Молитвы Иконе Бцы Елецкая Черниговская!

Леонид Крупатин
ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2022/02/18/273
СБОРНИК "МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!"


Молитвы Иконе Богородицы Елецкая-Черниговская
Празднование
18 февраля

История
От­но­си­тель­но об­ре­те­ния это­го св. об­ра­за из­вест­но сле­ду­ю­щее.

Ко­гда прп. Ан­то­ний Пе­чер­ский (скон. 1072 г.) в 1060 го­ду был из­гнан из Ки­е­ва ве­ли­ким кня­зем Изя­с­ла­вом (1054–1073), он тай­но уда­лил­ся в пре­де­лы Чер­ни­го­ва. Там он ис­ко­пал се­бе на го­рах Бол­ди­ных пе­ще­ру и стал ве­сти уеди­нен­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. В это имен­но вре­мя им и бы­ла об­ре­те­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он уви­дел ее на ели си­я­ю­щей свет­лы­ми лу­ча­ми, так что она ка­за­лась окру­жен­ной ог­нем.

Бла­го­да­ря со­дей­ствию Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва прп. Ан­то­ний на ме­сте об­ре­те­ния ико­ны ос­но­вал оби­тель и по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Как оби­тель, так и яв­лен­ная ико­на, ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на в этой оби­те­ли, бы­ли на­зва­ны Елец­ки­ми. Елец­кая оби­тель су­ще­ство­ва­ла до вре­мен на­ше­ствия на Русь та­тар. В 1238 го­ду та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя вторг­лись в пре­де­лы рус­ских вла­де­ний и раз­ру­ши­ли как цер­ковь, так и оби­тель, ос­но­ван­ные прп. Ан­то­ни­ем. Елец­кая ико­на, од­на­ко, со­хра­ни­лась во внут­рен­но­сти мо­на­стыр­ской сте­ны.

По­сле это­го там, где под­ви­зал­ся прп. Ан­то­ний, бо­лее двух сто­ле­тий вид­не­лись лишь од­ни раз­ва­ли­ны. Толь­ко в 1470 го­ду бла­го­че­сти­вый Ки­ев­ский князь Си­ме­он Олель­ко­вич воз­об­но­вил Елец­кий мо­на­стырь. Cв. ико­на опять бы­ла по­став­ле­на в хра­ме. Од­на­ко в на­ча­ле XVII сто­ле­тия Елец­кий мо­на­стырь по­стиг­ла та же участь, что и в XIII ве­ке: он вто­рич­но был раз­ру­шен пол­ко­вод­цем Поль­ско­го ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III Гор­но­ста­ем. В это тя­же­лое вре­мя чу­до­твор­ный об­раз Елец­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­шен­но утра­тил­ся, и даль­ней­шая ис­то­рия его со­вер­шен­но неиз­вест­на хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Впро­чем, есть еще дру­гое из­ве­стие, по ко­то­ро­му св. ико­ну еще рань­ше, — ко­гда в 1579 го­ду, в Ба­то­ри­е­ву вой­ну, Чер­ни­гов пе­ре­шел в ру­ки Поль­ско­го ко­ро­ля, — взял в Моск­ву князь Ба­ря­тин­ский, по­то­мок Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

В 1676 го­ду бра­тья Ко­зе­лы при­вез­ли из го­ро­да Вла­ди­ми­ра в Чер­ни­гов дру­гой об­раз Бо­го­ма­те­ри, так­же на­зы­ва­е­мый Елец­ким. Ныне эта св. ико­на на­хо­дит­ся в Елец­кой оби­те­ли. Она не ори­ги­нал, най­ден­ный прп. Ан­то­ни­ем, а один из мно­го­чис­лен­ных спис­ков с древ­ней Елец­кой ико­ны, про­слав­лен­ный, по­доб­но древ­ней иконе, мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский, быв­ший на­сто­я­те­лем Елец­ко­го мо­на­сты­ря в XVII ве­ке, го­во­рит об этом чу­до­твор­ном об­ра­зе сле­ду­ю­щее: «Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­вез из Ве­ли­кой Рос­сии, имен­но из Вла­ди­ми­ра, Ни­ки­та Фе­о­до­ро­вич Ко­зель в ян­ва­ре 1676 го­да в Чер­ни­гов на яр­мар­ку, и этот об­раз ку­пил у него Кон­стан­тин (Кон­стан­ти­но­вич), князь Ма­зо­пет­та (Острож­ский), и от­дал его (вза­мен утра­чен­но­го) в цер­ковь Елец­кой Бо­го­ро­ди­цы. Ибо та­кой об­раз мос­ков­ские лю­ди на­зы­ва­ют Бо­го­ро­ди­цей Елец­кой, так как он об­ре­тен в Чер­ни­го­ве на ели, что они вы­чи­та­ли у ка­ко­го-то рус­ско­го ле­то­пис­ца».

