134. Сказка о юном медвежонке Пушистике

Шиповских Игорь
                Сказка о ворчливом медвежонке Пушистике и его негаданных встречах 
                Глава 1
Многие из моих читателей и старинных приятелей знают, что я хорошо знаком с лесным зайчишкой Зайкой. Он прекрасный друг и великолепный рассказчик. Каждый раз, когда я иду в лес на прогулку и встречаю его, то он непременно рассказывает мне какую-нибудь новую историю, случившуюся в ближайших окрестностях. Столько всего интересного и захватывающего пересказал мне Зайка за последние годы, что я даже составил почти полный сборник его повестей.

        Однако и этого мало, совсем недавно я опять стал счастливым обладателем нового рассказа от моего неподражаемого зайчишки. Мы неожиданно встретились с ним в парке Сокольники, где я с великим удовольствием гуляю, обожаю это место, а мой друг Зайка забежал туда полакомится вкусной подкормкой, которую оставляют осенью для оголодавших зверят ребята-энтузиасты из соседнего школьного кружка юных зоологов. Так вот и эта наша встреча не прошла впустую, к моей радости я услышал от зайчишки замечательную историю, и теперь спешу передать её вам.

       А случилось всё в подмосковном лесу, где в последнее время поселилось несметное количество разнообразного зверья. И кстати, этому есть простое объяснение; так уж вышло, что за предыдущие десятилетия рост промышленных предприятий в области резко угас, а многие из них элементарно закрылись. Отчего природа вокруг посвежела, очистилась, расцвела с невиданной силой, и, разумеется, в связи с этим зверьё из глухих мест поторопилось занять новые открывшиеся, чистые ниши в наших лесах.

         Пришло множество всякого лесного народа, здесь нашлись и белки, и бурундуки, и мыши, и лисы, и рыси, и волки, и конечно уважаемые всеми лоси. Ну а как следствие, за ними всеми последовали и главные хозяева леса, медведи. На новые места пришло аж несколько семей этих бурых гигантов. Хотя если быть точным, то пришли лишь мамы-медведицы со своими маленькими медвежатами, ведь всё дело в том, что папы-медведи предпочитают жить в одиночестве, сами по себе, независимо ни от кого, и редко встречают своих медведиц с наследниками.

       Но это и к лучшему, потому как медведи-самцы порой бывают настолько раздражительны, что сходу могут натворить слишком много бед и наломать немало дров, уж такой у них характер. К тому же мы все ещё с детства помним, что бывает, когда напрасно злишь своего папу, тут уж можно запросто и ремня получить. И это от родного, близкого человека, а там медведь, и что он со злости может натворить, это лишь одному лесному духу известно, непредсказуемое дело. Так что лучше уж пусть мамы-медведицы с медвежатами живут отдельно от пап-медведей. Впрочем, мы отвлеклись от нашей истории, а меж тем события в лесу уже начали развиваться.
                Глава 2
Было позднее утро, почти полдень, и вот тут вдруг на поляну, которая таилась в укромном месте леса, вышел юный медвежонок. Сразу хочется отметить, насколько он был хорош собой: неимоверный симпатяга, весь такой пушистый, мягкий, лохматый, мордашка забавная, ушки торчком, носик пучком, глазки ягодки блестят. Ну и конечно походка у него косолапенькая, всё как полагается, красавчик, да и только. Но вот беда, был он абсолютно один, рядом с ним никого, ни мамы, ни старших сестёр, ни братьев. Хотя зачастую в медвежьих семьях всё бывает наоборот, там старшие дети помогают младшим. А тут медвежонок один одинёшенек. Вышел из леса и остановился на краю поляны, посмотрел вокруг, повертел головой да как заголосит. 

       – Эй, тут есть кто-нибудь?!… Отзовитесь!… Я так долго иду, что никого никак не найду!… А я ведь маму ищу!… Кто-нибудь видел её?!… - обращаясь неведомо к кому, прокричал он на своём медвежьем языке. И тут опять хочется заметить, что вообще-то в лесу неважно, кто на каком языке разговаривает и изъясняется. Так уж повелось, что все друг друга и без этого понимают. Звери, конечно, могут говорить каждый на своём языке, но собеседник всё равно их поймёт, уж так устроено лесное общение. И не нам людям их осуждать, ведь это мы делимся на нации по языковому признаку, а у зверей всё просто, если ты живёшь в лесу, то будь добр понимать всех и каждого независимо от цвета шкурки и размера глаз, иначе худо дело.

        А потому вполне разумно, что медвежонок прокричал свою просьбу всем без исключения. Обратился, так сказать, ко всему лесному сообществу. Однако ответа не получил, и это уже целая драма, ведь оказаться маленькому медвежонку в лесу совсем одному очень опасно, обидеть может каждый, хоть ворона, хоть волчок, того и гляди ухватит за бочок. К тому же бедняжка явно заблудился, потерялся, страшное дело. Он не знает, где его мама, идёт, ищет её, сам того не понимая, что с ней случилось. А это очень пугает, да ещё и гложет тоска по ней, а отсюда полная неопределённость и растерянность.

       И при этом со всех сторон молчание, как он не кричит, а никто не хочет с ним общаться; ни ответа, ни привета, ни отзвука, ни отклика, тишина. Хотя обитателей леса тоже можно понять, ведь одинокий медвежонок непредсказуем, с ним можно попасть в неоднозначный переплёт. Попробуй, выйди с ним на контакт, а вдруг обнаружиться, что он вовсе не потерялся, и его мама близко. Вот тогда-то уж она не станет разбираться и мигом вступится за своё дитя, любому устроит взбучку. Хоть волк приблизься к её медвежонку, хоть рысь, хоть громадина лось, она всем даст жестокий отпор. 

         Так что лучше медвежонка вообще не трогать, пусть себе сидит, кричит, ревёт, маму зовёт. Потому-то и нет ответа. А, между прочим, медвежонок-то уже устал, совсем выдохся, выбился из сил, бедняга. По нему видно, что он уже не один час по лесу скитается, сквозь кустарники да буреломы пробирается. Взглянул он ещё раз по сторонам и горько вздохнул.

