Экспозиция из трех портретов Лопухиных

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г.  Портрет Лопухина из собрания  Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Бумага, акварель. 31,5х25. 1843.
2.  Боровиковский  В.Л. Портрет  светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина (1753 – 1803). Х.м. 80,5х62,5 см.1801. Частная коллекция.
3.  Боровиковский  В.Л. Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779 – 1803). Х.м. 73,5 х59 см.1797. Государственная Третьяковская галерея.

Выставив 19 февраля на сайте проза.ру миниатюру «Малоизвестный акварельный портрет Лопухина», не захотел сразу же переключаться на новую тему и решил получше ознакомиться с выставленной в интернете в открытом доступе книгой, посвященной 1000 -летию рода Лопухиных [1].  Какой колоссальный, все-таки, труд  осуществили создатели книги и, прежде всего, известный врач и общественный деятель Вадим Олегович Лопухин, представившие в книге биографические материалы более пятисот представителей рода Лопухиных! 

В настоящей миниатюре, в связи со знаменательным событием  в российской истории -1000-летием рода Лопухиных, мне захотелось представить небольшую экспозицию из трех портретов представителей рода, названия которых вынесены в подзаголовок миниатюры и указаны в надписях к этим портретам. О том, что объединяет данные портреты  представителей рода Лопухиных,  помимо их фамилии, сообщу ниже в тексте.

Но прежде чем продолжить свое повествование о портретах Лопухиных, вспомню о, что однажды, в ноябре 2013 года, в Национальной научной библиотеке Северной Осетии прошла выставка одной картины, на которой  зрителям представили портрет известной представительницы петербургского общества первой половины XIX века Смирновой -Россет работы О.А. Кипренского. В публикации о выставке сообщалось, что  известный художник эпохи романтизма передавал в своих картинах настроения целого поколения людей.

Указанный прецедент с организацией выставки одной картины и подтолкнул меня к созданию экспозиции  из трех портретов Лопухиных, т.к. в них видится нечто общее, присущее русской портретной живописи первой трети XIX века, ярким представителем которой  был  Владимир Лукич Боровиковский  (1755 -1825).  Именно он, при выполнении своих живописных портретов стал использовать боковую подсветку своих моделей солнечным светом, помещая портретируемых в затемненное место. 

Благодаря этому, ему удавалось  подчеркнуть объем  пространства, в котором находится  модель, а также фактуру лиц портретируемых. Так  Марию Лопухину  художник «поместил» под нависшие над ней ветви мощного дерева и окружил высокой травой и цветами, оставив небольшой просвет слева, благодаря которому поток солнечного  света мягко освещает с одной стороны лицо и фигуру девушки. 

В отличие от этого, светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина художник запечатлел в парадной одежде с орденами в кабинете вблизи окна с отодвинутой тяжелой шторой зеленого цвета, свет из которого  ярко освещает правую щеку князя  и ордена на его груди.  Эффектный портрет крупного сановника, обласканного императором!

Александр Варнек, один из основателей романтизма в портретной живописи первой трети XIX века и педагог Императорской академии художеств, был учеником Боровиковского, и его опыт работы  он позаимствовал при выполнении им акварельного портрета Лопухина. Правда, на его портрете ярких солнечных лучей нет, однако на почти черно-белом акварельном изображении поток этих лучей хорошо передан контрастами изображения в области окна и правой щеки лица портретируемого.

Это и позволило мне включить данный портрет в свою экспозицию. Замечу еще, что на обсуждаемом портрете манера живописи Варнека ощущается и в изображении рук молодого человека, уложенных на подлокотнике  кресла  и левой ноге так естественно, как это мы видим и на других известных портретах художника.

В предыдущей своей миниатюре я высказал предположение, что на данном портрете запечатлен школьный друг М.Ю. Лермонтова  и брат Варвары Лопухиной, в которую был влюблен поэт, Лопухин Алексей Александрович (29.09.1813 – 09.12.1882). Однако пока это остается версией, требующей дальнейших поисков и доказательств.

В связи с этим хочу сообщить об одном своем последнем наблюдении, сделанном уже после того, как выставил предыдущую миниатюру на сайт проза.ру.  Так, «листая» выставленную в интернете книгу, посвященную 1000-летию рода Лопухиных, и знакомясь со списком 500 представителей рода, я не нашел ни одного конкурента  Алексея Александровича  Лопухина, который бы родился в период с 1812  по 1823 гг.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лопухин В.О. и др. «Лопухины. Историко-генеалогические заметки к 1000-летию рода». PDF-файл указанной книги находится в открытом доступе интернета.
2. Федорченко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Лопухины.  С. 245. 

20.02.2022.