Путешествия по СССР. По Оби и Иртышу

Александр Соханский
       1. Схема маршрута по Оби и Иртышу и основные пункты стоянок
       2. Теплоход «Тобол» на зелёной стоянке у берега Иртыша. 1984 г.
       3. Колокольня Софийского собора в Тобольском Кремле
       4. Обелиск на месте первой скважины легендарного нефтяного Самотлора
       5. Памятник «Покорителям Самотлора»
       6. Обелиск на Северном Полярном круге
       7. Автор репортажа, землепроходец земли сибирской на Полярном круге
       8. За кормой теплохода — Тобольский Кремль
       9. Причал в Берёзово
       10. Хороши вечера на Оби
       11. Сибирские просторы с крутого берега
       12. Карта водных путей Западной Сибири
       13. Списанный теплоход «Тобол» на кладбище кораблей, 2015 г. (интернет)

       Авторские фотографии из слайд-фильма «По Оби и Иртышу» [5]
 
 




       По существу данный рассказ когда-то послужил сценарием слайд-фильма о давнишнем путешествии по сибирским рекам на теплоходе «Тобол»». Этот сценарий, обнаруженный в дальних уголках моих архивов, грех было бы не показать на моих страницах после небольшой доработки и уточнений.

       Путешествие по сибирским рекам начинается в Тюмени, крупном индустриальном и культурном центре самой обширной в стране области.

       Тюмень — первый русский город в Сибири, основанный в 1586 году. Постепенно с развитием судоходства на Иртыше и Оби, особенно после постройки в 1885 году железной дороги от Екатеринбурга, Тюмень становится крупным перевалочным пунктом. Город стали называть «воротами в Сибирь».
       Тюмень является организационно-техническим центром нефтегазодобывающей промышленности Западной Сибири.

       Прямого отношения к водной части путешествия город Тюмень не имеет. Наш теплоход «Тобол» отправится в плавание по рекам Западной Сибири от тобольского причала. Поэтому описание достопримечательностей областного центра для краткости повествования здесь не приводится (подробнее см. примечания [1] [2]).
 
       Из Тюмени туристы поездом отправляются в Тобольск. Здесь они размещаются на теплоходе «Тобол», который станет их местом жительства на всё время путешествия.

       Тобольск был основан в 1587 году на правом берегу Иртыша, недалеко от устья реки Тобол. В 1699 году по указу Петра I в Тобольске был заложен «каменный город» — кремль. Его постройка, законченная в 1720 голу — во многом заслуга выдающегося деятеля русской культуры, картографа, историка, архитектора, писателя и художника Семёна Ульяновича Ремезова.
       Тобольск — крупный речной порт, будущий центр нефтехимической индустрии Сибири (подробнее см. примечания [3]).

       После посадки, поджидающий нас теплоход отчалил от пристани, и встал на рейде Тобольска. Туристы разместились по своим каютам. Двухместная каюта напоминает купе поезда: с одной стороны две полки одна над другой с зеркалом между ними, у двери большой шкаф для одежды и багажа, у окна с жалюзями столик и настольная лампа. Слева от окна полка с нишами (на случай качки!) для графина и двух стаканов, книжная полка и динамик бортового вещания. [4] Умывальника нет. Это не люкс. Но напротив отличный умывальник на четыре раковины с горячей и холодной водой, слева вход в образцово выдраенный туалет.
       Окно — это чудо кораблестроения. Слева рукоятка для подъёма и опускания рамы, справа для управления жалюзи. Две узкие оранжевые шторки на кольцах с грехом пополам перекрывают оконный проём от любопытных взглядов с палубы.
       Позже оказалось, что всё портит дребезжание полки, рамы и оконного стекла от работы двигателей в машинном отделении под каютой. С помощью спичек и конопатки зазоров туалетной бумагой удалось вибрацию частично победить.

        За окном полил дождь с молниями и громом, не предвещающий путешественникам ничего хорошего.

Д е н ь   п е р в ы й
       Утром теплоход возвратился к причалу речного вокзала «Тобольск». Погода наладилась. Здесь нас ожидала автобусная прогулка по старому и новому городу: разрушающиеся церковные храмы в подгорной части, узкие улочки, никудышный асфальт. В Кремле памятник Ремезову, Софийский храм с восхождением желающих на верхний ярус колокольни (фото 3), музей истории. За Никольским взвозом памятник Ермаку на Чукмановом мысу. [3]
       Знаменитый деревянный театр-терем в стадии ремонта. Полумрак в помещениях. Ряды кресел накрыты бумажными полотнищами. Из зрительного зала поднялись на прославленную сцену. На этой сцене, говорят, пел Фёдор Шаляпин. Когда хвост экскурсантов скрылся за кулисами, я не удержался, встал в певческую позу и негромко пропел в тёмный зал басом под Шаляпина: «Гори, гори, моя звезда…». Считай, тоже выступил со сцены тобольского театра!  :-))

       Сегодня воскресенье и все промтоварные магазины не работают к великому огорчению туристов с пока ещё туго набитыми кошельками.
       В 18.00 наш «Тобол» отошёл от тобольского причала под бравурное звучание «Прощания славянки» из своих громогласных наружных динамиков (фото 8). Зеваки махали с пристани руками.

Д е н ь   в т о р о й
       За кормой 320 километров. Средняя скорость теплохода составила 26 км/час.

       В 15.30 первая стоянка в посёлке Горноправдинск. Геологи неподалёку от этого села в 1964 году нашли месторождение нефти и назвали его «Правдинским» в честь газеты «Правда», а село Горнофилинское переименовали в Горноправдинское.
       Низко висят лохматые тучи, непрерывно моросит дождь. Тем не менее, прибыл экскурсовод и экскурсия состоялась.
 
       Посёлок расположен на горе, на которую вверх от причала ведёт зигзагами дорога, сплошь залитая жидкой глиной с песком. По левому краю незавершённый бетонный тротуарчик с недостроенным бордюром. Наверху стела и монумент «10 лет», которые Горноправдинску исполнятся в октябре сего года. Вероятно, благоустройство спуска к причалу и мемориал связаны с этой датой, но, судя по всему, к юбилею работы так и останутся брошенными. Чувствуется стиль пофигизма какого-то засланного на север студенческого строительного отряда.

       В связи с длинным и узким подъёмом, в одного человека, след в след, экскурсия на гору растянулась примерно на полкилометра. Экскурсовод Тамара, не дожидаясь хвоста, повествует на ходу через мегафон. А так как она идёт во главе группы и рупор направлен вперёд, никто ничего толком не слышал. Зря мокли под дождём.

       Главная улица представляет сплошные глиняные лужи из конца в конец. В посёлке пара продуктовых магазинов, есть универмаг, книжный и овощной магазины. Население 6,5 тысяч человек. 
       Двери Дома Культуры отсутствуют, дверной проём небрежно заколочен крест-накрест обломками досок. На первом этаже окна фасада кое-как забиты досками, в двух окнах второго этажа стёкла выбиты. На фоне этого запустения сиротливо смотрится скромная гипсовая скульптура Владимира Ильича Ленина. Никаких строительных работ не ощущается.

       В посёлке действует сухой закон. Прибытие крупных кораблей настоящий праздник для населения глухих таёжных посёлков, до которых можно добраться только по реке. Поэтому, когда с «Тобола» выставили на причал несколько ящиков венгерского вермута «Kecskemet», alk.16-17°, жаждущие из посёлка по расхристанной грунтовке и разбитым железобетонным плитам прибыли на пристань. Основной вид транспорта здесь «Уралы» и КрАЗЫ.
       Через два с половиной часа теплоход покинул причал Горноправдинска под бодрые звуки «славянки» и взял курс на Ханты-Мансийск.

       Ещё по пути в Тобольск на железнодорожном вокзале я встретился с дальней родственницей Зоей. Оказалось она работает штатным экскурсоводом именно на этом рейсе теплохода. Через неё познакомился с капитаном Андреем Владимировичем. Более того, с Зоей и её сослуживицей вечером был приглашён в капитанскую каюту, где раздавили бутылочку сухого вина в честь открытия очередного круиза.
       Поневоле втянулся в будни команды. Дело в том, что «культурным сектором» на катере заправляла методист Оля, невеста первого помощника капитана. В комнате методиста без дела стоял неисправный проигрыватель грампластинок, и, зная мои таланты, Зоя попросила его посмотреть. Оказалось, что из иглодержателя выпала корундовая игла долгоиграющих грампластинок.
       На стоянке в Горноправдинске с Зоей навестили известный ей магазин культтоваров. По невероятному чуду запасная игла там нашлась и проигрыватель в кают-компании методиста ожил. 
       Так я стал «своим человеком» в штабе руководящей верхушки. Я, конечно, не участвовал в подготовке развлекательных программ, но оформлял практически всю информацию для стенда объявлений, помогал в оформлении вернисажа детского рисунка, компоновке конкурса поделок туристов из лесных материалов, оформлении результатов литературной викторины.
 
