Этот негасимый свет...

Валентина Кузнецова 7
               
                Посвящается моему сыну, Дмитрию

        - Ну, конь мой серый в яблоко, не подведи, дружок! Сегодня страна ждёт от нас  подвигов! С Богом,- водитель хлопает машину по капоту и заводит мотор. Мастеру по ремонту стиральных машин предстояла поездка в небольшую деревушку в километрах тридцати от города. Казалось, ничего особенного, не первый раз приходилось выполнять заказы на периферии. А вот объём работы сегодня предстоял большой, поэтому Кирилл  решил выехать пораньше, чтобы успеть засветло вернуться домой. Зимний день короткий.
- Лишь бы погода не подвела, - думал водитель, тревожно поглядывая на серый купол неба.- Ничего, утренний туман рассеется и всё будет «ОК». Бог не выдаст- свинья не съест! Надо бы заехать заправиться. 
     Вскоре показались огни заправочной станции. Выйдя из кабины, мастер поёжился: «Может и не съест, но свинью подложить может». Пронизывающий холодный ветер рвал и метал на своём пути всё, что ему не нравилось. «Да, сегодня я у Старухи – Зимы, явно, не в любимчиках» - посетовал  водитель  и постучал в окошко кассы.
- Доброго утречка вам, девочки. Мне бы напоить  железного коня.
- Хотелось бы,  чтобы  оно, действительно, было добрым! А погода  вон как лютует!  Не дай, Бог, застрять в такую непогодь. Только что получили сообщение: на дорогах плохая видимость. И коня вашего порадовать нечем. Свет отключили. Ждём ремонтников.  Поезжайте на следующую станцию, там свет есть, мы созванивались. 
- Как там впереди дорога?- спросил Кирилл у водителя, что подошёл к кассе.
- Полная жо…, туман, видимость ноль.
- Да, день не задался! А может назад вернуться, - подумал мастер и  тут же  сам себя одёрнул! - Стоп! Во-первых, с заказчицей о времени своего визита я договорился ещё с вечера. Во-вторых, женщина сегодня  специально отпросилась с работы. А в- третьих, машина-то у меня не простая - вездеход, да и посадка высокая. Не из таких передряг выбирался, проскочу! А вот и заправка!
-Девушка, залейте меня, пожалуйста, по полной!  Кирилл подошёл к машине, чтобы открыть бензобак. Но не тут-то было! Крышка  на морозе примёрзла.
- Сегодня точно не мой день! Что же делать?
- А вы не переживайте, - успокаивает девушка,  я сейчас чайник  поставлю. Он у нас мигом закипает. Действительно, через несколько минут чайник зашумел, забулькал и автоматически отключился.
- Ну, вот готово, забирайте, - улыбается девушка и протягивает в окошечко чайник с кипятком.  После нехитрых манипуляций крышка, наконец, поддалась.
- Слава Богу! Да, вы  просто волшебница! Только по-настоящему горячее  и  любящее  сердце способно  растопить лёд!  Спасибо вам! Удачи  и хорошего дня.
- И вам счастливой дороги! Будьте осторожны! МЧС предупреждает о резком ухудшении погоды. Девушка мило улыбнулась, и водителю вдруг на какое-то  мгновение показалось, что на улице  не так уж зябко и сурово.
    Кирилл  сел за руль и нажал на газ. Погода портилась  на глазах. Было ощущение, что снег  собирали неделю, а вывалить решили  за миг. Дворники на машине работали в режиме аврала. То и дело по обе стороны дороги  встречались автомобили, съехавшие в кювет. Из-за плохой видимости машины ползли, как черепахи. Вместо тридцати минут, как обычно, на дорогу ушло часа три. И всё это время Кирилл  мысленно несколько раз возвращался к  образу девушки - кассира. Вроде  бы ничего особенного в ней и не было. Разве, что глаза…,  в которых  столько было доброты, тепла и света, что, казалось, ими можно было обогреть всю Вселенную. И сразу куда-то исчезала утренняя ссора с  женой, замерзшая  крышка бензобака, и день уже не казался таким промозглым и неудачным.
      А вот и нужная деревушка. Кирилл свернул с трассы. То, что дорогу чистили с утра, можно было только догадываться. Сугробы в некоторых дворах доходили до самых подоконников. Вместо тропок из снега торчали прутики, указывающие направление  движения. И как же в этом лабиринте найти нужный  дом? Правду говорят, что на ловца и зверь бежит.  Сквозь густой туман впереди еле угадывался силуэт женщины с огромной сумкой через плечо, которая с большим трудом передвигалась прямо по середине дороги.
- Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет, - улыбнулся водитель и, подмигнув самому себе в боковое зеркало,  продекламировал, как на детском утреннике: «Это он, это он, деревенский почтальон!»  Уважаемая! Не подскажете, где мне найти в этом снежном царстве дом номер семь?
