Былинные земли. Не совсем понятная история, Ч. 16

Василий Азоронок
КАК ИСЧЕЗЛО БЕЛОЕ

(Продолжение)

                "Нет в мире виноватых" (Лев Толстой)

Бор – понятие растяжимое. Как можно определить местоположение, если площадь леса настолько велика, что одной волости мало?

Как понимать завершающую фразу пограничного обвода: «рекой Уллой… по Великий бор»? В какую сторону «по Улле»? Вправо, влево, на восток или на запад? Река – не озеро и не бочаг какой-нибудь, она длинная. И где то место, предваряющее огромный лесной массив, чтобы выйти на берег и связать концы «стародавнего места Лепельского»?

По идее, обвод должен был завершаться там же, откуда начинался - в той же точке: «почавши рекой Ясой». У Низовцова (1563 год) «Яса впала Улу ниже озера Лепль 2 версты». Если руководствоваться такой диспозицией, то концы обвода сойдутся примерно там, где витебский виж Матеевский констатировал «село Белое».

У белорусского ученого Вячеслава Носевича, кандидата исторических наук, несколько иное мнение. Вот что он сказал: «с Уллы граница сворачивала на восток, оставляя на левом берегу земли нынешнего Большого Жежлина (неизвестно кому тогда принадлежавшего), а на правом - земли лепельского Боровно».

Возможно ли такое? Получается, что граница обвода уходила в противоположную сторону, на восток…

Но историк аргументировал свое высказывание. По его данным, в 1566 году территория Полоцкого воеводства была расширена, в состав включили весь южный сектор Лепельского прибрежья. Граница раздвинулась аж до важнейшего свядского узла – где сходились русла трех рек: Ясы (Эссы), Берешчи и Свядицы. Таким образом, участок, где сталкивались интересы плебанцев и белянцев, Боровно и Белого, где витебский виж фиксировал в 1539 году разрушение межи, оказались внутри расширенного анклава. Проблема была исчерпана.

Ограничение 1580-го года, судя по всему, составлялось по старому образцу, в угоду Дорогостайскому, которого король Баторий очень жаловал и вознаградил пожизненным достоянием. Бывший стольник исполнял роль распорядителя местными ресурсами. Стародавнее «место» было дорогостоящим, принося двору большую выгоду. Основным занятием лепельцев считалась «вепровщина», то есть заготовительная деятельность. Люди добывали необходимые средства пропитания, используя лесные и водные богатства. Дорогостайский занимался сервировкой господского стола, и набыл большой придворный опыт. Вручение ему Лепельского имения можно рассматривать как часть господского плана – сохранить регион, богатый ресурсами, в прямом подчинении. Еще ранее Лепель был определен на роль королевского столового имения.

Уже не Боровно занимало главенствующее положение в междуречье. Эпоха Александра, с его вниманием к духовному сближению, канула в Лету, минула. Капитал вторгся в праведные устои, и на первый план вышли помыслы обогащения, навара. Все шире становились торговые операции, меры коммерческого склада, расширение рынков сбыта, рост прибыли. Преимущества вепровщины давали возможность поставлять продукты как товар, и обогащаться. Не исключено, что уже тогда власть примерялась к идее создания беспрепятственного речного перехода из одной сферы полушария в другую, с севера на юг, и Баторий, с его трансильванским прошлым, был весьма кстати в деле соединения рек.

«Стародавнее место Лепельское» включало важнейший участок междуреченской трассы - подходы к волоку - где суда тормозились, прежде чем одолеть "сухой" перешеек, водораздел. Где же сходились концы контура, сформированного в древности?

(Окончание следует).

На снимке из интернета: еще один водоем на Лепельщине - озеро Рыбанец.


19.02/22