Влесова книга Бориса Ребиндера. 02

Виктор Каменев
Проведём анализ «спасения» полковником Фёдором Артуровичем Изенбеком древних «дощек» во время Гражданской войны в России в историческом контексте. Эксперты-филологи и историки уверяют нас, что Юрий Миролюбов, писатель, увлекавшийся русскими древностями, сочинил текст «дощек Изенбека», ставший потом знаменитой «Влесовой книгой». Оттолкнёмся от этой гипотезы и учтём мнение западной экспертизы о том, что «Влесова книга» писалась тремя авторами.

Фёдор Артурович Изенбек

Нашедший «дощьки» Фёдор Изенбек не оставил нам об этом никаких письменных свидетельств, мы знаем о его находке только от разобравшего и опубликовавшего «дощьки» Юрия Миролюбова, одного из трёх авторов Влесовой книги», или «волхвов дощек», по белгородскому краеведу А.Д.Жучкову:

"Изенбек нашёл их в разграбленной усадьбе не то князей Задонских, не то Донских или Донцовых, не помню, так как сам Изенбек точно не знал их имени. Это было на Курском или Орловском направлении. Хозяева были перебиты... их библиотека разграблена, изорвана, и на полу валялись разбросанные дощьки, по которым ходили невежественные солдаты и красногвардейцы до прихода батареи Изенбека. Он приказал денщику собрать «дощечки» в мешок и, вынужденный бежать из России после разгрома белой армии, возил их с собой по всей Европе".


Что ещё говорит об Изенбеке Миролюбов? Приведём примечательный разговор Миролюбова с Изенбеком, о котором он сообщает в своём письме С.Парамонову-Лесному:

«Первые «дощечки» я видел вот при каких обстоятельствах в двадцать пятом году. Встретились мы с Изенбеком у церкви на р. Шевалье в Брюсселе, и он пригласил меня к себе в ателье посмотреть картины... Я заговорил о том, что мы живём за границей, и что нет у нас под рукой никаких источников, а что мне нужен «язык эпохи», что я хотел бы писать эпическую поэму о «Святославе Хоробром», но ничего нигде не могу о нём даже приблизительно похожего на упоминание найти!..

- А зачем тебе «язык эпохи»? - спросил он.

- Как же, ты пишешь, тебе нужны мотивы орнаментов Туркестана, а мне нужен «язык эпохи».

- А что тебе именно нужно?

- Ну, хотя бы какие-либо хроники того времени, или близко того... Здесь даже летописей нет!

- Вон там, в углу, видишь мешок? Морской мешок? Там что-то есть...

Так началась моя работа. В мешке я нашёл «дощьки», связанные ремнём, пропущенным в отверстия (два, как на фотографии «Влесовой книги»), посмотрел на них и онемел!..» («Русь, откуда ты?» С.Лесной)

Спустя многие годы, в 1970-х годах, другой «волхв» «дощек Изенбека» Борис Ребиндер указывает место их обретения:

«Про «Влесову книгу» я узнал совершенно случайно. Перелистывая каталог парижского книжного магазина, я обратил внимание на то, что есть какая-то «древняя языческая летопись», которую неизвестный мне писатель Сергей Лесной назвал «Влесовой книгой... Я понял, что смогу внести в изучение этого предмета существенное свидетельство, так как, в свое время наша семья хорошо знала семью Задонских. Они действительно не были князьями, а были просто Задонские, и не только были нашими соседями, но были убиты в своем имении в августе 1919 года. Их имение называлось Великий Бурлук и находилось недалеко от северной межи Украины, как раз в тех местах, про которые рассказал полковник Изенбек».

Об Изенбеке Борис Ребиндер пишет ещё следующее: «Всё, что касается полковника Изенбека, я нашёл в книге Парамонова... нужно сказать, что полковник Изенбек был несколько странным человеком. Его звали Фёдор Артурович, но он называл себя Али, так как считал себя мусульманином. Его отец был российским морским офицером. Окончив морской корпус, Изенбек поступил в Академию художеств и работал в Туркестане, где изучал искусство этого края. Как это часто бывает с людьми искусства, он не пренебрегал выпивкой, то есть часто бывал в невменяемом состоянии. Он сохранил драгоценные таблички, и никому их не показывал».


Сергей Парамонов-Лесной рассказывает об Изенбеке, очевидно, со слов Миролюбова, и добавляет ещё, что Изенбек участвовал в археологических экспедициях в Среднюю Азию, то есть был знаком с археологией.

