Боливийская литература 20 век Латинская Америка

Валерий Орлов-Корф
Боливийская литература (20 век) – Латинская Америка.

До 1531 года (завоевание страны испанцами)  территорию нынешней  Боливии занимали племена индейцев кечуа, аймара. У этих племен была богатая самобытная культура, которая почти вся погибла под сапогами испанских завоевателей. Историкам посчастливилось возродить боливийско-перуанскую драму «Ольянтай». Она была записана поздно, но по древним образцам.
Литература 16-18 веков – это творчество колониального периода (на испанском языке). Некоторый интерес в этот период представляют исторические хроники («Первая новая хроника и хорошее правление (1610) Ф. Гуаман Пома; «Морализующая хроника» (1639) А. де Каланча). В конце 18 века в литературе Боливии появляется патриотическая тематика (время частых войн за независимость). Историки отмечают творчество писателей: В. Пасоса Канки, Х. И. де Санхинес, Уальпарримачи. После революции 1826 года в литературе Боливии надолго устанавливается романтическое течение, которое развивалось под влиянием европейского романтизма (Р.Х. Бустаманте, Н. Галиндо, М. Х. Мухиа). Особо историки отмечали творчество Н. Агирре – исторический роман из эпохи войны за независимость  «Хуан де ла Роса», пьес «Мечтатели и жертвы» и «Возмездие героев». Конец 19 века в литературе отмечается появлением костумбризма (литературные произведения рассматривают нравы и обычаи жителей страны). Это литературное течение тесно связано с реалистическими мотивами. Известными бытописателями считаются – Л. Ансоатеги де Камперо (его повести отмечены сатирой и тонким психологизмом), А. Самудио (рассказы из провинциальной жизни), Х. Лукаса Хаймеса (сборник легенд «Имперский город Потоси»,1905). В поэзии тоже имеются свои изменения – появляется особый модернизм, который ориентировался на европейскую декадентскую поэзию: Р. Хаймес Фрейре (1868-1933), сборник стихов «Варварский кастальский источник» (1898), где излагал скандинавские мифы; Г. Рейнольдс (1882-), Ф. Тамайо (1879-), Х. Э. Герра (1893-1943), все они в своем творчестве использовали национальные темы. В конце 19 – начале 20 века появляется реалистический социальный роман: А. Аргедас (1879-1946), роман «Креольская жизнь» (1912), показана жизнь в столице на рубеже века, в романе «Бронзовая раса» (1919),он показал тяжелую жизнь индейцев; Х. Мендоса (1874-1938), в романе «В. Недрах Потоси» (1910) изображена жизнь шахтеров, в романе «Варварские страницы» (1914) показана жестокая эксплуатация индейцев на плантациях; политическая жизнь страны раскрыта в сатирическом романе А. Чирвечеса (1883-1926) «Кандидатура Рохаса» (1908). Социальная поэзия в начале 20 века получила развитие в произведениях Ф. Паса, О. Эстрелья. В первой половине века проза и драматургия занимали главенствующее положение в литературной жизни Боливии: Н. Ортис Пачеко в пьесе «Годовщина свадьбы» раскрывал социальную тему; Г. А. Наварро (1896-) опубликовал романы «Штатские», «Светонио Пимьента», «Уолл-стрит и голод» (1931); Г. А. Отеро (1896-) романы «Дело в окружении», «Почтенный Порото» (1924) показывают продажную жизнь политической верхушки страны. Э. Ансе Матьенсо (1902-) в романе «Муки цивилизованного человека» (1935) выступил против несправедливых  войн.  Эту же тему показали в своих произведениях Л. Торо Рамальо («Чако», 1936), А. Гусман («Военнопленный»,1937), А. Сеспедес (1904-) в сборнике рассказов (1936) «Кровь метисов».
В 1930-50- ые годы в литературе Боливии появилось новое течение – «индихенизм», которое сводилось к тому, что писатели большое внимание уделяли в своих книгах описательские моменты (тяжелая жизнь и бесправие индейцев) – Р. Ботельо Госальвеса (1917-), роман «Плоскогорье» (1945); Р. Лейтон, роман «Вечные странники» (1939); А. Гильен Пинто, роман «Шахта» (1950); А. Сеспедес, роман «Дьявольский металл» (1946); О. Серруто (1907-), роман «Огненный потоп»; Х. Ларра (1904-)роман «Наша кровь» (1958).
Хесус Лара Лара (1898-1980) – известный боливийский писатель и политик. Его произведения были написаны на испанском и «язык кечуа». Много времени уделял журналистике (редактор газеты «Свободный человек» и др. издания). Преподавал в столичном университете, где вел большую научную работу (исследовал кечуанскую литературу, составил кечуа-испанский словарь). Занимался большой политической работой – кандидат  партии на пост вице-президента Боливии, был ярым сторонником политики Ча Гевары. В своей литературной деятельности он поднимал социальные проблемы коренных народов: поэтический сборник «Аравиу, Аравику», «Репете, дневник участника войны в Чако», «Суруми» (1943), «Янакуна» (1952), «Яуарнинчих» (1959), «Синчикай» (1962).
Виктор Монтойя (1958-) – известный боливийский писатель, журналист и политический деятель. Он был родом из шахтерской семьи, с ранних лет занимался революционной работой, был заключен в тюрьму, где написал книгу «Забастовка и репрессии». После освобождения из тюрьмы, эмигрировал в Швецию; там он окончил Стокгольмский педагогический институт, преподавал и занимался журналистской деятельностью. В настоящее время он пишет для публикаций в Европе, США и Латинской Америке. Его перу принадлежат  более 20 произведений (с 1979 по 2019 гг.)
Фаусто Рейнага (1906-1994) – боливийский философ, историк и политик. Он был из индейской семьи и всю жизнь боролся за свободу своего народа. В своих произведениях (особенно позднего периода) находился на позициях «индихенизма».
Ренато Прада Оропеса (1937-2011) – боливийско-мексиканский писатель, философ, ученый-литературовед. Автор многих романов и сборников рассказов. Роман «Зажигающие зарю» является одним из лучших произведений боливийской литературы. Им было написано более 20 произведений (романов, сборников рассказов и сборников стихов).
Рикардо Хаймес Фрейре (1868-1933) – известный латиноамериканский модернист. В своей книге стихов «Варварская Касталия» использовал мотивы скандинавской мифологии. В книге стихов «Сны – это жизнь» читатель познакомился с его философско-религиозной  лирикой.
Отрывок из стихотворения «Смерть героя»:
«Хотя на щите пробитом кровь полыхает, как зарево,
Хотя не закончен меча его стремительный взмах,
Но мрак необоримый уже проникает в глаза его,
И мужественная песня оборвалась на устах»…
Стихотворение «Меч»:
«Меч кровавый, меч разбитый…
Конь небесный красной гривой день-деньской метет его,
Запылившийся, как идол, высоко в горах забытый,
Как поверженное божество…»