- Вам , наверное, тётя Шура нужна.  Она сегодня с утра чистит снег около двора, ждёт городского гостя.
- А как вы догадались, что я из города?
- Ну, я как - никак  профи в своём деле!  В нашей деревне ни у кого нет такой машины,- улыбается девушка,- а нам с вами, между прочим, по пути, подбросите?
- Хороший попутчик – половина дороги, забирайтесь и садитесь поудобнее.-  Водитель  подаёт руку девушке и невольно замирает.- Где же я  видел эти глаза? Не может быть! Точно,  девушка с  заправки, что выручила кипяточком. Но как она могла оказаться раньше меня  в деревне? Что за наваждение!  Простите, пожалуйста, а мы с вами раньше нигде не встречались? Только не подумайте, что я таким способом  хочу с вами познакомиться. Но ваше лицо я сегодня точно уже  видел!
- И я, кажется, даже знаю где, - улыбается девушка,- на заправке! Да, вы не удивляйтесь. Мы с моей сестрой близнецы. Нас довольно часто путают. Незнакомка  оказалась разговорчивой  попутчицей. За те десять минут, что они ехали вместе, Кирилл узнал, что тётя Шура не только прекрасный штукатур - маляр,  превосходный строитель,  но и заядлый охотник, отличный  садовод и просто хорошая соседка, у  которой самый красивый палисадник в деревне.
- Александру Ивановну  у нас в деревне очень уважают. Труженица, умница, на все руки мастер. А вот в личной жизни ей не повезло, - вздыхает рассказчица.- Через три года после свадьбы муж бросил семью, потом попал в аварию, стал инвалидом, а из больницы его  уже забирала тетя  Шура. Молодуха так ни разу и не появилась в больнице, а потом и вовсе сгинула. Простить мужа женщина  не сумела, но и бросить калеку не  смогла. Через год муж умер у неё  прямо на руках от инфаркта. Вдова стала замкнутой, мало с кем общалась.  Одна радость  в жизни - сынок. Красавец, спортсмен, помощник и опора. Мать  в нём души не чаяла. Получил образование, готовился пойти в армию. На приписной комиссии и обнаружили эту страшную болезнь, рак крови. Ушёл в самом расцвете сил. И было ему годков-то двадцать один всего… А вот и ваш дом номер семь. Я же говорила, что  вас ждут.
- Тётя Шура,  я вам долгожданного гостя привела, встречайте! А вам, - обратилась девушка к водителю,- хорошего дня и счастливой обратной дороги.
- А вы как же доберётесь?
- А я уже приехала, мы с тётей Шурой соседи. А его не бойтесь,- говорит она, показывая на большую серую собаку.- Он хотя и волк, но зазря на людей не бросается.
- Предупреждён, значит, вооружён, -  улыбнулся  Кирилл и направился по только что очищенной дорожке к дому. Большая серая собака предупреждающе зарычала.
- Серый, свои! Проходите, не тронет,- успокоила женщина и поспешила навстречу гостю.
- Простите, пожалуйста, за опоздание. Сегодняшняя дорога - настоящий экстрим даже для такого водителя со стажем, как я.  Еле вас  нашёл, спасибо вашей соседке, проводила меня.
- Настенька - она такая, никому не откажет в помощи. А вы проходите скорее в дом, вам согреться нужно с дороги. Дом был большой, добротный, уютный. Переступив порог, Кирилл сразу очутился в плену удивительно знакомых запахов, от которых  сразу защекотало  в носу, приглашая в ту далёкую  страну детства, где жива ещё была его бабушка, где так же пахло  свежеиспечённым хлебом, парным молоком, плюшками, ватрушками и ещё чем-то, не поддающимся словам. На глаза навернулись  слёзы.
- Да, ты  расстроился никак, сынок?-заглядывает хозяйка  гостю в глаза и лёгким движением ладошки смахивает слезу-предательницу.
- Да, нет, просто на улице сегодня  сильный ветер,-  успокаивает мастер хозяйку и прячет глаза.- Где у вас стоит машинка?
-  Работа - не волк, в лес не убежит. Ты бы согрелся сначала да чаю попил.
- Спасибо, некогда, работа предстоит большая, надо успеть закончить засветло.
- Ну, смотри сам, охота пуще неволи. Бог в помощь тебе.
     А работы, действительно, было много. Нужно было отвинтить и снять барабан, найти причину неисправности, поменять детали, а затем в обратном порядке всё поставить на место. День неумолимо приближался к вечеру, в домах зажглись огни.
- Слава Богу! Кажется всё,- выдохнул мастер и вытер ветошью замасленные руки.- Теперь осталось полностью откатать весь цикл. А для этого нужен  ещё, как  минимум, час. Пока  машинка будет проходить испытание, наверное, можно напроситься и на чай, - подумал Кирилл  и  вышел из ванной комнаты. -  Ваше приглашение к чаю остаётся в силе?
