Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один - жестокостью, другой -
Отравою похвал,
Коварным поцелуем - трус,
А смелый - наповал.
(Оскар Уайльд. Баллада Рэдингской тюрьмы)
Люди сделают всё возможное, неважно насколько абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.
Карл Густав Юнг
Оскар Уайльд - выдающийся английский писатель, ирландец по национальности, как и еще один великий ирландец Бернард Шоу.
Портрет Дориана Грея лучшее произведение Уайльда*.
В романе происходит следующее, художник нарисовал портрет Дориана в молодости, естественно, молодым и красивым, как все мы в молодости. Увидев этот портрет, еще наивный, пылкий, неиспорченный Дориан пожелал всегда оставаться таким как на портрете.
Портрет по мере развития жизни и совершения Дорианом грехов впитывает в
себя все грехи Дориана и становится все старее и уродливее, а Дориан остается неизменно молодым и красивым. В определенном смысле параллель с Фаустом, Лорд Генри воплощение Мефистофеля. Или с Шагреневой кожей Бальзака, или, если хотите, такая шальная мысль пришла мне в голову, – между человечеством и окружающей природой.
Впитывая наши грехи по ее уничтожению, природа становится все ужасней и зловредней, и в конце концов, мы в гневе вонзаем в нее нож, но превращаемся в прах, а природа по прежнему остается прекрасной и привлекательной.
Жизнь, как мы все знаем, вещь сложная, полна соблазнов, которым мы поддаемся, что и отражается на нашей внешности и характере.
Лорд Генри в романе чисто по-мефистофельски говорит, что самый простой способ справиться с искушением – уступить ему.
Во время одной из встреч Бэзил Холлоуорд - автор портрета на правах старого друга уговаривает Дориана сменить образ жизни, но Дориан показывает ему свой ужасающий портрет, и потеряв над собой контроль, убивает художника.
Дориан, зная о секрете своего портрета, и пряча его ото всех, в конце концов уничтожает портрет, превращается в страшного уродливого старика и умирает.
В романе много смыслов, тем он и интересен, и каждый прочитывает его в соответствии со своим омутом (хотел написать – опытом, какая описка!!) и характером.
Оскар Уайльд, писал по поводу романа: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея не знает никто. Тот кто находит их, привнес их сам».
Канадский психолог Эрик Берн(смотри мой рассказ «Стержень жизни»
http://proza.ru/2015/07/25/959 ) написал довольно странные вещи о людях, утверждая, что каждый человек думает,что будет жить вечно, что неотразим и что знает все:
«три представления или верования, глубоко укоренившиеся в подсознательной психике каждого человека... Это вера в свое бессмертие, в неотразимость своего очарования и во всемогущество своих мыслей и чувств». ( Эрик Берн «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных,стр 51»).
Меня очень занимало утверждение о нашей вере в неотразимость. И я, глядя на себя в зеркало, долго в этом убеждался (ха-ха - еще раз читать рассказ «Стержень жизни»).
В каждом из нас живет некое существо, которое никогда не стареет и мы ведем себя всегда как это существо, а не в соответствии с нашим истинным возрастом и внешностью. В религиозном смысле это душа, а фрейдистско-атеистическом – это наше эго. А у Карла Юнга точнее всего – это смесь Самости и Ид*.
Это и есть наш внутренний воображаемый образ. Тот гомункул, о котом я пишу, что он постоянно живет внутри нас и определяет наши поступки.
В старости из-за этого мы все чаще и чаще попадаем впросак – например, хочешь перепрыгнуть через лужу, что всегда делал запросто, и вдруг – раз и в луже.
Или еще лучше пример - как мы пишем. На Прозеру при чтении все авторы представляются по психологическому тону молодыми, это как раз в авторе его внутренний человек проявляется. И часто вдруг узнаешь с удивлением, что автору за 70 лет.
Зеркало, казалось бы, должно спасать нас от этого заблуждения, но и оно не помогает – так сильно мы себе нравимся... «Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи...»
И вот однажды наступает ужасный момент прозрения. Причины у каждого свои, и молодые, слава Богу, в большинстве еще не доросли до этого момента, - у них внешний и внутренний человек совпадают. И в этот момент нам хочется разбить зеркало - «порезать ножом портрет» как Дориан Грей.
И возраст здесь не при чем. А что при чем? Баланс добра и зла накопленного нами за жизнь.
Знаменитые примеры, иллюстрирующие мою мысль, Пушкин и Ван Гог, и... разумеется, сам Уайльд, закончивший свою жизнь трагически.
В зените славы Уайльд подал в суд на лорда Куинсберри - отца своего любовника Альфреда Дугласа.
Как и Сократу друзья (в частности Бернард Шоу) предлагали ему уехать из Англии во Францию, но он не согласился. На суде он вел себя остроумно вызывающе и заседатели оправдали Куинсберри, а Уайльда арестовали по обвинению в гомосексуализме и приговорили к 2 годам тюрьмы. Он отбыл срок и вышел на свободу в мае 1897 года больным, без денег, и морально разбитым. Умер в Париже три года спустя.
Что ж нам делать?
Жить в гармонии с самим собой.
_____________________________
Рецензия Владислава Плеханова
Здравствуйте, Михаил.
Ваша философско-психологическая трактовка «Портрета Дориана Грея» глубока и изящна. Думаю, что и сам Оскар Уайльд оценил бы её по достоинству. При этом Вы как и автор романа оставляете читателю возможность многое домыслить самому. Я попытался кратко сформулировать для себя суть Вашей работы. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Зеркало нашей самооценки безмерно льстит нам. В нём мы остаёмся молоды, неотразимы и умны как нестареющий Дориан Грей. Однако наше тело с возрастом как портрет этого героя всё чаще показывает нам истинное положение вещей.
Многие подобно Дориану даже готовы в отчаянии броситься с ножом на своего безжалостного обличителя. Однако тело здесь ни при чём. Оно только внешнее выражение нашего внутреннего «баланса добра и зла», то есть совести.
Если совесть чиста, то и наш телесный портрет не раздражает нас особо своими недостатками, а если наша совесть неспокойна, то наша внешность, телесные немощи и болезни начинают бесить нас своими обличениями как эринии.
Поэтому нужно «жить в гармонии с самим собой», в том числе и со своей совестью, а может быть прежде всего именно с ней.
Трагедия Дориана Грея, а вместе с ним и нашего эго, заключается в том, что он наивно поверил лорду Генри: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. "Совесть" - официальное название трусости, вот и всё.»
Наивно выводя за собки своего «я» совесть, как нечто мешающее ему, человек выводит за скобки самого себя искру Божию. А это не обходится без трагических последствий.
Владислав Плеханов 06.03.2022 15:48
_____________________________________
* Существует больше дюжины фильмов о писателе и не меньше экранизаций его произведений, включая Портрет Дориана Грея.
Портрет Дориана Грея с Яковлевым в роли Лорда Генри и В. Бабятинским в роли Дориана Грея я смотрел в 1968 году в СССР.
* «Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни».
Самость (юнговский архетип) - это сущность личности, внем выражены и объединены все стороны личности.
Юнг полагал, что "религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта».