Любимый цвет власти

Владимир Пастернак
      

      Предсказанный синоптиками снежный ураган «Элпис», покуролесив три дня, наконец, угомонился без особых последствий, не считая выброшенного на берег мусора и остатков водорослей.

      Известие о надвигающемся шторме я встретил без особого сожаления, хоть он и срывал планы на рыбалку. Такие, с позволения сказать, «катаклизмы» – это прекрасная возможность предаться другому, не менее любимому занятию – собиранию моллюсков.
 
      Увлечение морскими ракушками началось давно. Во время парусных регат и дальних морских походов всегда находилось время для поиска красивых моллюсков. Неплохие навыки ныряния без вспомогательного оборудования позволяли доставать хорошие экземпляры. В то время основой моей коллекции были крупные черноморские  рапаны  и гребешки. Особенно я гордился необычно крупными и яркими двухстворчатыми моллюсками, за которыми нырял на выходе из Дарданелл в Эгейском море. Последние двадцать лет коллекция, существенно, пополнилась ракушками Средиземного и Красного морей. Признаться, с возрастом мои навыки ныряния  поубавились, однако, чтобы найти красивую раковину, вовсе необязательно погружаться на глубину. Достаточно дождаться шторма, а дальше – всё решает удача. Между прочим, волнами может выбросить на берег что угодно – осколки старинных глиняных сосудов, причудливые камни, напоминающие японские нэцкэ и даже монеты.

      Сказать по правде, меня мало интересовали научные названия найденных моллюсков, пока случай не свёл с одним человеком. Также, как и я, он шёл по берегу, время от времени наклоняясь и подбирая понравившуюся раковину. Поравнявшись со мной, он объяснил, что собирает их для своей внучки, заодно, поинтересовался моим «уловом». Я высыпал на мокрый песок десяток ракушек разных размеров и формы.

      - Всё это – «мурексы», - сказал незнакомец. - А вот эту, - он повертел в руке самую красивую, - за экзотический вид называют ещё «иглянка» или «Гребень Венеры».  Кстати, из этих моллюсков в древности добывали самый дорогой в мире краситель – пурпур. По прежней своей профессии я – археолог, правда, сейчас на пенсии. Если интересуетесь ракушками, приходите в следующий выходной на это же место и я расскажу вам про «аргаман» и «тхелет».

      Известие о том, что, едва ли не треть моей коллекции состоит из мурексов,  чуточку разочаровало. Мне и в голову не приходило, что такие разные на первый взгляд ракушки, относятся к одному виду. С другой стороны, во мне проснулся интерес и я с головой погрузился в интернет, отыскивая любую информацию об этих моллюсках. 

«...Иглянка  или, как её ещё называют «багрянка», относится к семейству переднежаберных моллюсков. Раковина спирально завитая, со сложной структурой, многочисленными выступами, шипами, складками. Хищник и падальщик. Питается мидиями и устрицами. В мантии находятся две железы, вырабатывающие слизистый секрет, который и является сырьевой основой для получения красителя...»

      Вот как описывает технологию получения красителя, живший во времена Иисуса Христа римский историк Плиний Старший:

      «Для приготовления пурпура применяли три вида моллюсков, которые смешивались, чтобы придать тот или иной оттенок. Раковину разбивали, извлекали расположенную в полости мантии железу. Добытые железы или моллюски целиком давили каменными прессами и три дня выдерживали в растворе соли. Затем раствор помещался в металлические котлы из олова или свинца и на слабом огне вываривался более десяти дней. После этого шерстяные ткани пропитывали полученным раствором и сушили на солнце. Под воздействием солнечных лучей и воздуха они приобретали пурпурный цвет»

      Более всего ценился «тирский пурпур» или, как его ещё называли, «королевский». Производили эти ткани в древнем Тире и Сидоне (тер. современного Ливана).  Власть имущие любили рядиться в одежды цвета «запекшейся крови». Килограмм такой ткани  мог стоить около 2000 серебряных денариев. Во времена Плиния денарии чеканились из чистого серебра и можно легко прикинуть стоимость «тирского пурпура» на современные деньги. Оказывается, один «талант» (соотв.  26.2 кг.) пурпурной ткани сопоставим стоимости современного пентхауза в любой европейской столице. Включив воображение, я даже представил себе, как притаскиваю в сумках всех своих мурексов, вываливаю перед ошалевшим от счастья торговцем недвижимостью и получаю взамен ключи от шикарной квартиры в северном Тель-Авиве. Правда, углубляясь в тему, быстро понял, что с моими мурексами не светит даже порция «фалафеля» на автовокзале. Тот же Плиний Старший писал, что для производства одного грамма пурпура нужно было выловить и убить около десяти тысяч (!!!) живых моллюсков. От мысли, что за всё время существования производств по добыче пурпурных красителей уничтожили сотни миллионов живых существ, мне стало не по себе. Ведь этим промыслом финикийцы занимались ещё в XVI веке до нашей эры. Правда, существует предположение, что секрет получения пурпура был известен задолго до этого, во времена минойской цивилизации на Крите. Как бы там ни было, но сохранившиеся письменные источники говорят о пурпуре, произведенном  финикийцами. Из Тира и Сидона на кораблях ценнейший груз доставляли в Рим. Из-за огромной стоимости окрашенных пурпуром тканей, одежду из них носили только высшие должностные лица. Поначалу в тогу цвета "запёкшейся крови" мог облачиться лишь полководец-триумфатор или  император, позже этой привилегией начала пользоваться высшая знать. Пурпур стал символом власти в Римской империи и за её пределами.

