Скульптор улыбки Николай Вакуленко

Лауреаты Фонда Всм
СВЕТЛАНА ЛОБОВА - http://proza.ru/avtor/slfox - ПЯТОЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ КОНКУРСЕ "ОЧЕРК" - МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

       «Скульптор улыбки» - так называют Николая Николаевича Вакуленко, замечательного ялтинского скульптора, мастера керамики, потомственного кудесника гончарного искусства. С его работами я знакома очень давно, люблю и помню их вот уже почти тридцать лет. А встретиться в жизни посчастливилось совсем недавно.

        Скульптуры из красной глины я впервые увидела в Литве. Есть в Каунасе знаменитый на весь мир Музей чертей. Экскурсовод в начале своего рассказа шутливо предупреждает, что в экспозиции собраны "тысячи чертей... и только одна чертовка". Конечно, это не так, чертовок было предостаточно, но уже одна мысль об исключительности женского населения, даже нечисти, вызывала улыбку. Я переходила от экспоната к экспонату, удивлялась фантазии авторов, пыталась запомнить интересные работы, жалела, что фотоплёнка в то время вмещала только тридцать шесть кадров. В одной из витрин увидела совершенно пьяных чертей из глины терракотового цвета, толстых, с пивными животами, с осоловевшими глазами, они сидели, обнявшись, и задушевно… пели. Как можно было в глине передать не только мимику, но и звук, пение, движение? Непостижимое мастерство! Работа вызвала не просто улыбку, безудержный смех. Я задержалась у витрины, запомнила фамилию автора. Рассмотрела другие скульптуры Николая Вакуленко. Увиденное крепко засело в памяти.

Самое дорогое, чем владеет человек, кроме профессиональных, приобретённых навыков, это наша память. Мы помним слова, картины, какие-то яркие ситуации из жизни. Помним многое, хорошее и грустное. И чаще всего то, что поражает, удивляет, восхищает. На вопрос Николая Николаевича, откуда я о нём знаю, ответила: «Помню… Я помню ваши скульптуры много лет».

Моё знакомство с известным скульптором состоялось благодаря счастливому стечению обстоятельств. Не знаю, можно ли это назвать случайностью.

        Прогуливаясь по набережной Ялты задержалась возле палаток с сувенирами, которых было превеликое множество.
И вдруг увидела знакомые глиняные фигурки-свистульки разных животных. Вот это да! Откуда? Это же работы Вакуленко! Я взяла в руки толстого кота, покрутила со всех сторон. Потом вислоухого пса. Сразу решила, что куплю льва, кота, собаку и ежа. Глаза «разбежались». Девушка, торгующая сувенирами, слегка удивилась моей реакции и спросила:
- Вы знаете Николая Николаевича?
- Лично нет, но знаю его скульптуры. Их невозможно спутать ни с какими другими, - ответила я и добавила:
- Это Вакуленко!
- Верно! Откуда знаете? Кто вы? – поинтересовалась девушка. Мы разговорились…

       С Николаем Николаевичем Вакуленко мы встретились в Ялте, где он живёт всю жизнь. Алупка – место его рождения с 1948 года. О встрече договорились заранее. Я немного волновалась, боялась опоздать, была рада, что он согласился прийти. Я не журналист, но люблю делиться увиденным. Восемь лет назад опубликовала свой рассказ-экскурсию, где есть строки о талантливом скульпторе. Николаю Николаевичу стало любопытно, что можно написать о человеке, совершенно его не зная.

Так что, считайте, источником нашей встречи стало обоюдное любопытство.

- Я иду, не доставайте телефон,- произнёс статный, седовласый мужчина, переходя дорогу.

       Передо мной стоял известный скульптор. Высокий рост, красивые черты лица, усы, небольшая борода и… улыбчивый взгляд пытливых, светлых глаз. Вот эту самую улыбку я всегда вижу в его работах. Глиняные фигурки мастера звучные, они поют, хохочут, смеются и улыбаются. Невозможно представить, пока не увидишь собственными глазами, как из глины вылеплен танец, песня, душевное настроение, доверительный разговор и неизменное море улыбок.

      Первые минуты разговора мы изучали друг друга.
- У вас очень молодой голос по телефону, я думал, вам лет двадцать пять. А когда сказали, что старшему сыну двадцать восемь, стало понятно, что… немного за тридцать пять, - вежливо произнёс Николай Николаевич.

Я рассмеялась и подумала, единственное, что не меняется в человеке с течением времени – это его голос (конечно, если не куришь). Одноклассник не смог меня узнать через двадцать лет после окончания школы. Только услышав мой смех, произнёс: «От тебя прежней лишь голос и эта улыбка…»

       Наши вопросы друг к другу были одинаковые. Кто у кого брал интервью, вопрос спорный. Где родились, учились, жили, какая семья и работа. Когда были найдены общие точки соприкосновения, разговор пошёл веселее. Мы оба оказались выпускниками Политехнических ВУЗов. Николай Николаевич окончил Киевский политехнический институт, я проходила там практику несколькими годами позже. Как известно, среди политехников много разносторонних, творческих людей. Инженерная работа не мешает, к примеру, музыке, живописи, стихам. И совсем не удивительно, что больше двадцати лет жизни Вакуленко занимается скульптурой.
И второе, мы выросли в семьях, где говорили на двух языках. Одинаково владеем русским и украинским. Мой визави был рад, что не требуется переводчик. И мы продолжили разговор.
 