         – Эх, я несчастный,… никто не хочет со мной говорить,… а мне сейчас так нужно хоть с кем-то словом обмолвиться,… одиноко мне, плохо!… Ну, где же все?… куда подевались зайчишки, бельчата, бурундучата?… ведь их обычно столько много!… Повсюду шныряют, а тут куда-то попрятались,… охо-хо-хо… - чуть ли не простонал медвежонок, да так жалостливо, что даже ёлка, стоящая рядом качнула ветвями, вроде как хотела его утешить, погладить бедняжку по его пушистой шёрстке.

       Впрочем, с другой стороны леса никто так и не отозвался. Никто из зверят не откликнулся, не желают они связываться с одиноким медвежонком, избегают. Хотя и слышат его прекрасно, глухих в лесу нет, у всех слух отменный, иначе здесь не проживёшь. Зверята просто бродят поблизости да прячутся от него. Даже лисёнок мимо пробегал, буквально чуть в сторонке, и то не остановился, не задержался, не пожалел. Лишь слегка взглянул на медвежонка, и дальше помчался, только ещё ходу прибавил. 

       А что уж говорить про зайчат, бельчат, да бурундучат, им тоже не хочется с медвежонком общаться, он у них вызывает испуг, уж такая репутация у медведей, ненадёжный зверь. Много от них негатива. В лесу всякий знает, что они могут натворить. Но особенно от их проказ страдают пчёлы. Всем известна медвежья любовь к мёду. Уж сколько ульев от этого пострадало, сколько невинных пчёлок полегло. Вот никто и не хочет разделить их судьбу, все сторонятся косолапых разбойников, нет ни у кого интереса с ними связываться.
                Глава 3
Одним словом положение у медвежонка сложилось катастрофическое, хоть ложись и помирай. Да он собственно уже и собирался прилечь, но не помирать, конечно, а просто отдохнуть, поспать, ведь намаялся бедняга, набегался, но тут вдруг нежданно-негаданно сжалилась над ним одна юная белочка. О медведях она была пока ещё не слишком наслышана, знала лишь, что их следует опасаться. Но здесь-то такой милый медвежонок, не взрослый медведь, плачет, о помощи взывает, весь пушистый, симпатичный, и такой растерянный, совсем малыш.
 
         Ну, какая опасность может от него исходить? Вот белочка и решила поговорить с ним. К тому же для неё это минимальный риск, ведь она по деревьям прыгает, и в случае чего может моментально ускользнуть на высоту, в самую густую крону, где её ни один медведь не достанет. Так что белочка спокойно перескочила на ель по соседству с медвежонком, и прямо с веточки смело так ему заявляет.

        – Эй, медвежонок, ты чего это тут плачешься!?… Ревёшь, слёзы льёшь,… спокойствие леса нарушаешь,… мешаешь всем делами заниматься!… Шумишь, колобродишь, грусть-тоску наводишь!… Панику поднимаешь,… обстановку нагнетаешь!… Ну-ка, лучше расскажи-ка толком, что случилось?… отчего маму свою ищешь?… куда она у тебя подевалась?… - этак серьезно, да ещё и с назидательной ноткой, спрашивает она медвежонка, отчего тот сразу оживился.

         – Ой, да я и сам не пойму, что случилось,… первый раз со мной такое,… обычно мы с мамой вместе ложимся спать, вместе спим, отдыхаем, и вместе же просыпаемся,… а тут сегодня я проснулся, а мамы рядом нет!… Ну, я, конечно, удивился,… стал её звать,… но вокруг тишина,… мама как будто растворилась,… её нигде не было видно!… Вот тогда-то я и пошёл её искать,… думал, она где-то поблизости,… а оказалось, нет!… Иду уже не знаю сколько, а всё без толку,… устал, умаялся,… вышел на поляну, позвал на помощь,… но никто не отвечает,… я уже подремать собирался, и тут ты прискакала,… спрашивать меня начала!… А я, между прочим, проголодался пока ходил,… я же с самого утра ничего не ел,… обычно мама меня кормит,… но её тут нет!… Так может, ты меня покормишь?… - рассказав почти целую исповедь, вдруг слегка грубо спросил медвежонок. 

        – Ого, во так поворот,… я-то пожалела тебя,… хотела посочувствовать,… думала, ты в большую беду попал,… потерялся, пропадаешь!… А ты оказывается, просто не дождался своей мамы и сбежал из дома,… по-моему, так получается,… ведь она-то наверняка пошла тебе за едой, а ты умчался её искать,… вот же непоседа!… А теперь ещё и хочешь, чтоб я тебя покормила,… неожиданно как-то,… и при этом, разве ж так просят!?… Лично меня ещё ни разу никто так грубо, ни о чём не просил!… Ты прямо как будто даже требуешь, чтоб я нашла тебе еды,… неужели, это правда?… боюсь, ты наглеешь… - приняв слова медвежонка за требование, почти возмущённо отозвалась белочка, на что медвежонок лишь подтвердил её опасения. 

       – Да, я очень хочу, чтоб ты принесла мне еды!… так меня мама учила,… ведь мы медведи сильные и властные звери, и нам все обязаны подчиняться,… мы привыкли, что нам угождают!… Так отчего же я должен меняться и просить тебя!?… Нет, я требую, неси мне чего-нибудь вкусненького!… иначе я с тобой по-другому поговорю!… - как-то уж слишком быстро разозлившись, затребовал медвежонок. Впрочем, его агрессия вполне понятна, ведь он же сам сказал, что проголодался, а голодный медведь, это очень злой зверь, пусть даже он и маленький медвежонок, а потому может требовать, что угодно, нисколько не заботясь о последствиях. Отчего белочка вмиг ответила ёрническим вопросом.

         – Ха-ха!… Ну и что же ты мне сделаешь!?… глупый медвежонок!… Да ты меня даже догнать не сможешь, косолапый ты топтыжка!… Я мигом взберусь на вершину ёлки, а там ты меня не достанешь,… только зря истратишь последние силы!… И вообще,… фу, какой ты невоспитанный и наглый ребёнок,… я-то полагала, раз ты маленький, то добрый,… а на поверку вышло, что ты как все медведи, грубиян и задавака… - фыркнула белочка и уже было собралась ретироваться, как медвежонок опять заканючил

         – Ой, я бедный, никому ненужный,… все меня бросили,… мама бросила, папы у меня нет, сестёр и братьев тоже не водилось,… а теперь даже белочка не хочет меня понять,… оказалась врединой, и не желает меня покормить!… Ой-ё-ёй,… как мне дальше жить… - скуксившись, захныкал он, отчего белочка вновь сжалилась над ним.