В том же 1676 го­ду Иоан­ни­кий по­сы­лал сво­их стар­цев в Моск­ву для то­го, чтобы точ­но уста­но­вить, по­че­му эта ико­на име­ну­ет­ся Елец­кой. На это про­ис­хо­див­ший от Чер­ни­гов­ских кня­зей бо­ярин Ни­ки­та Ива­но­вич Одо­ев­ский от­ве­чал: «Слы­ша­ли мы от сво­их де­дов и пра­де­дов, что близ Чер­ни­го­ва на ели най­ден был об­раз Бо­го­ма­те­ри, а по­то­му и цер­ковь, там ос­но­ван­ная, на­зва­на Бо­го­ро­ди­це-Елец­кая. Кем был по­став­лен ту­да об­раз, неиз­вест­но, но то из­вест­но, что это бы­ло при кня­зе Чер­ни­гов­ском Свя­то­сла­ве Яро­сла­ви­че, как за­пи­са­но в си­но­ди­ке епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го Зо­си­мы Про­ко­по­ви­ча: цер­ковь Елец­кая ос­но­ва­на в 6568 (т. е. в 1060) го­ду. Из Чер­ни­го­ва во вре­мя во­ен­ное сия ико­на пе­ре­не­се­на в Моск­ву, а в Чер­ни­го­ве сей ико­ны нет».

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский воз­об­но­вил раз­ру­шен­ный поль­ским пол­ко­вод­цем Гор­но­ста­ем Елец­кий мо­на­стырь Бо­го­ро­ди­цы и по­ста­вил в нем по­жерт­во­ван­ную кня­зем Острож­ским св. ико­ну. Кро­ме то­го, он опи­сал в сво­ей кни­ге «Скарб­ни­ца», или «Скрав­ни­ца» (Со­кро­вищ­ни­ца), из­дан­ной в 1678 го­ду в Нов­го­ро­де-Се­вер­ском, те мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, ко­то­рые со­вер­ша­лись от этой ико­ны.

На Елец­кой Чер­ни­гов­ской иконе изо­бра­же­на ель, сре­ди зе­ле­ных вет­вей ко­то­рой по­ме­ща­ет­ся сам об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. Ве­ли­чи­на все­го изо­бра­же­ния — 1 ар­шин и 14 верш­ков в вы­ши­ну (ес­ли из­ме­рять по­се­ре­дине, так как ввер­ху ико­на по­лу­круг­ла) и 1 ар­шин 1 вер­шок в ши­ри­ну. Дли­на же са­мой ико­ны, на­хо­дя­щей­ся в вет­вях де­ре­ва, со­став­ля­ет 10 3/4 верш­ка, а ши­ри­на — 51/2 верш­ков. Вся ли­це­вая сто­ро­на об­ра­за по­кры­та се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой, а ве­нец Бо­жи­ей Ма­те­ри укра­шен до­ро­ги­ми кам­ня­ми.

Елец­кая ико­на Бо­го­ро­ди­цы в лет­нее вре­мя на­хо­дит­ся в глав­ном Успен­ском со­бор­ном хра­ме оби­те­ли, а на зим­нее вре­мя пе­ре­но­сит­ся в теп­лый Пет­ров­ский, где и за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в ки­о­те, с пра­вой сто­ро­ны за кли­ро­сом. Пе­ре­не­се­ние это со­вер­ша­ет­ся с осо­бен­ной тор­же­ствен­но­стью, при со­бор­ном уча­стии бра­тии в свя­щен­ных об­ла­че­ни­ях, с пе­ни­ем тро­па­ря Бо­го­ма­те­ри и при ко­ло­коль­ном звоне.

