Магия бутерброда

Николай Судзиловский
Реакция на статью уральского краеведа Валерия Ефимова "О казаках замолвите слово"


Семейное воспитание сформировало у меня повышенный интерес к истории. Возможно, потому, что первоначально я знакомился с ней не по сухим учебникам, а по личным воспоминаниям родных и близких. Эти люди происходили из самых разных слоёв народа, одни были хорошо образованы, другие едва одолели грамоту, одна из бабушек, крестьянка, даже подписывалась крестиком - но рассказы их чем-то были очень похожи. Ровным, спокойным голосом каждый излагал простые, в общем-то, были, от которых перехватывало горло. Что поделаешь – для моего народа весь двадцатый век – практически сплошные «интересные времена». Был у меня и дядька из казачьего рода, который, пока мог, держал в своём хозяйстве коня. Этот Буян, вся трудовая биография которого прошла в оглоблях рессорной двуколки совхозного агронома, был категорически неприспособлен для верховой езды и навсегда отбил мне всякий интерес к этому виду спорта. После того, как однажды на каникулах недели две пришлось ходить враскорячку. Позже, в студенческие годы, я как-то целое лето подрабатывал «водителем кобылы» в институтском ОКСе, могу запрячь и взнуздать, однако мыслей о прогулке верхом у меня уже не возникало. Как бы то ни было, благодаря семейным преданиям, историю казачества воспринимаю не совсем безучастно и отстранённо, как, впрочем, и историю представителей других сословий.

Как, наверное, у многих, с возрастом читательские интересы сместились от беллетристики к справочникам и публицистике и статья уральского краеведа Валерия Ефимова, в которой он исследует один из самых славных периодов казачества и делает попытку сравнительного анализа, не могла оставить меня равнодушным.
Много фактического материала о казаках, доброе, по-хорошему пристрастное отношение к ним. А вот сравнения и противопоставления обескураживают. Периодически возвращался к материалу, но поместить давно сформировавшийся ответ избегал – памятуя о Салтыкове-Щедрине, который, будучи искренним патриотом России сподобился обеспечить убойными цитатами не одно поколение русофобов.
Теперь вот всё-таки решился.

Итак -

МАГИЯ  БУТЕРБРОДА

Чудны дела Твои, Господи… Какая-нибудь пустяковина, о которой и говорить-то смешно, настолько ничтожна она в общем потоке явлений, становится вдруг всеобъемлющим символом, фетишем, способным отразиться на ходе мировых событий. Скажем, биг мак, он же гамбургер – перекус по сути, фаст фуд, как сейчас принято выражаться. Съел на бегу и забыл. А вот поди ж ты – появляется вдруг индекс биг мака – чуть ли не официально признанный критерий оценки обменных курсов мировых валют. Вроде, всё понятно – транснациональные корпорации, монополии, реклама – двигатель торговли… И всё равно удивительно. Или взять бутерброд, наш национальный аналог биг мака, хотя и с явной иностранной примесью в наименовании – с ним тоже всё не так просто…

Есть в нашем городке Егерская слобода, обслуживавшая когда-то Императорскую охоту. Продуманная планировка, срубленные из прекрасного, спелого, леса, красивые дома, неподалёку миниатюрная - для своих - живописная церквушка. Жили там люди, по-своему привилегированные - служебное жильё, удобные огороды, покосы, даже полиция не имела права их наказывать. Перебравшего, или иным образом проштрафившегося в городе, егеря следовало со всем уважением доставить в околоток, расположенный напротив въезда в Слободу. Вызвать к шлагбауму Владимира Робертовича Дица, ловчего Его Величества, либо замещающее его на время отсутствия начальствующее лицо, коему и передать провинившегося, изложив характер проступка и целиком предоставив на его усмотрение право выбора наказания. 
В.Р. Диц, один из основоположников отечественного охотоведения, страстный охотник, в прошлом пехотный штабс-капитан, награждённый серебряной медалью «За храбрость» и золотой болгарской медалью «За освобождение и независимость. 1876 - 1878 гг», был человеком собранным и того же требовал от подчинённых, многие из которых тоже вышли из армии. Дисциплина поддерживалась почти военная, там, где другому обошлось бы подзатыльником, егеря карали полной мерой. К тому же реально действовал фактор морального порицания -  то, что простому горожанину легко сошло бы с рук, егеря клеймило надолго. Так, уже при советской власти, в семидесятые годы, одну из семей иногда называли в разговоре прозвищем Кули.  Дед их когда-то созоровал - стащил на собачьей кормокухне куль овса. Был уличён, высечен арапниками - и получил в егерской среде «наследственный титул», перешедший потом на детей и внуков…