         – Да погоди ты, не плач,… и вовсе я не вредина,… ну что ты за медвежонок такой, то злишься, ревёшь,… то плачешь, скулишь,… а может у тебя и вправду от голода такая резкая перемена настроения!… Ой, я, наверное, потом пожалею, но уж ладно,… сейчас всё же постараюсь хоть немножко тебя накормить!… Вот только еды у меня припрятано слишком мало для такого здоровяка, как ты,… для белочки в самый раз, а вот для тебя едва хватит,… всего-то несколько сушёных грибков и пригоршня орешек!… Будешь их кушать?… - участливо спросила белочка.

        – Да, конечно!… хоть что-то!… неси скорей!… - вновь с некоторой наглецой, оживлённо вскликнул медвежонок, и аж слюнку пустил. На что белочка опять недовольно фыркнула, и умчалась за своими припасами. Медвежонок остался нетерпеливо её ждать, он даже принялся посасывать свою лапку, чтоб заглушить голод. Но напрасно, ведь уже буквально через пять минут белочка вернулась с грибами. Разумеется, медвежонку их хватила всего-то на пару укусов, он моментально их проглотил. Дальше вход пошли орехи. Едва белочка приносила их, как тут же расщёлкивала и отдавала медвежонку. Кормила его словно заботливая мама. А он глотал орешки, не жуя, лишь бы скорей съесть. Но вот все запасы белочки иссякли, и тогда она спросила у медвежонка.

         – Ну как у тебя самочувствие сейчас?… насытился ли ты хоть немного?… что скажешь?… - заняв прежнюю позицию на ёлке, поинтересовалась белочка.

         – Хм,… ну вообще-то что-то я почувствовал,… грибы слишком сухие,… а вот орешки вроде понравились,… но этого всё равно мало,… мне бы хотя бы ещё столько же,… тогда бы я подобрел, а так мне снова хочется злиться… - опять чуть надменно, ответил медвежонок. 

        – Вот же ты ненасытный ребёнок,… мама, наверное, кормила тебя с утра и до ночи не переставая,… а я уже и не знаю, что мне с тобой делать!… Однако кое-что я всё же придумала,… есть тут неподалёку, вон за тем пролеском, заброшенная пасека!… Когда-то давно её содержали люди, но что-то у них там не заладилось и они уехали,… а пасека осталась, бросили они её,… пчёлы со временем одичали, хотя мёд делать не перестали,… там его наверняка скопилось немало!… Никто на него не покушается, ведь пчёлы дикие и очень злые, могут насмерть зажалить!… Любой, кто туда приходит, удирает от них без оглядки,… даже взрослые медведи не смеют туда соваться, боятся!… Но ты-то маленький,… и такой пушистый, словно меховой комочек, весь такой милый,… может, они тебя и пустят,… если ты, конечно, вежливо их попросишь… - неожиданно вспомнив о старой пасеке, вдруг предложила белочка.

       – Ну, это ты слишком много от меня хочешь,… размечталась,… ещё чего,… не стану я у них вежливо просить,… да ни за что!… Я медведь, и пусть они меня кормят без всяких условий!… Я будущий хозяин леса, и мне не положено клянчить у  каких-то там пчёл!… А ну, веди меня к ним,… я как раз сейчас перекусил и полон сил, чтоб преподать им хороший урок, как следует приветствовать медведя, их повелителя!… - моментально задрав нос, услышав о мёде, хвастливо вскричал медвежонок, и пафосно двинулся вперёд к пролеску.

        Разумеется, белочке ничего не оставалось делать, как только проводить медвежонка на заброшенную пасеку, ведь возражать ему бесполезно, уж он разошёлся и возомнил себя могучим владыкой леса, самомнение взлетело выше всяких норм. Так что лучше уж проследить, чтоб он не натворил чего-нибудь глупого и бестактного, чем спорить. Впрочем, такое зазнайство зачастую можно наблюдать и среди людей, особенно в обществе подростков. Бывает, надумают они чего-то там себе, и ходят, кичатся друг перед другом, хотя на самом деле, в этот момент похожи лишь на спесивых, взъерепенившихся петушков из старого курятника. Форсу нагонят и кудахчут. Про таких потом ещё байки сказывают.
                Глава 4
Однако, что бы там кто не сказывал, а уже через полчаса наши юные герои очутились на пасеке, которая и вправду была слишком заброшена, находилась в состоянии крайней запущенности. Старые ульи заросли травой, кое-где даже проступил мох, поляна, на которой они находились, абсолютно неухожена, вид удручающий, всё говорило о том, что людей тут не видели уже несколько лет. Хотя имелись и положительные стороны. Яркий колорит разнообразных полевых цветков полностью компенсировал не ухоженность этого места. Здесь развелось столько всяких медоносных трав, что пчёлам оставалось только радоваться отсутствию людей, теперь люди им были просто не нужны.

     Также стоит отметить, что во многом пчёлы сами причастны к возникновению столь цветущего оазиса в лесу, ведь не надо забывать, что они являются истинными опылителями многих видов медоносов. В частности клевера, одуванчика, ромашек, и их бурное цветение с распространением, непосредственная заслуга пчёл. Вот и получается, что пчёлки сами для себя создали этот райский уголок. И неважно, что улии на пасеке со временем постарели, одряхлели, кое-где полопались и обветшали, пчёлы нашли способ их ремонтировать, они крепили поломки своим воском, заделывали им все трещинки, притом весьма надёжно.

       И уж конечно защищали своё пространство от непрошеных гостей. Набрасывались единым огромным роем на любого нарушителя, забредшего на их поляну; и будь то безвредный травоядный лось, или хищный крупный зверь типа рыси, пощады им не было, пчёлы изгоняли всех. А тут вдруг к ним пожаловал пушистый комочек, симпатичный медвежонок, но с большим гонором. И вот он-то, этот гонор сыграл с медвежонком недобрую шутку. Едва оказавшись на поляне, медвежонок сразу с гордым видом бросился к первому попавшемуся улью. Белочка же, зная безжалостные повадки пчёл, попыталась его остановить.

         – Постой!… не беги! не действуй нахрапом!… лучше потихоньку, по-доброму попроси!… - предупредительно закричала она ему вслед, но куда там, медвежонок уже взялся открывать крышку улья, чтоб сходу проникнуть вовнутрь, чем тут же нарушил спокойное течение пасечной жизни. Сигнал тревоги мгновенно разнёсся по всем ульям. Тысяча тысяч боевых озлобленных пчёл-охранников моментально взметнулись на врага. Атака на медвежонка была молниеносной. Шквал пчелиного роя, словно штормовой ураган, обрушился на беднягу и конечно сразу сбил его с ног, а вернее с лап.