       Участники туристической группы на борту нашего корабля оказались очень даже примечательными людьми.
       Во-первых, помимо общей смешанной группы, с нами возвращалась из поездки в Тюмень группа школьников села Шеркалы со своим руководителем Георгием Дмитриевичем, обыкновенным учителем пения. Это был преподаватель от бога. Было видно, что Георгий Дмитриевич попросту влюблён в своих ребятишек и они отвечали ему абсолютной преданностью и безупречным послушанием.
       Во-вторых, с нами плыли артисты большого танцевально-хорового ансамбля из Омска, получившего путёвку в награду за победу на конкурсе. Это действительно были настоящие мастера своего увлечения.
       И, наконец, подчёркнуто отчуждённая группа из Эстонии. Их было человек десять-двенадцать. Они держали от остальных дистанцию, в своей компании избегали говорить по-русски, а при необходимости общения с другими изъяснялись с подчёркнуто выраженным акцентом. Ну и одеты были, конечно, с иголочки.
       Проходными вечерами обитателям корабля скучать не приходилось. Вместо старых заезженных до предела кинофильмов несколько раз выступал омский ансамбль. Кстати баянист Боря из ансамбля репетировал и отлично аккомпанировал детскому хору и ребята не раз радовали туристов своими весёлыми песенками. В такие моменты Георгий Дмитриевич сиял от гордости за своих подопечных!         

Д е н ь   т р е т и й
       Причал в Самарово принял нас не сразу и сначала подержали на рейде.

       Незамедлительно автобусная экскурсия по Ханты-Мансийску, центру Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
       За успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по освоению месторождений и увеличению добычи нефти и заслуги в деле укрепления братской дружбы советских народов округ в 1970 году награждён орденом Ленина, а в 1972 — Орденом Дружбы народов.
       Город раскинулся на лесистых холмах в 10 км от впадения Иртыша в Обь. Население 30 тыс. человек. Основная масса домов двухэтажные, деревянные, с благоустройством. Из достопримечательностей водолечебница (вода с глубины 1600 м, температура 8°С), Дом культуры, парк Победы, музей. Магазины – гастроном «Центральный», универмаг, книги, промтовары, мелкие лавочки. В ста метрах от причала две бочки с жигулёвским пивом. Это вам, товарищи, не нищий Горноправдинск, а столица национального округа, как-никак!

       После обеда совершил мини-восхождение на обрыв, возвышающийся над Самарово метров на пятьдесят. Узкая тропинка ведёт на вершину, покрытую молодыми ёлочками, кедрами и можжевельником. С горы открывается безлесая раздольная панорама на дали поймы Иртыша (фото 11). В бинокль видны речные суда, следующие по вольным изгибам реки. Иногда воды не видно, и корабли будто идут посуху. Далеко за горизонтом в голубой мари едва виднеются верхушки двух буровых. А на заливных лугах противоположного берега пасутся табуны лошадей. Коров, овец и другой домашней живности не видно.

       В 18.00 отчалили. Вот и буй, означающий место слияния двух великих рек Сибири – Иртыша и Оби. Экскурсовод поясняет, что около 10 километров не сливаются две струи: у Иртыша жёлтая, а у Оби тёмная вода. Но с борта теплохода особой разницы не заметно. По-моему в Оби вода даже желтее, чем в её притоке. А может уже смешались?
       Наш теплоход поворачивает направо, против течения Оби.

Д е н ь   ч е т в ё р т ы й
       «Зелёная стоянка» вблизи посёлка Лямино. Встреча с теплоходом «Патрис Лумумба».
       Собрал пару примитивных удочек (набор юного рыболова купил в Хантах по совету опытных туристов), накопал дождевых червей и устроился невдалеке порыбачить в Оби. Поймал четырёх чебаков и окунька. Мелочь 5-10 сантиметров. Большая рыба ходит подальше от берегов. Выручила бы закидушка, но на неё нет оснащения.
       Со стоянки в Лямино снова в путь.
       В 6 утра по договорённости с капитаном нас подняли ото сна глянуть на сургутский железнодорожный мост через Обь. Грандиозное сооружение из 14 пролётов по 132 метра, плюс к нему 30 километров насыпи по пойме реки и сибирским болотам.

