Неделя в Харбине

Юлия Шамлова
   В китайском городе Харбине – столице провинции Хэйлунцзян, очень много развлечений для детей. Лететь туда из Владивостока на самолете всего один час, поэтому в июле 2012 года я безоговорочно выбрала этот город для поездки в отпуск со своим маленьким сыном. Я не раз уже бывала в Харбине и знала, где лучше всего бронировать отель. Мы поселились в гостинице «Лунда» на пешеходной улице с русской архитектурой, через дорогу парк «Чжаолинь». Самолет из Владивостока вылетает рано, плюс разница во времени – китайцы просыпаются на два часа позже -, так что у туристов, прибывших в Харбин, первый день является полноценным днём для любых экскурсий. Мы оставили чемодан в номере и решили гулять не в близлежащем парке «Чжаолинь», а поехать на такси в «Парк птиц» и «Парк культуры». В птичьем парке было здорово, потому что там тенёк, потому что весело было кормить обезьян, и потому что мой сын Артур смеялся, увидев некоторых смешных птиц: то, как бы с ушами, то с каким-то клювом необычным, в виде ложки для обуви. Как я потом узнала из справочников, такие птицы называются чибисы-колпицы. Само собой, мы купили не один стакан зёрен для птиц и два стакана яблок для обезьян. Обезьяны смешно пропихивали яблоко сквозь решётку клетки, так как долька фрукта была больше, чем ячейка. Каких-то высоких длинноносых птиц мы, конечно, боялись, но всё равно в парке прилично побыли. Понравилось!
   Потом плавно перетекли в «Парк культуры», находящийся буквально за железным забором с первым местом наших развлечений. «Парк культуры» - это известное место с аттракционами, которое в 2000-х модернизировали, сделали много экстремальных треков для взрослых, несколько видов американских горок, скалу воздвигли, украшенную драконами, а по ней по реке круглые лодки быстро носятся со взрослыми внутри. На этот аттракцион стояла большая очередь китайцев.
  Мы заплатили 50 юаней и пошли на площадку для самых маленьких. Потом напоследок я не удержалась, и мы направились в комнату страха. В кромешной темноте на нас выехала голова динозавра с красными светящимися глазами, потом гигантская рука сверху опустилась, потом топор. Я подумала, что ребенок может испугаться, сказала ему лечь ко мне на колени и закрыть глаза, и сама тоже закрыла глаза и вовремя, так как мне на лицо резко опустилась какая-то тряпка. Жалко, но у нас больше не получилось в этом парке потом побывать.

    Мы жили совсем в другом районе рядом с набережной реки Сунгари и парком Сталина, поэтому много гуляли именно там, катались на катере. Вечером всё с подцветкой очень красиво. Главная достопримечательность набережной – это фонтан с памятником спасателям жертв наводнения в 1953 году. Фонтан очень красивый, его включают под торжественную музыку с подцветкой и лазерным шоу. В начале июля эта площадь украшена к фестивалю пива.
   Когда мы пресекали Сунгари на катере, многие китайцы при виде нас начинали вспоминать все русские слова, которые они знают: «Товарищ, учительница, очень хорошо». Все хотели сфотографироваться с Артуром, спрашивали, сколько ему лет, некоторые даже брали его на руки и терлись с ним носами! Ему это внимание нравилось. Такое внимание русские туристы получают в основном в северных провинциях. В Гуанчжоу на юге, где работает много иностранцев, такой реакции не встретишь.
   Цель наших поездок на катере – Музей Науки и Техники и Океанариум, которые расположены на противоположном берегу реки Сунгари.
В первый раз Артур провел в музее 6 часов!!! Так понравилось. Меня там больше всего позабавил робот- дирижер и роботы, делающие зарядку под его музыку.
  Недалеко от причала Океанариум. Там в одном аквариуме сбоку к стеклу домик пристроен для детей, сидишь в нём, смотришь в окошко, и рыбы неожиданно выплывают. Артур смеялся, когда одна длинная рыба так выплывала, он её назвал «рыба выплывальная». Скаты там были курносые. Оказалось, что в океанариуме есть место романтике, так как про местных мечехвостов (ископаемое животное с круглым панцирем и хвостовым шипом) было написано, что это вид «couple submarine» то есть в переводе с английского парные субмарины. Которые, один раз поженившись, уже не расстаются. При этом один из пары - побольше размером - лежал на спине, то есть на панцире, а второй даже не пытался помочь ему перевернуться. Правда, проплыл сверху, и нижний нежно потрогал верхнего лапой.
  Когда мы были в океанариуме во второй раз, то мечехвостов уже было четыре. Один лежал в перевёрнутом виде на панцире, но этот представитель вида был умный, и старался изо всех сил, чтобы перевернуться в нормальное положение! Как я и предполагала, он додумался на спине подползти к камню и, опираясь на него, перевернулся.
   Сходили на шоу моржа и морского льва. Моржа заставляли трясти головой под китайскую дискотечную музыку, так как это делают китайцы в ночных клубах; качать пресс, лёжа на спине. Артуру понравилось только, как морж плевал водой в ведущего.
  Потом по мокрой сцене выехал, скользя на животе, морской лев. Объявили, что он будет петь и включили фонограмму Витаса. Во время куплета, он просто мотал головой, а во время припева (завывания коронного) он заревел в микрофон. Я на этих шоу устаю, от того, что ведущие постоянно громко орут.
     Были не только яркие впечатления, но и спокойные. По вечерам мы ходили в тенистый парк Чжаолинь рядом с гостиницей. Там карусели с подцветкой работали допоздна. Играли детские песенки. И даже песня «Лянджи Лауху» («Два тигра» по-русски), которую я пела китайским туристам, когда работала экскурсоводом с 2003 по 2007 год. В тот период турфирмы не экономили на транспорте, группы могли весь день кататься на автобусах, было много времени и на общение с туристами, и даже на пение. В парке Артур развлекался в надувном огромном шаре, который бросали на воду (там водоём был). Катались на катамаране. Дни летели очень быстро. Шестой день поездки мы посвятили ботаническому саду. Там я услышала вторую песню, которую я пела туристам «Ни вэнь во ай ни ёу до шень» (Ты спрашиваешь меня, насколько глубоко я тебя люблю). В ботаническом саду мне понравилась площадь, засаженная розами разных сортов. Ботанический сад Харбина оказался местом встреч религиозных адептов. Мы с удивлением наблюдали за китайскими проповедниками. Оказывается, у них так же, как и в России есть люди, которые раздают листовки о вере. Устанавливают прямо в парке аппаратуру поют о любви к Иисусу. В ботаническом саду был так называемый сухой фонтан, это когда струи бьют из асфальта. Мой сын порезвился в этих струях. Первый раз он в океанариумном фонтане бегал. А до этого, когда в реку Сунгари полез купаться, то я ему сказала, эти трусы у тебя будут пляжные. И когда в ботаническом саду он собрался намокнуть в фонтане, я сняла с него майку с шортами, чтобы не промокли, а сын сказал: «А эти трусы у меня будут фонтанные!» 
      В то лето я работала в турфирме «Робинзон». Помимо отдыха была запланирована встреча с китайскими партнёрами из Харбина. Наши китайские партнеры очень внимательные -  в последний день поездки накормили нас в ресторане уткой по-пекински, подарили подарки: Артуру автомат огромный, мне вкусные орехи - три пакета; моей начальнице набор для заваривания чая, четыре жестяные баночки зелёного чая, чай «Пуэр». Чай «Пуэр» особенен тем, что продаётся в спрессованном виде. Спрессован он в огромные тяжёлые блины. Я не знала раньше о существовании этого сорта чая. Поэтому всю обратную дорогу я была твердо уверена, что везу Елене Михайловне круглую глиняную тарелку в круглой упаковке. А это, оказался чай, спрессованный в круглый блин. Во время ужина я спросила в ресторане у администратора, можно ли здесь попробовать чай «Да Хун Пао»? Это тоже знаменитый чай. Название переводится, как большой красный халат или одеяние. Ответили отрицательно. На следующее утро перед отъездом партнёры подарили мне красную, красивую банку с чаем!!! Провожающая Лиля сообщила, что этот чай собирают на скалах Уишань, и в ресторане чайник чая стоит 150 юаней – 1500 рублей. А сейчас приведу легенду о возникновении этого чая из интернета:
Красный халат в знак благодарности
   В архивах Китая сохранились данные о монастыре Тянь Синь Сы. В 1385 году монахи подобрали на дороге студента, который получил тепловой удар. Его принесли в монастырь. Чтобы вернуть молодому человеку силы, поили его настоем из чая. Студенту быстро стало лучше. Он прекрасно сдал экзамен. После окончания учебы молодой человек получил высокую должность. В знак благодарности он привез красный халат, который соответствовал должности, и подарил монаху. Но тот от подарка отказался. Тогда молодой человек поблагодарил чайные кусты, набросив на них свой красный халат.
 Раскрою тайну. Мне про этот чай рассказал один молодой человек – китаист, который мне когда-то нравился. Вот я и зацепилась за этот чай. Всё хотела его попробовать. Но мне приглянулась красная красивая упаковка, а не сам вкус продукта.   Хотелось бы рассказать, что в Харбине, я купила себе «платье из шторки», как я их называю, то есть это платье из синтетического шифона, которые преобладают во всех супермаркетах и подземках, а также случайно купила одинаковые футболки, предназначенные для супружеских пар. В КНР мода - пары ходят в одинаковых футболках. Иногда ребенок тоже в такой же футболке, как родители. Так что из Харбина я привезла много обновок. Все подарки для начальства я сложила в маминой комнате, чтобы Артур не трогал.
     На следующее утро после возвращения из отпуска я вышла на работу. Вручила подарки директору фирмы Елене Михайловне, а в коробке вместо заварника обнаружился чеснок, утыканный зубочистками. Это мой сын Артур делал НЛО. Оказывается, вечером незаметно от меня, он вытащил заварник из подарочной коробочки, и вставил чеснок. Для меня это было полной неожиданностью. Начальница открывает красивую коробочку, выстланную внутри атласной золотистой тканью, достаёт чеснок и спрашивает меня: «Юля, а что это такое?!» Я в удивлении смотрю на этот объект. Ведь там был коричневый чайничек. Я его своими глазами видела. После работы пришла домой. Спросила у сына не брал ли он чайничек. Он мне его вернул. Я сына не ругала. Ведь ему только 4 с половиной года. На следующий день посмеялись с начальницей Еленой Михайловной, а заварник я ей торжественно вручила в целости и сохранности!