       Медвежонок элементарно потерял равновесие и свалился наземь, так и не сорвав крышку улья, уж настолько крепко её заделали пчёлы. Но медвежонку-то от этого не лучше, о повторном нападении на улей уже не могло быть и речи, тут самому бы спастись, а не то что мёда поесть. И медвежонок, мигом вскочив на лапки задал такого стрекоча, что белочка едва за ним поспевала. Пчёлы же на удивление не погнались. Видимо это не входило в их задачу, отогнали и всё, хотя обычно домашние пчёлы ещё долго преследуют нападавшего на их достояние. Но здесь другой случай, по всей вероятности у одичалых пчёл сформировался иной порядок. И это спасло медвежонка от расправы.

         Однако несколько пчёл всё же успели запутаться в его пушистой шубке, и только благодаря этой пушистости они не достали до него самого. Пчёлкам удалось лишь пару раз ужалить его, да и то немного, у них даже жало не сломалось, хотя правый глаз у медвежонка слегка припух. Затем пчёлки, выбравшись из его меха, быстро улетели обратно на пасеку. А медвежонок, остановившись уже далеко за пределами поляны, едва не задохнулся от бега. Бедняга приходил в себя. Вполне естественно, что он запыхался, ведь до этого ему ещё никогда не приходилось так шустро бегать. И тут как раз его нагнала белочка. Она тоже запыхалась, но, невзирая на это, сходу начала упрекать его. 
 
         – Ну, я же говорила тебе, погоди,… предупреждала, что надо всё решать по-доброму,… а ты, как и все медведи разорять полез!… Да разве можно вести себя так с пчёлами, ведь у них имеется такое оружие против недругов, жгучий яд,… хотя если этот яд использовать с умом, то он приносит пользу!… Вон, старый лис приходил на пасеку к пчёлам и лечился у них от ревматизма,… слишком уж у старика болела поясница и кости ломило!… Пчёлы его прямо в больные места жалили,… но несильно, а только так, чтоб у них жало в ранке не застряло, и яд вреда не принёс!… Лис потом, как новенький с пасеки ушёл,… а всё потому, что смог договорится с пчёлами по-доброму!… А ты, вот уж точно увалень, недаром что медведь,… полез бесцеремонно и нагло,… эхе-хе-хе… - приведя пример должного обращения с пчёлами, посетовала белочка, отчего медвежонок задумался.

        – Хм,… так выходит мама была не права, когда говорила, что лес это наша кладовая, и мы вправе брать здесь всё без спроса,… получается, всё же надо договариваться, ведь у каждой вещи уже есть свой хозяин,… вон, у мёда есть пчёлы,… а у сушёных грибов и орехов ты хозяйка, белочка!… И как же теперь быть?… - поразмыслив, спросил он.

        – Ну да,… всё примерно так и получается, у всего есть свой хозяин!… И теперь тебе просто следует считаться с тем порядком, что уже заведён,… ведь даже тот участок леса, на котором обитаете вы с мамой, тоже не бесхозный,… все прочие медведи считают его вашим, и никакой другой косолапый не имеет права ступать на него без вашего ведома!… Твоя мама сразу прогонит его, и правильно сделает,… она и тебя так воспитывает!… Однако прочие звери, волки, лисы, зайчики, лоси, могут находиться там беспрепятственно,… уж таковы лесные, неписаные законы!… Эх, малыш, тебе ещё многому надо учиться,… я хоть и сама совсем юная, но мои родители меня уже хорошо подучили!… Так что ты больше слушайся меня, чем свою маму, ведь у неё абсолютно другие взгляды на жизнь, они слишком взрослые, а ты пока маленький, и если бы не твой густой мех, то пчёлы закусали бы тебя до смерти!… И это не пустые слова, а правда жизни,… ты понял?… - резко спросила белочка.

        – Теперь да, понял,… усвоил, что в лесу нельзя вести себя бездумно,… ко всему подход нужен, иначе можно и не уцелеть,… сложная наука, но я постараюсь всему обучиться,… надеюсь, ты мне поможешь?… - тут же переспросил медвежонок. 

       – Ну, конечно помогу,… к тому же первый урок с пчёлами ты уже получил!… Да уж, повезло тебе с твоей пушистой шубкой,… кстати, из-за неё ты очень-очень мило выглядишь,… честно говоря, я только поэтому и пожалела тебя, да подошла,… другие-то звери не решились,… знают, что медведи могут быть опасны!… Послушай-ка, медвежонок, а может, мы тебе из-за твоей пушистости и имя такое же мягкое дадим?… назовём тебя,… Пушистик!… А что, очень даже красиво звучит,… может, теперь с тобой захотят дружить и другие звери… - вполне логично предложила белочка.

        – Ой, как смешно,… Пушистик,… будто в носу чего-то защекотало!… Ну, хорошо, я согласен,… пусть будет так, а то мама зовёт меня просто медвежонком,… медвежонок то, медвежонок сё,… и так по любому поводу!… А теперь у меня хоть имя есть,… правда оно не решит моих проблем, ведь я по-прежнему хочу кушать,… вон, даже в животике урчать начинает… - чуть грустно подметил медвежонок.

          – Ну, это ты напрасно думаешь, что имя ничего не решает,… наоборот, имя во многом меняет отношение к его носителю,… и я тебе это сейчас докажу!… Давай-ка пойдём обратно на пасеку,… только теперь уж ты не спеши, веди себя спокойно,… я сама поговорю с пчёлами,… понял?… - предложив новый поход на поляну, опять спросила белочка, на что медвежонок утвердительно кивнул головой, и они незамедлительно отправились к пчёлам.
                Глава 5
Не прошло и десяти минут, как друзья вновь очутились на пасеке, а тот факт, что медвежонок и белочка теперь друзья, и прочно сдружились, сомнению уже не подлежал. Они действительно стали симпатичны друг другу, и сейчас учились пониманию и сдержанности. Медвежонок даже перестал перечить белочке, а потому, она, едва оказавшись на поляне, сразу взяла инициативу на себя. Резко выступила вперёд, и первая подала голос.   
 