Д е н ь   п я т ы й
       Сегодня познавательная экскурсия в машинное отделение – сердце «Тобола». Два дизельных двигателя производства ГДР. Каждый из них мощностью 300 кВт/408 л.с., объём цилиндров 1300 куб. дм, 500 об/мин, масса 10300 кг.
       Энеговооружённость судна обеспечивают два дизельгенератора переменного тока 220 В, 50 Гц, мощностью до 80 кВт. На стоянке в период посещения приборы показывали потребляемую судном мощность 15 кВт при токе 60 а.
       В умывальники и пожарные гидранты вода поступает из-за борта с очисткой в центрифуге. Питьевая вода также проходит через центрифугу и затем хлорируется.
       Котлы горячей воды работают на солярке. Разрешённое давление в котлах до 3,5  кгс/см.кв.

       Пройдена первая тысяча километров речного путешествия. После исследования машинного отделения обед, а затем экскурсия по Сургуту.

       Сургут — важнейший экономический центр Среднего Приобья, крупный центр нефтедобывающей промышленности. Основан в 1954 году. Опорный пункт освоения северных районов области. Город растянут на отдельные микрорайоны в результате ведомственных противоречий.
       Как обычно по местам революционной и боевой славы, аллея трудовой славы, мемориальный комплекс в честь павших в Великой Отечественной войне, краеведческий музей.
       Как и предыдущие города на Оби, Сургут был местом ссылки декабристов, народников, большевиков и других вольнодумцев, не угодных царствующему режиму.

Д е н ь   ш е с т о й
       И, наконец, легендарное озеро Самотлор с его сказочными запасами нефти (фото 4). Здесь туристы могут воочию убедиться в грандиозности трудовых подвигов, совершаемых человеком в тяжелых условиях дикого Севера. Вокруг горят факелы попутного газа. 
       Грандиозный памятник «Покорителям Самотлора» с горящим факелом в руке скульптуры нефтяника (фото 5).

Д е н ь   с е д ь м о й
       Очередная зелёная стоянка близ села Сытомино. Развлекательная программа «Праздник Нептуна». Из детства я давно вышел и за игрой даже не наблюдал.
       Вместо этого ушли в лес и устроили пикничок с баянистом омского ансамбля Борей, его двоюродным братом Николаем, солистом ансамбля, и ещё двумя омскими хлопцами. Погуляли хорошо, пришлось даже от ужина отказаться.

Д е н ь   в о с ь м о й
       Очередная остановка в посёлке городского типа Октябрьский. К западу от посёлка, за Обью, в посёлке Сергино находится конечный пункт железной дороги Ивдель-Обь, проложенной через непроходимые прежде урманы в 1969 году.
       Внеплановая короткая остановка в селе Шеркалы, где закончилось плавание местной школьной группы.
       Здесь также обязательное посещение обелиска шестидесяти четырём воинам-шеркальцам, погибшим в боях Великой Отечественной войны и памятника жертвам кулацкого мятежа.

Д е н ь   д е в я т ы й
       Берёзово — самая крупная пристань и посёлок городского типа на Северной Сосьве (фото 9). Столетиями Берёзово служило местом ссылки. В XVIII веке здесь жили опальные сановники А.Д.Меньшиков, А.Г.Долгоруков, А.И.Остерман и другие. Томились декабристы, а в 1906 году некоторые члены Петербургского Совета рабочих депутатов.
       В 1953 году в Берёзовском районе был открыт газоносный бассейн и построен газопровод дешёвого топлива к предприятиям индустриального Урала.

        P.S. от 2022 года. Сегодня обращает на себя взимание небогатая историческая память тех лет в изложении экскурсоводов и путеводителей: как плохо жилось местному населению при царизме, мрачная ссылка для мятежных и свободомыслящих деятелей царского времени. Затем становление советской власти, борьба с кулачеством и белогвардейцами. И сразу же за этим рассказ о подвиге геологов, героическом освоении газовых и нефтяных богатств Сибири и строительстве новой светлой жизни.
       Наши экскурсоводы тех лет даже не упоминали о тобольской ссылке царственных мучеников Романовых, о переселении на севера сотен тысяч раскулаченных и «врагов народа»,  о судьбе салехардской, ныне «мёртвой» 501-й железной дороги Гулага, о непосильном труде рыбаков в годы Великой Отечественной… Будто бы ничего этого и не было в истории Западной Сибири.         