«Волхв» Изенбек умирает в 1941 году, его архив «дощек» бесследно пропадает в Брюсселе во время оккупации нацистами, в 1967 году уходит из жизни главный популяризатор «Велесовой книги» профессор С.Парамонов-Лесной, а в 1970 — писатель-«волхв» Юрий Миролюбов, и появляется на публике третий «волхв» Борис Ребиндер, который «случайно» узнаёт во «Влевовой книге» С.Парамонова-Лесного поместье своего соседа Задонского.

Юрий Миролюбов родом из Харькова, харьковчанин, Борис Ребиндер родом из под Белгорода, из подгородней слободы Шебекино; Великий Бурлук, где Изенбеком найдены «дощьки», и Шебекинская слобода — соседние земли, находятся между Белгородом и Харьковом. Миролюбов и Ребиндер — практически земляки, причём в эмиграции учились в одно время в Пражском университете, но якобы не были знакомы. Профессор С.Парамонов-Лесной — тоже харьковчанин.

Что же из себя представляет третий «волхв» - Фёдор Изенбек? Википедия сообщает, что он родился в Санкт-Петербурге в 1890 году, у него есть старший брат Сергей Артурович Изенбек, который воевал в Гражданской войне на стороне красных и остался в России.

Фёдор Артурович Изенбек закончил морской кадетский корпус, работал художником-рисовальщиком в археологических экспедициях от Академии художеств в Туркестане в 1911-1914 годах, потом участвует в Первой мировой войне и в Гражданской войне на стороне белых, эмигрирует и оседает в Брюсселе. О «дощечках Изенбека», которые принесли ему мировую славу, мы знаем только от Юрия Миролюбова, он знакомится с ним в Брюсселе в 1925 году. Получается, Изенбек никому из круга своих знакомых, кроме Миролюбова, «дощечки» не показывает, что странно для выпивающего полковника и художника.

На наш взгляд, «мусульманство» Фёдора Изенбека вместе с выпивкой - это позёрство «человека искусства», и похоже, что «Изенбек» - псевдоним, ставший фамилией. А.Жучков находит маленькую зацепку: «Владевшая слободой Шебекино (до Ребиндеров) Екатерина Петровна Барятинская имела девичью фамилию Гольштейн-бек (бэк)». Если Изенбек - потомок князей Барятинских, то он слыхал что-то о Шебекинской слободе. Подписывается Изенбек не очень уважительно к своей фамилии: «Али Изим-бек», через дефис, вспоминая Гольштейн-бек?

Изенбек не помнит точно, где им найдены «дощьки», не помнит Великого Бурлука, хотя, как человек, знакомый с археологией, понимает их ценность, при этом вспоминает фамилию «Задонских» и называет их «князьями», уж не своим ли титулом он их награждает? Впрочем, всё это со слов Миролюбова, а потом и Ребиндера. Но был ли полковник Изенбек в поместье Задонских в Великом Бурлуке?

«Влесова» тайна поместья Великий Бурлук

Генерал-лейтенант Воин Задонский, участник Бородинского сражения, построил в Великом Бурлуке настоящий дворец, в котором жили его потомки до 1917 года, который и сегодня является достопримечательностью Великого Бурлука, хотя сильно обветшал и утратил свои дворцовые украшения, - это можно легко найти в Википедии. Некая банда захватила поместье 7 декабря 1918 года, всё семейство Задонских, восемь человек, включая женщин и подростков, были убиты, поместье разграблено.


Якобы в этом разграбленном поместье полковник Изенбек и находит валявшиеся на полу потемневшие от времени «дощьки», но никаких местных доказательств этого нет, никто в Великом Бурлуке не знает и об увлечении хозяев поместья историей. Википедия приводит: «...считается, что здесь была найдена «Влесова книга», но никаких подтверждений этому нет». Просто до Великого Бурлука докатились отголоски славы «Влесовой книги».

Однако, Великий Бурлук даёт нам точную дату убийства семейства Задонских и, таким образом, обнаружения «влесовых дощек» Изенбеком - около 7 декабря 1918 года, а Борис Ребиндер называет, причём уверенно, совершенно другую дату этой трагедии, он сообщает: «...они были просто Задонские, и не только были нашими соседями, но были убиты в своем имении в августе 1919 года».

Напомним, Юрий Миролюбов даёт обстоятельства находки «дощек» Изенбеком: «Хозяева были перебиты... их библиотека разграблена, изорвана, и на полу валялись разбросанные дощьки, по которым ходили невежественные солдаты и красногвардейцы до прихода батареи Изенбека». Эти обстоятельства указывают на декабрь 1918 года, когда были убиты Задонские в Великом Бурлуке, а Борис Ребиндер недвусмысленно относит дату убийства Задонских на август 1919 года. Почему, просто ошибается?