         – Уважаемые пчёлы!… Простите нас, пожалуйста, за предыдущий неудачный визит!… Прошу, выслушайте меня!… - громко произнесла она и стала ждать отклика. Реакция пчёл была мгновенной, они все как по команде повылетали из своих ульев, и, зависнув одним огромным сплочённым роем напротив друзей, приготовились слушать. Отчего белочка тут же продолжила.

        – Ну, так вот, дорогие пчёлки,… дело в том, что поведение моего друга медвежонка далеко неразумно, но вполне характерно для его вида,… все медведи грубые и самодовольные наглецы,… вот и мой друг повёл себя точно так же!… Однако его можно оправдать, ведь он ещё совсем молоденький,… и очень голодный,… бедняжка потерялся и оказался один в лесу,… оттого и сглупил!… Зато вас, вон сколько много, и вы все разумны,… я уверена, вы поймёте его и простите, ведь, в сущности, он сосем ещё ребёнок,… да вы только послушайте, как его зовут,… его имя «Пушистик», оно мягкое и приятное, словно тёплое облачко прогретое солнышком,… да и сам медвежонок такой же мягкий и тёплый,… просто он сильно хочет кушать!… Так может, вы сжалитесь над Пушистиком, и дадите ему хоть чуточку мёду,… он бы очень выручил его, спас бы от голода!… Помогите малышу, ведь быть может когда-нибудь потом, в будущем, и он вам тоже пригодиться, отплатит добром… - произнеся почти целую речь, попросила белочка.

        На что пчёлы, уже только от одного имени «Пушистик» впали в нежную благость, а недавняя обида на медвежонка была мгновенно забыта. Все пчёлы разом, абсолютно не сговариваясь, ведь у них коллективный разум, тут же приветливо зажужжали, окружили Пушистика, и стали ласково поглаживать его крылышками по шёрстки, тем самым подталкивая к ближайшему улью, который он чуть ранее так упорно хотел взломать, но ему не дали. Зато теперь пчёлки сами помогали медвежонку открыть крышку, после чего уже взялись кормить его.

         И тут надо сказать, что все пчёлки по своей сути являются заботливыми мамами, ведь они в ответе за последующее поколение, и конечно ухаживают за своей детвой, так у них называется каждый выводок. Вот и сейчас пчёлки кинулись ухаживать за Пушистиком, словно за маленьким дитя. Чуть ли не насильно давай пичкать его мёдом, отчего он, разумеется, моментально насытился. К тому же следует знать, что мёд крайне питательный продукт, и вот ещё поэтому, его много не съешь. Так что вскоре Пушистик начал отказываться.

       – Уф-уф-уф,… всё-всё,… я уже наелся,… ну и мёд у вас,… ну и вкуснотища!… Ой, спасибо вам огромное, милые пчёлки… - довольно проурчал он, и помог пчёлкам закрыть обратно улей крышкой. И кстати, вот это самое «спасибо» прозвучавшее от него было сказано им впервые. До этого раза Пушистик лишь изредка и молча, кивал в знак благодарности, да и то только маме. А тут у него это «спасибо» вышло как-то само собой, притом так естественно и убедительно, что пчёлки в ответ прямо в полёте даже изобразили ему улыбку, сложили её из своих крохотных тел. Получилось очень красиво, ведь пчёлки изумительные летуньи.

       Собственно на этом всё и завершилось. Пушистику и белочке пришлось расстаться с пчелками. Друзья, попрощавшись, покинули поляну. Пчёлки же принялись заделывать крышку улья, при этом очень довольные тем, что им удалось накормить бедного, маленького, голодного медвежонка. Как уже говорилось, у пчёлок крайне трепетное отношение к деткам, оттого они и чувствовали себя настолько умиротворённо и спокойно, им сейчас было очень хорошо.
                Глава 6
Однако наши друзья, покинув пасеку, не остановились на достигнутом. Они продолжили свои совместные похождения, ведь не стоит забывать, что медвежонку всё ещё предстояло найти свою маму. До сих пор так и не было известно, куда она подевалась, и почему настолько задержалась. Её местонахождение по-прежнему вызывало вопросы. Так что друзья, едва вернувшись на поляну, где они впервые встретились, сразу задумались о поисках.

         – Ну вот, мы опять там, откуда всё начиналось,… теперь я сыт и готов идти к любой цели… - как бы подведя итог их походу, заключил Пушистик, на что белочка совершенно справедливо заметила.

           – По-моему, ты заблуждаешься,… ведь всё началось не здесь, а как раз там, откуда ты сюда пришёл,… маму-то ты потерял там, а не тут!… Здесь ты меня нашёл, а вернее сказать, это я тебя обнаружила!… Так что нам теперь лучше бы пойти на истинное место всего начала,… иначе говоря, нам надо вернуться туда, откуда ты пришёл, ведь там твой дом, и вполне возможно твоя мама уже нашлась,… надеюсь, ты понимаешь, о чём я говорю!… Но главное, ты помнишь обратную дорогу домой?… - вмиг прояснив свою точку зрения, спросила она.

        – Хм,… а ведь ты опять права!… нам лучше пойти обратно,… вот только дорогу я забыл,… не помню, пробирался как в тумане,… хотя по моим следам мы быстро её найдём,… и всё, проблема решена!… Правда есть небольшая загвоздка,… я столько много съел мёда, что теперь ничего другого кроме медового запаха учуять не могу,… даже свой собственный след я вряд ли возьму!… Хотя конечно можно подождать пока запах мёда улетучится из моих ноздрей,… но ведь время-то идёт, оно не ждёт,… и пока мы медлим, наступит вечер,… а потом и вообще стемнеет!… Ну а если я до темноты не вернусь, то я даже не представляю, что будет с моей мамой,… она может так переволноваться, что разнесёт весь лес в клочья!… Тем более что и она тоже не сможет найти меня по следам, ведь я где-то там переходил ручей, и мой след наверняка исчез в воде,… вот же незадача. И что же теперь делать?… Охо-хо-хо,… надо было мне лучше сидеть дома, там у своего дуба, где меня оставила мама… - вдруг опять загрустив, пролепетал Пушистик и чуть не заплакал, но благо белочка была рядом. 

        – Ну-ну,… погоди грустить-то,… до темноты ещё далеко,… тоже мне, нашёл из-за чего расстраиваться,… подумаешь, своего запаха он не чует,… зато я сейчас мигом возьму твой след!… - тут же отозвалась белочка, и уже было собралась взять след медвежонка, как резко осеклась. Оказалось, что у неё обоняние тоже всё забито ароматом мёда, и когда он выветрится, неизвестно, уж больно стойкий. И тут белочке на ум пришла прекрасная идея.

