Совесть

Надежда Франк
    Весна была ранняя и тёплая. Валентна Петровна или, как в селе её уважительно называли Петровна, сделала в огороде посадки и в субботу решила поехать в гости к сыну. Сын жил в городе, звал мать, но женщина говорила, что ей ещё рано становиться городской бездельницей.

Автобус был проходящий, поэтому места, обычно, были заняты. Но в этот раз ей повезло: с третьего места пассажир встал и вышел. Валентина Петровна купила билет, села и облегчённо выдохнула.
    За два часа пути пассажиры невольно начинают обращать внимание на соседей.  На первом месте, прямо напротив, сидела женщина. У ног стояли сумки и пакеты, которые мешали Валентине удобно поставить ноги. Она хотела попросить отодвинуть пакет, встретилась взглядом с сидящей женщиной, но та отвела глаза и стала смотреть в окно.
     Память ярко отразила девочку, ученицу Валентины Петровны, отличницу, мечтавшую стать певицей, и ту поездку, когда они вот так же ехали в автобусе.
В ту весну она готовила выпускной класс к экзаменам. После консультации вернулась домой и стала высаживать рассаду. Резкая боль в боку пронзила спину.
- Ещё не лучше – радикулит сейчас получить,- мелькнула мысль,- экзамены у детей скоро, заменить меня некем.

Женщина прошла в дом, приняла  обезболивающую таблетку, полежала. Боль утихла, но оставалась глубоко внутри. А ночью она проснулась от пронзающей боли. Кое-как дотерпев до утра, Валентина Петровна отправилась к автобусу, чтобы поехать на приём к врачу. В селе был только ФАП, поэтому к врачу люди ездили в районный центр.
   Когда она подошла к автобусу, все сидячие места были уже заняты. В этот день рабочие местной фермы ехали на медосмотр.
- Петровна, ты что так долго спала?- пошутили женщины. 
Валентина Петровна протиснулась на переднюю площадку и стала так, чтобы было видно дорогу. Здесь плотно стояли пассажиры, и сидящим её не было видно. Водитель продал билеты, и автобус тронулся. Дорога была просёлочная, неровная. Вскоре учительница почувствовала, как притихшая боль стала нарастать.

  На переднем сидении, лицом к ней, сидела девушка- старшеклассница, её ученица. Из разговора с водителем, который тоже был когда-то учеником Валентины Петровны, пассажиры узнали, что девушка едет в магазины поискать платье на выпускной.
Женщине становилось всё хуже и хуже.  Она побледнела и часто вытирала капли пота с лица. Водитель Валера в зеркало тоже это заметил. Она несколько раз встретилась с его встревоженным взглядом.

 Стоящие пассажиры стали говорить девушке, чтобы она уступила место учительнице. Но та достала тёмные очки, прикрыла ими глаза и, повернувшись спиной, продолжала сидеть и смотреть на дорогу, делая вид, что ничего не слышит. Женщины стали   обсуждать молодёжь. Водитель повернул голову и сказал девушке:
- Уступи место своей учительнице.
- Я за билет заплатила,- ответила она.

Валентина Петровна вспомнила слова мудрого директора школы, который на педсоветах говорил: « Вы «тянете» отличников, ошибки им на экзамене  исправляете, а они  потом и спасибо вам не скажут. А троечники всю жизнь с благодарностью вспоминают, родители их кланяются при встрече».

   Вскоре показались  здания райцентра. На первой остановке автобус остановился. Водитель открыл дверь и, повернувшись к сидящей девушке, сказал:
- Выходи, дальше я тебя не повезу. Молодая, дойдёшь до магазина пешком.
- Я деньги за билет заплатила,- фыркнула та.
- Вот твои деньги, возьми,- протянул ей водитель купюру.- Если нет совести, тебя никакие деньги не оправдают.

 Потом он встал в полный рост и обратился к людям:
- Уважаемые пассажиры, я на пять минут задержу ваше приближение к вокзалу и подвезу больного человека до больницы. Кому к вокзалу не нудно, можете выйти сейчас.
- Конечно, Валера, езжай,- послышались голоса,- тут многие едут в больницу.

 С тех пор прошло много лет. И вот сейчас напротив сидела та самая Гульнара, отличница, мечтавшая стать певицей и выступать на сцене большого города.  Судя по сумкам и пакетам, по её внешнему виду, мечта её не сбылась. Может быть, поэтому она делала вид, что не узнаёт свою учительницу, которая в  юности казалась ей деревенской. Возможно, она тоже вспомнила ту давнюю поездку, и ей теперь стало неловко. А водителя Валеру Валентина Петровна с благодарностью помнит до сих пор.