Окрестные жители в такие строгости егерской службы не вникали, а вот за привилегии слободчан недолюбливали, называли «егерскими собаками», а Дица «собачьим генералом». В 1917-м за ним пришли. Вывели на улицу, где какой-то раскованный солдатик отобрал генеральскую папаху и нахлобучил себе на голову. Потом ловчего увезли в Питер и больше у нас о нём не слышали. Рассказал мне об этом Виталий Михайлович Стоянов, мой старший друг, страстный охотник, чей дед, до Егерской служивший в синих кирасирах, состоял у Дица стремянным.
Возможно, это фундаментальное - хотя и не лучшее - свойство человеческой натуры - ревнивое отношение к чужим привилегиям. У одного моего товарища есть поговорка, художественно описывающая это распространенное явление: - «Как говорят наши дальние родственники с Ближнего Востока, всякий бутерброд в чужой руке толще». Даже безмерно уважаемый мною Александр Ильич Шумилин в страшной и запредельно реалистической книге «Ванька-ротный» не сумел удержаться на грани оправданного, объективного противопоставления «штабистов» и «боевиков» - его, на мой взгляд, недопустимо занесло в оценке творчества К.Симонова (здесь, на «прозе» - «Неизвестные солдаты»).

Не знаю, как там у них, на Ближнем Востоке - не бывал, а вот у нас в России такая оценка толщины бутербродов чрезвычайно опасна. Абсолютизация роли и позиций любого сословия, любой страты общества нигде и никогда не заканчивалась добром, и уж вовсе сродни самоубийству противопоставление дворянства и казачества, двух категорий, которые сконцентрировали в себе основную долю русской пассионарности - и потому более других сословий пострадали в двадцатом веке. Тем более, реальных оснований для такого противопоставления нет - довольно распространённое мнение, что «в элитных частях служило дворянство, а казаки не укладывались в "табели о рангах"» действительности не соответствует. Приведу часть «Табели о рангах» в том виде, как она выглядела в начале двадцатого века. Потомственное дворянство давали чины с 4-го класса, личное - с пятого по девятый класс.



Классы           Чины гражданские        Чины армейские      Чины казачьи
               

I              Канцлер                Генерал-фельдмаршал              –

II     Действительный тайный          Генерал от инфантерии,      Генерал от

               советник          от артиллерии, инженер-генерал   кавалерии            
               
      
               
III Тайный советник            Генерал-лейтенант     Генерал-лейтенант
IV Действительный статский
               советник            Генерал-майор      Генерал-майор
V статский советник          —                —
VI Коллежский cоветник    Полковник              Полковник
VII Надворный советник    Подполковник              Войсковой старшина
VIII Коллежский асессор    капитан              есаул
IX Титулярный советник    Штабс-капитан      Подъесаул
X Коллежский секретарь    Поручик              Сотник
XI Корабельный секретарь          —                —
XII Губернский секретарь    Подпоручик              Хорунжий

XIII Провинциальный секретарь;  Прапорщик (с 1884 г.    Прапорщик (с 1884 г.
        сенатский (синодский,      чин военного времени)   чин военного времени)
        кабинетный) регистратор
       
XIV Коллежский регистратор            —                —


Как видим, положение казачества принципиально не отличается, но есть, разумеется, и нюансы. Так, чин высшего, первого класса для казаков не предусмотрен. Не мог казак просто дослужиться до первого класса. Действительный тайный советник стать канцлером мог. Генерал от инфантерии стать генерал-фельдмаршалом мог. В редчайших случаях, при исключительных способностях, при невероятной удаче – но могли. Казак, как казак, дослужиться до высшего классного чина в Российской Империи не мог в принципе. Ну, не подразумевала казачья служба политической карьеры. Как сегодня не подразумевает политической карьеры служба в разведке. Хотя и случается иногда…

Да, в положении казачества официально существовали некоторые особенности, но не думаю, что можно рассматривать это обстоятельство как дискриминацию – нечто подобное существует всегда.
Скажем, на флоте самый толковый и грамотный командир БЧ-5 - главный механик субмарины - не может просто дослужиться до положения её командира - в силу того, что его подразделение исполняет вспомогательные функции, а общее командование требует принципиально другого набора знаний и навыков.

Это отражено в одном из флотских анекдотов.
На почве пресловутого сравнения толщины бутербродов, в экипаже как-то сложилась революционная ситуация. Механик, он же бэчепятый, наехал на командира:

Как нас в народе зовут? Маслопупы! «Пузо в масле, зад в тавоте - я служу в подводном флоте». Вкалываем у своих механизмов, как черти в аду, света божьего не видим, в робе да в пудовых гадах, чуть где что не так – сразу нас на кунгам!  А вы тут на мостике, в белых рубашечках да при галстуках по карте карандашиками водите… Люксы! Курс они, видите ли, прокладывают. Паразиты! Вас бы на наше место - посмотрел бы я на ваши сытые рожи!..
Командиру тоже шлея попала – ладно, говорит, давай на неделю местами поменяемся, чтобы раз навсегда ясность внести.
Поменялись. Мех на мостик подался, а командир в машинное. Некоторое время всё ровно шло, потом доклад трюмного – греется дейвудный подшипник на линии вала.
– И что в таком случае делать?
- Можно попробовать водой охладить.
- Поливайте.
Матрос убежал. Потом началось – чем дальше, тем чаще. Командир уже и счёт докладам потерял, не знает, что делать – греются проклятые подшипники. Сдаваться и на поклон к механику идти гордость не позволяет, подловил старпома, чтобы через него прощупать, а тот только рукой безнадёжно махнул – «Погорячились вы, кэп, со своим пари. Ещё бы они не грелись! Мы на прокладках этого лаперуза уже пятый день как по Сахаре идём».

В интернете висит статья, с очень удачным названием - «Казаки - царский спецназ». Я бы только уточнил, используя современные понятия - в мирное время они выступали в роли спецназа МВД, а в военное - спецназа ВДВ, действующего, в основном, в зоне тактической обороны противника.
 Так вот, насколько мне известно, в штатном расписании лучшего современного спецназа – спецназа ГРУ ГШ - не было генеральских должностей. Не из-за дискриминации – просто по соответствию кругу решаемых задач.
Генеральского масштаба задачи решаются в другом месте - а порядок награждений и чинопроизводства определяется не в последнюю очередь уровнем возложенных на исполнителей обязанностей.
Бойцы, реально делающие самую опасную, чёрную работу чаще всего остаются в тени. Их дела, достижения и промахи озвучиваются разве что при анализе отчётов участников операции и становятся широко известны лишь в самом узком кругу.
Например, история, когда предельно вымотанная в затянувшемся рейде разведка нарвалась на многократно превосходящий численно отряд противника. Большая часть группы погибла сразу, но, видимо, уцелевшие бойцы сумели организоваться после внезапного нападения, выбрать позицию и сконцентрировать там остатки боеприпасов. Потому что после того, как один за другим смолкли автоматы разведчиков, пулемёт, уже в одиночку, работал больше часа. Потом наступила тишина. Потом взорвалась граната. И всё закончилось.

По официальной версии погибли все, но я как-то слышал, что одного из бойцов подобрала и спасла другая разведгруппа, работавшая поблизости и получившая категорический приказ в бой не вступать. Якобы его, лежавшего без сознания, при зачистке сочли мёртвым из-за выглядевшего абсолютно смертельным ранения. Не распознали живого и «мирные жители», мародёрствовавшие на месте боя после ухода банды (таковы уж горские обычаи. См. у Киплинга – «Если раненый брошен ты в поле чужом, где старухи живых добивают ножом…»)

 Возможно, это легенда, но она вполне правдоподобна – реально, действия спецназа – как бы его ни называли – обычно остаются в тени. Всегда и везде.
Что поделаешь - такая работа.

В естественном человеческом обществе не бывает строго единообразного воздаянии за проделанный труд. Кому-то принято платить сразу – «деталь выполнена? Чертежу соответствует? Что, кризис? Падение продаж? А я причём? Будьте любезны, в полном соответствии с тарифом».
Существуют формы корпоративные – «господа, в этом году из-за неблагоприятных погодных условий прибыль упала и выплаты будут произведены в половинном размере».

Между своими бывает и братская помощь – «Да, крепенько вас тряхануло… Теперь без панельного домостроения всех бездомных и за пятьдесят лет не расселить, так что придётся в темпе заводы ЖБИ строить. Людей пришлём, материалы подвезём, технику выделим– не чужие чай, в одной стране живём, одно дело делаем».

Каждая социальная группа исторически формирует собственное соотношение форм оплаты. Казаки получали своё землями, самоуправлением, освобождением от налогов, жалованием. У дворянства была своя, несколько отличная, система, которая постоянно развивалась и изменялась – в значительной степени, именно в результате деятельности самих дворян. Дворянство постепенно превращалось в мемориальное сословие и к началу двадцатого века в его распоряжении сохранились, в основном, моральные привилегии, от которых, как сказал классик, «большая честь, но малая прибыль». Из материально осязаемых остались некоторое преимущества в получении образования и в поступлении на государственную службу.  Власть смотрела на дворянские привилегии вполне благосклонно, считая это сословие одной из реальных опор Державы.

Возможно, в таком подходе есть определённое рациональное зерно. Вспомним, что крушение Российской Империи произошло в тот момент, когда носитель основных её исторических традиций - кадровый офицерский корпус, состоявший преимущественно из дворян - практически целиком полёг на полях Первой Мировой. Ценой своей гибели он остановил врага в западной Белоруссии (где линия фронта потом простояла до 1918 года!) - чем обеспечил победу России и поражение германского блока. Но при этом опасно изменилась внутренняя структура народа, если так можно выразиться, его «фракционный состав».
Преемники оказались не готовы реализовать полученные стратегические козыри - в силу своей политической незрелости, ограниченности, неспособности оценить реальные последствия своего эгоизма для державы в целом, все они - в первую очередь и главным образом буржуазия - увлеклись погоней за собственными классовыми интересами. Элиты «союзников», ответственные за приём стратегических решений в интересах своих стран, охотно и всемерно им подыграли, использовав момент для того, чтобы исключить из Большой Игры веками формировавшуюся политическую элиту России - и началось то, что началось. Долгий, героический, самоистощительный заплыв по пустыне, когда поливай не поливай…

Вы не пробовали оценить роль казаков в этот переломный, всё определивший, период?
Например, вспомнить, как атаманы, «выражая настроения уставшего от войны казачества», нередко объявляли нейтралитет и сдавали красным свои пушки и пулемёты, или рассмотреть участие казаков в гражданской войне, когда отнюдь не большинство их сражалось на стороне белых?

Перечень красных казачьих частей во 2-й половине 1918 года
1. Донской сводно-казачий советский кавалерийский полк.
2. Советский кавалерийский полк.
3. 3-й Донской казачий полк.
4. 1-й Медвецкий полк.
5. 2-й Медвецкий полк.
6. Полк Стеньки Разина.
7. 1-й Революционный Донской казачий полк.
8. 2-й казачий полк.
9. 3-й Медвецкий полк.
10. Первый казачий стрелковый полк Пугачева.
11. 4-й Донской казачий полк.
12. 5-й Донской казачий пехотный полк.
13. 1-й Донской казачий котельнический социалистический полк.
14. 1-й казачий советский социалистический стрелковый полк.
15. 3-й кавалерийский казачий полк.
16. 1-й пехотный кавалерийский казачий полк Степана Разина.
17. 6-й казаче-крестьянский полк.
18. 2-й Хоперский красно-казачий полк.
19. Пехотный донской казачий полк Степана Разина.
20. Кавалерийский полк Думенко, позднее бригада, потом дивизия, а затем корпус.
21. 2-й Хоперский красно-казачий полк.
22. Донской сводно-казачий полк.
23. Титовский Донской революционный полк.
Бригады и дивизии
24. Дивизия Кивкидзе В.П.
25. Бригада Ф.К. Миронова, позднее казачья дивизия.
26. Доно-Ставропольская казачья дивизия.
Кроме того, создано в августе 1918 г. на Дону 30 полков из молодых казаков.

А вот дворянских дивизий, бригад, полков и даже рот в Красной армии не было. Наверное, дело не только в утраченных привилегиях и классовой ненависти паразитов-кровопийц. Традиционно более глубокий анализ ситуации, обусловленный длительным решением более масштабных задач, защищает от соблазна решить сразу и все проблемы, тогда как всегда находящиеся в подавляющем численном большинстве представители слоёв с исторически сформировавшимся более простым мировоззрением легче поддаются искушению «до основанья, а затем…».
По законам реальной жизни такое идейное опрощение не может восторжествовать надолго, но исправить ошибку и отыграть обратно бывает уже невозможно – очень скоро казаки смогли убедиться в этом на собственном примере, когда недавние искусители начали зачистку - «расказачивание» - и повернули против них те самые, добровольно сданные, пушки и пулемёты.

Социальные образования принципиально отличаются от геологических массивов тем, что взорванный камень никогда не восстанавливается сам по себе. Взорванный же социальный монолит стремится возродиться - в наиболее естественных для него формах. Конкурирующие структуры, развернувшиеся на его месте за годы развала, не всегда заинтересованы в таком возрождении, и чем они более надуманы, противоестественны, насильственны, тем более беспринципно и навязчиво они разворачивают пропаганду и прочие механизмы сдерживания.

 Едва ли не самый отработанный и безотказный механизм такого рода – сравнение толщины бутербродов.

Может, не надо им подыгрывать?