ЖВЦ 6. Цена чьей жизни?

Виктор Ротт
  Одна из наших важнейших задач в сохранении Жизни -  изучать механизмы не только природные, но и социальные, интеллектуальные, информационные; понимать их направленность и вовремя менять их векторы, если они таят угрозы.
  Человек, не дремли за рулём!
  Замечать, оценивать и оповещать мир - это тоже особая отрасль знания и деятельности и она требует опять таки собственных социальных механизмов и особых методик.
  Ни философия, ни её академические институты не способны стать сами по себе общественными аналогами Разума с его нравственным императивом. Они необходимы, но не обладают возможностями быть влиятельными в глобальном масштабе.
  Истинность этической оценки ( в отличие от научной и близко к эстетической)не имеет абсолютного определения: критерии морального суждения вырабатываются коллективным разумом,а сама оценка не только личностями, но и согласным сообществом бывает бесспорно справедливой лишь  в отношении явных нарушений норм
и в меньшей мере в отношении к социальным конфликтам и проектам.
  Когда мы совершаем какое-либо деяние, то у нас для моральной оценки есть целая шкала критериев: ради жизни ближнего, ради конкретного человека,ради группы, сообщества, народа, человечества, ради Вечной Жизни.
  Оценки одного и того же события по различным критериям часто не бывают однозначными. Так, нет общего согласия в оценке смертной казни, как меры наказания за тяжкие преступления.
  А.Швейцер, вслед за Евангелием делавший ударение на межличностной этике, выйдя в большую политику, вынужден был давать оценки с точки зрения жизни на планете. Этот критерий философ обосновал в статье "Гуманность" ( А.Швейцер. Благоговение перед жизнью. М.:Прогресс,1999. с.508 - 509).
  Какова у него методика оценки на гуманизм? Недостаточно полагаться на здравый смысл, "Веления сердца выше советов рассудка.Оно требует от нас следовать глубочайшим движениям нашей духовной сущности."
  "Глубокая религиозность и всепроникающее мышление сообща создали идеал гуманности". Этот идеал - " этическая первооснова всякой человеческой культуры".
  Признав ценность каждого и всякого человека и существа "мы ощутили счастье обретения полного этического знания".
  С позиций гуманности Ф.Швейцер оценивал ядерное оружие как крайнюю опасность для жизни на планете. Но из этого следовало, по его мнению, что атомного джина необходимо уничтожить.
  Сегодня уже технически воплощается проект защиты Земли от космических тел ракетами с ядерным зарядом. В свете этой перспективы можно говорить, что философ предлагал только одно решение отклонения от опасного вектора, тогда как позже открылся другой , может быть более реальный, путь исключения ядерной катастрофы.
  Этот эпизод говорит, прежде всего, о том, что усилий одного мудреца, или сообществ защитников жизни недостаточно, чтобы остановить гонку вооружений или какие-либо другие стихийные процессы, ведущие к опасным результатам.
  Нужны сильные социальные институты, международные, независимые от государств с их национальными интересами. И такие институты есть. Это - Церковь.