1. Валька

Полина Ребенина
Первой ушла Валька, жизнь у нее оказалась самой короткой, всего 53 года.

И была она по жизни какой-то невезучкой, во всяком случае все ее такой считали. Даже звала ее вся родня слегка пренебрежительно- Валька, никому в голову не приходило сказать ей ласково Валюша или на худой конец Валя. Нет, Валька и Валька.

Института не закончила, хотя в их роду это считалось желательным и почти обязательным. Отец у нее был ведущим инженером-строителем, а мать- замечательной учительницей. У них было трое детей, Валя- старшая, и двое пацанов. Все детство Валька просидела в няньках, да еще мытье посуды и уборка были на ней, ведь родители работали. А работали в послевоенные времена очень много, строго от и до, опоздания не допускались и всего лишь с одним выходным.

Вспоминала Валька, как радовалась, когда приезжала к ним бабушка - мать отца.  Была она из бывших или благородных, но удивительная труженица, проворная и рукастая: в доме наведет порядок, вкусную еду наготовит, всех детишек обстирает и новую одежду им пошьет. И тогда лишь вечная нянька-Валька могла передохнуть. Но потом бабушка уезжала, и все возвращалось на круги своя. 

Рано Валька пошла работать. Устроилась на стройке экскаваторщицей. Собой хорошенькая была, истинная славяночка - светловолосая, голубоглазая, белокожая. Но чувствовалось, что должного образования и воспитания не получила, в поведении диковатая, резкая, никакой мягкости и женственности в ней не было. Познакомилась с красивым парнем тоже со стройки, влюбилась, гулять стали, а он поматросил и бросил. Валька оказалась беременной, а несостоявшийся жених сгинул, пропал бесследно. В советские времена, не то, что сейчас, забеременеть и родить без мужа считалось большим позором. И это добавило по отношению к ней у родственников презрительного, высокомерного отношения, как к девице второго сорта.

Родила она чудесного мальчишку, любила его без памяти, одевала как принца. Старалась не обращать внимания на всеобщее пренебрежение и недоброжелательство. Но тут вдруг страшная беда - рак груди, а ведь она еще была молодой, всего 30 лет, да и мальчонка только-только в школу ходить начал. Рак не простой, с метастазами. Серьезная, калечащая операция, которая враз лишила ее надежды на любовь и семейное счастье.

Не понимала, за что ее судьба так била, ведь в семье рака ни у кого не было и наследовать дурные гены как будто было не от кого. Решила стряхнуть с себя эту дурную карму и начать жизнь с начала. Винила в своей болезни плохую городскую экологию и спешно, с сынулей, перебралась в прекрасный поволжский поселок, где в детские годы отдыхали они все у бабушки с дедушкой. Казалось, что природа и вся счастливая аура этого городка ее излечат. Да и родные могилы, корни, были там, а ведь они тоже должны были помочь.

Вначале работала уборщицей, а потом нашла себе работу почище- учетчицей. Труженица она была просто необыкновенная! В ее двухкомнатной квартире все было самое лучшее - красивая мебель, немецкое пианино, чтобы учить сына музыке, хрустальная посуда. Родные тетки ей завидовали: "Ишь, Валька, как разжилась, и в квартире у нее красота и сына, как принца, одевает!" Завидовали, и еще большее ее за это не любили, но знали, что все, абсолютно все, в своей жизни Валька создала собственным трудом!

Она постоянно придумывала, как бы ей подзаработать- работала на двух, а то и на трех работах. Потом завела породистую собаку, спаривала ее, а щенков дорого продавала. Купила как-то месячных поросят, которых поначалу, когда на улице холодно было, то в ванной держала, а потом в сарайку переселила. Свинину продавала, да и самим оставалось, ели с сыном досыта. Хотя в провинциальных магазинах в те советские времена было почти совсем пусто.

Мечтала построить дом, стали давать за городом, у реки участки, и Валька записалась на получение участка одной из первых. Каждый день туда топала, а дорога не близкая, 5 километров в один конец! Весь участок раскопала, сажала, растеньица выхаживала, урожай собирала и потом овощи в банки закатывала. И еда у нее в доме не переводилась, даже в самые трудные перестроечные времена.

Чтобы дом построить нанимала мужиков и с ними самогонкой расплачивалась, которую сама и гнала. Рискованное это было дело, ведь в те времена за это статья полагалась. Но она рисковала и выкручивалась, как могла. Иногда с гордостью говорила: "Смотрите, как я живу и какой дом построила. Другие и с мужем такого позволить не могут, а я все одна сделала!" Но все-таки иногда грустила. Присядет, сложит руки натруженные и говорит: "Родилась я в год Лошади, вот и есть я по жизни настоящая лошадь. Всю жизнь лямку тяну". Но вскоре встряхнется и снова впрягается. Для нее работа была не только тяжелая ноша, но и радость!

Сын ушел служить на флот, и 3 года его с ней не было. Сделала Валька еще одну попытку обрести личное счастье - ответила на письмо заключенного в тюрьме, который искал себе подругу жизни. Отбыл он заключение и приехал к Валентине. Оказался крупным, сильным мужиком, который и выпить и погулять был не дурак. Какое-то время пожил с Валей, но правильная семейная жизнь была не для него. Нашел себе какую-то проститутку, ушел к ней, опустился, совершенно спился и умер. Тут уж Валя все надежды о личном счастье похоронила.

А к 50 годам стала она опять недомогать, оказалось, что метастазы на легкие распространились. Долгие 20 лет страшная болезнь не давала о себе знать, видно ее трудолюбие, вечное движение, борьба за выживание - то есть энергия и жизненная сила развитие этой болезни сдерживали. Нигде, ни в местной больнице, ни в ленинградском Институте онкологии уже помочь ей не могли. Вернулась домой и еще жила года три. Болезни ее никто не замечал, лишь она ее знала и чувствовала. Но не сдавалась, до последней недели жизни была на ногах, и обслуживала себя, еще и сыну помогала. Боли временами были очень сильными, но Валька- борец, от морфия отказалась. Не хотела себя глушить. Когда конец близился, то мать ее приехала и была рядом с ней до последней минуты. Винилась она сильно, что в свое время не дала дочке достойный старт в жизни.

Не знаю, что и сказать, как рассудить, какой была Валюшина жизнь. Все считали ее несчастной, но ведь было в ее жизни много увлечения, труда и даже творчества. И создала она в своей жизни много красивого, даже волшебного. Много работала, но возвращалась каждый день в созданный своими натруженными руками домашний рай! Сына любила без памяти, и давала ему все то, что не получила в жизни сама - красиво его одевала, учила музыке, приучала к труду. А на берегу реки выстроила дом, вокруг которого цвели георгины и розы, росли яблони и груши, каждый год поспевал богатый урожай овощей.

Вспоминаю, как она мне рассказывала об уходе за растениями: "Сорная трава- она сильная! А между ней- махонький стебелек морковки старается пробиться. Так ты ему помоги, от сорняков грубых освободи! И он головку поднимет и потянется к солнышку!" Это была прямо поэма! А труд ради достижения своей  мечты разве это не счастье?  По-моему, это и есть настоящее счастье!