Добрая сказка

Александр Петросян
Добрая сказка
Кощей проснулся от какого-то странного звука.

-Василиса, слышишь? Это что такое?

Сонная Василиса с трудом разлепила веки и спросила, -Ты чего, Костя?

-Звук какой-то, о, опять, слышишь? Звенит что ли?

Это в дверь звонят, -сонно ответила Василиса, -я колокольчик повесила, чтобы знать когда гости приходят.

-Гости? -удивился Кощей.

-Да, гости, не в пещере живем. Нужно быть культурными, в конце-концов. Все, отстань, я спать хочу. Рань какая. Иди сам посмотри кто это там пришел.

Кощей вылез из под одеяла, натянул халат, который Василиса подарила ему на годовщину их свадьбы, сунул ноги в тапки и тихо, чтобы еще раз не разбудить Василису, если она не выспится, то будет гонять его целый день, находя разные занятия, спустился вниз.

Он подошел к двери. Прислушался, принюхался. За дверью точно кто-то был. Еще один робкий “дзинь” колокольчика развеял в этом всякие сомнения.
Он перечислял в уме кто бы это мог быть. Баба Яга просто входила и все. Ему с трудом удалось ее уговорить, хотя бы не приходить по ночам, когда они с Василисой спали.
Змей Горыныч всегда влетал в окно, для чего одно из них пришлось расширить.
Леший, кикиморы, водяной, лихо одноглазое, кот баюн?
Он терялся в догадках, никто из них никогда не стучал в двери, да и двери его дома всегда были открыты для них. Иногда это приносило неудобства, но все же они были все свои, родные.
-Может ветер? Точно! Ветер! Ну вот и разобрались. Можно идти досыпать.
Кощей развернулся и занес ногу для шага.
Дзинь-дзинь, более настойчиво сообщил колокольчик.

Кощей подошел к двери, - Там кто?  Э-э-э, как же это Василиса учила? А! Кто там?

-Здравствуйте, простите, что я так рано. У меня к вам дело. Можно мне войти?

Кощей остолбенел. Обычно в замок пытались ворваться. Богатыри, всякие проходимцы и сброд. А тут просят войти?

Кощей открыл дверь.

-Здравствуйте, -на пороге стоял невысокий улыбающийся человек.

-Здравствуй, странник, -ответил Кощей.

-Можно войти? -спросил незнакомец.

-Э-э-э, заходи мил человек, -осторожно сказал Кощей.

-Спасибо, -ответил незнакомец.

Он вошел, осмотрелся и тихо спросил, Простите, а можно мне воспользоваться вашим туалетом? Я долго к вам добирался, а тут по дороге, знаете ли удобств не встретил.

Кощей снова удивился, -А там, -он показал рукой на улицу, -Там же кусты, деревья и все такое.

-Ну что вы, так нельзя. Мы же культурные люди. Как можно?

-Можно, подумал Кощей, -Еще как можно. Почему-то все из претендентов, которым не удалось победить его в своих претензиях на его дом, земли, чудеса и богатство, включая Василису, когда уходили побежденными,  а он давно уже не убивал этих бедолаг. Зачем? Пусть живут. Так вот, когда они уходили побежденными, почему-то они считали своим долгом насолить ему ну хоть каким способом. И всегда все то чем они насолили жутко воняло. Что там они едят эти богатыри?
А Илья Муромец - вот уж, действительно - богатырь. Складывалось впечатление, что он не только тридцать лет сидел на печи, но и все эти тридцать лет терпел. Даже Горыныч запыхался, когда пытался сжечь всю эту кучу.
Ну да ладно, дело прошлое. Не приходит больше Илья и то хорошо.

-Ты это, вон в туда проходи, путник, он указал незнакомцу на тяжелую дубовую дверь.

-Спасибо, -незнакомец засеменил к указанной двери.

Кощей смотрел ему вслед. Когда путник протянул руку, чтобы открыть дверь, Кощей остановил его.

-Погоди, я забыл этот не работает. Вон туда, -он указал на другую дверь.

-Спасибо, -путник скрылся за дверью.

Кощей подошел к двери на которую указал вначале. Открыл ее из глубокого каменного колодца потянуло сыростью и жутью.

-Смотри-ка, сколько веков прошло, а выветриться никак не может. -Он не знал почему передумал и не сгубил путника.

-Всегда успею, подумал он, -Да и к нему никто не заходил просто так. Всегда с криками, -Мол выходи, биться будем. А зачем биться-то? Какая в этом выгода? Они и сами не знали.

Он махнул перед дверью рукой, особым образом. Дверь закрылась и теперь никто, кроме него не мог бы ее открыть.

-Спасибо, Вам, огромное. Думал не дотерплю. Далеко же Вы забрались.

-Далеко, зато спокойно и тихо. Так ты зачем пожаловал, незнакомец?

-Простите, я не представился. Меня зовут Абрам.

-Абрам? Странное имя. Чужеземец, что-ли?

