1. 28 Два мировоззрения на жизнь человека. Карма

Лариса Болотова
                Существуют два мировоззрения на жизнь человека.

                Из книги Карл Густав Юнг «О жизни после смерти»:

 «Своеобразие восточной мудрости состоит в том, что последовательность рождений и смертей безконечна и  подобно вечному круговращению, не имеет цели. Мы живём и достигаем какого-то знания, умираем, и всё начинается снова. Только с именем Будды связана идея цели – преодоление земного существования.

Мифологическая потребность западного человека обусловлена эволюционистским мировоззрением с обязательными понятиями начала и цели. Он не приемлет идею пути, где есть начало и есть конец, но нет цели, точно так же, как не приемлет представление о неком статистическом, замкнутом, вечном круговороте.  Восточный человек, напротив, склонен примириться с этой идеей. Но, очевидно, и там не достигнут всеобщий консенсус в представлениях об устройстве вселенной, так же, как до сих пор среди астрономов нет согласия в этом вопросе.  Для западного человека невыносима сама по себе идея безсмысленной неподвижности, он всегда должен исходить из какого-то смысла. Восточный человек не нуждается в этом допущении, скорее он воплощает в себе этот смысл. Там, где западный человек пытается осмыслить этот мир, человек восточный находит смысл в себе самом, освобождаясь от иллюзий мирского существования».

                Западный человек основывается в своих познаниях на внешнем мире, а восточный человек – на внутреннем мире.

                По мнению Юнга, оба правы. «Западный человек кажется в большей степени экстравертирован, а восточный – интровертен. Первый предполагает смысл вне себя, проецируя его на объекты, второй ощущает его в себе. Но смысл есть вне, как он есть и внутри нас.

Идея перерождения неотделима от того, что называют кармой. Здесь суть проблемы в том, есть ли у человека его собственная индивидуальная карма? Если это так, тогда человек входит в жизнь с некоторой предопределённостью, он воплощает в себе исход всех предыдущих жизней, он существует в некой безконечно меняющейся непрерывной череде, в некоем персональном континууме. В противном случае, если с рождения человек наделён какой-то безличной кармой, его новые воплощения никак не связаны между собой.

Будда был дважды спрошен своими учениками, безлична или нет человеческая карма. В обоих случаях он уклонился от ответа: это знание не может освободиться от иллюзий бытия. Будда полагал для своих учеников гораздо более пользы в медитациях о цепи Нирваны: о рождении, жизни, старости и смерти, о причинах человеческих страданий.

Я вполне могу вообразить, что уже жил раньше и тогда передо мною стояли вопросы, на которые я не мог ответить; я должен был родиться снова, потому что не исполнил того, что мне было определено. Я думаю, что когда я, умру, что к концу жизни не останусь с пустыми руками. Кажется, и Будда думал об этом, когда пытался удержать учеников от безплодных спекуляций».

                Получается, что из любого своего воплощения человек приобретает что-то нужное для развития своего сознания.

 «Смысл моего существования – это некий вопрос, который ставит мне жизнь. Или наоборот, я сам и есть этот вопрос, обращённый к миру,  если я сам не представлю ответ, я останусь при чужих ответах, и это уже буду не я. Я  делаю всё возможное, чтобы исполнить эту сверхчеловеческую задачу».

                Следовательно, самопознание главная цель нашей жизни.

«То, что я воспринимаю как наследие предков или как личную карму, приобретённую в прошлой жизни, вполне может быть неким безличным архетипом, который сегодня носится в воздухе и меня особым образом увлёк, как-то: секуляризация Троицы, не допускавшей женского принципа, или вопрос, что занимал ещё гностиков, ответ на который так и не найден, - вечный вопрос о происхождении зла, иными словами, вопрос о несовершенстве христианского представления о Боге.

                Зло во благо?

«Ещё мне кажется, что судьба вопроса, сама возможность его возникновения в этом мире зависит от того, был ли найден ответ на него. К примеру, моя постановка вопроса и мой ответ на него могут быть неудовлетворительны. В таком случае, кто-то, рождённый с моей кармой, или я сам – явлюсь вновь, чтобы, наконец, найти ответ».

                Кто создаёт такую карму? Кто вообще создаёт карму? Сам человек.

«И я могу себе представить, что я не буду рождён снова, потому что мир уже не будет нуждаться в этом ответе, и ещё несколько сотен лет я буду спокойно ждать, пока снова не потребуется кто-нибудь, кому есть дело до подобных вещей и кто возьмётся вновь за эту задачу. Но я думаю, что должно пройти какое-то время, прежде чем этот урок будет задан вновь».

                Где он будет это ждать и в каком находиться состоянии?

«Вопрос о карме для меня столь же тёмен, как и проблема индивидуального перерождения или переселения душ. Разумеется, я считаю достаточно относительными многочисленный свидетельства тех, кто безоговорочно верит в переселение душ. Вера сама по себе доказывает собственно феномен, но не предмет веры. Предмет этот должен быть обнаружен эмпирически, чтобы стать фактом.  Ещё несколько лет назад у меня не было никаких убедительных или заслуживающих внимания данных. Однако в последнее время у меня были сны, которые, как мне кажется, описывали процесс реинкарнации одного моего покойного приятеля. Надо думать, что настоящая точка зрения на эти вещи находится где-то между не вполне очевидным, правдоподобным и эмпирически реальным. Но мне никогда не приходилось слышать о каких-нибудь похожих снах у других, и у меня нет возможности сравнивать. Поскольку моё наблюдение субъективно и в своём роде единственно, я предпочитаю лишь упомянуть о его существовании, но не более того. Но я должен признать, что после этих снов я стал иначе относиться к проблемам реинкарнации, хоть  я и не считаю возможным высказывать какое-то определённое мнение.

Если мы предполагаем, что жизнь продолжается «там», мы не можем представить себе иной формы существования, кроме психической, поскольку для жизни психэ не требуется ни пространства, ни времени. И именно она порождает те внутренние образы, которые становятся затем материалом для мифологических спекуляций о потустороннем мире, который я себе представляю исключительно как мир образов. Психэ следует понимать как нечто, принадлежащее миру потустороннему или «стране мёртвых». А безсознательное и «страна мёртвых» суть синонимы».

                Как психэ чувствует себя в стране мёртвых? Как отдельная сущность или как что-то общее со всеми сущностями?

«С психологической точки зрения «жизнь там» выглядит логическим продолжением неких старческих размышлений. С наступлением старости всё большую роль начинают играть размышления о внутреннем мире, образы и видения. … В старости люди погружены в свои воспоминания. Они перебирают образы прошлого, узнавая себя в них. И это всё – своего рода приготовления к потустороннему существованию, равно как философия, согласно Платону, есть приготовление к смерти.

Внутренние образы позволяют мне избежать этой постоянной обращённости назад, того, что так затягивает большинство старых людей, оставляя их в плену собственных воспоминаний. … Я пытаюсь увидеть в своих рефлексиях некую перспективу, которая бы уводила меня в мир – от моей жизни, и лишь затем возвращала снова назад – к моим воспоминаниям.

Я вовсе не уверен, что после смерти мы вдруг оказываемся на неком любезном нашему сердцу цветущем лугу. Если бы всё было так прекрасно на «том свете», мы бы, верно, общались с блаженными духами и с самого рождения пребывали в предвкушении грядущего блаженства. Но ничего подобного не происходит».

                Если бы всё было так, как предположил автор, то захотелось бы тогда человеку жить в земном мире с его страданиями?

«Почему же  существует эта непреодолимая стена между умершими и  живыми? Почему по меньше мере половина рассказов о встречах с душами мёртвых исполнена какого–то страха перед ними, почему «страна мёртвых» хранит ледяное молчание, не испытывая сострадания, не высказывая боли?

                Почему? Представьте, что вам навстречу идёт громадная толпа и вам необходимо пробраться через неё. То же самое происходит с человеческой душой, которая пытается преодолеть всё негативное в  безсознательном, которое накопилось вокруг Земли, чтобы перейти на другой уровень сознания.

«Когда бы не было  несовершенства в самом основании творения, не было бы этого изначального  дефекта, - к чему тогда жажда творчества и стремления к совершенству? Почему, в конце концов, боги держат в своих руках судьбы человека и творения? К чему это безконечное продолжение цепи сансары?»

                Все ответы можно найти в самом человеке и в его земной жизни. За всё надо платить. Чтобы испытать радость, необходима её противоположность грусть. Иначе состояние радости не возможно.   

«Я допускаю, что и на «том свете» нас ждут разного рода ограничения, но души мёртвых лишь постепенно их обнаруживают. Где-то «там» существует некая необходимость, все определяющая и стремящаяся всему положить конец. И эта созидающая необходимость, как я себе представляю, в конечном счёте решает, какой именно душе предстоит новое воплощение. Я могу себе  представить, что некоторым душам пребывать в трёхмерном пространстве менее тягостно, нежели в Вечности. Возможно, это зависит от того, сколько завершённости или незавершённости принесли они с собою из человеческого существования.

Возможно, что всякое продолжение трёхмерной жизни теряет смысл, если душа уже достигла определённой ступени познания: её уже не к чему более возвращаться, высшее знание освобождает от желания какой-то следующей жизни. Такая душа покидает трёхмерный мир и достигает  того состояния, которое буддисты называют нирваной. Но если некая карма осталась неисполненной, душа испытывает желание воплотиться снова, вероятно, даже не сознавая, что нечто ещё должно быть завершено.

И мы не можем знать, есть ли в нас нечто, что нас переживёт и останется в вечности. Единственное, что мы можем сказать с некоторой долей вероятности, - что какая-то часть нашей психэ продолжает существовать после физической смерти. Мы даже не знаем, осознаёт ли себя это что-то, что продолжает существовать. Если мы испытываем потребность составить какое-то мнение по этому вопросу, мы, вероятно, можем обратиться к опытам по изучению феномена психического раздвоения личности.

… полная потеря сознания иногда сопровождается ощущением внешнего мира как сновидения. Поскольку кора головного мозга, ответственна за сознание, в эти моменты не функционирует, мы сегодня ещё не можем объяснить подобные явления. Но они могут свидетельствовать в пользу, по крайне мере, некой субъективной установки на сознание – даже в состоянии кажущейся безсознательности».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 126).