       В Берёзово за кормой теплохода осталось 2360 километров нашего путешествия.

       Выход в город с причала по ажурной эстакаде на сваях, далее по старым баржам, выстроенным в ряд. Типовая экскурсия с посещением могилы жертвам кулацкого мятежа, героям Великой Отечественной, народного музея в деревянном домике. У памятников коровки мирно пощипывают скудную травку.

        Оказывается, здесь отбывал ссылку Владимир Модестович Брадис, автор знаменитых «Таблиц Брадиса».

       На улицах полным-полно лаек всех цветов и мастей. С непривычки становится страшновато от близкого соседства со здоровенными животными. Но собаки настроены миролюбиво и живут своей собачьей жизнью отдельно от людей.
       Свердловчане и омичи  из нашей команды как безумные нахватали десятки килограммов солёного сырка на рыбозаводе. Правда, они договорились с работниками нашего камбуза о хранении своей добычи в морозильниках теплохода. Но что будет с рыбой после схода на берег?

       После отплытия в носовом салоне корабля прошёл конкурс «А ну-ка, девушки!».

       В 17 часов экскурсия на капитанский мостик теплохода. Наш теплоход построен на Тюменском судостроительном заводе в 1962 году. Ещё три таких теплохода носят названия «Юрий Гагарин», «Генерал Карбышев» и «Тюмень» (сгорел при пожаре в ещё 1964 году).
Длина теплохода 77 метров, ширина 12,5 метров, высота 12,5 метров. Осадка 1 м 40 см, с полной нагрузкой 1 м 70 см. Имеется эхолот, два радиолокатора, рация, мощные прожектора и другое навигационное оборудование.

       В 9 часов вечера теплоход ткнулся в песок берега у какого-то мансийского поселения. К кораблю подбежали многочисленные детишки аборигенов и женщины. Какой-то старый, но шустрый, манси влез по короткому трапу на нос судна с мокрым грязным мешком, в котором находилось с десяток сырков. Сразу объявился покупатель и взял всю рыбу за пол-литра «Московской» плюс 5 рублей. А один из эстонцев даже успел сбегать по берегу в селение и притащил двух громадных сырков. Неясно как он довезёт эти сибирские деликатесы до своей Эстонии непротухшими. Хорошо, если догадается засолить.

Д е н ь   д е с я т ы й
       Теплоход делает крутой поворот вправо и входит в реку Полуй. На подходе к городу справа виден Ангальский мыс, слева за рекой Лабытнанги, а за ними, километрах в восьмидесяти, просматриваются хребты Полярного Урала. У входа в Полуй большое скопление теплоходов, катеров и барж на рейде. Многие из Обской губы. Нашему судну выход в губу не разрешён и мы подходим к пристани Салехарда.
 
       На крутом берегу над причалом возвышается бело-голубой «Речной вокзал» Салехарда — центра Ямало-Ненецкого автономного округа, крупнейшего речного порта. Здесь построены рыбоконсервный и деревообрабатывающий комбинаты, средние специальные учебные заведения, работают Дом культуры народов Севера и окружной краеведческий музей. Население города 23 тысячи жителей.
Экскурсовод поведал миф о божестве хантов - «золотой бабе». Несмотря на самострелы и волчьи ямы на пути искателей этого идола, она была похищена и до сих пор её следы не обнаружены.

       Здесь строили первый острог, отсюда начинался Обдорск. На автобусе объехали вокруг города. Почти все дома, кроме окркома и горкома партии, — деревянные балки в два этажа.
       Два огромных серых барака без окон, сложенные из деревянного бруса — это местные спортзал и  кинотеатр. Внутрь зданий не заходили, но снаружи – страх божий. 
       Много частных домиков. Общее впечатление гнетущее. Большинство домов надломано и перекошено вечной мерзлотой. На центральных улицах деревянные кривые тротуары, узкая проезжая часть из плохо уложенных железобетонных плит и непролазная грязь на остальных дорогах. По городу проложено два или три автобусных маршрута.
       На футбольном поле растут болотные кочки, входные ворота стадиона из массивных труб перекосились куда-то назад и вправо. Никто на поле давно не играл, хотя оно находится рядом с бараком спорткомплекса.

       В городе не радует глаз ни один штрих, ни одна деталь. Всё сделано серо, уныло, наспех, с минимальными затратами. Но что главное, неряшливо, неумело, тяп-ляп. Не чувствуется почерка мастера. Правда местный экскурсовод горделиво сообщает, что вот этот детсад, вот этот магазин строили студенты. Оно и видно. Какой со студентов спрос!

       В продуктовом магазине взял на пробу кусочек местной экзотики – полукопчёной колбасы из оленины. Вроде бы ничего, есть можно. Но на втором укусе на зубах захрустело стекло. Пришлось выбросить этот салехардский деликатес подальше от греха.
 
       За северной оконечностью города на 66 градусе северной широты стоит обелиск: дуга из отрезков стальных труб диаметром 500-800 мм и две остроконечные стелы, которые символизируют Полярный меридиан и стрелку компаса (фото 6). Местные жители иронично называют обелиск памятником колбасе.
       За условным Полярным кругом автобус остановился в лесотундре (фото 7), где все имели возможность попробовать найти несколько ягод брусники, голубики или водяники. Всё вокруг места высадки уже исхожено и изрядно вытоптано туристами. Вправо уходит дорога в местный аэропорт, вдоль которой выстроились на постаментах списанные труженики полярного неба.
 
       Салехард стоит на вечной мерзлоте, которая летом оттаивает на 1-1,5 метра. Продолжительность лета — 3-3,5 месяца. Ещё в июне бывает пурга, потом резко, за 1-2 недели проходит весна, потом белые ночи, когда солнце не заходит за горизонт. В июле-августе лето проходит. В сентябре осень, а в конце сентября приходит зима.

Д е н ь   о д и н н а д ц а т ы й
       Посёлок Мужи в переводе с языка хантов «живая вода», «живун». Магазины промтоваров, хозтоваров, культтоваров, продуктов с самым обычным ассортиментом.
       Но самое главное, что о прибытии больших кораблей местные жители имеют информацию по расписанию и к этому значительному в их жизни событию приурочивают меховую ярмарку на пристани: мохнатые собачьи шапки, кисы, чуни и коврики из оленьего меха. В это же время открывается и пристанской киоск с аналогичной продукцией. Шапку из собачатины можно купить за 40-50 рублей, из оленьего меха за 25, кисы до 100 рублей.
       Не удержался и купил симпатичный прикроватный коврик из шкуры оленя с подкладом из темно-коричневой байки. Дома из коврика активно стал выпадать волос. То ли шкуру плохо обработали, то ли несвоевременный забой. Волос трубчатый, лёгкий и сильно электризуется. Он стал прилипать ко всей одежде, причём платяная щётка его не брала, каждый волосок приходилось убирать пальцами. Но он даже и к пальцам приставал. Пришлось утилизировать коврик на мусорку.

       Поражает громадное число собак. Огромные красавицы-лайки прибывают на пристань впереди торговцев мехом и клянчат у туристов подачку.
       Вместе с ними пришли потусоваться аккуратные девочки-школьницы, любознательные пацанята. Прибытие в эту глушь крупного судна для них заметное событие.
       В самом посёлке собаки бродят по дорогам и тротуарам, группами лежат там и сям, шляются возле магазинов. Настроены псы мирно — проходя мимо, рукой специально касаешься их торчащих ушей и хвостов, а брюками носов, но они даже не реагируют. Только между собой иногда огрызнутся, но тут же мирно расходятся в разные стороны, не вступая в перепалку.
       Лишь только убрали трап, оживлённая ярмарка с пристани и с берега в мгновение ока исчезла как по волшебству.

Д е н ь   д в е н а д ц а т ый
       Сутки шли не останавливаясь.
   
Д е н ь   т р и н а д ц а т ы й
       Шли не останавливаясь до 15 часов. Сегодня в сельском клубе Шеркалов праздничный концерт школьников и их учителя пения Георгия Дмитриевича специально для нас и в знак признательности капитану «Тобола» Андрею Владимировичу за даровой провоз из Тобольска до дома.
       Со сцены выступили и взрослые. В частности, местная охотница, взявшая в своё время 17 медведей. Нам показали обряд праздника медведя и другой местный фольклор.
       На берег провожали чуть не всем селом. Поздно вечером теплоход продолжил свой путь.

Д е н ь   ч е т ы р н а д ц а т ы й
       Зелёная стоянка на берегу тайги.

Д е н ь   п я т н а д ц а т ы й
       Очередная зелёная стоянка. До обеда состоялся товарищеский матч по футболу между командами экипажа и туристов. Победила дружба.