В Чер­ни­гов­ском Елец­ком мо­на­сты­ре с очень дав­них вре­мен су­ще­ству­ет обы­чай каж­дую сре­ду пред ли­тур­ги­ей слу­жить мо­ле­бен Бо­го­ма­те­ри с ака­фи­стом. К это­му мо­леб­но­му пе­нию и ака­фи­сту, со­вер­ша­е­мым пред чу­до­твор­ной ико­ной, усерд­ные бо­го­моль­цы, несмот­ря ни на ка­кую по­го­ду, все­гда сте­ка­ют­ся в зна­чи­тель­ном чис­ле. Жи­те­ли Чер­ни­го­ва име­ют обык­но­ве­ние брать этот чу­до­твор­ный об­раз в свои до­ма.

Ико­на Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мая Елец­кая-Чер­ни­гов­ская, име­ет­ся так­же в Харь­ков­ском Успен­ском со­бо­ре. Околь­ни­чий князь Да­ни­ил Ба­ря­тин­ский, на­хо­див­ший­ся под на­чаль­ством кня­зя Ва­си­лия Го­ли­цы­на и ко­ман­до­вав­ший нов­го­род­ски­ми пол­ка­ми, в 1687 го­ду воз­вра­щал­ся из по­хо­да в Крым. В Харь­ко­ве он силь­но за­бо­лел и, на­хо­дясь уже при смер­ти, от­дал быв­шую при нем в по­хо­де Елец­кую ико­ну Бо­го­ма­те­ри в харь­ков­ский Успен­ский со­бор, где она и на­хо­дит­ся до се­го дня.

Этот об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. На нем име­ет­ся весь­ма древ­няя над­пись, сде­лан­ная ки­но­ва­рью: «Об­раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей опи­си Успен­ско­го со­бо­ра, сде­лан­ной в 1724 го­ду, зна­чит­ся: «Об­раз чу­до­твор­ной Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Елец­кой; ри­за се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, по­да­на кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник по­зо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Гри­го­ри­ем Квет­кою». Та­ким об­ра­зом, древ­ность этой ико­ны вне вся­ко­го со­мне­ния.

Богослужения
Минея. 6 февраля. Празднование Пресвятей Богородице, иконы ради Ея Елецкия, яже во Харькове граде

Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой-Черниговской», глас 6
Твоего; милосе;рдия дарова;ния воспомина;юще, Влады;чице, и Тво;й чудотво;рный о;браз благогове;йно лобыза;юще, упова;нием же Твоея; по;мощи сердца; на;ша веселя;ще, а;ки среди; на;с пребыва;ющую Тя; помышля;ем и ве;рою Тебе; вопие;м: Твоего; моли; Сы;на и Го;спода, да научи;т на;с за;поведи Его; всегда; твори;ти и злы;я искуше;ния побежда;ти, и Тебе;, Предста;тельницу на;шу, досто;йно пе;ти и сла;вити во ве;ки.

Перевод: Твоего милосердия дарования вспоминая, Владычица, и Твой чудотворный образ благоговейно целуя, надеждой на Твою помощь сердца наши радующий, как о пребывающей среди нас о Тебе думаем и с верой взываем к Тебе: «Моли Сына Твоего и Господа, да научит нас заповеди Его всегда исполнять и злые искушения побеждать, и Тебя, Защитницу нашу, достойно воспевать и прославлять во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой-Черниговской», глас 5
На неувядаемом дре;ве уго;днику яви;вшися, Твое; же предста;тельство все;м моля;щимся при;сно явля;ющи, Влады;чице, и на;шего не отврати; смире;ннаго моле;ния, но прегреше;ний на;ших проще;ния испроси; и, ско;рби ду;ш на;ших отъемши, благода;рственное на;ше приими; поклоне;ние, да любо;вию Тя; во ве;ки сла;вим, Всепе;тая.

