1. Варнек А.Г. Портрет Лопухина из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Бумага, акварель. 31,5х25. 1843.
2. Боровиковский В.Л. Портрет светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина (1753 – 1803). Х.м. 80,5х62,5 см.1801. Частная коллекция.
3. Боровиковский В.Л. Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779 – 1803). Х.м. 73,5 х59 см.1797. Государственная Третьяковская галерея.
Выставив 19 февраля на сайте проза.ру миниатюру «Малоизвестный акварельный портрет Лопухина», не захотел сразу же переключаться на новую тему и решил получше ознакомиться с выставленной в интернете в открытом доступе книгой, посвященной 1000 -летию рода Лопухиных [1]. Какой колоссальный, все-таки, труд осуществили создатели книги и, прежде всего, известный врач и общественный деятель Вадим Олегович Лопухин, представившие в книге биографические материалы более пятисот представителей рода Лопухиных!
В настоящей миниатюре, в связи со знаменательным событием в российской истории -1000-летием рода Лопухиных, мне захотелось представить небольшую экспозицию из трех портретов представителей рода, названия которых вынесены в подзаголовок миниатюры и указаны в надписях к этим портретам. О том, что объединяет данные портреты представителей рода Лопухиных, помимо их фамилии, сообщу ниже в тексте.
Но прежде чем продолжить свое повествование о портретах Лопухиных, вспомню о, что однажды, в ноябре 2013 года, в Национальной научной библиотеке Северной Осетии прошла выставка одной картины, на которой зрителям представили портрет известной представительницы петербургского общества первой половины XIX века Смирновой -Россет работы О.А. Кипренского. В публикации о выставке сообщалось, что известный художник эпохи романтизма передавал в своих картинах настроения целого поколения людей.
Указанный прецедент с организацией выставки одной картины и подтолкнул меня к созданию экспозиции из трех портретов Лопухиных, т.к. в них видится нечто общее, присущее русской портретной живописи первой трети XIX века, ярким представителем которой был Владимир Лукич Боровиковский (1755 -1825). Именно он, при выполнении своих живописных портретов стал использовать боковую подсветку своих моделей солнечным светом, помещая портретируемых в затемненное место.
Благодаря этому, ему удавалось подчеркнуть объем пространства, в котором находится модель, а также фактуру лиц портретируемых. Так Марию Лопухину художник «поместил» под нависшие над ней ветви мощного дерева и окружил высокой травой и цветами, оставив небольшой просвет слева, благодаря которому поток солнечного света мягко освещает с одной стороны лицо и фигуру девушки.
В отличие от этого, светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина художник запечатлел в парадной одежде с орденами в кабинете вблизи окна с отодвинутой тяжелой шторой зеленого цвета, свет из которого ярко освещает правую щеку князя и ордена на его груди. Эффектный портрет крупного сановника, обласканного императором!
Александр Варнек, один из основателей романтизма в портретной живописи первой трети XIX века и педагог Императорской академии художеств, был учеником Боровиковского, и его опыт работы он позаимствовал при выполнении им акварельного портрета Лопухина. Правда, на его портрете ярких солнечных лучей нет, однако на почти черно-белом акварельном изображении поток этих лучей хорошо передан контрастами изображения в области окна и правой щеки лица портретируемого.
Это и позволило мне включить данный портрет в свою экспозицию. Замечу еще, что на обсуждаемом портрете манера живописи Варнека ощущается и в изображении рук молодого человека, уложенных на подлокотнике кресла и левой ноге так естественно, как это мы видим и на других известных портретах художника.
В предыдущей своей миниатюре я высказал предположение, что на данном портрете запечатлен школьный друг М.Ю. Лермонтова и брат Варвары Лопухиной, в которую был влюблен поэт, Лопухин Алексей Александрович (29.09.1813 – 09.12.1882). Однако пока это остается версией, требующей дальнейших поисков и доказательств.
В связи с этим хочу сообщить об одном своем последнем наблюдении, сделанном уже после того, как выставил предыдущую миниатюру на сайт проза.ру. Так, «листая» выставленную в интернете книгу, посвященную 1000-летию рода Лопухиных, и знакомясь со списком 500 представителей рода, я не нашел ни одного конкурента Алексея Александровича Лопухина, который бы родился в период с 1812 по 1823 гг.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лопухин В.О. и др. «Лопухины. Историко-генеалогические заметки к 1000-летию рода». PDF-файл указанной книги находится в открытом доступе интернета.
2. Федорченко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Лопухины. С. 245.
20.02.2022.