       – Ой, а что если мы попросим лисёнка помочь нам отыскать по следу твой дом!?… Ведь он-то мёда не касался, и стоит ему только принюхаться к тому месту на поляне, где ты впервые очутился, то он сразу возьмёт след, и отведёт нас хотя бы к тому ручью, откуда ты пришёл сюда!… Там мы найдём тот брод, через который ты переправился на эту сторону,… а уж затем мы продолжим поиски на другой стороне!… Ничего, как-нибудь разберёмся!… Понимаешь о чём я?… - сходу предложив свою идею, переспросила белочка, на что Пушистик вновь задумался.

        – Хм,… понять-то я понимаю,… но вот только, где же мы найдём того лисёнка,… ведь ты же видишь, что от меня все шарахаются и прячутся!… Да и вообще, с чего это ты решила, что у него уж такой прямо чуткий нюх, что он сможет нам помочь?… а вдруг лисёнок не учует мой след?… - скептически засомневался Пушистик. 

         – Ну, ты абсолютно неисправим,… такой ужасный пессимист,… наверное, один такой на весь лес!… Ну, неужели ты не знаешь, что у лисиц самый чувствительный нюх,… они непревзойденные следопыты!… Уверена, лисёнок мигом во всём разберётся,… притом его и искать-то особо не придётся, ведь он со своей мамой живёт вон там, за бугром,… у них там логово, лисья нора!… Хотя одна я туда, конечно, не рискну идти,… вдруг они меня не так примут, или просто прогонят!… А вот если мы пойдём к ним вместе с тобой, то им придётся нас выслушать!… Так что собирайся, пошли разговаривать!… Но только я запрыгну к тебе на загривок,… не хочу лишний раз по кустам скакать и понапрасну уставать,… буду на тебе сидеть, и сверху дорогу показывать!… А ты давай, поторапливайся, ведь время-то не ждёт,… вдруг вечер раньше придёт,… шагай быстрей!… - опять проявив инициативу, мигом отозвалась белочка, и лихо вскочила Пушистику на холку. На что тот, полностью повинуясь её указам, скорей покосолапил в сторону дальнего бугра, за которым таилась лисья нора.
                Глава 7
Впрочем, дорога туда оказалась не такой уж и долгой, через какие-нибудь полчаса друзья были уже на месте. И надо же такому быть, прямо возле бугра восседая на удобном пеньке, грелся на солнышке сам лисёнок. Притом это был тот самый лисёнок, который незадолго до знакомства друзей на поляне пробегал мимо Пушистика и не ответил на его призывы. Просто промчался к себе домой, и вот теперь нежился в солнечных лучах. Однако лисёнку пришлось прерваться, ведь Пушистик прямо сходу напустился на него. Иначе говоря, опять повёл себя как настоящий медведь.

         – Эй, рыжий, ты нам нужен!… Ну-ка бросай свои никчёмные дела!… Помоги-ка нам!… Не то я обижусь и рассержусь!… - едва подскочив к лисёнку, вновь грубо загомонил он, рассчитывая сразу надавить на беднягу. Но лисёнок не растерялся, и ответил так же нетактично.

        – Ха!… а  мне всё равно!… обижайся и сердись, сколько хочешь!… Мне до тебя и дела нет,… здесь моя территория, тут мой дом,… и я что пожелаю, то и сделаю!… А будешь угрожать, так я просто не стану с тобой разговаривать,… уйду и всё,… останешься с носом, грубиян!… Да ты только посмотри на себя со стороны,… ведь ты увалень нахальный, лишь о себе и думаешь!… Эгоист!… Потому с тобой никто и не общается,… все игнорируют тебя, наглеца такого!… И ещё неизвестно, как ты заставил белочку с тобой дружить,… может, силой принудил!… - резко, но уверенно парировал лисёнок, на что теперь уже белочка не смолчала.

        – И ничего он меня не принуждал!… я сама к нему подошла, когда он грустил на поляне!… Мы поговорили,… и он оказался понятливым и послушным товарищем,… правда, сначала мы с ним попали в переделку,… но потом он поступил правильно, сделал всё, как я ему советовала, и мы справились с трудностями!… Вот так-то!… - заступилась она за медвежонка, отчего лисёнок только рассмеялся.

        – Ха-ха-ха,… ага, справились они!… То-то я гляжу, вы о помощи просите,… видать плохо справились!… И вообще, кто же так о помощи просит,… лучше бы шли вы мимо,… только мешаете мне греться на солнышке… - вновь парировал он, на что белочка опять высказалась.

        – Ну, хорошо,… надо признать, ты прав,… да, медвежонок поступил глупо,… не подумав, обратился к тебе грубо!… Но он исправится, ведь он пока лишь учится быть вежливым!… А вот ты, зная, что нам нужна помощь, ведёшь себя как какой-то зануда, плохиш!… Ну, раз уж ты такой правильный, то хотя бы выслушал нас,… поинтересовался, в чём наша беда,… а не грелся бы безразлично на солнышке… - упрекнула она лисёнка, отчего тот сразу поменял свой тон.

        – Ладно уж,… усовестила,… каюсь, погорячился,… простите,… медвежонок и вправду ни в чём не виноват, это у них природная грубость такая!… Хорошая ты заступница белочка!… Скорей говори, чего у вас там приключилось?… - мигом поняв, что переборщил с неприветливостью, тут же спросил лисёнок. После чего уж белочка расстаралась, быстро и вкратце рассказала ему обо всех неурядицах медвежонка: и о том, что он маму потерял, и как из дома ушёл, и как проголодался, и как пчёлы его сначала прогнали, а потом пожалели. В общем, всё-всё передала, и даже про имя напомнила, сказала, что медвежонка теперь зовут «Пушистик», отчего лисёнок опять рассмеялся.   

       – Ха-ха-ха,… вот ничего себе Пушистик,… ну и придумщица же ты белочка!… Да медвежонок скорее огромный ворох меха, чем Пушистик!… хотя то, что он пушистый отрицать нельзя!… Вот бы ему ещё и характер такой же мягкий заиметь, и тогда с ним уже можно было бы поговорить… - отозвался он, отчего Пушистик вновь подал голос.
 
        – Ну, ты это,… не сердись на меня,… уж извини,… не привык я пока ещё быть мягким, вот и вырывается иногда спесь, будь она неладна!… Но ты хоть скажи, согласен ты нам помочь?… проведёшь меня домой по следу? или как?… может, мы зря к тебе обратились,… и действительно напрасно потревожили тебя?… Нам бы до темноты успеть… - чуть торопливо спросил Пушистик, на что лисёнок согласно кивнул головой.

          – Нет, не зря обратились,… конечно, я вам помогу,… твою проблему я понял, тебя нюх подвёл, ты его мёдом подпортил!… Но со мной такого не случится,… лисья чуйка самая верная,… так что идём туда на поляну, ведь именно там начинается твой след к дому,… там я его и возьму!… До темноты мы успеем отыскать твой дом!… - мгновенно откликнулся лисёнок и прям галопом ринулся бежать на поляну. Пушистик едва успел кинуться за ним вдогонку, белочка лишь ещё крепче ухватилась за его загривок, так они и понеслись. А вскоре были уже на поляне. Но и здесь друзья надолго не задержались, лисёнок быстро взял след с того места, где впервые появился Пушистик. И вот тут-то началась настоящая гонка.
 
        Впереди, ловко минуя разные колдобины и ухабы, во всю прыть мчался лисёнок, а уже за ним еле поспевал взъерошенный Пушистик с белочкой на горбушке. Со стороны это выглядело слегка дико, даже для леса. Здесь ни разу не случалось такого, чтоб медвежонок, управляемый белочкой, гнался за лисёнком, невообразимая картина. Некоторые бурундучата, зайчата и мышата при виде этого кортежа в панике бросались врассыпную. Но как бы там ни было, а у Пушистика теперь было уже двое друзей, а это большой прогресс, то никто даже откликаться не хотел, а сейчас их уже двое, и при этом в придачу ещё огромный рой пчёл, их тоже не стоит забывать.

        Теперь друзьям предстояло за короткий срок наверстать все те часы, что медвежонок потратил с утра, добираясь до поляны. Им надлежало проделать весь этот путь, но только сейчас в обратном направлении, назад домой к старому дубу. Естественно на пути им попадались различного рода препоны: кусты и буреломы, через которые ранее утром уже пробирался Пушистик. Но лисёнок надёжно держал курс и верно вёл их по следу, так что все препоны они преодолевали дружно, сплочённо и без неудач. 

        К тому же белочка с особой осторожностью, аккуратно отводила в сторону нависающие сверху ветки, мешавшие идти уставшему Пушистику. Лисёнок же своей острой мордочкой уверенно раздвигал кусты и проделывал обширные проходы. Сам же Пушистик во всём поддерживал друзей и вёл себя очень деликатно по отношению к ним, никаких грубых окриков и замечаний. Одним словом за пару часов друзья благополучно добрались до того ручья, что разделял лесные угодья пополам.

         – Уф,… всё дошли,… дальше вода, след здесь теряется,… теперь его надо искать только на той стороне, где ты, медвежонок, входил в ручей,… переправимся на тот берег и я с того места опять возьму след… - слегка запыхавшись сделал вывод лисёнок. И это правильный вывод, ведь теперь след действительно сохранился лишь на той стороне, в самом же ручье его нет, запах по воде не передаётся. Но вот беда Пушистик вдруг растерялся.

     – Ой, а я и не помню, где там забредал,… не то верх по теченью, не то внизу,… что-то я не могу сориентироваться,… то ли слева, а то ли справа,… отсюда не пойму! Наверное, надо правильно встать,… может, тогда вспомню направление… - засомневался Пушок и начал всяко разно крутиться, пытаясь определить, с какого боку он подошёл к ручью на том берегу. Вертелся во все стороны, уж так ему хотелось освежить память. Но всё тщетно, он никак не мог вспомнить место своего захода в воду, иногда такое бывает, иной раз напрочь забывается, а оно, это место, сейчас так было нужно, ведь идти наугад не имело смысла, можно было бродить бесконечно и только ещё больше запутаться не найдя следа.
                Глава 8
И вдруг на противоположной стороне ручья, откуда ни возьмись, появился крольчонок, а вернее сказать он просто прискакал попить водички, ведь когда набегаешься по лесу, то всегда хочется пить, обычное дело. И тут пред ним открылась такая картина: на том берегу стоит лисёнок и медвежонок с белочкой на загривке, что слегка удивительно, ведь совершенно непонятно, как столь разные зверята могут объединиться.

          – Хм,… странные вещи творятся в нашем лесу,… чего это они все месте здесь собрались?… - только и успел подумать крольчонок, как с той стороны ему закричал лисёнок.

           – Эй!… крольчонок!… будь другом, подскажи нам, пожалуйста, где тут есть брод через ручей!… Дело в том, что мы ищем след медвежонка,… здесь у нас он потерялся,… на этом берегу, он обрывается!… Так может ты его там, у себя где-нибудь нашёл!… Медвежонок раньше там ходил, и свой след оставил,… нам бы найти его, но мы не знаем в каком направлении его искать, не то слева, не то справа?… помоги нам, подскажи!… - чуть витиевато, спросил он. На что крольчонок изумлённо выпучил глаза, ведь он никак не ожидал столь странного вопроса.

         – Чего-чего, вы потеряли?… следы медвежонка?… да вы в своём уме?… как можно след потерять? ведь он же всегда на лапе остаётся!… Вы какие-то интересные ребята,… да такого быть не может, чтоб лисёнок, медвежонок и белочка, все вместе следы искали!… как так?… Да ещё и просите меня стать вам другом… - чуть заикаясь, протараторил крольчонок. И тут уж сам Пушистик заговорил.

        – Да ты неправильно нас понял!… Мы просто ищем то место, где я на том берегу заходил в воду, переправляясь на эту сторону!… Это было ещё утром, но я забыл, где это место, потерял его из вида,… вот мы теперь и ищем его,… ведь там должен остаться запах от моих лап,… это и есть след,… он-то и приведёт меня обратно домой,… туда я и иду!… Так может ты улавливал где-нибудь там, мой запах?… об этом мы тебя и спрашиваем… - кратко, но внятно пояснил он, на что крольчонок уже смело ответил.

           – Ах, так вот в чём дело!… вам просто нужен медвежий запах!… А я-то и не понял сначала!… Ну что же, это я знаю,… мне всегда приходится обнюхивать место, куда я иду,… мне непременно надо быть настороже, ведь я такой маленький и слабенький, всякий может меня обидеть!… Ну а запах медвежонка я учуял ещё вон там, за берёзкой,… он исходит оттуда,… это справа от меня, а от вас налево!… Да вы не стойте там, на том берегу,… переправляйтесь сюда, а то опять запутаетесь!… Давайте скорей, я жду вас здесь!… - вмиг сообразив, что надо друзьям, настойчиво позвал их к себе крольчонок.

       – Точно-точно!… надо переправляться!… крольчонок прав, он нам поможет!… - мгновенно отозвался Пушистик и скорей полез в ручей. В этом месте вода доходила ему до самого брюшка и даже чуть выше, а это вообще-то глубоко, так что и лисёнку пришлось запрыгнуть Пушистику на спину. Зато переправились они все вместе. Быстро преодолели ручей. В первый-то раз, когда Пушистик один переходил ручей, то он в задумчивости и расстройстве некоторое время просто брёл по руслу, потому-то и потерял место своего входа в воду. Но теперь, когда крольчонок указал им это потерянное место, то они моментально пересекли ручей и мигом нашли след. Правда, крольчонок после этого не пожелал с ними расставаться.

        – Послушайте, друзья,… раз уж вы сами меня назвали другом, то можно я и дальше пойду с вами,… вы такие забавные, такие весёлые, приветливые,… мне с вами хорошо,… возьмите меня с собой, а?… - попросил он, на что тут же получил ответ.

          – Ха-ха!… В нашем отряде прибыло!… Конечно, идём!… Уж если ты нам помог, то с этой минуты ты точно в нашей команде!… Ты наш товарищ навсегда!… - чуть ли ни хором завосклицали друзья, и теперь уже все вместе одной общей компанией отправились дальше. Лисёнок мигом взял след и помчал впереди. Пушистик скорей посадил крольчонка себе на загривок рядом с белочкой и понёсся следом за лисёнком. Таким образом, их путешествие продолжилось. Друзья опять преодолевали колдобины и ямки, пробирались сквозь кусты. И снова делали это сплочённо и весело, не зная печали.
                Глава 9 
Однако друзьям недолго пришлось продвигаться столь весёлым образом. Уже вскоре лисёнок вывел всю честную компанию прямиком к старому дубу, под которым собственно и располагался дом Пушистика, или проще говоря, медвежья лёжка. И кстати, мама-медведица была на месте, сидела дома и ждала сынишку. А увидев весь этот мчащийся отряд, она тут же соскочила с места и кинулась ему навстречу.

         – Это ещё что такое!?… Какое безобразие!… - сходу начала она кричать, – что я вижу!… Какая наглость!… Да как это вы, мелкие зверушки, смеете кататься на моём сыне!?… А ты сам-то, почему это позволяешь?… И вообще, где ты пропадал?… Исчез, ничего не сказав!… Что за выходки такие!?… Стоило мне с утра отлучиться буквально на несколько минут, пособирать свежей ягодки на завтрак, как ты уже куда-то подевался,… я возвращаюсь, а тебя нет!… Я чуть с ума не сошла,… оббегала всё вокруг,… все кусты обшарила, обнюхала, искала тебя,… даже до ручья дошла, там смотрела,… а ты как сквозь землю провалился!… Пришлось вернуться и ждать тебя здесь,… только недавно пришла,… совсем испереживалась!… Ну, где же ты был, мой маленький безобразник,… мой шалунишка… - не то, упрекая, не то, радуясь, что сынок наконец-то нашёлся, отчитала мама всех присутствующих. И, сделав краткую передышку, уже было хотела ещё что-то добавить, но Пушистик сам взял слово.

        – Погоди, мама,… не ругайся,… тут ты не права, ведь они на мне не катаются и зла мне не желают,… наоборот, они помогают,… мы все вместе нашли мне обратно дорогу домой!… Да, я и на самом деле убежал из дома,… так уж получилось,… утром я проснулся, а тебя рядом нет,… конечно, я испугался, и побежал тебя искать,… а в результате и сам потерялся!… Потом я встретил всех их,… благодаря им я вернулся домой,… каждый по-своему помог мне,… и это несмотря на мой жуткий, грубый характер!… Теперь мы все друзья,… и даже крольчонок, хотя он и ещё совсем маленький!… Так что ты неправильно мне говорила,… мол, я большой, крупный, а потому сам один должен добиваться всего,… а оказывается, нет, всё не так,… плохо быть одиноким!… При этом важна не только грубая сила и огромный рост, но и доброта с пониманием,… при помощи них можно достичь гораздо большего, чем с грубыми нападками и наглостью!… Вот и выходит, мама, что всего за день я многое понял и резко повзрослел,… и уж теперь точно никогда не брошу своих друзей,… ещё утром у меня не было ни одного товарища, а сейчас их целых трое!… Трое верных, надёжных друзей!… Так что принимай нас всех, и никак иначе!… - уверенно встав на защиту своих друзей, чётко высказался медвежонок, отчего у мамы даже проступили слёзы умиленья.

         – Ах, сынок, а ведь ты и вправду подрос,… возмужал,… стал такой взрослый,… и это мне нравится,… и конечно я приму вас всех!… Пусть будет по-вашему,… дружите, помогайте друг другу,… я буду только рада за вас… - сражённая наповал откровением сынишки согласно кивнула мама-медведица, и одним махом обняла всех ребят сразу: и Пушистика, и лисёнка, и белочку, и крольчонка. Так с этого момента в лесу и определилась весёлая, сплочённая компания неразлучных друзей. Они и сейчас там все вместе каждый день бегают, носятся, играют в весёлые игры, разведают и осваивают новые уголки леса и делают своих родителей счастливыми.

         Вот такую весьма забавную и, несомненно, поучительную историю рассказал мне мой знакомый зайчишка Зайка. А вывод здесь только один; чтобы быть успешным и удачливым в делах не всегда обязательно идти напролом, действовать нахрапом и силой, порой, чтоб достичь намеченной цели вполне достаточно доброго отношения и искреннего уважения. Казалось бы, такая простая, незамысловатая, и даже прописная истина, но как же она верна, пользуйтесь ей и вы добьётесь многого, а потому желаю всем лишь удачи и добра, будьте счастливы, друзья…


                Конец
Igorshipskih@mail.ru                Автор: Шиповских Игорь.