Ошибается здесь, скорее, Миролюбов, который неудачно связывает разгром поместья Задонских с находкой «дощек» Изенбеком: он просто не мог появиться там со своей батареей в декабре 1918 года. Наступление белых под Харьковом и далее на Белгород, который они тоже берут, в котором участвует Изенбек, будет только летом 1919 года, это легко проверяется, и Борис Ребиндер в 1970-х годах переносит дату трагедии в Великом Бурлуке и обнаружения Изенбеком «дощек» в поместье Задонских на август 1919 года.

Но в августе 1919 года, более чем через полгода после разгрома поместья Задонских, вряд ли можно было найти на полу в поместье Великий Бурлук «дощьки», и эта дата совершенно противоречит сообщению Миролюбова. Очевидно, Миролюбов, опираясь на военные воспоминания Изенбека, придумывает историю о находке «дощек» у «Задонских», напускает в неё тумана и допускает временную ошибку, которую спустя годы «исправляет» Ребиндер.

Тайна Шебекинского поместья

Вспоминая Задонских, Борис Ребиндер умалчивает, что перед трагедией Задонских в Великом Бурлуке, происходит трагедия семьи Ребиндеров в Шебекино, где 22 марта 1918 года глава семейства Александр Ребиндер вместе с братом и двумя родственниками был расстрелян революционерами в Титовском бору, под Шебекино, оставшиеся в живых члены семьи Ребиндеров, в том числе Борис с матерью, спасаются бегством. Судьба Задонских повторяет судьбу семейства Ребиндеров, о чём Борис Ребиндер не говорит, говоря о находке Изенбеком «дощек» в поместье Задонских.

Видимо, рассказом о находке «дощек» в разгромленном поместье Задонских в Великом Бурлуке «волхвы» скрывают истинное происхождение «дощек» из поместья Ребиндеров в Шебекино: Изенбек может скорее найти «дощьки» в поместье Ребиндеров, которые как раз имеют отношение к древней истории. Если только... вся история Миролюбова о «находке дощек Изенбеком» во время боевых действий под Харьковом и Белгородом, к тому же скрытых «Курским или Орловским направлениями», не придумана им самим, чтобы как-то обосновать их появление у эмигрантов в Европе, и при этом скрыть реальное происхождение.

Вместо поместья Ребиндеров, «волхвы» подставляют нам поместье их соседей Задонских, со схожей судьбой, чтобы слишком близко не приближаться к пещерам легендарного Тмутороканьского монастыря в Меловых горах под Шебекино, откуда, по мнению белгородского краеведа А.Жучкова, и были когда-то добыты древние «дощьки». Почему? «Волхвы» хотят скрыть источник своего вдохновения, который бы слишком указывал на их авторство.

Реконструкция создания «Влесовой книги» тремя «волхвами»

Полковник Фёдор Изенбек не мог, в принципе, найти древние «дощечки» в поместье Задонских ни в декабре 1918 года, ни в августе 1919, как и в поместье Ребиндеров, если он вообще проходил через эти поместья со своей батареей. Он совершает свой военный поход под Харьковом и Белгородом при наступлении Белой армии в августе 1919 года, когда поместья Задонских и Ребиндеров давно разгромлены.

Вообще, странно, что архив «дощек», владельцы которых представляют его ценность, лежит, по Миролюбову, на виду в библиотеке, разве только для того, чтобы его мог обнаружить Изенбек, растоптанным на полу невежественными солдатами. С началом революции, такой архив, наверное, был спрятан его владельцами в тайнике. Они могли подсказать Изенбеку место, где он спрятан, но Задонские и Ребиндеры не знакомы с Изенбеком.

Очевидно, Миролюбов придумал историю находки Изенбеком «дощек», никакого «морского мешка с дощьками» Изенбек на войне с собой не таскал. Как тогда архив «дощек» оказывается в Европе?

Семейство Задонских полностью перебито, а вот многие члены семьи Ребиндеров спаслись, и с наступлением белых возвращаются в своё поместье в Шебекино, хоронят убитых родственников, а с отступлением белых эти Ребиндеры выезжают за границу, в том числе Борис с матерью Екатериной Ребиндер, урождённой Татищевой, — вот они и вывозят, на наш взгляд, архив «дощек» за границу. Больше просто некому это сделать.

В 1970-х годах Борис Ребиндер подтверждает только разгром семейства Задонских, локализует его в Великом Бурлуке, ничего не говорит о найденных там «дощьках» и переносит этот разгром в август 1919 года, когда белые действительно наступали из-под Харькова на Белгород. Этим он поддерживает Миролюбова, что Изенбеком найдены тогда «дощьки», но опосредованно. Ребиндеру приходится здесь быть заодно с Миролюбовым, он косвенно подтверждает его версию, выходит из тени и входит в число исследователей и популяризаторов «Влесовой книги».

