Владимир и Татьяна Мишины. Тень прошлого

Владимир Мишин 2
 
Сергей Игоревич Ярославцев искал квартиру для себя или даже комнату в коммуналке, но желательно просторную и с высокими потолками.
 Кое - какие сбережения у него были, но не на новую квартиру в новом районе, а хотя бы в старинном здании 19 века, но с горячей водой и канализацией
 Свою трехкомнатную он оставлял дочери и внукам. Он каждый день просматривал объявления и наконец нашел. Срочно продавалась квартира за наличные , без посредников. Улица Ивана Черного. Питерские трущобы. Предложение было довольно заманчивое. Квартиры в трущобах были дешевыми. Хозяин не торговался но выдвинул условие. Он продавал  за один лимон лишь две жилые комнаты в пятикомнатной квартире. Три другие комнаты были закрыты на ключ и опечатаны. Хозяин, вернее наследник, уезжал за границу и ему срочно нужны были наличные деньги. Сумма, которую просил продавец покупателя устраивала. Огромная кухня и отдельная ванная комната и туалет поражали объемами.
А комнаты, что были отдельными, с двумя английскими замками, можно переделать, как смежные. Дверь капитально заделать. А там, как знать, может какой богатей выкупит весь дом, и он, Сергей Игоревич, получит современную квартиру. Подъезд дома был сквозной, что вполне устраивало Ярославцева.
Он договорился еще раз посмотреть комнаты завтра.
На следующий день, подходя к дому, Сергей увидел в окне второго этажа бабульку, в розовом кружевном чепчике. Он закрыл глаза, тряхнул головой. А когда открыл, бабки в окне не было. Привиделось, решил он.
В этот раз он подходил к дому со стороны двора- колодца. Только кусочек серого неба и окна, окна, окна. Где-то они были современные, с модными жалюзями, а где ещё старые, совковых времён, с дребезжащим стёклами...                Сорокалетний парень явно торопился.
Эта квартира его двоюродного деда. Он здесь никогда не жил. Дед умер. Родственники все по заграницам. Никому квартира не нужна.
 - А мебель?. Она вроде антикварная. - Я все оставляю вам. Мне некогда торговать этой рухлядью.
  - Хорошо. Надо оформить сделку через нотариуса.
 Завтра я приеду с деньгами и с нотариусом.
 Парень был доволен. Ярославцев, с квартиры на набережной, как он окрестил будущее жильё, направился домой, то есть туда, где жила дочь.
- Ну вот, моя хорошая. Как говорится, дело в шляпе. Завтра с самого утра еду к Луговому, нотариусу. Он мой бывший одноклассник.
- Папа, может будем жить вместе. Мы тебе не мешаем, да и ты нам.
- Нет, доча. Я уж один. Может даму сердца найду.
- Ну, смотри. Как тебе удобнее.
Утром Сергей Игоревич был в офисе Лугового.
- Серёжа, а ты хорошо подумал. Две посторонние комнаты в коммуналке. Я узнал, хозяин тот же умерший старик, только наследник другой. Пока не нашли, а твой продавец, тоже не знает. Да и вообще не знает кто это.
- Слушай, Витя, не морочь голову, поехали.
- А ты не пожалеешь. Это, как кот в мешке.
- Какой кот? Сначала я буду один жить, а объявятся другие наследники, сговоримся. Луговой, как следователь задавал продавцу вопросы.
 Парень отвечал четко. Он говорил, что наследники первой и второй линии были оповещены, но не захотели заниматься продажей.
 Вся квартира (5 комнат) принадлежит деду.
 А он наследник четвертой очереди и все по честному.
 - А почему жилых только две комнаты? - спросил Луговой.
 - В комнатах выходящих окнами во двор проржавели трубы и слесаря просто их обрезали. И дворовую сторону дома давно не ремонтировали.
 Вам достались две хорошие светлые комнаты и кухня с окнами на улицу.
 Долго оформляли все бумаги. Парень все подписал и получил миллион наличными..
 - А мебель? - Все остается новому хозяину.  Я послезавтра вылетаю в Берлин, а дальше за океан. Так , что прощайте.
 А если сможете отремонтировать аварийные комнаты, то вся квартира ваша. В договоре я все подписал. А это старый ордер на квартиру и связка ключей от всех комнат...