-Не совсем. Ну да историческая родина моя далеко, но я тут местный. Почти.

-Басурманин, что-ли?

-Нет. Я иудей.

-Индей? А, слыхал, слыхал про вас. Василиса рассказывала. Но вы же, вроде как, краснокожие должны быть, не сочти за грубость. И перья всякие на голове. Нет?

-Не совсем так. То индейцы. Они да - перья и кожа у них смуглая. Но те далеко, за океаном живут. Да и не ходят они уже в перьях. Я иудей. Или еврей. А это немного другое.

-Ты извини, если обидел тебя, Абрам. Это по незнанию и не со зла. Да ты проходи. Чаю хочешь? У меня Василиса такие сборы составляет травяные - закачаешься. От некоторых в прямом смысле закачаешься.

-Спасибо, не откажусь.

-Проходи, садись.

На большом дубовом столе красовался самовар. Скатерть-самобранка постаралась на совесть, являя всевозможные яства.

-Угощайся, Абрам, пригласил Кощей. - Все свое.

-Спасибо, сказал Абрам и отпил из чашки. - Очень вкусно и ароматно. Очень вкусно.

-Да ты ешь, а то только пьешь. Али брезгуешь, -подозрительно спросил Кощей.

-Что Вы, ни в коем случае. Просто, понимаете, у нас, у евреев, есть некоторые ограничения в используемых продуктах и способах их приготовлении. Поэтому мы всегда берем с собой в путь свою пищу. И стараемся не есть незнакомую. Но к Вам это никак не относится. Я не хочу вас обидеть. Просто обычай не позволяет. Вера не позволяет.

-Ах вера, вера это да. Уважаю. Ну так доставай свою пищу, чужеземец, и ешь. Я не в обиде.

-Понимаете…это…не важно. Вы не волнуйтесь я чайку попью.

-Что стряслось то?

-На постоялом дворе, кто-то всю еду мою…забрал.

-Ограбили?

-Нет, она пропала. Я утром проснулся, а ее нет.

-Понятно. Ну это у нас тут завсегда желающие поживиться за чужой счет найдутся. Что за люди?! Ничего их не изменит.

-Ты попроси скатерть-самобранку, нашепчи ей как и что, а она все сготовит в точности как надо.

-Это было бы замечательно. Можно?

-Нужно. На пустой желудок разговор не клеится, так ведь?

-Вы правы.

Гость наклонился к скатерти и нашептал ей что-то.

Вскоре, на столе появились форшмак, фаршированная рыба, хумус, фалафель, ароматная хала, цимес.

-Гляжу, изголодался ты.

-Простите, - покраснел гость, -Вы правы, не скромно злоупотреблять вашим гостеприимством.

-Да не переживай ты. Ешь, не стесняйся. И я с тобой. Угостишь?

-Конечно же. Это же все ваше. Мне даже неудобно, как-то.

-Только расскажи как что есть нужно.

-А вот халу отломите и пробуйте все, что понравилось.

-М-м-м, вкусно, -с набитым ртом сказал Кощей, -Это из чего сделано?

-Рыба, особым способом приготовленная. А это из нута, горох такой. Это из сельди паста. По маминому рецепту все. Она замечательно готовит.

-Вкусно мама готовит. Очень вкусно. Так, а теперь о главном. Зачем пожаловал. Не в уборную же.

Гость проглотил последний кусок и сказал, -Молодильные яблоки.

-Яблоки молодильные? -Кощей пристально посмотрел на гостя. Встал из-за стола и куда-то ушел.

Абрам остался в одиночестве, не зная, что ему делать. Ждать или бежать. Может он обидел чем-либо хозяина дома.

Кощей вернулся. Сел за стол. Внимательно посмотрел на гостя.

-Яблоки все на месте, я проверил. Не украл, что ли?

-Украл? А зачем красть? Я попросить пришел. Я могу заплатить. У меня есть деньги.

-Заплатить? Мне? Кощею? Самому не смешно? У меня богатств и не сосчитать. И я уже давно перестал над златом чахнуть. Василиса не позволяет. И, кстати, как перестал над златом чахнуть, так самочувствие улучшилось. Заплатить. Нет ты лучше скажи почему не украл яблоки?

-Ну как это можно, украсть чужую вещь. В которую вложены силы и средства. Всегда же можно договориться. Прийти к взаимовыгодному согласию. Чтобы всем было хорошо. Разве я не прав?

-Прав то ты, конечно прав. Только вот, ты первый за всю мою жизнь бессмертную, кто пришел просить, не то, что просить, а готовый заплатить за что-то мое. Вот это удивительно.

-Что же в этом удивительного. По моему это нормально.

