Память сердца Kuruwinda гл. 46

Анна Магасумова
Забытая балерина

Любовь и предательство

Балерина над сценой парила,
Звуки музыки нежно сплелись.
Она страстно на сцене любила
И взлетала стремительно ввысь.
Перед нами судьба и страданье
В её танце вся жизнь пронеслась.
Льются скрипки мелодий стенанья,
Упиваясь трагедией всласть.
(Нина Белякова)

   Её похороны были похожи на прощание с легендой. Эту седую высохшую женщину в  маленьком американском городке Вэлли Коттедж, где жила и дочь "Чёрного барона"  Наталья Врангель, мало кто знал.
  От былой славы Ольги Спесивцевой (1) остались разве только классическая балетная причёска да изящество каждого жеста. Русской балерины не стало 16 сентября 1991 года. Судьба подарила ей 96 лет жизни. Но можно ли это считать подарком?
  Ольгу Спесивцеву называли одной из лучших балерин ХХ века, её ставили в один ряд с выдающейся Анной Павловой (2) и даже несколько выше её.
  Итальянский танцовщик и педагог, преподававший классический танец в классе старших воспитанниц в Петербургском театральном училище
Энрико Чеккетти (3) говорил:
"В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая - Ольгой Спесивцевой"
  Русский театральный деятель Сергей Дягилев (4), организатор труппы "Русский балет Дягилева", первооткрыватель многих талантливых артистов балета, композиторов и  художников,  любил повторять слова Чеккетти, при этом  добавлял:
"Для меня Спесивцева - та сторона яблока, которая обращена к солнцу. Когда я увидел Павлову, то подумал, что она - моя Тальони.(5)  Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой".
   Мари  Тальони - итальянская балерина,  с 1828 года ведущая солистка Парижской оперы. В 1837 - 1842 годах выступала в Петербурге. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая в танце пуанты.
 Встав на пальцы, Тальони добилась впечатления нереальности, отрешенности, иллюзии парения над землей.
"Балет - это ведь не только техника. Самые лучшие партии танцуют душой..."
(Олег Рой)
  Однако жизнь балерины Ольги Спесивцевой стала чередой предательств со стороны самых близких людей, что привело к непоправивым последствиям.
  От неё отвернулись все, к кому она испытывала чувства, и лишь благодаря заботам  почитателя её таланта, молодого писателя Дейла Эдварда Ферна, выдающаяся балерина смогла вырваться из психиатрической клиники, где провела 20 лет жизни.(6) Это просто немыслимо! Как такое могло случиться?
Попробуем разобраться
  Ольга Спесивцева появилась на свет в Ростове-на-Дону в семье провинциального актёра. Ей было всего шесть лет, когда от туберкулёза скончался папа. Мама, Устинья Марковна, осталась без средств к существованию, с пятью детьми на руках. Поэтому трое старших: Анатолий, Зинаида и Ольга оказались в приюте.
 Туда принимали  актёрских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.
  Директор приюта Мария Гавриловна Савина сразу обратила внимание на новую воспитанницу. Оля была довольно замкнутым и необщительным ребенком,  Савина с мужем прониклись симпатией к этой девочке. Они время от времени забирали её к себе домой на выходные, вкусно кормили, дарили подарки, покупали игрушки. Савинов проводил довольно много времени с Оленькой,  всячески старался развлечь и развеселить угрюмую девочку. Из-за этого девочка решила, что он её папа.(7)
  Марии Гавриловне совершенно не понравились слухи об отцовстве супруга, и она резко  перестала забирать Оленьку домой. Девочка не понимала, в чём причина изменения отношения к ней,  и сочла это предательством.
   Из приюта хрупкая, но невероятно грациозная и талантливая Оля попала в театральное училище (ныне Академия русского балета). Она заметно выделялась на фоне других воспитанниц, и через время стало очевидно, что эта девочка обладает безупречной пластикой и является идеальным прототипом трагической актрисы с  выразительным лицом и драматически горящими тёмными глазами.
  Танец, который исполнила балерина на экзаменационном спектакле в балете "Сказка Белой ночи" столь ярко выделялся в сравнении со всеми остальными, что присутствовавший в зале журналист "Петербургской газеты" назвал Спесивцеву "наиболее талантливой из молодых дочерей Терпсихоры".
   О таланте юной Ольги вскоре стало известно далеко за пределами учебного заведения. В 1913 году  после окончания училища её включили в состав Петербургской императорской балетной труппы.
  С большим успехом  балерина  успешно дебютировала на сцене Мариинского театра в "Раймонде" в одной  из небольших партий. Её заметил артист балета и хореограф Анны Павловой Михаил Фокин. (8)
  Видя безусловный дар юной балерины,  Фокин   пригласил её работать с ним в Америке. Однако к этому времени она познакомилась  с писателем, литературным и балетным критиком  Акимом  Волынским. (9)
   Волынский стал её покровителем и учителем. Ему Ольга доверяла безоговорочно. Именно он оказал на балерину огромное творческое влияние. Волынский помогал ей переводить танцевальные "па" в движения чувств.
  Юная Ольга  боготворила Волынского, который всецело завладел её душой.  Балерина конспектировала его высказывания и безропотно посещала вместе с ним Эрмитаж, пытаясь впитать в себя музыкальность.
   Волынский был приверженцем классического балета, не признавал новшества и балетные реформы,  Спесивцева под его влиянием отказалась от сотрудничества с Фокиным.
   Однако судьбы балерины и критика разошлись после революции 1917 года.
"Судьба играет в жестокую игру. Надо либо играть по ее правилам, либо заставить ее играть по своим" 
(Антуан де Сент-Экзюпери
   Но уже через год после отказа Фокину и через три года после начала балетной карьеры Спесивцева  уже гастролировала с "Русским балетом Дягилева" в США. Она стала партнёршей Нижинского (10)  в "Сильфидах" и "Призраке розы".
 Слава об этом балетном дуэте пересекла все границы и наметила совершенно новые рубежи для совсем ещё юной исполнительницы.
  С 1918 года она уже ведущая танцовщица, а с 1920 - прима-балерина Мариинского театра. С 1919 года Ольга Спесивцева начала заниматься у Вагановой. (11) Эти занятия и передача опыта старшей балерины оказали огромное влияние.
  В 1919 году, когда стране было совершенно не до балета, в стране  гремела Гражданская война и всё вокруг крушилось, Ольга Спесивцева под руководством Вагановой подготовила главные партии в балетах "Жизель" и "Лебединое озеро".
  С  неимоверной отдачей она готовилась предстать перед зрителями в образе Жизели.  Аким Волынский предложил артистке посетить психиатрическую больницу, чтобы перевоплощение прошло на ура. Визиты произвели на Спесивцеву неизгладимое впечатление.
"Я не должна, не должна ее танцевать - слишком вживаюсь в роль",  - напишет она страшные слова в дневнике.(12)

  Ольга - Жизель потрясла всех. Когда опустился занавес, в зрительном зале творилось нечто невообразимое: аплодисменты, восторженные крики.
 Но и сама балерина так вжилась в роль, что  на какое-то время  потеряла сознание. Её пришлось приводить в чувство, прежде чем она смогла выйти на поклон.
  В том же, 1919  году, к  репертуару Спесивцевой прибавляются "Корсар", "Баядерка" и любимая, одна из лучших её ролей - Эсмеральда.
  Большая нагрузка и полыхающий послереволюционный Петроград приводят к болезни - начинается туберкулёз. На сцену она возвращается в мае 1921 года.
"Поклонников больше не у того, кто любит быть любимым, а у того, кто любит дарить любовь"
(Eugene Ryabyi)
  Ольгу Спесивцеву окружало множество поклонников, ей посвящали стихи, из-за неё готовы были стреляться, а сама балерина быстро утомлялась повышенным вниманием к своей персоне вне театральной сцены.
  Появившегося однажды за кулисами члена Петроградского совета Бориса Каплуна (13) она вдруг приняла за Альберта, возлюбленного Жизели. И полюбила его со всей страстью творческой натуры.
  Это был сильный, властный, мужественный и невероятно красивый мужчина. Благодаря ему в Мариинском театре стали топить, и балерины больше не мёрзли во время выступлений. Кроме того, артистам увеличили паёк, а уж сама Ольга, фактически ставшая женой Каплуна, и вовсе перестала испытывать нужду.
  На рассказы о том, что её супруг принимает участие в расстрелах, балерина реагировала остро, однако Борис Каплун ответов на робкие вопросы возлюбленной умело избегал. Посещение рабочего кабинета мужа надолго потрясло Ольгу Спесивцеву. Никогда до этого она не видела столько оружия. Борису пришлось потом долго успокаивать слишком чувствительную барышню, но он даже представить себе не мог, насколько хрупкой окажется психика балерины.
Однажды он опрометчиво взял с собой Ольгу на пробный запуск только открывшегося крематория. Впечатлительная артистка ещё долго потом не могла прийти в себя. Она стала просыпаться по ночам от кошмарных видений, а без того слабое здоровье совершенно пошатнулось.
Разучилась дышать, разучилась прямо смотреть в глаза,
Я бы в верности ожила, только верною быть нельзя,
Мне бы счастья из строчки от временного таланта,
А я все на цыпочках, страстно танцую в пуантах.
Разноцветные маски пестрят и поют сквозняками,
Вот на сцену толпа вырывается, словно цунами
И ломают комедию горе-комедианты,
А  я всё на цыпочках, страстно танцую в пуантах.
(Нелли Русинко)
  Борис Каплун стал тяготиться связью с ранимой и чувствительной Ольгой, а в 1924 году выхлопотал для неё возможность выехать за границу для лечения. Уезжала балерина вместе с матерью и знала, что не вернётся. Она снова чувствовала себя преданной тем человеком, которого любила.
"Одиночество выдерживают только сильные люди. Те, кто знает цену предательствам и изменам. Те, кто не раз вытаскивал нож из своей спины. Те, чья душа насквозь покрыта шрамами… Они спрятались в одиночестве..."
("Жемчужмны мысли")
   Каплун в конце 20-х годов  переехал в Москву на должность заместителя директора авторемонтного завода № 1 Наркомата тяжёлой промышленности СССР.
  23 мая 1937 года был арестован, обвинялся в участии в троцкистской террористической организации. 28 ноября 1937 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян на полигоне "Коммунарка" в Московской области.
   Реабилитирован 11 мая 1957 года.

(1) Ольга Александровна Спесивцева (18.07.1895 - 16.09.1991) - русская артистка балета, прима-балерина.
Ольгу Спесивцеву сравнивали с Анной Павловой, одной одной из величайших балерин всех времен.
(2) Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (31.01.[12.02.] 1881 - 23.01. 1931) - русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив более чем в 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета.
  Наиболее известна по роли умирающего лебедя. Анна Павлова - великая балерина, вдохновлявшая своим артистизмом и страстью не одно поколение молодых танцоров и почитателей балета.
(3) Энрико Чеккетти (2.06.1850- 12.11. 1928) - итальянский  танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. Учился у своих родителей,   артистов балета Ч. Чеккетти и С. Казальи.
С 1864 года обучался во Флоренции в Академии танца Дж. Лепри. Дебютировал на сцене театра Ла Скала в 1870 году. В 1877 - 1882 годах выступал в России. С 1885 года  первый танцовщик театра "Ла Скала". В 1887 году вернулся в Россию, с большим успехом выступил в балете "Эксцельсиор" на сцене петербургского театра "Аркадия", после чего был приглашен директором Императорских театров Иваном Всеволожским  в труппу Мариинского театра на должность солиста.
  В 1890 году участвовал в премьере балета П. И. Чайковского "Спящая красавица",  исполнив две контрастные партии -  гротескную роль феи Карабосс, дававшую возможность проявить мимическое мастерство, и виртуозное па де де Голубой птицы и принцессы Флорины (с Варварой Никитиной), где мог блеснуть блестящей техникой своих заносок.
  В 1892 году Чекетти был назначен вторым балетмейстером и репетитором балета. С 1893 года начал преподавать в Петербургском театральном училище.
  Чеккетти известен как автор методики обучения искусству танца.
(4)  Сергей Павлович Дягилев (19 [31].03. 1872 -  19.08. 1929) - русский театральный и художественный деятель.Один из основателей группы "Мир Искусства", организатор "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева", антрепренёр. Сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX - XX веков, "открыл" многих талантливых артистов балета, композиторов и художников.
(5) Мари Тальони, графиня де Вуазен (23.04.1804 - 22.04. 1884) -  балерина эпохи романтического балета, центральная фигура в истории европейского танца.
  Отец, балетмейстер и хореограф Филиппо Тальони занимался с дочерью сам. заниматься с ней сам. Это была очень жестокая школа. Он требовал от дочери безукоризненно простых, благородных, лишённых малейшего налёта фривольности движений. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель -  преодолеть земное притяжение. Всё, что разрешалось Марии, - это слегка, незаметным усилием оттолкнуться от земли, чтобы лететь. Долгие часы занятий порой кончались обмороком. Стёртые в кровь пальцы ног не успевали зажить, как отец снова ставил дочь к станку.
  Мария добилась огромного успеха. Она гастролировала во многих городах Европы.
  Танец  Марии Тальони был неземным. В нем преобладали необычайные прыжки, полеты, остановки в прекрасных позах.
Умерла Мария Тальони 22 апреля 1884 в канун своего 80-летия в Марселе. На её надгробии на кладбище Пер-Лашез написана эпитафия: "Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе".
(6) Елена Головина "Ольга Спесивцева. Проклятие Жизели"
 https://m.7days.ru/caravan/2015/10/
(7)   КУЛЬТУРОЛОГИЯ / Kulturologia.ru
"Хронология предательства в судьбе одной из лучших балерин XX века: Ольга Спесивцева".
(8) Михаил Михайлович (Мишель) Фокин (11 [23].04. 1880 -  22.08.1942) - русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века. Много работал с Анной Павловой и Сергеем Дягилевым.
(9) Аким Львович  Волынский - литературный псевдоним, настоящие фамилия, имя, отчество - Хаим Лейбович Флексер  (21.04. [3.05.] 1861 или 1863 - 6.07.1926) - литературный критик и искусствовед,  балетовед.
(10) Вацлав Фомич Нижинский (28.02. [12.03] 1889 -  8 или 11.04. 1950) - русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Брат танцовщицы и балетного педагога Брониславы Нижинской (8.01.1891 -  21.02. 1972).
(11) Агриппина Яковлевна  Ваганова (14 [26].06.1879 -  5.11.1951) - русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии I степени (1946).
  Ваганова - атор книги "Основы классического танца" (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.
(12) "Потерять карьеру и рассудок: судьбы известных балерин, которые не сложились.
Печальные истории великих российских красавиц"
31 августа 2021 wday.ru
(13)  Борис Гитманович  Каплун (1894 -  28.11. 1937) - советский инженер и хозяйственный работник. Член коллегии отдела управления Петроградского Совета (губисполкома, 1919 - 1921). Родственник убитого в августе 1918 года русского революционера М.С. Урицкого
Меценат, помогал многим литераторам, слыл любителем искусств и балета в особенности. Социал-демократ (1916-1917), затем коммунист (1917-1921).