Франц Тамайо (1880-1956) – поэт-модернист, в своих произведениях  сочетал античную и индейскую тематику (сборники «Прометеида», «Скерцо»).
Отрывок из баллады о Кларибели:
«В этот вечер тревоги неясной,
Кларибель,
Под зарей холодной и красной,
Кларибель,
Снова я люблю тебя страстно,
Хотя все мне твердит: - Напрасно! –
Кларибель!
Подхватило ветра дыханье,
Кларибель,
Твое имя, словно рыданье,
Кларибель,
Но напрасно мое ожиданье –
Не сойдемся мы на свиданье,
Кларибель!..»

Адела Самудьо (1854-1928) – писательница в своих стихах и романах боролась за женское равноправие (сборники «Интимное», «В пути»,1943). Отрывок  из стихотворения «Прогресс»:
«Было некогда время любви идиллической,
И наука еще не была прагматической,
И мораль, перепутав земное с небесным,
Пела славу девицам невинным и честным.
Чистым девам тогда представлялась ужасной
Проза этого мира, реальности властной,
И пятнадцатилетних  прельщали без меры
Розы мира иного, мечты и химеры…»

Эктор Борда – его считают, одним из лучших поэтов Боливии. Социальная тема – основная в его творчестве (сборник «Шахтеры»).
Отрывок из стихотворения «Шахтеры»:
«Как болит у них кровь!
Кашель мертвым узлом захлестнул им нутро,
Хлеб их тверже, чем в шахтах упрямая крепь.
Дни похожи на ночи,
А ночи похожи на раны.
Как им трудно ползти по широтам
Зауженных штолен,
Продираясь сквозь жала москитов!
Как ложится руда
Синевой под глазами
Шахтерских детишек!..»

Гильермо Вискарра Фабре (1901-) – известный поэт - авангардист, который в своих произведениях восхищался красотой родного края. Большое влияние на его творчество оказал Р.-М, Рильке. Его известные сборники – «Создание зари» (1949), «Ноктюрны».
Отрывок из стихотворения «В стране окаменелого плача»:
«Там  вдалеке, среди бесформенных утесов,
Слышно рычание пум,
И треск ломающегося льда,
И чистый серебряный перезвон снежных колоколов,
И голоса боливийского ливня,
А ветер вздымает похожие на змей
Туго заплетенные косы индейских принцесс…»

Оскар Серруто (1912-) – боливийский поэт, стихи которого отличаются необычной метафоричностью (сборник «Число роз и семь песен», 1954).
Отрывок из стихотворения:
«…Есть горы в краю моем,
- а моря нет –
Пшеничных волн окоем,
- а моря нет –
Есть сосен зеленый плеск,
- а моря нет –
Текучая синь небес,
-  а моря нет –
И ветра хриплая песнь –
- а моря нет…»

Иоланда  Бедрегаль (1916-) – известная поэтесса, которая занимается фольклором. Ее произведения насыщены философскими идеями.
Отрывок из стихотворения «Ноктюрн слез»:
«По ночам, когда нас слезы душат,
Зреют наши души,
Лишь при свете плача
Мы касаемся неприкосновенных
Стен жизней, живых и потухших.
Только ночами, когда слезы нас оглушают,
Умершие живых утешают
И все не свершенное просит у нас прощенья,
И те, кто оставил нас, склоняют колени,
Чтобы коснуться губами печальных воспоминаний…»

Оскар Альфаро (1921-1963) – известный боливийский писатель (поэт и романист). В своих произведениях много места уделял социальным вопросам. Известен также как интересный детский писатель.
Отрывок из серии стихотворений для детей:
Петух
«Его крик в поход призывает,
Похож на раскаты грома.
Петух – боевое знамя
Каждого сельского дома».
Филин
«Тень с круглыми глазами –
Большими зеркалами,
В которых сплелись и кружатся
Все на свете ужасы».

Литература:
1. Поэзия Латинской Америки. М., 1975г.
2. Литературный альманах Латинской Америки. М., 1984.
3. Журналы «Иностранная литература», 1970-1980 гг.
4. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962.