 Ну вот, дело сделано, можно въезжать. Большого ремонта Ярославцев не планировал. Так, немного освежить в ванной, туалете и на кухне. В комнатах также побелить. Клеить, слишком высоко. Всю мебель отдаёт дочка, вместе со шторами. А антиквариат Сергей решил поместить в одну из комнат, плотно набив её.
На следующий день, этой работой они занялись с зятем.
Каково было их удивление, когда они открыли один из замков, и не обнаружили полового настила. Его кто-то намеренно снял и сложил аккуратно у стены. Местами он был, но поставить мебель было невозможно. То же самое было и в других комнатах. В третьей островков настила было больше. Но это тоже не являлся   вариантом для старой мебели.
- Батя, что это такое?
- Да я и сам не пойму. Бывший хозяин говорил, что отрезано отопление. Но оно на месте. И батареи нормальные, горячие.
-Куда же этот  антиквариат  девать?
- Я  не хочу его оставлять. Придется в третей комнате поправить настил и как-то впихнуть в неё.
Вадим, зять Ярославцева,  занялся полом, а сам  Сергей, пошел красить намеченное по плану. Работали тихо, не мешая друг другу. Только раздавался стук молотка.
Вдруг Вадим подал голос:
- Батя, гляди что я нашёл.
- Никак бусы?
- Старинное колье.
- Как оно тут оказалось, и где ты нашёл? А ещё, там ничего нет?
- Нет ничего, я проверил. Вот тут под настилом лежало.
- Ну, я думаю, что было не одно. Здесь, видимо, хранился клад, и одну его частицу потеряли.
- Что будем делать?
- Ждать. Придут или не придут.
- А кто должен прийти?
- Так я тоже не знаю. И в догадках теряюсь.
 Мебель кое-как  втолкнули в третью комнату.  Свою, Сергей забрал от детей. В жилых комнатах было уютно. И кухня стала совсем другой: занавески, шкафчики, современный  большой холодильник.
Всё складывалось хорошо. Только Сергею не давали покоя три соседних комнаты. Он проверил, чтобы окна в них были плотно закрыты. Входную же дверь, на ночь, запирал на засов. На следующий день Сергей пригласил на новую трущобную квартиру Лугового. - Картина ясная , осмотрев комнаты сказал Луговой. Я за два дня навел о продавце квартиры все справки. Сивцов Алексей Иванович. Он действительно сегодня вылетает в Берлин. За квартиру не беспокойся. Я все бумаги оформил , как положено. Завтра у тебя будет новый ордер на всю эту квартиру. На все 5 комнат. Я думаю ты остался в барыше.- А кто взломал пол в 3-х комнатах и следы свежие? - Скорее всего продавец - наследник. Дед ,который тут жил, дед не простой. Вон в прихожей его портрет висит.- Да , я обратил внимание на этот портрет. Военный с петлицами, но молодой, лет 20 от силы... с треугольниками в петлицах, наверное сержант. - Нет Серега не сержант. Это форма НКВД и значит на портрете лейтенант . Такие петлицы были до 1943 года. А закончил службу дед в чине майора КГБ. - Круто! - Да, Серега, круто!. Много людей посадили и расстреляли чекисты. Имущество конфисковывали... У этого деда наверное много тайников было с конфискованными драгоценностями. - Похоже на  то - ответил Сергей. - Завтра приеду с металлоискателем, проверим - успокоил Виктор. Сергей показал ему старинное колье.- О! Это колье на пол лимона как минимум потянет. Надо в каталоге драгоценностей посмотреть...- Да неужели? - Точно Серега. Я же нотариус. Вот только зеркало напротив портрета очень странное, то ли от времени волной пошло. Какое- то кривое зеркало, как в комнатах  смеха. -Да. Точно. Вон у меня какая морда вытянутая, а на самом деле круглая - согласился Сергей Игоревич. Пожалуй я его для внуков оставлю в прихожей. Как придут - посмеются. Луговой, как и обещал, приехал с металлоискателем, но через неделю. За это время никаких действий по отношению к квартире не происходило. Только вечером, в пятницу, пришла пожилая женщина, и сказала, то что по объявлению. Взгляд её приковывал к себе. Карие глаза, орлиный нос. На вскидку, ей было лет шестьдесят пять.
- Здравствуйте, молодой человек( а он был лет на десять младше посетительницы), Я видела в газете объявление, что продаются две комнаты, в пятикомнатной квартире. И хотела бы приобрести.
- К сожалению, мадам, не получится. Я новый владелиц. Месяц живу здесь. Сделал кое-какой ремонт.
- А другие комнаты, не продаются?
- Они не пригодны для жилья, и закрыты на замки. В одну из них я определил всю мебель.
- Жаль. Очень жаль. Видимо я опоздала. Ну, прошу прощения.
Сказав это дама удалилась.
Сергей весь вечер гадал, кем могла быть эта дама.
Объявление публиковалось месяц назад. После совершения сделки, было отозвано. Значит о квартире дама узнала из другого источника. Откуда?
Своими мыслями Ярославцев поделился с Луговым, который пришёл на следующий день с металлоискателем.
- Друг не волнуйся. Вот ордер. Он твой. Согласно договора, квартира вся твоя.
Друзья исследовали каждый уголок комнат. Прибор молчал. Но на кухне запищал. Решили на этом сделать перекур, то есть попить кофе, и дальше взяться за работу. - А знаешь Витя, где-то эту женщину я уже видел, вот только вспомнить не могу где?  Портрет отражаясь в зеркале под косым углом шевелил рукой , будто на что то  указывая.
 Если смотреть прямо, то военный на портрете отдавал честь. Под углом - подмигивал и указывал  в сторону кухни. Перекусив, друзья стали осматривать вытяжку. На уровне  вытянутой руки ничего не обнаружили. Но прибор, по прежнему, пищал. Вдруг Виктор вскрикнул от неожиданности. Сбоку в трубе, он обнаружил шероховатости и стал скрести  пальцами. Затем попросил нож. Через некоторое время обнаружил большую выемку, где лежала шкатулка. На крышке имелись небольшие повреждения, но  открылась она легко. Такого друзья еще не видели. Кольца, серьги, цепочки. Всё это было уложено и покрыто бархатной тряпочкой.
- Витя, да тут ценностей немерено. И всё старинное. Что делать.
- Я считаю сдать, под декларацию  государству. От греха подальше. Процент будет неплохой. А так, что ты будешь с ним делать.
- Правильно, Витя. Вот давай и оформим.
Подожди. Я вспомнил. Женщина, что приходила, похожа на бабку, которую я видел в окне. Может её дочка. Надо будет наведываться к ним. Познакомится поближе. Расспросить про жильцов дома. Ведь соседи.
- Правильно. А я займусь кладом.
Луговой написал все необходимые бумаги, для сдачи находки государству. И друзья стали ждать результат.
Поздняя осень не оставляла надежды на солнечную погоду. Рано темнело, накрапывал дождик. Многим была не по нраву такая погода. А Ярославцев любил. Он не спеша шел в свое жилище. К дому он подходил со стороны переулка, выходящего на проспект. Пройдя подворотню, на углу дома, он услышал слабые стороны. Сергей Игоревич не замедлил подойти. В человеке, едва подававшем признаки жизни, он узнал Сивцова, продавца квартиры.
- Выходит не поехал ты, ни в какой Берлин.
Сергей вызвал скорую помощь.
Неотложка приехала быстро.
- Вы знаете этого человека?
- Да. Чуть более месяца, я купил у него квартиру.
И Ярославцев назвал имя и фамилию пострадавшего.
- Жить будет?
- Не сомневаюсь.
Врач назвал больницу, куда повезут парня, а Сергей пошел домой.
Придя в квартиру он позвонил Луговому.
- Витя, представляешь, мой продавец никуда не уехал. Я нашёл его в подворотне. Он сильно пострадал. Сейчас в больнице.
- Надо к нему сходить. Я это сделаю сам. А ты познакомься с соседкой. Чувствую тут пахнет криминалом. Надо нам с тобой к этому делу Валерку привлечь. - Какого Валерку? - Серова Валерку помнишь? Он с нами до 9-го класса учился.- "Серый"? Помню конечно. - Он теперь в прокуратуре работает следователем по особо важным делам.  - А может не надо? - Ну он конечно птица высокого полета, но мне не откажет - сказал Луговой. Надо ему все рассказать. Пусть раскрутит этого Сельцова и деда его. Надо узнать о его загадочном прошлом.  Они шли по набережной с цепями, которые позвякивали на ветру, словно пес на цепи. Эту набережную так  прозвали еще Петербуржцы "Черный пес Петербург". Ветер дул с залива нагоняя волну в темную Неву. - Как бы наводнения не было. Уже на 0,7 выше ординара вода поднялась. - Может быть, может быть - согласился Виктор. Ладно до завтра. Если что - позвоню. Ярославцев попрощался и поспешил домой. Он решил сегодня же навестить соседку. Выпив, наскоро, чашечку растворимого кофе, Сергей спустился к соседям. Звонок не работал. Он слегка постучал, но звук эхом пробежал по всему подъезду. Дверь открыла женщина годов около сорока пяти.
- Здравствуйте, а вы к кому?
- Я, собственно, ваш сосед. Живу этажом выше. Пришёл познакомиться. Мне кажется, я вас где-то видел?
- Лидочка, это к вам с мамой,- крикнула женщина, -  проходите. Я Наташа. А вы?
- Я Сергей.
На голоса в прихожей вышла Лида. Она была той самой женщиной, которая приходила к Ярославцеву, узнать про квартиру.
- Так вы значит, Лида. Вот вас то я и  видел. Вы заходили ко мне.
- Это не имеет значения. Да заходила. Это всё так сложно.
- Так расскажите, если это удобно.
- Мы ложимся спать поздно. Наташа сегодня остаётся у нас. Проходите.
Я живу с мамой, а Наташа моя младшая сестра. Она приехала к нам на пару деньков из Тверской области.
Эта квартира наша семейная реликвия, аж в четвертом поколении. Здесь жили мамины бабушка с дедушкой. С момента постройки дома. Частично,  площадь у нас конфисковали, так что осталось две комнаты, чулан, кухня, ванна и туалет. Мои родственники были мирных профессий, поэтому в революцию их не арестовали, не было гонений. Мамин дедушка,  географ, преподавал в университете. Отец тоже пошел по его стопам. Кроме географии, они занимались историей. Но в тридцатых годах,  деда арестовали, по доносу, и конфисковали семейную реликвию, подарок Екатерины Великой. Это колье, которое переходило из поколения в поколение. Оно бесценно. Тем более для нас. Я думала, может быть удастся найти. Но, надеялась зря. Месяца три назад, было слышно, что наверху, как будто вскрывали пол. Потом всё утихло, а  квартира оказалась проданной вам.
- Расскажите о колье. Что оно представляет из себя. Опишите.
- А у меня нет о нём даже представления. Мама была тогда маленькая, и тоже не видела колье. Она сказала, что была печать на замочке императорской семьи. И всё.
- Я нашёл колье, вернее мой зять. Оно упало там, где был разобран пол. Сейчас оно хранится в банке. Я вам покажу.
- Хотелось бы.
- Больше того, мы нашли шкатулку с драгоценностями. Что нам оставалось делать? Сдали государству. Может и там были ваши вещи.
- А может и не было. Я не знаю. В той квартире жил ужасный человек. Он причастен к аресту моего деда. Дед так и не вернулся. Бабушка одна воспитывала маму. А мама плохо его помнит, хотя на память не жалуется, ведь она была совсем ребёнком.
- Я вам верну колье.
Лидия ещё много рассказывала  о своей семье. Показывала фотографии. В разговор включалась и Наташа. Младшая сестра очень понравилась Ярославцеву. И он предложил ей прогуляться на следующий день. Наташа не отказалась. На следующий день накрапывал дождь. С залива дул сильный ветер, и прогулка не состоялась..  Ярославцев пригласил Наташу к себе. Вера Петровна и Лида были рады за свою дочь и сестру. Может быть сейчас ей повезёт. Сергей им нравился, интеллигентный мужчина, добрый и весьма привлекательный.
Вечером пили чай у Свирских, с овсяным печеньем и вишневым вареньем.
В понедельник Наташа уехала в Тверь на Сапсане. Сергей её проводил. На вокзале они обменялись номерами телефонов.
Сергей каждый вечер звонил Наташе, только один раз она не смогла ответить, ходили  с подругами по работе, в театр. Теперь Наташа приезжала каждый выходной, вечером в пятницу садилась на сапсан. На вокзале ее встречал Сергей. Уезжала в воскресенье, после обеда.
Однажды вечером, в пятницу прямо у поезда, Ярославцев сделал предложение возлюбленной. Он встал на колено и подарил кольцо. В это время проходили пассажиры с сапсана. Один из них, а это был артист Павел Майков, воскликнул:
- Девушка, соглашайтесь! Он вас любит. Это видно.
Ярославцев обнял Свирскую и поцеловал:
- Ну, так что!
- Я согласна.
Тем временем у Виктора Лугового накопилось много новостей.  Новости были потрясающими. Оказалось, что Сивцовых было двое. Два брата близнеца. И оба родились в 1917 году в семье бедного крестьянина Степана Васильевича Сивцова. В гражданскую войну этот Сивцов был лихим рубакой. Ненавидел богатеев. За отчаянную  храбрость был награжден именным оружием и серебряным портсигаром. Бойцы эскадрона дали ему кличку "СВИЩ" В 1920 сам возглавлял эскадрон. Беляки очень боялись этот эскадрон. Погиб от шальной пули или руки предателя выстрелом в спину. Детей до1932 года воспитывала мать Серафима Федоровна. А потом по комсомольской линии  сироты Сивцовы были направлены в Курское военное училище. В последствии Один брат Николай стал летчиком - истребителем, а второй - Степан был направлен в органы НКВД. Николай Степанович Сивцов (1917—1943) — советский лётчик-ас истребительной авиации во время Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (8.09.1943). Гвардии старший лейтенант (1943). Геройски погиб освобождая Украину.  А вот второй брат Степан Степанович Сивцов стал палачом. И за особую жестокость ему сослуживцы дали кличку "Фюрер SS".  Получается вот что:  продавец - Сивцов Алексей Иванович - внук Героя Советского Союза.
 С 1975 года рождения. Детдомовец. Родители погибли в 1984 в автокатастрофе
 Вот Алексей с 9 лет жил без родителей
 Государство предоставило ему после детдома комнату римского типа и все.
 Жил и работал на Урале, так как его отец (грудной ребенок) был с 1941 года эвакуирован На Урал вместе с матерью..
 Так, что Алексей ни чего хорошего в жизни своей не видел.
 Вот как бывает. Внук героя жил бедно.
 Наследники двоюродного деда все богатые, отказались от квартиры в пользу внучатого племянника(так рассказывал нам Алексей). На самом же деле Алексей остался единственным наследником. Больше наследников нет. У так называемого       " Фюрера SS" ни когда не было не жены ни детей. Он презирал женщин. Если бы он хотел ,то мог иметь целый гарем. Но... Вот только зачем и кому он копил якобы наследство - не понятно.
 Твоему продавцу Алексею не везет всю жизнь.  Рожденный ползать  - летать не может. Жалко парня. Мыкался всю жизнь.
 Хотел улететь в Берлин с чемоданом денег, но и тут не повезло. Побоялся пройти  таможенный контроль. И вернулся в Питер, чтобы временно пожить хотя бы в одной из комнат проданной квартиры.
 Чемодан оставил в камере хранения в аэропорту.
Ехал к тебе попросится на ночлег, но около дома на него напали какие то гопники. Сняли импортную замшевую куртку и попинали. Сейчас он в больнице с переломом ребра. Ведется следствие по делу о нападении и разбое. Валерка подключил к этому делу своих сотрудников. И еще: стоимость шкатулки оценили в 65 лимонов . Это 25% от общей стоимости
 А колье в 11 лимонов.
 На эти деньги евроремонт можно сделать в твоей квартире- закончил свое сообщение Виктор.
- Теперь надо подумать , как Алексею Сивцову помочь?
- А что тут думать? Он криминала не совершал. Деньги чемоданные ему отдадут , как наследнику. Я с "Серым" договорился. А у тебя какие новости? Что - то притих...
- А я женюсь. На младшей Свирской. Сделал предложение.
Колье я пока не мог принести, но показал им фото. Вера Петровна. Повздыхала. Сказала, что примерно таким и считала. Но отказалась потом принять его. Мол, сколько времени прошло.
- Знаешь, Сергей, я думаю отдать тогда колье в музей. Договорится сделать экспозицию, в память о семье Свирских. О их деде, и прадеде. Ведь найдутся в семейном архиве и фотографии.
- Да, это всё есть. А колье будет украшением. Я думаю, Лидия этим займется. Она историк.

В следующий приезд Наташи, состоялось бракосочетание. Она приехала с сыном. Свидетелями были Лидия и Виктор. Отмечали в квартире Свирских. Была дочь Сергея с семьёй. К этому времени выписался из больницы Алексей Сивцов. Его тоже пригласили.
- Знаешь, Серега, я теперь этого парня не оставлю без внимания. Помогу купить квартиру, и пристрою учиться, чтобы он смог получить хорошую специальность- пообещал Луговой.
,