     Николай Вакуленко – Заслуженный мастер декоративно-прикладного искусства. Высокое звание для скульптора. Он принимал участие в выставках Украины, Германии, Болгарии, России. Только персональных выставок у него было двадцать пять. Самыми значимыми для себя Вакуленко считает три из них: в Каунасском музее чертей в 1984 году, в Симферопольском художественном музее в 1990 году, во Львове в 1993 году. Мастер доказал, что «его герои способны говорить своим собственным языком с людьми самых разных национальностей».

Я не ошибусь, если скажу, что в своей работе скульптора Вакуленко больше всего привлекает юмор. Даже если его скульптура хмурая или кричащая, это всё равно вызывает улыбку, добрый смех и неизменное восхищение зрителей. Мне нравятся созданные мастером жанровые сцены народного фольклора и мифологии, сцены и герои литературных произведений, персонажи народных сказок. К работе Николай Николаевич относится очень серьёзно. Он всё знает о мифических существах. Его любимая тема «Чёрт». Умение вылепить чёрта из глины у Вакуленко, пожалуй, от Бога. Никто так не может! Его черти– существа добрые, лукавые, порой наивные, без зла и фальши они учат людей добропорядочности. Это ещё и домовые, которые шалят, шуршат в темноте по ночам и оберегают дом. Помню присказку моей мамы, когда она что-то долго не могла найти в квартире: «Чёрт, чёрт, пошутил и хватит!» И волшебным образом нужная вещь тут же обнаруживалась. Попробуйте сами, когда будете что-то искать. Присказка обязательно сработает!

              Тридцать пять самых разных чертей Николая Вакуленко поселились в постоянной экспозиции Музея чертей в Каунасе. До сих пор в каунасский музей Антанаса Жмуйдзинавичуса со всего мира присылают подарки для пополнения его коллекции. Было бы замечательно иметь похожий музей в Ялте. Туристы с удовольствием стремились бы попасть туда точно так же, как из года в год едут в Литву. На туризме страны всего мира неплохо зарабатывают!

            Мы сидели в мастерской скульптора, пили чай и с удовольствием разговаривали. Николай Николаевич в какой-то момент ушёл «в закулисье», что-то там поискал и вернулся, держа в руках фигурку усато-чубатого чёрта. В моём доме уже был ушастый шубуршун рук Вакуленко – маленький домовёнок. А этот – самый настоящий, серьёзный Домовой. Я очень благодарна мастеру за коллекционную скульптуру. Дорогой подарок. Мои друзья сказали: «Пусть он будет твоим талисманом».

В Ялте есть улица-вернисаж художников. Это Пушкинская, если свернуть от набережной вглубь города. Там можно купить картины. Сувениры и терракотовые фигурки можно также приобрести на этой улице.

       Больше двадцати лет Вакуленко преподаёт детям искусство скульптуры. У Николая Николаевича свои собственные методы преподавания, отличные от общеобразовательной школы. Талант невозможно вылепить, но можно воспитать характер, помочь развиться подрастающему гению. Всегда вызывают симпатию дети, которые кроме учёбы в школе занимаются чем-то ещё, к примеру, спортом, музыкой, танцами, рисованием, скульптурой... Одним словом, творчеством.

       Раньше название школы Николая Вакуленко было таким – Студия керамики Ялтинского городского Подросткового Центра. Сейчас это подростковый клуб «Керамист». Вывеска меняется, дети подрастают, только помещение всё то же. Дети собираются в мастерской за большим теннисным столом, заставленным поделками, красками, банками, кистями, инструментами. Могут разместиться сразу двадцать человек. Но помещению требуется ремонт. Сейчас дети занимаются в другом, временном помещении. Надеюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону. Детям и мастеру удобнее заниматься на прежнем месте, в центре Ялты.

       У Вакуленко много учеников и последователей. Среди них Борис Космач, Владимир Проворов, Денис Горев, Николай Алпеев, многие другие. Их работы есть на полках и в шкафах мастерской скульптора. Персонажи фольклора, живописи и литературы таращатся на посетителей живыми глазами. Мне на память остались их фотографии.

       На прощание Николай Николаевич подарил мне две свои книги. Это прекрасно изданный альбом с фотографиями терракотовых скульптур, в вёрстке которого принимала участие его родственница - киевлянка Наталия Артюх (мы познакомились с Наталией Константиновной, чему я очень рада), и очень добрую сказку «Необычайные приключения Василика» о дружбе мальчика с Домовёнком.

       Замечательны слова скульптора о себе:

«Мне нравится, когда люди, глядя на мои работы, смеются – доброжелательно, искренне, восторженно».

      Здоровья, успехов и мира Вам, уважаемый Николай Николаевич!



На учебный Конкурс "Очерк" http://proza.ru/2021/10/02/287 Фонда Великий Странник Молодым