-Нормально. Только у меня все норовят что-то умыкнуть, по-тихому. То яблоки, то жар-птицу, а Василису и не сосчитать сколько раз похищали. Я злился поначалу, особенно за Василису, крушил вокруг все, поля жег, когда вызволять ее ходил. У богатырей головы так и летели. И у дураков всяких. Много их, оказывается, дураков-то, у нас. А потом даже вызволять перестал. Она попросила сама. Говорит никому эта злоба не нужна. Она сама с богатырями разберется, а с дураками и подавно. А рука у нее, ох и тяжелая. Вот она и собрала, однажды, богатырей и сказала, строго так, что если еще хоть кто-нибудь сунется спасать ее от мужа ее законного, меня, значит, она сама, собственными руками в соляной столб превратит. Любит она меня и ни за кого другого не собирается замуж выходить.

-И как, сработало?

-Не сразу. У нас забор в саду весь из соляных столбов сделан. Красивый такой забор. Длинный.  Но со временем, вроде угомонились. Правда всегда найдется дурак, который думает, что она тут в неволе. Дураки они не переводятся. А  сейчас еще повадились то таскать молодильные яблоки, то перья у жар-птицы дергать. Не понимают- живая она. Больно ей. А иногда, представляешь, меня убить хотят. Говорят освободить землю от нечисти.
Это я-то нечисть! Да я каждый день душ принимаю. А по воскресеньям банька. Нечисть! А сами придут, своими грязными ногами натопчут, а запах после них… Почему они, богатыри так пахнут. Может думают, раз мечом со мной не справиться, так отравить получится. Не знаю. И лезут и лезут. Все ищут где смерть моя.

-Мне мама читала в детстве сказки про это.

-Она тебе правду читала. Не сказки это, вовсе. Все так и было, в основном. И про ларец и про Иванов. Про ларец, правда, сказка.

-А как же игла, утка, заяц.

-Это чтобы дураков-искателей отвлечь. Пока они ларец ищут или за зайцами гоняются, меня не трогают. У меня давление не скачет. Это Василиса придумала. Она у меня не только прекрасная, но и премудрая. Повезло мне с ней.
Вот ты скажи мне, Абрам, почему нельзя по человечески прийти, попросить. Почему обязательно нужно украсть, напакостить, поломать все. А потом, еще жаловаться, что я злой, нечистью обзывать и словами всякими обидными. Потому что добро свое вернуть хочу? Понимаешь, мил человек, я за свое добро еще и злой! Никого сам не трогаю. Живу себе тихонько. Ну как так-то?!

-Даже не знаю, что сказать. Люди они такие…разные, что ли?

-Разные, но все стараются умыкнуть чужое.

-Не все, Вам просто не везет на хороших людей. Кроме Василисы, конечно.

-Но ты же не такой, как они. Значит можно по хорошему, по людски. Не трудно же. Совсем. Ты это, а яблоко тебе зачем?

-Маме. Болеет она. Врачи не могут ничего сделать. Вот я и подумал, может вы поможете, не бесплатно. Понимаю, что деньги не нужны вам. Но может я помочь чем-нибудь смогу.

-Маме. Не врешь? Вижу не врешь. Да, денег мне не нужно. А вот если я тебе яблоко дам обратно придешь ко мне?

-Обратно? Приду! Обещаю! Главное, чтобы мама поправилась.

-Да не переживай ты так. Я не в рабство тебя требую. Просто так. Погостить. И маму бери. Скучно тут порой бывает. А вы нам с Василисой…, а вот и она! Проснулась, голубушка. Иди к нам, Абрам тут наготовил. Это Абрам. Он за яблоками молодильными пришел.

-Небось украл, да? А чего же ты с ним чаи гоняешь, а не в столб превратишь. Я же тебе говорила, что беседку хочу в саду.

-Не украл, представляешь, пришел, попросил, денег предлагал.

-Не украл?! -глаза Василисы расширились. -Дурак, что ли? Хотя нет, Дурак бы полез воровать.

-Василиса, ну как ты так можешь! Абрам наш гость. У него мама больна. Вот он и пришел попросить яблочко. Ну что мы, изверги разве какие. Подарим яблоко. Абрам потом пообещал к нам с мамой приехать. Мама у него, говорит, замечательно готовит. Это все наша самобранка по ее рецептам сделала. Ты сама попробуй.

-Вкусно, никогда такого не ела. Никогда бы не подумала, что скатерть наша так может. Очень вкусно, необычно. Это курица или рыба?

-Это нут, горох такой.

-Какой насыщенный вкус. Конечно, отдай яблоко. Там как раз поспело одно.

-Слыхал Абраша, можно так тебя называть?

-Конечно.

-А меня можешь Костей звать.

-А меня Василисой, не Васей, Василисой.

-Конечно, Василиса. Спасибо вам обоим за гостеприимство и доброту вашу.

-Добро…что? Ты слышала, Василиса, -Кощей повернулся к жене, в его глазах стояли слезы, -Доброту нашу! ДОБРОТУ! Слышала, хоть кто-то считает нас добрыми.
Идем, Абраша, я тебе покажу какое яблоко срывать. А потом тебя Горыныч вмиг домой доставит. А потом ждем вас с мамой в гости. Мы всегда добрым людям рады.