        Вечером прощальный костёр на берегу Иртыша. Многим активистам, в том числе и мне, вручили шуточную Грамоту «Салехард – Полярный круг – Тобольск» с текстом вязью под старину:
       «Дана сия превеликая грамота землепроходцу, туристом прозываемому, гостю славной земли тюменской Александру в удостоверение того, что оный землепроходец VIII месяца 1984 г. через линию, воображаемую мудрецами, Северным полярным кругом именуемую, переступил, в славном граде Салехарде побывал, воды холодной из сибирских рек ни один глоток при купании откушал, на зелёных стоянках далеко не заплывал, пел, плясал он, другую выполнял общественную работу нелёгкую не корысти ради, а для веселия сотоварищей своих. И стужу, и жару превозмог он, скуки не знал и другим скучать не давал.
       За бескорыстность его великую и душу человеческую, за то, что радость несёт людям, повелеваем:
Поименованному землепроходцу впредь при хождении по всем рекам, лесам, степям и городам препятствий не чинить и воздавать должное за заслуги его во всех краях земли, на всех тропах и путях туристских.
       Сия грамота выдана Соханскому Александру, года 1984, месяца августа, числа 21 и закреплена тремя печатями».
 
Д е н ь   ш е с т н а д ц а т ы й
       Ещё один день в Хантах. Обзорная экскурсия с биноклем на гору. Пиво с малосольной тёшей муксуна.
Сплошь плесневелые изнутри кедровые орешки, купленные на дорогу, пришлось безжалостно выбросить. Пробуй, что берёшь!

Д е н ь   с е м н а д ц а т ы й
       Теплоход прибывает в Тобольск. Самостоятельные прогулки по магазинам. В магазине одежды приобрёл приличную кожаную куртку с утепляющим подкладом за 64.50. Остальные туристы тоже пополнили свой багаж обновами.
       На теплоходе жили до вечера. В 9 часов туристов увезли автобусом на железнодорожный вокзал. 

       В ожидании поезда здесь пришлось наблюдать гнетущую картину пересылки зеков. Автомобиль-фургон почти вплотную подгоняют задним ходом к тамбуру спецвагона. С обеих сторон у выхода наготове стоят офицеры-конвоиры. Наверняка с другой стороны тоже стоит заграждение на случай попытки побега под вагон. Перрон оцеплен вооружёнными охранниками. У машины кинолог с овчаркой. Сначала опорожняют фургон от тобольских ЗК. В освободившийся фургон грузят пересыльных в тобольскую тюрьму. Темно. Самих зеков в тёмной форме почти не видно, только их бритые головы выкатываются из неяркого света тамбура, словно бильярдные шары. Заключённые в наручниках. Конвой грубо подталкивает к машине и подгоняет: быстрее! быстрее! быстрее! Тяжкое зрелище для ожидающих своего поезда пассажиров и их детей. Вызывает чувство сострадания к этим несчастным, но с другой стороны эти ЗК безжалостно грабили, насильничали, убивали, не жалея и не щадя своих жертв. И получили за это по заслугам.

       Закончилось наше семнадцатидневное путешествие на теплоходе «Тобол», протяжённостью 4290 километров. В среднем за один большой переход теплоход делает 200-250 километров.
Мы возвращаемся по домам.

       В корабельной книге отзывов туристов я оставил краткое четверостишие, перекликающееся с песней Юрия Антонова, которая всегда звучала из рупоров теплохода при подходе к причалам. Семнадцать дней на борту гостеприимного корабля к концу путешествия казались лишь мгновениями.

       Ах, белый наш «Тобол»,
       Гудка тревожный бас!
       Семнадцать дней с тобой -
       Мгновения для нас.



       Александр Соханский,
       по сценарию слайд-фильма, [5]
       1984 г.


       P.S. Строки этого постскриптума написаны спустя почти сорок лет после круиза в четыре тысячи километров по сибирским рекам. Интернет знает всё и я решил попробовать узнать дальнейшую судьбу нашего белоснежного лайнера.

       Как оказалось, интернет в действительности всё знает. «Тобол» был построен и спущен на воду последним из 16-ти собратьев по проекту «860» в 1962-м году (на Тюменском судостроительном заводе в период с 1959 по 1962 годы, было построено 4 теплохода для эксплуатации на реках Иртыш и Обь). Остальные 12, построенные на других заводах, перевозили пассажиров по Амуру, Лене и Дунаю.

       С самого начала это был настоящий плавучий дворец, самый шикарный корабль на Туре и реках Обь-Иртышского бассейна. Даже его близнецы «Тюмень» (1959), «Генерал Карбышев» (1960) и «Космонавт Гагарин» (1961) не могли сравниться с ним по красоте и богатству интерьеров. Судно совершало рейсы, принимая на палубы до 304 пассажиров при команде из 54 человек.

       Время идет, все меняется. В 1980-е годы многие суда проекта «860» подверглись модернизации: одним заменяли устаревающее оборудование и ставили двигатели, отвечающие новым стандартам, другие вовсе перестраивали, изменяя внешний облик. Пассажировместимость после модернизации в туристический класс была снижена до 150 человек, а численность экипажа до 30-40 человек.
 
       В 1990-х не стало постоянной работы у судов семейства «860». Движение всех 16-ти собратьев на разных реках постепенно прекратилось. Половину теплоходов списали и сразу же утилизировали. Несколько бортов отправили на безвременную стоянку ожидать дальнейшей участи.
       Первый из тюменской серии теплоход "Тюмень" сгорел ещё в 1964 году, а два других, "Космонавт Гагарин" и "Генерал Карбышев», выведены из эксплуатации.
       Оказался на руинах великой эпохи и «Тобол». Он ходил по транспортной Обь-Иртышской линии до 1992 года (фото 2). После этого стоял на причале в качестве плавучей гостиницы в Ханты-Мансийске.
       К сожалению, с тех пор в рейсе этого красавца больше увидеть не пришлось. Судно списано в 2004 году и отправлено на отстой на верфь Тюменского судоремонтного завода в районе поселка Мыс. Почти два десятка лет оно не слышало ни деловых переговоров команды, ни веселых голосов отдыхающих, когда-то прогуливавшихся по палубам, ни звона посуды в барах и ресторане. В каютах стоит мрак и тишина.
       Я нашёл его фотографии на рейде судоремонтного завода (фото 13). Наш любимец постарел и заржавел. Когда-то безукоризненная белизна судна во многих местах побита ржавчиной и покрыта ржавыми подтёками. Палубы пусты, нет ни шлюпок, ни оранжевых бубликов спасательных кругов, окна каЮт смотрят мёртвыми тёмными квадратами, кое-где они забиты фанерой или завешены рубищами там, где отсутствует или разбито стекло.

       Через разбитое окно пробрался внутрь и прогулялся в марте 2015 года по всем помещениям «Тобола» с видеокамерой некто Сергей Ермолаев и его ассистент Саша. Двадцатиминутный репортаж заброшенного мира удручающе давит на  психику человека, в особенности пожившего когда-то в этих надраенных образцовых помещениях.
       Дикого погрома нет, но всё небрежно разбросано: какие-то бумаги, битое стекло, скомканные постельные принадлежности в каютах, вырезанный ковролин в кают-компании и в ресторане, опрокинутые предметы мебели и оборудования, всевозможный мусор. Краска со стен во многих помещениях сходит лохмотьями. [6]

       После длительного отстоя красавец-теплоход «Тобол» в 2020 году всё же был разрезан на металлолом. [7]


       Александр Соханский
                22.02.2022
           Красивая дата!!!




П Р И М Е Ч А Н И Я

       [1] Города Сибири. Тюмень — ворота Сибири http://proza.ru/2015/07/21/407
       [2] Императорские маршруты. Николай II в Сибири http://proza.ru/2013/09/17/589   
       [3] Города Сибири. Тобольск — жемчужина Сибири http://proza.ru/2015/11/19/423
       [4] Блокнот путевых заметок, 1984
       [5]Авторский слайд-фильм «По Оби и Иртышу», 1984
       [6] Борт № ОИ-07-2779  https://park72.ru/tyumen-attracts/66467/
       [7] Russia / Tjumen / Melioratorov / Тюмень https://wikimapia.org/39566322/ru/--


Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я    И Н Ф О Р М А Ц И Я   

       По Тюменской области. Путеводитель. Средне-Уральское книжное издательство, 1984
       Путешествие по Оби и Иртышу на теплоходе «Тобол». Буклет. Изд-во Тюменская правда», 1982
       По Оби и Иртышу. Путеводитель. Информационное бюро «Турист», Москва, 1977
       Тюмень. Туристская схема. ГУГК, Москва, 1979
       Тюменская область. Туристская схема, ГУГК, Москва, 1977
       Тюменская область. Справочная административная карта, М 1:2 500 000, ГУГК, Москва, 1982