Малоизвестный акварельный портрет Лопухина

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г.  Портрет Лопухина из собрания  Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Бумага, акварель. 31,5х25. 1843.
2. Неизвестный художник. Миниатюрный портрет князя Лопухина Павла Петровича (1788 – 1873) с орденом Св. Георгия 4-й степени, приложенный к его биографии на сайте «Наполеон и революция».
3. Миниатюрный портрет князя Лопухина Павла Петровича (черно-белая копия), приложенный к биографии князя в третьем томе «Русские  портреты», изданном в 1907 году Великим князем Николаем Михайловичем.

Прошло уже порядка 15-ти лет с тех пор, как я переписывался с известным искусствоведом Трифоновой Галиной Семеновной – ведущим специалистом Челябинской областной картинной галереи (с 2011 г. Челябинский государственный музей изобразительных искусств). Благодаря этому общению, в моей библиотечке  еще тогда появился Каталог Челябинской картинной галереи [1], а также JPG- файл с портретным изображением симпатичного молодого человека в эффектном мундире с саблей, приложенный к миниатюре под номером 1.

Из Каталога я узнал, что автором портрета, поступившего в Челябинскую галерею от Дирекции художественных выставок и панорам (ДХВП) в  1963 году, является художник-портретист Александр Григорьевич Варнек (1782 -1843). А запечатлен на нем  один из представителей известного многочисленного дворянского и княжеского рода  Лопухиных, причем ни имени, ни  других сведений о молодом человеке в информации о портрете, поступившем  в галерею из ДХВП, нет.

Замечу, что репродукции портрета Лопухина, представленного в 2004-2005 гг. на выставке «Сияющая Россия»: Золотой век русской художественной культуры,  в Каталоге нет. Тем не менее, и сейчас его можно увидеть  в материалах данной выставки, выставленных в интернете много лет назад.

Знакомясь в прошлые годы с портретом, я установил, что он не значится во всех известных списках произведений художника А.Г. Варнека, выполнившего данный портрет [2 – 4]. При этом  отсутствие портрета  в самом раннем списке Каменского, опубликованном  в 1839 году, неудивительно, поскольку он был выполнен уже после опубликования списка.  Но странно, что ни Ракова, ни Турчин [3,4], не включили портрет в свои списки, опубликованные в те годы  (1966, 1985 гг.), когда портрет уже находился в собрании Челябинской картинной галереи.

Помимо этого я обратил внимание на то, что датировка портрета (1843 год) в чем-то примечательна, поскольку Александр Григорьевич скончался 19 марта 1843 года [4], и выходит, что портрет Лопухина стал его последней работой, выполненной  им за один - два месяца до смерти.

За много лет я пытался найти какие-либо сведения о запечатленном на «челябинском» портрете Лопухине, изучая генеалогию рода Лопухиных, но этого не удавалось сделать до последнего времени, хотя одна версия (гипотеза) появилась уже давно. 

Первоначально мною была рассмотрена генеалогическая цепочка, идущая от  известного государственного деятеля, тайного советника 1-го класса Петра Васильевича Лопухина (1753 – 1827), перечисление всех многочисленных титулов и регалий которого здесь не целесообразно.  Замечу лишь, что своей карьерой светлейший князь был во многом обязан дочери – Анне Петровне, к которой император Павел I испытывал сердечное расположение и симпатию [5].

Единственным сыном светлейшего князя был генерал-лейтенант и также светлейший князь Павел Петрович Лопухин (1788 – 1873), участвовавший во многих войнах и удостоенный еще в 1814 году ордена Св. Георгия 4-й степени, после чего был ряд других наград, имея которые он ушел в отставку в 1833 году, за 40 лет до смерти [5,6]. 

Именно этот светлейший князь Лопухин П.П. оказался, прежде всего, в моем поле зрения, когда я пытался установить имя молодого человека, запечатленного на «челябинском» портрете, приложенном к миниатюре.  С этой целью ознакомился с впечатлившей меня  биографией князя, опубликованной  в третьем томе «Русских портретов» [7] и в  интернетовских источниках информации, а также нашел его портретные изображения, приложенные к миниатюре правее «челябинского» портрета неизвестного Лопухина. 

Замечу, что помимо миниатюрного портрета П.П. Лопухина, в Википедии имеется еще один утерянный ныне его портрет работы Карла Брюллова с импозантной внешностью. Но запечатлен генерал на портрете  в 1833 году уже в таком возрасте, когда даже сопоставление его с более ранним портретом-миниатюрой не позволяет установить какого-либо сходства. 

О  сходстве изображения молодого человека на «челябинском» портрете и на портретах-миниатюрах, можно было бы поговорить, но большого смысла в этом нет. Можно констатировать лишь то, что на портретах этих изображены молодые люди. Но мы должны учесть, прежде всего, то, что портрет работы Варнека был выполнен в 1843 году, а портреты-миниатюры, изображающие князя П.П. Лопухина, появились примерно в 1814 году, когда он был награжден своим первым орденом Св. Георгия 4-й степени. 

Не приходится сомневаться, что светлейший князь не может быть запечатлен на «челябинском» портрете, т.к. в 1843 году ему было уже 55 лет, причем он имел уже ряд орденов  и восемь лет находился в отставке. По этой причине я и исключил светлейшего князя из числа возможных Лопухиных, которые могли бы быть запечатлены на «челябинском» портрете. 

Время шло, и примерно два года тому назад, во время написания миниатюр, посвященных представителям большого семейства скульптора Мартоса, я неоднократно заглядывал в книгу Воспоминаний М.Ф. Каменской, проживавшей  долгое время в одном из трех розовых домов по соседству с домом художника А.Г. Варнека [8]. И однажды, читая книгу, встретил эпизод, в котором упоминается некий Лопухин, без указания имени отчества.

Делясь своими воспоминаниями о декабристе Павле Бестужеве, который  из-за участия в восстании был послан на Кавказ и служил там вместе с мужем мемуаристки, Павлом Каменским, Мария Каменская пишет: «Павла Бестужева я узнала лично уже офицером, в 1841 году, ноября 23-го, когда он с Левушкой Пушкиным (братом поэта), Лопухиным и черкесским князем Хаса Мусаевым назвались к нам на кулебяку с сигами и нечаянно попали на роды моего старшего сына Федора. Но до этого дня мой рассказ еще дойдет своим чередом, и на своем месте он будет интереснее…».

И хотя этот план Каменской не осуществился, и к своему начатому рассказу она больше не вернулась, эпизод с появлением в семье Каменского в 1841-ом году загадочного Лопухина сохранился в памяти. Не тот ли это Лопухин, портрет которого в 1843 году  выполнил художник А.Г. Варнек, проживавший в розовом деревянном доме рядом с Каменскими?   

Постепенно родилась гипотеза, согласно которой на «челябинском» портрете запечатлен ближайший друг М.Ю. Лермонтова, действительный статский советник и камергер Императорского двора  Лопухин Алексей Александрович (29.09.1813 – 09.12.1982),  элементы  биографии которого имеются в Энциклопедии дворянских родов [6], в Лермонтовской  энциклопедии и в Википедии. 

Он был сыном уездного предводителя дворянства  Александра Николаевича Лопухина (1779 -1833). Сближение его с Лермонтовым произошло во время учебы обоих в Московском университете. Кроме того, Лермонтов был хорошо знаком с двумя сестрами Лопухина, в одну из которых, Варвару, он был влюблен. Местом службы Лопухина была Московская синодальная контора, где в 1860-е гг. он состоял прокурором. От брака с дочерью сенатора, княжной Варварой Александровной Оболенской  у Лопухина А.А. было семь детей. Похоронен он был в Донском монастыре.

В интернете имеются свидетельства и того, что с Лермонтовым  был хорошо знаком Лев Сергеевич Пушкин. Можно думать, что благодаря знакомству с Лермонтовым  и познакомились  два его приятеля – Лев Пушкин и Алексей Лопухин, посетившие в 1841 году на Васильевском острове вместе с Павлом Бестужевым семейство Каменских в тот период времени, когда у Марии Каменской случились роды. Возможно, в это же время 28-летний Алексей Лопухин повстречался и с жившим рядом Александром Григорьевичем Варнеком, который и запечатлел его впоследствии  на акварельном портрете.

Но эту гипотезу пока не удалось подтвердить, т.к. для этого  нужно  сопоставить «челябинский» портрет с известным портретом камергера  Алексея Александровича Лопухина, которого у него, возможно, и  не было. В Википедии имеется лишь его поздняя фотография  во весь рост с очень мелкими чертами лица, что не позволяет использовать ее для целей экспертизы «челябинского» портрета молодого Лопухина.

Раскрою теперь один секрет, благодаря которому я решил рассказать в миниатюре о своих изысканиях, несмотря на то, что предложенную  версию об имени молодого человека, запечатленного на «челябинском» портрете, пока не удалось доказать окончательно. Подтолкнуло меня к этому появление в интернете рекламы книги  «Лопухины. Историко-генеалогические заметки к 1000-летию рода». 

Одним из авторов этой солидной книги, как говорится в рекламе,  является известный врач и общественный деятель князь Вадим Олегович, выставивший в интернете не только саму книгу, которую можно полистать и почитать, но и отдельный  JPG- файл объемом 26 страниц с биографиями  и портретными изображениями представителей рода Лопухиных.

Найти указанный файл  в интернете просто, набрав в поисковой системе «яндекс»  ключевые слова «Лопухины и их супруги в портретной живописи и графике». Знакомясь с документом, встретил в нем и «челябинский» портрет Лопухина, а затем и миниатюрный портрет светлейшего князя Павла Петровича.

 Автор документа посчитал, что он же запечатлен и на «челябинском» портрете. Но подобная атрибуция, как показано выше, является ошибочной.

ПРИМЕЧАНИЯ
1  С. Трифонова. Портрет в русском и западноевропейском искусстве. Из собрания Челябинской областной картинной галереи. Челябинск. 1995. С. 106.
2.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
3. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.:Искусство, 1985.–168 с.
5. Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Лопухины.  С. 245.
6. Сайт «Наполеон и революция». Биография и миниатюрный портрет светлейшего князя Лопухина Павла Петровича.
7.  Великий князь Николай Михайлович. Русские портреты XVIII – XX столетий. СПб., 1907. Т. 3, вып 1. №54.
8. М. Каменская.  Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. Серия «Забытая книга».С. 115.            
19.02.2022.