Борису Ребиндеру в 1919 году всего 10 лет, архив «дощек» и набравшиеся материалы по их расшифровке вывозит за границу, наверное, его мать Екатерина Ребиндер, но что с ним делать в Европе? Отдать в руки европейских учёных? Чтобы они интерпретировали его как им вздумается и в свою пользу, конечно? Екатерина Ребиндер-Татищева, имеющая хотя бы фамилией отношение к великому историку Василию Татищеву, так поступить не может.

К тому же «дощьки», наверное, до конца не разобраны и не изучены, нужно также объяснить их происхождение в чужой стране, где можно столкнуться с предвзятым отношением. Сказать, в этой ситуации, что семья Ребиндеров долгие годы хранила этот древний архив? Подумают, что они просто очень нуждаются в деньгах.

В Праге Борис Ребиндер встречает земляка из Харькова Юрия Миролюбова, он старше, писатель и увлекается древней историей, как раз тот человек, который нужен для разборки и изучения архива «дощек»; Миролюбов соглашается поработать с архивом «дощек»: не отдавать же такую древность на сторону.

Потом в этой истории появляется Фёдор Изенбек, причём не случайно. Двум «волхвам» «дощек» нужен ещё художник, который мог бы профессионально, со знанием дела нарисовать древние «дощьки» с текстом по их описанию или восстановить их внешний вид по имеющимся остаткам. Фёдор Изенбек — именно тот человек, кто им нужен, он художник-рисовальщик с опытом работы в археологических экспедициях. Если Фёдор Изенбек ещё и потомок князей Барятинских, владевших когда-то землями Шебекинской слободы, получить его согласие на это предприятие было не трудно.

Что же мы видим? Миролюбов с Изенбеком в его ателье в Брюсселе работают над архивом «дощек», Борис Ребиндер живёт с семьей неподалёку во Франции, работает инженером-электриком, имеет патенты, значит, хорошо зарабатывает, и может финансово поддерживать ателье Изенбека, где идёт работа с его архивом «дощек», что дело совсем не простое: Миролюбову, Изенбеку и Ребиндеру приходится заполнять его лакуны собственными догадками и гипотезами. Тогда понятно, почему Изенбек никому не говорит о своих драгоценных «дощьках».

С началом Второй мировой войны никакой архив Изенбека не теряется: когда он умирает в 1941 году, Миролюбов списывает на него утрату оригинальных «дощек». Писатель-«волхв» Юрий Миролюбов вместе с «волхвом»-хранителем архива Борисом Ребиндером пережидают войну и подготавливают архив «дощек» к публикации, в 50-х годах Миролюбов находит возможность начать публикацию своей «Колоссальной исторической сенсации» в издании «Жар-птица» в Америке, куда переезжает в 1954 году. В 1960-х годах профессор С.Парамонов-Лесной даёт этой «колоссальной сенсации» имя «Влесова книга», выпуская по материалам Ю.Миролюбова одноименную «Влесову книгу», которая становится мировой сенсацией.

Борис Ребиндер в это время живёт во Франции, в Руайя, якобы ничего не знает об успехе «Влесовой книги», но, после смерти Ю.Миролюбова, случайно, «знакомится» с «Влесовой книгой», делает заявление об её находке в поместье Задонских в Великом Бурлуке, и занимает, фактически, место ушедшего Миролюбова: он быстро овладевает «влесовой» темой, делает свой перевод «Влесовой книги» с комментариями, становится её неутомимым популяризатором, и не устаёт настаивать не её подлинности до самой своей смерти. Борис Ребиндер знает, что в основе её лежат подлинники.

Краевед А.Жучков называет Бориса Ребиндера в этой истории «третьим волхвом, находящимся в тени». Действительно, он долгие годы остаётся в тени, можно сказать, в резерве, а потом, когда остаётся один, выходит из тени, чтобы продолжить «влесово» дело. Он единственный претендент на «третьего автора» «Влесовой книги».

В конце своей жизни Борис Ребиндер делает самую полную, на тот момент, подборку фотокопий текстов «Влесовой книги», издаёт их за свой счёт, и присылает эти материалы напоследок в СССР, дарит экземпляр Влесовой книги» и собственный труд «Жизнь славян по «Влесовой книге» Шебекинскому музею. По «Влесовой книге» жил и сам Борис Ребиндер, её тайный «волхв», поэтому он и оставался в тени до 70-х годов.

Виктор Каменев,

лауреат премии им. Бориса журнала «Юность» за 2006 год,

22.02.2022