Явление Михаила

Вадим Калашник
               
 Про этого человека я узнал совершенно случайно. Правда, я  точно знаю, что случайностей в нашей жизни не бывает.

  Сейчас же у нас жизнь широкая, информацией на все вкусы богатая. Вот так я про него и узнал. 

  Сидел я, ковырялся в своем литературном герое, силясь вывести его сюжетную линию куда-то в «свет и даль». И вовсе даже не сидел, а бродил, занимался домом, работой, семьей, и все думал:  «Куда же моему герою жить дальше».

 И никак у меня это не получалось. И герой то выходит не плохой, смелый такой парень, решительный, умный. Девушкам, наверное, нравится, впрочем, про такие вещи у меня никогда писать не получалось. 

  Вот так брел я по жизни среди обрывков мыслей, февральской слякоти и прочего, всякого.  И вдруг на ленте в мессенджере,  нашел Михаила.

  Нашел я его рано утром. Встал как обычно, первый, чтобы умыться до пробуждения школьников. Поставил чайник и чисто механически нашел, этого самого Михаила.

  Родился Михаил здесь, неподалеку. В деревне Починки, рядом с нынешним Ногинском.  Родился он, как и я, в сентябре, только, в 1893 сентябре нашей эры.

   Как он жил? Да так же, как и все русские люди в то время. Работал. Женился. На
империалистическую войну попал, вернулся. Но примечателен он для меня стал совсем иным.

 Был он человек глубокой веры, и был он певчим в потом псаломщиков в храме Рождества Христова в селе Ямкино.  А в 37 -м году был арестован вместе с   тамошним священником и обвинен в контрреволюционной деятельности.

  Нашлись свидетели того, что он собирался агитировать крестьян идти на Пасху в храм, а не на первомайскую демонстрацию. Свидетели показали, что он самолично и тайно договаривался об этом с настоятелем и дьяконом храма.  Вот так вот получается, что у тайных антисоветских разговоров оказываются свидетели.

  Но говорят, что намеренье свое Михаил выполнил. Прошел по деревням и собрал на пасхальную службу всех знакомых певчих. И пел этот хор в тот раз совершенно фантастически.

  Само собой, осудили его за антисоветскую деятельность и отправили в лагеря, где он и отошел ко Господу в феврале 1942 года.

  В тот же день я заехал в Рождественский храм села Ямкино.  Много раз я проезжал мимо этого большого белого храма, но никогда в нем не был.
 
 При входе в храм, на нашел информационный стенд посвященный местным новомученикам.  И нашел там фотографию Михаила. Причем, не тюремную с номерком, а прижизненную. Сделанную неизвестным фотографом. Может на ярмарке или в каком-нибудь фотоателье в соседнем тогдашнем Богородске.
 
  Он стоит, опершись на мраморную колонну с каменной вазой.  В двубортном пиджаке, «под ручку» с женой. Серьезная такая женщина. Красивая той самой красотой, которая так восхищала наших классиков.
 
  Но самое удивительное, что мне бросилось в глаза, это невероятно открытое и светлое лицо этого русского человека.  И вот тут мне посетила мысль;  «Что же это был за мир в котором он существовал, и почему не ужился он с тем новым пришедшим ему на смену».
 
  Не думаю, что Михаил был противником Советской власти или колхозов. В конце концов, колхоз экономически был необходим. При тогдашнем росте городского населения и в самом деле требовалось централизованное и массовое производство сельхоз продукции.

  А с учетом низкого уровня механизации, полагаться на индивидуального производителя было просто невозможно.  Ну и идеология, конечно, отсутствие частной собственности на средства производства.  Не могла же советская власть победившая буржуя в городе, допустить  чтобы в него превратился освобожденный крестьянин. Ну это все так социальная лирика.
 
  Еще раз говорю, что я не верю в то, что Михаил был врагом советской власти. А в чем же тогда был конфликт?
 
  А конфликт был вот в чем. Не в том, что поменялась жизнь. Жизнь вокруг меняется каждый день. Михаил не мог принять того, как она меняется, во что духовно превращается новый человек. 
 
  Не мог верующий человек, привыкший жить с Богом, привыкнуть к тому, что человеку меняют душу.
 
  То, что его (человека) освободили от самодержавия.   То, что цель всех обещанных преобразований, улучшение условий жизни, это хорошо. Против этого он бы выступать не стал.  Что плохого в том, чтобы всем хватило сапог и хлеба.
 
       Но не хлебом единым жив человек, а всяком Словом.
 
   А вот новое слово то совсем и не от Бога. И слово то, вроде, не плохое и идея то хорошая, но то, как явно она превращалась в новый, какой-то язычески культ было ему совершенно невыносимым
 
  Для Михаила, верующего человека, отхождение от Бога неминуемо было четким сигналом опасности. И он совершенно прав.  Человек отходящий от Бога, от истины потенциально уязвим для всякого зла. 
 
  Зла, страшного не тем, что оно просто его убивает. Смерть, это еще ничего, это хотя бы быстро.
 
  Зло это было страшно тем, что меняло самою человеческую душу. Уродовало ее, так же как  человек одержимый жаждой собственной физической красоты часто уродует свое лицо. И уже человек сам этого не понимает. Уже не способен он сам себя адекватно воспринимать. Для него эта маска и есть лицо.
 
 Не мог Михаил смотреть, как человек, созданный, по образу и подобию Божьему, то есть по природе своей, призванный противится тому, чтобы убивать, воровать, завидовать -  становится «дежурным свидетелем» при судебной «тройке».   
 
 И зло это никуда не девается
 
 Я сегодня зашел в соцсети, и пробежался по нескольким постам посвященным беженцам с Донбасса.  Очень многие комментируют новости о том, что беженцев разместят, в том числе, и в Подмосковье.

 Если честно, большей грязи и мерзости, чем та, которую я сегодня увидел в этих комментариях я не видел никогда в жизни.   То, что там пишут и смакуют, это позор для любого Человека.

  Мы часто прикрываемся удобным словом «ЛЮДИ». Может для них (людей) такие комментарии допустимы.

              А для Человека - нет.

  Тем и удивителен, и ясен, и дорог мне стал этот Человек в двубортном пиджаке, Михаил Спиридонович Амелюшкин.  Новомученик Михаил. Псаломщик Храма Рождества Христова в селе Ямкино. Русский Человек.