      Мне долго не удавалось встретиться с человеком, благодаря которому я уже знал многое о морских моллюсках, а главное, о мурексах. Лишь через несколько месяцев мы столкнулись с ним на том же месте. Как и обещал, «археолог-ракушковед» рассказал про «аргаман» и «тхелет».

      В Священном Писании (Библия или на др.-евр – Танах) «аргаман» и «тхелет» упоминаются десятки раз. Библейским словом  «аргаман» в те времена называли «тирский пурпур», имевший насыщенную тёмную окраску, более светлый пурпур голубого или синего оттенков называли «тхелет» (пер. с ивр. – голубой).  Это говорит о том, что пурпурные ткани были в ходу на территории древней Иудеи со времён царя Соломона и царя Давида. Однако каких-либо артефактов, доказывающих это, у историков не было. Лишь относительно недавно израильскими археологами были найдены самые древние фрагменты пурпурной ткани (аргомана), а обнаружили их в том месте, где согласно Священному Писанию, находился Эдом. 
В Ветхом Завете описывается завоевание царём Давидом Эдома. В древности это место славилось медными рудниками и в районе Тимны (севернее совр. Эйлата) находились знаменитые «копи царя Соломона».
 
      Радиоуглеродный анализ подтвердил гипотезу археологов, что найденным образцам более 3000 лет. Естественно было предположить, что баснословно дорогие пурпурные одеяния не могли принадлежать рудокопам и даже их начальству. Такую небывалую, по тем временам, роскошь вряд ли могли позволить себе даже высшие сановники. Вероятнее предположить, что найденные фрагменты одежды – могли принадлежать царю Давиду или царю Соломону, которые не только посещали эти места, но останавливались и подолгу жили здесь. Впрочем, это лишь предположение.  А вот на вопрос «где были окрашены эти ткани», кажется, археологам удалось получить убедительный  ответ.

       В начале шестидесятых годов прошлого века были произведены раскопки в районе холма Тель-Шикмона недалеко от Хайфы. Предназначение найденных остатков строений оставались не ясными долгие годы.  Лишь недавно археологи разгадали, что же это было. Помог случай. Рядом обнаружили огромные залежи... Да, да, тех самых мурексов, что мы собираем на берегу! Археологи раскопали горы использованных моллюсков. Предположительный объём этих залежей мог достигать 250-ти тысяч (!!!) кубических метров. Можете себе представить, какой смрад исходил от этих гниющих отходов?!  По описанию Плиния из мастерских по производству пурпура исходило  такое зловоние, что в ветренную погоду его можно было учуять за десять километров. Ну, и как здесь не вспомнить императора Веспасиана  с его, ставшей крылатой фразой «деньги не пахнут»? Между прочим, Веспасиан с Плинием были не только соотечественниками, но и умерли в один год – 79-й от рождества Христова. Так вот, знаменитая фраза императора Веспасиана хоть и была сказана не про гниющие останки моллюсков, однако, имеет некоторое отношение к производству пурпурных тканей.
 
      Пытаясь пополнить оскудевшую после гражданских войн казну, император Веспасиан ввёл налог на...мочу(!). Точнее, не на мочу, а на урину, которую из неё получали. Её использовали в кожевенном производстве, отбеливании шерстяной ткани  и для чистки зубов. Кстати, уриной не только чистили зубы, но и широко применяли в медицине. По сохранившемуся преданию, когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца, что даже «латрины» (платные общественные туалеты) он обложил налогом,  тот взял монету, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет» (Non olet), – ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи»,  – сказал Веспасиан.

      Перед покраской пурпуром шерстяной ткани её отбеливали уриной, а значит,  фраза Веспасиана имеет отношение к нашей теме. Впрочем, зловоние, исходящее от производства пурпурных тканей не касалось богатых граждан, их роскошные особняки располагались на холмах, хорошо продуваемых свежими морскими ветрами.

      Таким образом, можно смело предположить, что найденные в Тимне фрагменты одежды  были окрашены пурпуром добытым и произведенным в мастерских на холме Тель-Шикмона.

      К сожалению, это была последняя наша встреча с «археологом-ракушковедом».

      Узнав так много о мурексах, я с нетерпением ждал очередного шторма, чтобы пополнить свою коллекцию новыми экземплярами. Что удивительно, за многие годы я ни разу не встретил ни одного живого моллюска и даже начал подумывать, что древние истребили всех мурексов?

      Обрушившийся на Израиль снежный ураган «Элпис» ослабел до такой степени, что я решил прогуляться с собакой по берегу, а заодно, поискать выброшенные штормом ракушки. Собака радостно (наконец-то, мы снова на море!) носилась по песку, изредка забегая в воду, а я шёл, воткнув взгляд под ноги. И тут...не может быть!... Я увидел живого моллюска, который оставлял на мокром песке чёткий фиолетовый след. Осторожно положив мурекса  на ладонь, я увидел пузырящуюся слизь, вылезшую из витой раковины. Вернув его в море, не стал смывать тёмные пятна.

      «Приду домой – похвастаюсь жене. Не многим удаётся выпачкать руки «королевским пурпуром».


Фотография "Мурексы" выполнена Анастасией Пастернак.