- Конечно, конечно,- засуетилась женщина, подавая ему полотенце,- проходите к столу, присаживайтесь и угощайтесь. Всё свежее, своё, домашнее.
- Ничего себе угощение,- удивился  Кирилл, оглядывая стол,- по какому случаю праздник? Гостей, наверное, ждёте?
- А чего их ждать, ты и есть сегодня мой долгожданный гость. Ешь, сынок, ешь  пока всё горячее, намаялся, небось, за целый день! Одна дорога чего стоит. Честно признаться, так я не верила, что ты  в такую непогодь  приедешь. А ты, молодец, слово держишь!
Кирилл ел с большим удовольствием, потому что, действительно, всё было очень вкусно. После сытного ужина да за горячим  чаем лился   задушевный, неспешный разговор, и ни разу  Александра Ивановна   не пожаловалась на свою судьбу.
- Странное дело,- думал Кирилл,-  она совершенно чужой  человек для меня,  а мне так уютно и тепло находиться с ней рядом. Что-то  неуловимо - светлое шло от этой простой деревенской женщины, проникало глубоко в душу, обволакивало всё нутро и  делало его,  мужчину,  необыкновенно защищённым и  сильным.
- А тебе, сынок, сколько годков будет?
- Завтра  исполнится сорок шесть.
- А   моему сегодня  исполнилось бы столько же, выходит, одногодки вы,-  медленно, нараспев произнесла женщина,- и скупые слезинки застряли  в уголках глаз. – Я смотрю, ты всё на гитару поглядываешь. Играешь?
- Так для души  бренчу иногда после работы, помогает напряжение снять.
- И мой любил вечерами играть. И песни пел хорошие, не пустые, душевные. Помню, любимая у него была про косточку виноградную. Может знаешь?
- С вашего разрешения попробую. – Кирилл взял со стены  гитару, настроил её,  насколько это было возможно, и тронул за струны.
Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Собирайтесь-ка, гости мои,  на  моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлёт мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу....
Кирилл понимал, что сейчас Александра  Ивановна  в своих мыслях  далеко от него, она рядом с сыном, который  никогда не уйдёт из её сердца до тех пор, пока оно стучит.  И он продолжал петь одну  песню за другой, стараясь наполнить сердце матери тем теплом и заботой, которых ей так не хватало последние двадцать пять лет. Удивительное дело, он чувствовал огромное блаженство от того, что мог сейчас бескорыстно дарить ей себя. А ещё он вдруг отчётливо понял одну простую истину: оказывается, дарить куда приятнее, чем принимать подарки. 
Неожиданно звук таймера  нарушил идиллию  волшебства, известив о том, что машина кончила стирку, а это значит, что пора собираться в дорогу.
- Такого дня рождения у моего сына  ещё никогда не было. Спасибо тебе, сынок! Дай, Бог, благополучия,  здоровья тебе и твоей семье.
- И Вам,  Александра Ивановна, спасибо за такой чудесный вечер. Хозяйка накинула на плечи  пуховый платок и пошла провожать гостя. Серый крутился под ногами, вилял хвостом и очень хотел, чтобы на него обратили внимание.
- А это правда, что Серый не собака, а волк?
- Настенька рассказала? Правда. Я ведь раньше заядлой охотницей была. Помню, как одной зимой нас волки одолели, овечек стали задирать. Однажды я подкараулила волка у нашего сарая и выстрелила. Убить не убила, ранила. Ушёл коварный в лес. На следующий день по кровавому следу нашла свою добычу. Волк оказался волчицей. Около убитой матери  скулил волчонок. Не могла я его бросить, выходила. С тех пор ружьё в руки не беру, а Серый теперь  член  моей семьи,  самый верный,  надёжный друг и защитник.
-Ну, дай лапу, Джин, на счастье мне! Серый тут же встал во весь рост, водрузил свои лапищи Кириллу на плечи и умудрился даже лизнуть в лицо.
- А это тебе подарок на день рождения от нас,- сказала Александра  Ивановна и протянула  увесистый пакет с гостинцами. А потом торжественно вручила гитару. - Нет, нет! Возражения не принимаются! Он  был  бы только рад!  Не переживай, что ты не певец. В песне главное  -  душа. Вот её и дари людям.
 От таких слов  в горле запершило, сильно защипало в носу, и слёзы, которые гость  сдерживал весь вечер, запросились наружу.
- Спасибо! Нежно и по-сыновьи трогательно  Кирилл приобнял эту щупленькую на вид, но удивительно сильную женщину, уткнулся в её пуховый платок и дал волю слезам, которые никто кроме него в этот  вечер так  и не увидел.
Когда мастер  вырулил на трассу, буря улеглась, будто её и не было. Движение на дороге к ночи  восстановилось. На душе стало легко и спокойно.
- Ну, что, Зимушку – Зима,  не получилось взять верх над человеком? И не получится, когда есть такие люди, от которых  идёт негасимый  свет и тепло.
19.02.2022 г. Валентина Кузнецова.