Нужные слова

Ирина Паль
Основой этой истории стала смерть.  Но перечитав, поняла что даже в таком трагичном ракурсе можно улыбнуться.

В одном приходе умер батюшка. Был он не молодой . Служил в храме около полувека и все его очень любили.

Проводили как водится по людски. Отпевал архиерей. Приехало многочисленное священство и клирос разбили на три хора.

Храм не в силах был вместить всех желающих . Люди толпились на улице, всем хотелось попрощаться со своим наставником. 

Прошли пышные похороны. На девятый дней собрался только узкий интимный круг.

Отслужили панихиду,  поменяли цветы на могиле . Помянули как водится.

Паства собрала некую сумму и никак не могли вручить эти деньги вдове .

Подходящего случая не было.


Тут позволю себе небольшое отступление и скажу пару слов про матушку.

Женщиной она была дородной,  решительной и не терпела никаких возражений. 

Находится рядом с ней мог не каждый. В приходе она командывала всем,  но роль старосты занять категорически отказалась .

Уж как они ладили с батюшкой,  таким кротким,  худощавым и смиренным мы не узнаем никогда. 

Всегда была ухоженная,  нарядно одетая,  с маникюром и несмотря на возраст - при ярком макияже.   

Смерть любимого супруга  сильно подкосила ее.  Она сидела в отрешении вся поникшая  и уставшая. 

Без косметики и привычного начеса лицо приобрело серый оттенок и она казалась откровенно больной. 

Ни с кем не разговаривала, молча принимала соболезнования и никого не стесняясь давала волю слезам.

И вот когда тарелки были убраны и на кухне варили кофе, наконец то наступил тот самый спокойный момент.
 
Матушка осталась одна в трапезной и молча смотрела в окно . Глаза ее были уставлены в одну точку и казалось, она ничего не чувствует и не слышит.

„Ирина Евгеньевна! Кроме Вас никто это аккуратно не сделает…“

Прежде чем я открыла рот, меня запихнули в комнату и щелкнули замком. Конверт засунули под дверь.


В голове вихрем пролетали мысли. Почему то вспомнился бессмертный городничий. "Господи! Вынеси благополучно! А я уж тебе такую свечку поставлю, что и самому генерал-губернатору не снилась!" И вдруг я вспомнила, что родилась и выросла она в Одессе.

„ Я конечно извиняюсь, но где такие люди родятся ? Это же так и самой недолго в могилу сойти.“

„Да что Вы то понимаете? Я может и хочу в могилу ,“ ответила она, не поворачивая головы.

„И кому от этого легче будет? Тебе , твоим детям?  Внукам ? И уж конечно, не ему… Только подумай!  Нет поставь себя на его место ! Не дай Бог конечно!

Каково ему там ? Попробуй за всю жизнь отчитайся… Дел не впроворот.  А взглянет вниз ! Так лучше бы ослепнуть! 

Любимая жена так себя изводит и в могилу собирается …“

„Его больше нет рядом…“

„Это таки да! Мало радости ему с тобой рядом быть ! Какой ты всегда была ?

Ухоженной, нарядной, красивой.  Вернись в свое прежнее состояние ! Понятно-  горе… Но так изводить себя не годится. Всему свое время. Даст Бог - когда нибудь обязательно встретитесь!“

„Так что, мне сейчас марафет наводить?“

„Почему марафет?  Замазать круги под глазами , припудрить нос и причесаться - это не марафет.

А 40 дней пройдет, тогда и в парикмахерскую можно . Корни вон седые вылезли, ну и форму немного придать . Да кстати,  вот это тебе на красоту.“

Потом уже через год она выловила меня специально.

„  Как ты посмела ТОГДА со мной в таком тоне разговаривать?“

„Уж не знаю,  но будто не я это говорила, а кто то другой.  Я и не думала, что сказать.  Как то само получилось. Простите меня.“

 „Хочешь верь,хочешь нет , но ты меня тогда из гроба вытащила . Все эти соболезнования, советы, слезы и сопли не приносили никакой пользы . А твои слова, такие настойчивые и резкие оказали свое действие .

И как только я вошла в форму, сразу почувствовала его присутствие рядом. Поэтому не сержусь.“

Отматывая назад эту история, я всегда радовалась, что хоть и  не совсем аккуратно, но все же удалось вывести человека из состояния апатии .

После этого я перестала ее бояться. На праздничных посиделках она заговорщически подмигивала мне и говорила пароль ."Ну что, пора марафетиться ?"

На что получала неизменный отзыв." Всегда пора!"