Перевод: На неувядаемом дереве угоднику явившись, Твое заступничество всем молящимся всегда являешь, Владычица, и нашего не отвергни смиренного моления, но прегрешений наших прощения испроси и, от скорби души наши избавив, благодарственное наше прими поклонение, да с любовью Тебя во веки прославляем, Всеми воспеваемая.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой-Черниговской»
Премилосе;рдая на;ша Засту;пнице, и ду;ш на;ших блага;я Храни;тельнице, и теле;с на;ших милосе;рдая Цели;тельнице, Богоро;дице Де;во! Ве;мы, я;ко недосто;йни есмы;, не то;чию Твои;х дарова;ний прича;стницы бы;ти, но и оче;й свои;х на чудотво;рный Тво;й о;браз возвести;, зане; ду;ши на;ша грехо;в испо;лнены су;ть и о;чи зави;стными и блу;дными воззре;ньми оскверне;ни су;ть. Оба;че Твое; сострада;ние челове;ком, в нужда;х и ско;рбех пребыва;ющим, воспомина;юще, и;м же Твоего; Боже;ственнаго Сы;на на пе;рвое чу;до в Ка;не Галиле;йстей преклони;ла еси;, и да;же до дне;сь Того; пра;ведный гне;в от гре;шников отвраща;еши, па;ки и па;ки на мольбу; Тебе;, пред чудотво;рным Твои;м о;бразом, подвиза;емся и со смире;нным упова;нием Тебе; про;сим: испроси; грехо;м на;шим проще;ние, от па;губных страсте;й исцеле;ние, от нечу;вствия и от сна; духо;внаго пробужде;ние и о доброде;телех христиа;нских ре;вность. Си;ми у;бо дарова;ньми ду;ши на;ша украси;вши, изба;ви на;с от го;рестей, в уны;ние некре;пкая сердца; на;ша поверга;ющих, исцели; боле;зни моля;щихся и о ни;хже моли;тву ти;и прино;сят, от напра;сныя сме;рти жи;знь на;шу сохрани; и сию; христиа;нскою кончи;ною во вре;мя подо;бно увенча;ти сподо;би. Но и земно;е на;ше пребыва;ние от взаи;мныя зло;бы и за;висти огради;, и в любви; Христо;вой сие; препровожда;ти на;м помози;. Це;рковь Сы;на Твоего; во все;й вселе;нней умно;жи и утверди;, еретико;м обраще;ние ко и;стине испроси;, язы;ком же неве;рным ве;ры и;стинное позна;ние. Та;кожде и одоле;ние на враги; и супоста;ты да;руй, и все;х на;с научи;, я;коже во дни; весе;лия, та;ко и во дни; печа;ли Тебе; прославля;ти и о все;х Сы;на Твоего; благодари;ти, житие; свое; в Его; святу;ю во;лю вруча;ти со упова;нием ве;чнаго спасе;ния ожида;ти, да и та;мо просла;вим Его; Пресвято;е и;мя и Твое; милосе;рдое предста;тельство во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Каноны и Акафисты
КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «ЕЛЕЦКАЯ-ХАРЬКОВСКАЯ»
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радуйся, Богородице Всепетая! восклицаем вернии, на чудотворную Твою икону взирающе, яже радость первее преподобному Антонию Печерскому видением Твоим даровала еси, и поныне подобием видения того, на дщице написанном, всем молящимся радость подаеши, моления их благостно приемлющи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Антоний преподобный во изгнании неправеднем томяся, видением же Богородицы совершенное приемый утешение, сие на дщице написати повелевает и, во святую Лавру возвращаяся, икону Ея обители Черниговской вручает, яже и до днесь во граде Харькове от всех со благоговением зрится и чудеса исцелений источает.

Слава: Древле злым татаром, на град Чернигов нашедшим, икона Матери Божия чудесне в стене сокрывается и, многим летом прошедшим, паки христианом на поклонение открывается. Зрите убо, о людие, Богоматере великую силу, Ей же не возмогут невернии противостати.

И ныне: Угодника Твоего, Владычице, видением утешила еси, нас же, грешных, не лиши Твоего заступления, аще и недостойни сего являемся: покаяние бо теплое пред святынею Твоею возносяще, аки жена хананейская, неотступно Твоея просим помощи.

Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Инии, Православныя веры врази на пределы Черниговския чрез много лет нашедше, подвигоша воеводу града того икону Елецкую с собою во царствующий град пояти, предану бывшу Черниговскому пределу языку чуждему.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Сия беды, о Владычице, род наш избави, да святыня Твоя во граде Харькове утвердившися, в том непоколеблена пребудет во веки и сердца наша умилением исполняти не престанет.

Слава: Яже в роде воеводы того яко сто лет икона Владычицы пребывши, завещанием внука его в соборную церковь града Харькова поставляется и оттоле молитвы людей Божиих сию, аки крыла Херувимов, присно окружают.

И ныне: Богородице Пречистая, аще и многогрешни суть людие, в Твой святый храм притекающии, но якоже Сын Твой спасения ради грешник от Небес к нам пришел есть, тако и Ты от Небесных кругов на моления наша призри и прошений людей Твоих не презри, Всепетая.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне: