Галерея портретов актера Сосницкого ИИ

Владимир Варнек
Верхний ряд, слева-направо.
1. Неизвестный художник.  Портрет И.И. Сосницкого. 1830-е гг. Государственный театральный музей.
2. Варнек А.Г. Портрет актера. Х.м. 60х73 см. 1817. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
3. Неизвестный художник. Портрет И.И. Сосницкого.  Почтовая открытка периода 1980-1989 гг.

Нижний ряд, слева-направо.
4. Барышев В.С. Портрет И.И. Сосницкого. Литография 1961 г.
5. Баранов Василий Венедиктович (ученик А.Г. Варнека, запечатленный им на картине «Трубадур»). Портрет И.И. Сосницкого. Литография первой половины 1830-х гг.
6.  Неизвестный художник. Портрет И.И. Сосницкого в профиль. Литография начала 1860-х гг. Портрет приложен к биографии актера в Википедии.

В период с 2015 по 2019 гг. я поместил на сайте «Воскресный день» 13 заметок, посвященных творчеству художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782-1843), нашего с братом Александром пра-пра-пра-деда.

В одной из этих заметок была высказана версия о том, что на его живописном  портрете безымянного актера из собрания Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника был запечатлен выдающийся русский драматический актер Сосницкий Иван Иванович (1794–1872), биография которого сообщается в Википедии и др. интернетовских документах.

Желая ознакомить с предложенной атрибуцией портрета читателей прозы.ру, решил опубликовать здесь повторно свою предыдущую заметку, доработав ее текст. Некоторой мотивацией этому является то, что спустя семь лет после опубликования указанной заметки, обсуждаемый портрет так и продолжает оставаться безымянным даже на сайте «Воскресный день», на котором портрет демонстрируется в числе  52-х произведений художника из собрания отечественных музеев. 

Помещенную на данном сайте коллекцию картин художника, кстати, можно посмотреть, набрав в поисковой системе «Яндекс» всего лишь три слова – «Воскресный день Варнек». Так обычно я и выхожу на этот сайт.

После сделанного вступления привожу ниже заметку, опубликованную на сайте «Воскресный день» под названием  «Портрет актера кисти А. Варнека».

В списке произведений художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782–1843), приведенном в монографии В.С. Турчина, под номером 112 значится Портрет актера, выполненный в 1817 году [1] и находящийся с 1929 года в собрании Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Любопытно, что до этого данный портрет находился в собрании проживавшего в Ленинграде народного артиста СССР Гардина Владимира Ростиславовича (1877–1965), актера и режиссера многих популярных советских фильмов, а также известного коллекционера [2].

Авторство А.Г. Варнека, как следует из аннотации к портрету, подтверждает подпись-монограмма  А.В. 1817, находящаяся слева внизу портрета.
Автор настоящей заметки, изучая творчество художника, еще много лет тому назад заинтересовался вопросом: кого же он запечатлел на данном портрете? Связавшись однажды с музеем и познакомившись с его сотрудником, историком-искусствоведом В.М. Галицким, узнал, что этот вопрос Владимира Михайловича также давно интересует.

Опубликовав порядка 60 статей о творчестве А.Г. Варнека и людях на его портретах, я пришел к заключению, что в большинстве случаев художник писал портреты людей известных, оставивших след в истории. Так элементы биографий  порядка восьмидесяти портретируемых им людей, находятся в разных первоисточниках: биографических словарях, энциклопедиях, каталогах и книгах. Среди них около 40 человек являются представителями дворянских родов, прославивших Отечество [3].

На своих портретах художник запечатлел государственных деятелей, сенаторов и губернаторов, известных генералов, представителей культуры и искусства (более 20 человек). К последним относятся, в частности, выдающаяся балерина Е.И. Колосова, входящая в число ста великих мастеров балета [4], и известная оперная певица и драматическая  актриса Н.М. Семенова (обе покоятся в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры). Некоторые сведения об этих знаменитых женщинах приведены в статье, опубликованной на сайте «Воскресный день» в связи с памятной датой портретиста, запечатлевшего названных женщин.

Изучив биографии известных актеров первой половины XIX века и их портретные изображения, я пришел к заключению, что на обсуждаемом портрете работы А.Г. Варнека изображен, предположительно, выдающийся русский драматический актер Сосницкий Иван Иванович (1794–1872). Довольно содержательная биография его приведена в Большой Советской энциклопедии (2-ой выпуск), где даны ссылки на посвященные актеру публикации прошлых лет.

Здесь отмечу лишь то, что первыми известными работами Сосницкого на петербургской театральной сцене были роли Альмавива в пьесе Бомарще «Безумный день, или женитьба Фигаро» и Дон Жуана в комедии Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир», впервые сыгранные им в 1816 году. За всю свою жизнь Сосницкий исполнил 560 ролей и был, в частности, первым исполнителем роли городничего в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Захоронение знаменитого актера находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Иконография И.И. Сосницкого обширна, однако сведений о его портретах довольно мало – часто неизвестны имена выполнивших их авторов, точные даты их исполнения и места нахождения. Кроме того, знакомясь с имеющимися изображениями, я обратил внимание на то, что сходства в лице актера в работах разных авторов мало. Это затруднило идентификацию модели на портрете актера работы А.Г. Варнека, выполненного в 1817 году, когда художник, уже несколько лет работал преподавателем в Императорской академии художеств в должности советника, получая жалованье (до этого он пять лет после получения звания академика работал здесь на бесплатной основе). 

Ряд известных портретных изображений И.И. Сосницкого, которые были использованы при установлении личности модели на портрете кисти А.Г. Варнека, воспроизведены в настоящей заметке . Сопоставив облик портретируемого на его портрете, воспроизведенном на сайте «Воскресный день» и в настоящей заметке для удобства сравнения с другими изображениями, я увидел, что безымянный актер с портрета Варнека больше всего похож на актера Сосницкого с акварельного портрета неизвестного художника, выполненного в 1830-е.  Наибольшее сходство можно усмотреть в выразительных глазах портретируемого и в форме большого носа – главного отличительного признака всех портретов Сосницкого.

Выражая пока свою собственную точку зрения, что А.Г. Варнек запечатлел на своем портрете 1817 г. актера И.И. Сосницкого, думаю, что работа по атрибуции данного портрета должна быть продолжена. Но если предложенная версия будет принята специалистами, то можно будет констатировать, что на портрете из собрания Псковского музея-заповедника знаменитый актер запечатлен в возрасте 23 лет, когда на петербургской сцене им были сыграны первые известные и названные выше роли. И если предложенная версия подтвердится, то, скорее всего, можно будет утверждать, что А.Г. Варнек выполнил самый первый портрет И.И. Сосницкого, который в 1817 году был еще малоизвестным начинающим актером. 

В заключение хотел бы заметить, что один из воспроизведенных в настоящей заметке портретов И.И. Сосницкого выполнил ученик А.Г. Варнека, художник и актер Баранов Василий Венедиктович (1792–1836), выполнивший целый ряд портретов театральных деятелей (см. миниатюру о нем на сайте "проза.ру").

Другой ученик художника и педагога Императорской академии художеств, Чернецов Григорий Григорьевич (1802 – 1865), запечатлел И.И. Сосницкого на своей знаменитой картине «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». На картине  художник изобразил с натуры 223 фигуры своих современников, известных в Петербурге того времени людей [5]. 

ПРИМЕЧАНИЯ
1.Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782 – 1843. М.: Искусство 1985. С.123.      
2.Банников А.П., Сапожников С.А. // Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II.  1700 –  1918 гг. М.; ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 117.   
3.Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: Энциклопедия дворянских родов. Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004. 
4.Трускиновская Д.М. 100 великих мастеров балета. М.: Вече, 2010. С. 79.
5.Русский музей.  Живопись первой половины XIX века (К–Я)/ Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007. С.194.

22.02.2022.