Портрет Дориана Грея

Михаил Гольдентул
               
 Ведь каждый, кто на свете жил,
 Любимых убивал,
 Один - жестокостью, другой -
 Отравою похвал,
 Коварным поцелуем - трус,
 А смелый - наповал.
       (Оскар Уайльд. Баллада Рэдингской тюрьмы)

Люди сделают всё возможное, неважно насколько   абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.

                Карл Густав Юнг

    Оскар Уайльд  - выдающийся английский писатель, ирландец по национальности, как и еще один великий ирландец Бернард Шоу.
    Портрет Дориана Грея  лучшее произведение Уайльда*.
    
   
    В романе происходит следующее, художник нарисовал портрет Дориана в молодости, естественно, молодым и красивым, как все мы в молодости. Увидев этот портрет, еще наивный, пылкий, неиспорченный  Дориан пожелал всегда оставаться таким как на портрете.

    Портрет по мере развития жизни и совершения Дорианом грехов  впитывает в
себя все грехи Дориана и становится все старее и уродливее, а Дориан остается неизменно молодым  и красивым. В определенном смысле параллель с Фаустом,  Лорд Генри воплощение Мефистофеля. Или с  Шагреневой кожей Бальзака, или, если хотите, такая шальная мысль пришла мне в голову, – между человечеством и  окружающей природой.
Впитывая наши грехи по ее уничтожению, природа становится все ужасней и зловредней, и в конце концов, мы в гневе вонзаем в нее нож, но превращаемся в прах, а природа по прежнему остается прекрасной и привлекательной.
    
     Жизнь, как мы все знаем, вещь сложная,  полна соблазнов, которым мы поддаемся, что и отражается на нашей внешности и характере.
   

     Лорд  Генри в романе чисто по-мефистофельски говорит, что самый простой способ справиться с искушением – уступить ему.

      Во время одной из встреч Бэзил Холлоуорд - автор портрета на правах старого друга уговаривает Дориана сменить образ жизни,  но Дориан показывает ему свой ужасающий портрет, и потеряв над собой контроль, убивает художника.
      Дориан, зная о секрете своего портрета, и пряча его ото всех, в конце концов уничтожает портрет, превращается в страшного уродливого старика и умирает.
    
    В романе много смыслов, тем он и интересен, и каждый прочитывает его в соответствии со своим омутом (хотел написать – опытом,  какая описка!!) и характером.
      Оскар Уайльд,  писал по поводу романа: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея не знает никто. Тот кто находит их, привнес их сам».

      
      Канадский психолог  Эрик Берн(смотри мой рассказ  «Стержень жизни» http://proza.ru/2015/07/25/959 ) написал довольно странные вещи о людях, утверждая, что каждый человек думает,что будет жить вечно, что неотразим и что знает все:
«три представления или верования, глубоко укоренившиеся  в подсознательной психике  каждого человека... Это вера в свое бессмертие, в неотразимость своего очарования и во всемогущество своих мыслей и чувств». ( Эрик Берн  «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных,стр 51»).

     Меня очень занимало утверждение о нашей вере в неотразимость. И я, глядя на себя в зеркало,   долго в этом убеждался (ха-ха  - еще раз читать рассказ «Стержень жизни»).
     В каждом из нас живет некое существо,  которое никогда не стареет и мы ведем себя всегда как это существо, а не в соответствии с нашим истинным возрастом и внешностью. В религиозном смысле это душа, а фрейдистско-атеистическом – это наше эго. А у Карла Юнга точнее всего – это смесь Самости и Ид*.
    
     Это и есть наш внутренний воображаемый образ.  Тот гомункул, о котом я пишу, что он постоянно живет внутри нас и определяет наши поступки.
      В старости из-за этого мы все чаще и чаще попадаем впросак – например, хочешь перепрыгнуть через лужу, что всегда делал запросто, и вдруг – раз и в луже. 
     Или еще лучше пример - как мы пишем. На Прозеру при чтении все авторы представляются по психологическому тону  молодыми, это как раз в авторе его  внутренний человек проявляется.  И часто вдруг узнаешь с удивлением, что автору за 70 лет.   
     Зеркало, казалось бы,  должно спасать нас от этого заблуждения, но и оно не помогает – так сильно  мы себе нравимся...  «Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи...»
     И вот однажды наступает ужасный момент прозрения. Причины у каждого свои, и молодые, слава Богу, в большинстве еще не доросли до этого момента, - у них внешний и внутренний человек совпадают. И в этот момент  нам хочется разбить зеркало  - «порезать ножом портрет» как Дориан Грей.

И возраст здесь не при чем. А что при чем? Баланс добра и зла накопленного нами за жизнь.
     Знаменитые примеры, иллюстрирующие мою мысль, Пушкин и Ван Гог, и... разумеется, сам Уайльд, закончивший свою жизнь трагически.
В зените славы  Уайльд подал в суд на лорда Куинсберри - отца своего любовника Альфреда Дугласа.
     Как и Сократу друзья (в частности Бернард Шоу) предлагали ему уехать из Англии  во Францию, но он не согласился. На суде он вел себя остроумно вызывающе и заседатели оправдали Куинсберри, а Уайльда арестовали по обвинению в гомосексуализме и приговорили к 2 годам тюрьмы. Он отбыл срок и вышел на свободу в мае 1897 года больным, без денег, и морально разбитым. Умер в Париже три года спустя.

    Что ж нам делать?
Жить в гармонии с самим собой.

_____________________________



Рецензия Владислава Плеханова

Здравствуйте, Михаил.

Ваша философско-психологическая трактовка «Портрета Дориана Грея» глубока и изящна. Думаю, что и сам Оскар Уайльд оценил бы её по достоинству. При этом Вы как и автор романа оставляете читателю возможность многое домыслить самому. Я попытался кратко сформулировать для себя суть Вашей работы. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Зеркало нашей самооценки безмерно льстит нам. В нём мы остаёмся молоды, неотразимы и умны как нестареющий Дориан Грей. Однако наше тело с возрастом как портрет этого героя всё чаще показывает нам истинное положение вещей.

Многие подобно Дориану даже готовы в отчаянии броситься с ножом на своего безжалостного обличителя. Однако тело здесь ни при чём. Оно только внешнее выражение нашего внутреннего «баланса добра и зла», то есть совести.

Если совесть чиста, то и наш телесный портрет не раздражает нас особо своими недостатками, а если наша совесть неспокойна, то наша внешность, телесные немощи и болезни начинают бесить нас своими обличениями как эринии.

Поэтому нужно «жить в гармонии с самим собой», в том числе и со своей совестью, а может быть прежде всего именно с ней.

Трагедия Дориана Грея, а вместе с ним и нашего эго, заключается в том, что он наивно поверил лорду Генри: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. "Совесть" - официальное название трусости, вот и всё.»

Наивно выводя за собки своего «я» совесть, как нечто мешающее ему, человек выводит за скобки самого себя искру Божию. А это не обходится без трагических последствий.

Владислав Плеханов   06.03.2022 15:48
_____________________________________

  *  Существует больше дюжины фильмов о писателе и не меньше экранизаций его произведений, включая Портрет Дориана Грея.
    Портрет Дориана Грея с Яковлевым в роли   Лорда Генри  и В. Бабятинским в роли Дориана Грея я смотрел в 1968 году в СССР.

   *  «Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности    -  нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни».
Самость (юнговский  архетип) - это  сущность личности, внем выражены и объединены все стороны личности.
 
    Юнг полагал, что "религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта».