Эффект кобры

Яков Логвинович
  Англичане во время оккупации Индии с целью сокращения численности расплодившихся там кобр объявили награду за их головы. Это не привело к ожидаемому эффекту, а только поспособствовало увеличению числа кобр. Местное население с целью лёгкого заработка стало их разводить. С тех пор решение проблемы, приводящее лишь к её ухудшению, часто называют «эффектом кобры».
  В детстве я обратил внимание на металлическую табличку с номером дома, привязанную к берёзе. Это уже потом появились таблички на домах. Дома, от изрядно разбитой деревенской дороги, за которой сразу шёл лес, были далековато. Вот и привязали таблички к деревьям вдоль дороги, названной недавно улицей. На одной, покрашенной стороне таблички, номер дома, а на другой было что-то нарисовано, но непонятно что. Как говорится, верхолаз я был ещё тот. Не было рядом с домом ни одной толстой ольхи, на верхушке которой я бы не побывал. Берёз достойных моего внимания в округе было мало, а на эту я лазить не рисковал: рядом с ней в траве и снизу на ней ползали маленькие красные муравьи. Малые, да удалые – кусали прилично. Но в этом случае я рискнул. Полюбопытствовал. Взобравшись на берёзу, на немного поржавевшей, прислоненной к ней поверхности, повертев её, я обнаружил маленькие морковно-красноватые создания, точнее то, что от них осталось. Неужели личинки колорадских жуков?
  Пришлось спросить у мамы. Моё предположение подтвердилось. Действительно, когда в Брестской области стали появляться первые колорадские жуки, забили тревогу. Заготовили много табличек с изображением жуков. Некоторые успели кое-где прибить. За выявленных жуков, их яйца или растущее потомство обещали награду. Кое-кто, утверждают, даже успел что-то получить. Но буквально через пару недель люди пошли сдавать места обитания жучков толпами, и выплаты прекратили. В отличие от кобр, жуков разводить не пришлось. Очень уж они плодовиты оказались. «Эффекта жука» не получилось.
  А таблички с их изображением остались. При нумерации новой улицы о них вспомнили, чистую сторону покрасили и написали номера. А от жуков так и не избавились до сих пор. Уже даже привыкли к ним. Травим их, травим, а им всё нипочём! И неизвестно, кого ещё больше травим – себя или жука?!