италией. Соглашение предусматривало, что Чехословакия в течение 10 дней освободит и уступит Германии Судетскую область.

Смею заметить, что это был, разумеется же, - позор, но не в первую очередь – а во вторую. В первую очередь – это было нежелание воевать с Усиливающейся Германией, со стороны Англии и Франции. Ещё бы! Не для того они же, сами возрождали Германию, чтобы самим же, потом, с нею воевать. А воквать они могли – в том 1938 году, одна только Франция имела армию, по некоторым видам вооружения, превосходяшую армию Германии. Им нужна была армия Германии для похода на Восток, для войны с СССР. И они ещё не раз продемонстрируют это своё нежелание воевать в случае с неисполненными обязательствами по защите по отношению к Польше и др. Так что суть, изречения, не столько в позоре, сколько в нежелании воевать, имея на то расчет и будущие выгоды, лично для своей страны. И они получили эти свои выгоды:
Франция, позволив Германии за 10 дней оккупировать 70% своей территории, сохранила свою страну, в результате, по сути, в «чужой войне».
Англия, переметнувшись в стан своего заклятого врага – объявив 3 сентября 1939 года войну Германии – вошла в коалицию стран победителей во Второй мировой войне.

Не так давно Россия праздновала 75-летие победы в ВОВ. Изменилось ли что-нибудь с тех времен, по отношению тех самых «принципов» и правил, диктующих неизбежность войн. Ничего! Более того – они стали более человеконенавистными и изощренными – ещё более обесценилась жизнь человека, возникли новые виды и способы поведения государств. Новые виды вооружения круто поменяли характер военных действий… Но вот эти самые слова: война, нежелание воевать самим, а воевать чужими руками и тот самый позор уже требуют добавления новых слов и иных действий. В нынешней, политической и военной  обстановке, можно перефразировать и дополнить старую формулировку, делая её более подходящей современным реалиям:

КТО НЕ ЖЕЛАЕТ ВОЕВАТЬ – ПОЛУЧИТ И САНКЦИИ, И ВОЙНУ, И ПОЗОР.

                Ну, а тот

КТО ЖЕЛАЕТ ВОЕВАТЬ ЧУЖИМИ РУКАМИ – ПОЛУЧИТ ТО, ЧТО НЕ ЖЕЛАЕТ ИЛИ НЕ УМЕЕТ ЗАЩИЩАТЬ ЕГО ПРОТИВНИК.